Автор: Борисов Константин Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: филиала № 3 ГБОУ ВСОШ
Населённый пункт: г. Стерлитамака Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания
Раздел: полное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Доклад по самообразованию на тему:
,,Самостоятельная работа учащихся на уроках
истории и обществознания”
Докладчик: Борисов К.А.
Стерлитамак
Одной из проблем молодых и начинающих работать учителей в современных школах
считается
не
умение
организовать
самостоятельную
работу
на
уроке
при
проведении
лабораторных и контрольных работ, практических занятий, семинарах и консультаций.
Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно
работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают
получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.
Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в
подготовке
уроков
с
самостоятельной
работой:
пока
ещё
мало
технических
средств,
дидактического материала, компьютеров, даже необходимой литературы для учеников и самих
рекомендаций для учителей.
Но
всё
выше
сказанное
не
мешает
многим
учителям
образцово
организовывать
самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов. Очень важно
научить ученика учиться!
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного
цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование
мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы - это работа по
образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником:
работа
с
датами,
ответы
на
вопросы,
комментарии
к
тексту
и
историческим
источникам,
рисункам, фотографиям или работа с исторической картой.
Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и
обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением
объёма научной и исторической информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро
встаёт
сегодня
необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся,
развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё
новые «вызовы» современной жизни.
Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания представляет собой особый вид
учебной
деятельности
-
она
осуществляется под
руководством,
но
без
непосредственного
вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних
учащихся сделать что-то самим.
Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация
и
сильная
воля.
Это
наличие
творческих
начал,
присущих
каждому
ребёнку,
это
радость
открытий.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны, можно выделить
следующее:
1.
наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль
результатов работы;
2.
отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
3.
внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
4.
собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве
мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы,
желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);
1.
готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
2.
соединение собственных мыслей с действием;
3.
проявление инициативы и творчества.
2
Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения,
метод или средство обучения?
Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели;
его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний,
умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины.
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону
процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития
самостоятельности
учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А
именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и
практическая; это выход творческим силам детской души.
В структуре самостоятельной работы на уроках истории и обществознания можно
выделить три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ
задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и
оценка результатов.
Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике.
Поэтому от этапа
объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до
формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму
последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:
■ выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
■ выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а
структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы,
достижение уровня продуктивной деятельности);
■ выполнение
эвристических
работ
(разрешение
проблемных
ситуаций,
создаваемых
учителем,
приобретение
опыта
поисковой
деятельности,
овладение
элементами
творчества);
■ выполнение
исследовательских
работ,
приобретение
опыта высказывания собственных
суждений, умения оценивания на основе анализа.
На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем
в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации).
Постепенное
развитие
и
нарастание
самостоятельности
учащихся
и
уровня их активности
приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в
последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке.
Самостоятельную работу на уроках истории и общества можно применять на различных его этапах:
при подготовке к восприятию нового материала по истории; при изучении исторических событий,
обществоведческих понятий и терминов, формировании определённых навыков и умений; при
обобщении и систематизации знаний.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей
классификацией её типов и видов:
■
по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на
выбор и творческие);
■
по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
■
по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления,
применения, обобщения и систематизации, контроля);
3
■
по месту выполнения (на уроке, вне урока);
■
по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
Работая с книгой, картой, таблицей, с историческими событиями, датами, биографией
исторической
личности
и
другими
источниками,
современными техническими
средствами,
учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного
обдумывания
вопроса
или проблемной
ситуации,
созданной
учителем.
Можно
предложить
учащимся на основе анализа содержания учебного материала по истории
самостоятельно
обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход исторических событий;
высказать
сомнение;
поделиться
собственным
мнением
в
устной
или
письменной
форме;
составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий,
обеспечивающих её успешность:
1.
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
2.
Наличие
сформированных
умений
и
навыков
самостоятельной
работы
(от
элементарных до более сложных).
3.
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и
разнообразие.
4.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
5.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
6.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной
цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная
деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная
работа (каждый ученик выполняет особое задание).
7.
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе.
Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной
беседе;
опережающее индивидуальное
творческое
задание
можно
предложить
для
рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое
задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом
вместе с учителем. Показателем работы в реализации поставленной проблемы является увеличение
времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению
на
выполнение
домашнего
задания.
И
домашняя
работа
действительно
может стать
самостоятельной.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя.
Ведь знания
можно
предложить,
показать,
где
и
как
взять,
но
овладеть
ими каждый
ученик
должен
самостоятельно.
4