Автор: Ахметзянова Алсу Минсахиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина
Населённый пункт: станция Клявлино Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "профилактика дисграфии и дислексии младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского
языка. Выступление на окружном семинаре учителя начальных классов
высшей категории ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Клявлино Ахметзяновой Алсу
Минсахиевны. (из опыта работы)
Одной
из
важнейших
задач
для
детей
с ограниченными
возможностями
здоровья в школьный период является овладение полноценной речью.
По
новым
стандартам
уроки
русского
языка
должны
быть
практико-
ориентированными , помогать адаптироваться ребёнку к жизни в социуме.
Компонент академической и жизненной компетенции: речевая практика.
У большинства детей с овз, которые обучались у меня, имелись стойкие
нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной
моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и
согласных, отмечаются грубые ошибки в многосложных
и малознакомых
словах, речь бедна интонационно, маловыразительна. Дети затрудняются в
подборе
синонимов,
антонимов,
многозначных,
однокоренных
слов,
образовании сложных слов.
Всё это приводит к трудностям в овладении письмом и чтением, к такому
нарушению речи, как дисграфия и дислексия.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма,
проявляющиеся
в
стойких
и
повторяющихся
ошибках,
обусловленных
несформированностью
высших
психических
функций,
участвующих
в
процессе
письма.
Основными
симптомами
дисграфии
являются
специфические
(не
связанные
с
применением
орфографических
правил),
стойкие ошибки на письме.
Дислексия-это специфическое нарушение способности к чтению, когда при
чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может
быть полностью интеллектуально развит.
Как показывает практика, симптоматика дисграфии и дислексии у данной
категории учащихся характеризуется большим количеством и разнообразием
ошибок и сложностью их механизмов.
Виды дисграфии и дислексии.
Акустическая
Ребёнок, опираясь на своё неправильное звукопроизношение, фиксирует его
на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
Артикуляторно – акустическая
проявляется
в
том,
что
ребенок
заменяет
буквы,
соответствующие
фонетически близким звуком (звонкие-глухие, свистящие-шипящие), а также
неправильно
обозначает
мягкость
согласных
на
письме
(«лУбит»
вместо
«лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
На почве нарушения языкового анализа и синтеза.
проявляется в виде специфических ошибок:
1. на уровне буквы и слога:
Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв
или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-
у, о-а и т.д.);
2. Ошибки на уровне слова и словосочетаний:
Сливается несколько слов и ошибочное использование морфем («пожарник
поливает пожар»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища»,
«медведий хвост», «ветерный день»);
3. Ошибки на уровне предложения и текста:
Не
обозначаются
границы
предложений
в
виде
заглавных
букв
и
точек;
нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются
окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок:
«большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».
Аграмматическая
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между
предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует
последовательности
описываемых
событий,
нарушаются
смысловые
и
грамматические связи между предложениями и словами.
Аграмматизмы проявляются:
- в искажении структуры слова, замене приставок, суффиксов («налететь» —
«влететь», «много стулов» — «много стульев»);
-
в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на
столе», );
- в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).
Оптическая
Оптическая дисграфия и дислексия - связанная с недоразвитием зрительной
памяти, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в
заменах и искажениях букв.
Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками.
Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-
и, у-и, ц-щ, ш-и. Буквы с, С,З, Е смотрят в другую сторону.
Мнестическая
дислексия.
Она
связана
с
тем,
что
ребенок
не
может
запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при
чтении.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение
качества
письма и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные
«описки». Для предупреждения и коррекции
таких ошибок необходима
планомерная и последовательная профилактическая и коррекционная работа.
В организации процесса обучения я учитываю специфики усвоения
знаний, умений и навыков детьми с ОВЗ и по требованию СФГОС
использую специальные методы, приёмы и средства:
•
Даю
сокращенные
задания,
направленные
на
усвоение
ключевых
понятий.
•
Четко разъясняю задания, с последующим повтором ученика.
•
Поэтапно разъясняю задания, «пошаговое предъявление материала»
•
Обеспечиваю
техническими
средствами
обучения:
нетбуком
и
интерактивной доской.
•
Предоставляю дополнительное время для завершения задания и для
сдачи домашней работы.
•
Использую карточки с упражнениями, которые требуют минимального
заполнения,
упражнения
с
пропущенными
буквами,
словами
или
предложениями.
•
Обеспечиваю ученика с ОВЗ печатными копиями заданий, написанных
на доске.
•
Разрешаю использовать диктофон, калькулятор для проверки.
•
Работа ученика проверяю ежедневно и часто оцениваю, поощряя на
успех.
•
Предоставляю возможность выполнение задания в малой группе и в
паре, прежде чем выступить перед всем классом.
•
Использую визуальные пособия (картинки, схемы).
•
Использую памятки при выполнении контрольных работ
С целью коррекции и профилактики дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ я
использую дидактические игры.
Они способствуют снятию напряжения и страха письма и чтения у детей и
создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное,
радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые
задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом
стимулирует познавательную деятельность и правильную речь ученика,
как устную, так и письменную.
Приведу примеры некоторых дидактических игр.
«Ребусы», «Найди правильную букву», «Расставь буквы по порядку»,
«Зашифрованное слово», «Найди все слова в цепочке», «Спрятанные
слова», «Составь слова»
«ЛОТО»
Детям раздаются карточки со схемами слов. Учитель показывает картинки.
Дети закрывают картинкой соответствующую схему. Выигрывает тот, у кого
быстрее закроются картинками все схемы.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов
цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к
ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего
(весна – автобус – слон – нос – сова).
Кроме игр, на уроке я использую индивидуальные карточки с заданиями.
Тексты с пропусками гласных.
Вставь гласные, запиши (разные уровни сложности).
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__
шк_рк_.
Тексты без границ слов.
Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.
Душистойсмолойпахнетбор.
Тексты без заглавных букв и точек.
Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
Зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости
это снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы
еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге
Восстанови предложение и рассказ.
в, сидят, гнезде, птенцы
громко, они, пищат
есть, хотят, малыши,
к, летит , ним, мама
червяка, она, несет, маленького
птичка, детей, спешит, своих, покормить
При коррекции и профилактики оптической дисграфии и дислексии даю
такие задания:
- назвать предметы по контурам;
- дорисовать симметричные изображения;
- рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги
- обвести буквы по контуру;
- назвать недописанные, перечёркнутые, наложенные буквы;
-показать
правильно
изображённую
букву
среди
неправильно
изображённых
- графические и зрительные диктанты.
Занятия
по
коррекции
дисграфии
и
дислексии
с применением
компьютера —
это
и актуально
и современно,
они
нравятся
детям.
В
настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих
детских
интерактивных
игр
и компьютерных
программ.
Я
изучила
и применяю
в коррекционном
процессе
следующие
учебные
программы:
логопедический
тренажёр
«Дельфа —
141»,
«Фраза»,
«Букварь»,
«виртуальный тренажёр Чиркина», «Электронные учебники» и др.
Если хотите помочь ребёнку, не забывайте, что:
1. Ничего
не
делается
по
мановению
волшебной
палочки,
нужно
время,
терпение и система;
2. родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке –
только тогда можно достигнуть желаемого успеха;
3. необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к
случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдёт на
нет, и проблемы могут только усилиться;
4. помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может
писать и читать лучше.
Ему надо помочь!