Напоминание

Методические указания по организации самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.12 "Биология"


Автор: Егунов Артём Сергеевич
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Методические указания по организации самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.12 "Биология" Программы подготовки специалистов среднего звена 15.02.09 – Аддитивные технологии
Тема: Методические указания по организации самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.12 "Биология"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский индустриальный колледж»

Рассмотрено

предметно-цикловой комиссией

Протокол заседания №____

от «___»________________201__ г.

Председатель цикловой комиссии

___________________Поданева С.В.

Методические указания по организации

самостоятельных работ

по учебной дисциплине

ОУД.12 Биология

Программы подготовки специалистов среднего звена

15.02.09 – Аддитивные технологии

Разработчик:

Преподаватель

ОГАПОУ «Белгородский

индустриальный колледж»

Егунов А.С.

1

Белгород 2017 г.

Пояснительная записка

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (далее - СР) – это

планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская

работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при

методическом

руководстве

преподавателя,

но

без

его

непосредственного

участия.

Целью

и

основными

задачами

организации

и

осуществления

самостоятельной работы обучающихся является:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний

и практических умений;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование

умений

использовать

нормативную,

правовую,

справочную

документацию,

специальную

и

дополнительную

литературу,

периодическую печать;

развитие

познавательных

способностей

и

активно сти

обучающихся;

формирование самостоятельности мышления;

развитие исследовательских умений.

Объем

СР

определяет ся

Федера льным

го суд а р с т в е н н ы м

образовательным

стандартом

среднего

профессионального

образования

(далее - ФГОС СПО). СР является обязательной для каждого студента, её

объём в часах определяется действующими учебными планами по основным

образовательным программам. При определении содержания СР учитывается

уровень

самостоятельности

обучающихся

и

требования

к

уровню

самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был

достигнут. Для организации СР необходимы следующие условия:

готовность обучающихся к самостоятельному труду;

мотив к получению знаний;

наличие

и

доступность

всего

необходимого

уч ебно-

методического и справочного материала;

система

регулярного

контроля

качества

выполненной

самостоятельной работы;

консультационная помощь.

Формы СР определяются содержанием учебной дисциплины, степенью

подготовленности

обучающихся.

Они

могут

быть

тесно

связаны

с

теоретическими

курсами

и

иметь

учебный

характер

или

учебно-

исследовательский

характер.

Форму

СР

определяет

преподаватель

при

разработке

рабочих

учебных

программ

изучаемых

дисциплин

и

учебно-

методических

комплексов.

Самостоятельная

работа

обучающихся

при

изучении

дисциплины

«Биология»

включает

следующие

виды

самостоятельной деятельности:

чтение

текста

(учебника,

первоисточника,

дополнительной

литературы);

2

работа со словарями и справочниками;

работа с конспектом лекции;

работа

над

учебным

материалом

(учебника,

первоисточника,

дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

составление терминологического глоссария по теме;

подготовка рефератов;

Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной

самостоятельной

работы

обучающимся

соответствует

виду

работы

и

оговаривается

в

задании.

Контроль

и

оценка

качества

выполнения

внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего

контроля

успеваемости

осуществляется

преподавателем

дисциплины

по

пятибалльной

шкале.

Отметка

выставляется

в

журнал

теоретического

обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки

выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.

3

ПЕРЕЧЕНЬ

самостоятельных работ

темы

Наименование темы

Номер

работы

Кол-во

часов

Содержание

работы

Форма

контроля

1

Введение. Биология как

наука. Значение биологии.

СР1

1

Реферат на тему

«История

изучения клетки»

Защита

реферата

Раздел 1. Учение о клетке

2-3

2

1.1.

Химическая организация

клетки. Строение и

функции клетки.

СР2

1

Реферат на тему

«Витамины,

ферменты,

гормоны и их

роль в организме»

Защита

реферата

1.2.

Обмен веществ и

превращение энергии в

клетке. Жизненный цикл

клетки.

СР3

1

Реферат на тему

«История и

современное

состояние

клеточной теории

строения

организмов»

Защита

реферата

Раздел 2. Организм.

Размножение и

индивидуальное развитие

организмов

4-6

3

2.1.

Размножение организмов.

Индивидуальное развитие

организма.

СР4

1

Реферат на тему

«Влияние

курения,

употребления

алкоголя и

наркотиков

родителями на

эмбриональное

развитие ребенка»

Защита

реферата

2.2.

Индивидуальное развитие

человека.

СР5

1

Реферат на тему

«Влияние

окружающей

среды и ее

загрязнения на

развитие

организмов»

Защита

реферата

2.3.

Формы размножения

организмов.

