Напоминание

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания


Автор: Борисов Константин Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: филиала № 3 ГБОУ ВСОШ
Населённый пункт: г. Стерлитамака Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания
Раздел: полное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Доклад по самообразованию на тему:

,,Самостоятельная работа учащихся на уроках

истории и обществознания”

Докладчик: Борисов К.А.

Стерлитамак

Одной из проблем молодых и начинающих работать учителей в современных школах

считается

не

умение

организовать

самостоятельную

работу

на

уроке

при

проведении

лабораторных и контрольных работ, практических занятий, семинарах и консультаций.

Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно

работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают

получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.

Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в

подготовке

уроков

с

самостоятельной

работой:

пока

ещё

мало

технических

средств,

дидактического материала, компьютеров, даже необходимой литературы для учеников и самих

рекомендаций для учителей.

Но

всё

выше

сказанное

не

мешает

многим

учителям

образцово

организовывать

самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов. Очень важно

научить ученика учиться!

В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного

цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование

мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы - это работа по

образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником:

работа

с

датами,

ответы

на

вопросы,

комментарии

к

тексту

и

историческим

источникам,

рисункам, фотографиям или работа с исторической картой.

Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и

обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением

объёма научной и исторической информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро

встаёт

сегодня

необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся,

развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё

новые «вызовы» современной жизни.

Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания представляет собой особый вид

учебной

деятельности

-

она

осуществляется под

руководством,

но

без

непосредственного

вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних

учащихся сделать что-то самим.

Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация

и

сильная

воля.

Это

наличие

творческих

начал,

присущих

каждому

ребёнку,

это

радость

открытий.

Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны, можно выделить

следующее:

1.

наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль

результатов работы;

2.

отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;

3.

внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;

4.

собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве

мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы,

желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);

1.

готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;

2.

соединение собственных мыслей с действием;

3.

проявление инициативы и творчества.

2

Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения,

метод или средство обучения?

Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели;

его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний,

умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону

процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития

самостоятельности

учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А

именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и

практическая; это выход творческим силам детской души.

В структуре самостоятельной работы на уроках истории и обществознания можно

выделить три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ

задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и

оценка результатов.

Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике.

Поэтому от этапа

объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до

формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму

последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:

■ выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;

■ выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а

структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы,

достижение уровня продуктивной деятельности);

■ выполнение

эвристических

работ

(разрешение

проблемных

ситуаций,

создаваемых

учителем,

приобретение

опыта

поисковой

деятельности,

овладение

элементами

творчества);

■ выполнение

исследовательских

работ,

приобретение

опыта высказывания собственных

суждений, умения оценивания на основе анализа.

На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем

в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации).

Постепенное

развитие

и

нарастание

самостоятельности

учащихся

и

уровня их активности

приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в

последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке.

Самостоятельную работу на уроках истории и общества можно применять на различных его этапах:

при подготовке к восприятию нового материала по истории; при изучении исторических событий,

обществоведческих понятий и терминов, формировании определённых навыков и умений; при

обобщении и систематизации знаний.

При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей

классификацией её типов и видов:

по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на

выбор и творческие);

по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);

по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления,

применения, обобщения и систематизации, контроля);

3

по месту выполнения (на уроке, вне урока);

по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

Работая с книгой, картой, таблицей, с историческими событиями, датами, биографией

исторической

личности

и

другими

источниками,

современными техническими

средствами,

учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного

обдумывания

вопроса

или проблемной

ситуации,

созданной

учителем.

Можно

предложить

учащимся на основе анализа содержания учебного материала по истории

самостоятельно

обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход исторических событий;

высказать

сомнение;

поделиться

собственным

мнением

в

устной

или

письменной

форме;

составить таблицу; выполнить практическое задание.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий,

обеспечивающих её успешность:

1.

Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

2.

Наличие

сформированных

умений

и

навыков

самостоятельной

работы

(от

элементарных до более сложных).

3.

Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и

разнообразие.

4.

Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

5.

Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.

6.

Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной

цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная

деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная

работа (каждый ученик выполняет особое задание).

7.

Осознание учащимися результатов своих достижений.

Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе.

Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной

беседе;

опережающее индивидуальное

творческое

задание

можно

предложить

для

рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое

задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом

вместе с учителем. Показателем работы в реализации поставленной проблемы является увеличение

времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению

на

выполнение

домашнего

задания.

И

домашняя

работа

действительно

может стать

самостоятельной.

Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя.

Ведь знания

можно

предложить,

показать,

где

и

как

взять,

но

овладеть

ими каждый

ученик

должен

самостоятельно.

4



В раздел образования