Напоминание

"профилактика дисграфии и дислексии младших школьников на уроках русского языка"


Автор: Ахметзянова Алсу Минсахиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина
Населённый пункт: станция Клявлино Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "профилактика дисграфии и дислексии младших школьников на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского

языка. Выступление на окружном семинаре учителя начальных классов

высшей категории ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Клявлино Ахметзяновой Алсу

Минсахиевны. (из опыта работы)

Одной

из

важнейших

задач

для

детей

с ограниченными

возможностями

здоровья в школьный период является овладение полноценной речью.

По

новым

стандартам

уроки

русского

языка

должны

быть

практико-

ориентированными , помогать адаптироваться ребёнку к жизни в социуме.

Компонент академической и жизненной компетенции: речевая практика.

У большинства детей с овз, которые обучались у меня, имелись стойкие

нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной

моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и

согласных, отмечаются грубые ошибки в многосложных

и малознакомых

словах, речь бедна интонационно, маловыразительна. Дети затрудняются в

подборе

синонимов,

антонимов,

многозначных,

однокоренных

слов,

образовании сложных слов.

Всё это приводит к трудностям в овладении письмом и чтением, к такому

нарушению речи, как дисграфия и дислексия.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма,

проявляющиеся

в

стойких

и

повторяющихся

ошибках,

обусловленных

несформированностью

высших

психических

функций,

участвующих

в

процессе

письма.

Основными

симптомами

дисграфии

являются

специфические

(не

связанные

с

применением

орфографических

правил),

стойкие ошибки на письме.

Дислексия-это специфическое нарушение способности к чтению, когда при

чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может

быть полностью интеллектуально развит.

Как показывает практика, симптоматика дисграфии и дислексии у данной

категории учащихся характеризуется большим количеством и разнообразием

ошибок и сложностью их механизмов.

Виды дисграфии и дислексии.

Акустическая

Ребёнок, опираясь на своё неправильное звукопроизношение, фиксирует его

на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Артикуляторно – акустическая

проявляется

в

том,

что

ребенок

заменяет

буквы,

соответствующие

фонетически близким звуком (звонкие-глухие, свистящие-шипящие), а также

неправильно

обозначает

мягкость

согласных

на

письме

(«лУбит»

вместо

«лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

На почве нарушения языкового анализа и синтеза.

проявляется в виде специфических ошибок:

1. на уровне буквы и слога:

Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв

или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-

у, о-а и т.д.);

2. Ошибки на уровне слова и словосочетаний:

Сливается несколько слов и ошибочное использование морфем («пожарник

поливает пожар»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища»,

«медведий хвост», «ветерный день»);

3. Ошибки на уровне предложения и текста:

Не

обозначаются

границы

предложений

в

виде

заглавных

букв

и

точек;

нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются

окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок:

«большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».

Аграмматическая

Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между

предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует

последовательности

описываемых

событий,

нарушаются

смысловые

и

грамматические связи между предложениями и словами.

Аграмматизмы проявляются:

- в искажении структуры слова, замене приставок, суффиксов («налететь» —

«влететь», «много стулов» — «много стульев»);

-

в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на

столе», );

- в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).

Оптическая

Оптическая дисграфия и дислексия - связанная с недоразвитием зрительной

памяти, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в

заменах и искажениях букв.

Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками.

Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-

и, у-и, ц-щ, ш-и. Буквы с, С,З, Е смотрят в другую сторону.

Мнестическая

дислексия.

Она

связана

с

тем,

что

ребенок

не

может

запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при

чтении.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение

качества

письма и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные

«описки». Для предупреждения и коррекции

таких ошибок необходима

планомерная и последовательная профилактическая и коррекционная работа.

В организации процесса обучения я учитываю специфики усвоения

знаний, умений и навыков детьми с ОВЗ и по требованию СФГОС

использую специальные методы, приёмы и средства:

Даю

сокращенные

задания,

направленные

на

усвоение

ключевых

понятий.

Четко разъясняю задания, с последующим повтором ученика.

Поэтапно разъясняю задания, «пошаговое предъявление материала»

Обеспечиваю

техническими

средствами

обучения:

нетбуком

и

интерактивной доской.

Предоставляю дополнительное время для завершения задания и для

сдачи домашней работы.

Использую карточки с упражнениями, которые требуют минимального

заполнения,

упражнения

с

пропущенными

буквами,

словами

или

предложениями.

Обеспечиваю ученика с ОВЗ печатными копиями заданий, написанных

на доске.

Разрешаю использовать диктофон, калькулятор для проверки.

Работа ученика проверяю ежедневно и часто оцениваю, поощряя на

успех.

Предоставляю возможность выполнение задания в малой группе и в

паре, прежде чем выступить перед всем классом.

Использую визуальные пособия (картинки, схемы).

Использую памятки при выполнении контрольных работ

С целью коррекции и профилактики дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ я

использую дидактические игры.

Они способствуют снятию напряжения и страха письма и чтения у детей и

создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное,

радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые

задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом

стимулирует познавательную деятельность и правильную речь ученика,

как устную, так и письменную.

Приведу примеры некоторых дидактических игр.

«Ребусы», «Найди правильную букву», «Расставь буквы по порядку»,

«Зашифрованное слово», «Найди все слова в цепочке», «Спрятанные

слова», «Составь слова»

«ЛОТО»

Детям раздаются карточки со схемами слов. Учитель показывает картинки.

Дети закрывают картинкой соответствующую схему. Выигрывает тот, у кого

быстрее закроются картинками все схемы.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов

цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к

ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего

(весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке я использую индивидуальные карточки с заданиями.

Тексты с пропусками гласных.

Вставь гласные, запиши (разные уровни сложности).

Б_лк_.

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__

шк_рк_.

Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.

Душистойсмолойпахнетбор.

Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

Зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости

это снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы

еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге

Восстанови предложение и рассказ.

в, сидят, гнезде, птенцы

громко, они, пищат

есть, хотят, малыши,

к, летит , ним, мама

червяка, она, несет, маленького

птичка, детей, спешит, своих, покормить

При коррекции и профилактики оптической дисграфии и дислексии даю

такие задания:

- назвать предметы по контурам;

- дорисовать симметричные изображения;

- рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги

- обвести буквы по контуру;

- назвать недописанные, перечёркнутые, наложенные буквы;

-показать

правильно

изображённую

букву

среди

неправильно

изображённых

- графические и зрительные диктанты.

Занятия

по

коррекции

дисграфии

и

дислексии

с применением

компьютера —

это

и актуально

и современно,

они

нравятся

детям.

В

настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих

детских

интерактивных

игр

и компьютерных

программ.

Я

изучила

и применяю

в коррекционном

процессе

следующие

учебные

программы:

логопедический

тренажёр

«Дельфа —

141»,

«Фраза»,

«Букварь»,

«виртуальный тренажёр Чиркина», «Электронные учебники» и др.

Если хотите помочь ребёнку, не забывайте, что:

1. Ничего

не

делается

по

мановению

волшебной

палочки,

нужно

время,

терпение и система;

2. родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке –

только тогда можно достигнуть желаемого успеха;

3. необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к

случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдёт на

нет, и проблемы могут только усилиться;

4. помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может

писать и читать лучше.

Ему надо помочь!



В раздел образования