СР6

1

Реферат на тему

«Эволюционное

значение

бесполого и

полового

размножения»

Защита

реферата

Раздел 3. Основы

генетики и селекции

7-9

3

3.1.

Основы учения о

наследственности.

СР7

1

Реферат на тему

«Драматические

страницы в истории

Защита

реферата

4

развития генетики»

3.2.

Закономерности

изменчивости.

СР8

1

Реферат на тему

«Наследственная

информация и

передача ее из

поколения в

поколение»

Защита

реферата

3.3.

Основы селекции

растений, животных и

микроорганизмов.

СР9

1

Реферат на тему

«Успехи

современной

генетики в

медицине и

здравоохранении»

Защита

реферата

Раздел 4. Происхождение

и развитие жизни на

земле. Эволюционное

учение

10-13

4

4.1.

Происхождение и

начальные этапы развития

жизни на Земле.

СР10

1

Реферат на тему

«История

развития

эволюционных

идей до Ч.

Дарвина»

Защита

реферата

4.2.

История развития

эволюционных идей.

СР11

1

Реферат на тему

««Система

природы» К.

Линнея и ее

значение для

развития

биологии»

Защита

реферата

4.3.

Микроэволюция.

СР12

1

Реферат на тему

«Современные

представления о

механизмах и

закономерностях

эволюции»

Защита

реферата

4.4.

Макроэволюция.

СР13

1

Реферат на тему

«Современные

представления о

зарождении

жизни.

Рассмотрение и

оценка различных

гипотез

происхождения»

Защита

реферата

Раздел 5. Происхождение

человека

14-15

2

5.1.

Антропогенез.

СР14

1

Реферат на тему

«Путешествие

Дарвина»

Защита

реферата

5.2.

Человеческие расы.

СР15

1

Реферат на тему

«Современный этап

развития

человечества.

Защита

реферата

5

Опасность расизма»

Раздел 6. Основы

экологии

16-17

2

6.1.

Экология — наука о

взаимоотношениях

организмов между собой и

окружающей средой.

Биосфера — глобальная

экосистема.

СР16

1

Реферат на тему

«Воздействие

человека на

природу на

различных этапах

развития

человеческого

общества»

Защита

реферата

6.2.

Биосфера и человек.

СР17

1

Реферат на тему

«Причины и

границы

устойчивости

биосферы к

воздействию

деятельности

людей»

Защита

реферата

Раздел 7. Бионика

18

1

7.1.

Бионика как одно из

направлений биологии и

кибернетики.

СР18

1

Реферат на тему

«Значение

бионики в

деятельности

человека»

Защита

реферата

Раздел 1. Учение о клетке

Уметь: описывать и объяснять строение и структуру белка;

молекул ДНК и РНК;

репликацию

ДНК;

составлять

схемы

энергетического

обмена

и

биосинтеза

белка ;

описывать строение клеток прокариот и эукариот,

сравнивать строение и многообразие

клеток растений и животных; описывать строение вируса;

объяснять по фотографиям

схемы строения хромосом и строения гена.

Знать: понятие

клетка

-элементарная

живая

система

и

основная

структурно

функциональная

единица

всех

живых

организмов,

иметь

представление

о истории

изучения

клетки;

химической

организация

клетки;

органических

и

неорганических

веществ клетки и живых организмов; белках, углеводах, липидах, нуклеиновых кислот и о

их роли в клетке;

о строении и функциях клетки; прокариотических и эукариотических

клетках; вирусах как неклеточных формах жизни и их значении;

о борьбе с вирусными

заболеваниями (СПИД и др. ) ; цитоплазме и клеточной мембране; органоидах клетки;

обмене веществ и превращение энергии в клетке: пластическом и энергетическом обмене;

о строении и функциях хромосом;

ДНК – как носителе наследственной информации;

о

репликации ДНК; гене; генетическом коде; биосинтезе белка; о клетках и их разнообразии

в многоклеточном организме;

о дифференцировке

клеток; клеточной теории строения

организмов; жизненном цикле клетки; митозе.

Тема 1.1. Химическая организация клетки. Строение и функции

клетки

Компетенции: Л2, Л3, М2, М4, М5, П1, П2.

Задание: подготовить реферат на тему «Витамины, ферменты, гормоны и их роль в

организме».

6

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: витамины, ферменты, гормоны.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа;

2009 г. – 317 с.

3.

Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10- 11 кл. общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 1.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Жизненный цикл клетки

Компетенции: Л2, Л3, М2, М4, М5, П1, П2.

Задание:

подготовить реферат

на

тему

«История

и

современное

состояние

клеточной теории строения организмов».

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: клетка, клеточная теория.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие

организмов

Уметь: приводить примеры многообразия организмов; описывать процессы: обмен

веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, деление клетки и митоз; приводить

примеры бесполого размножения организмов,

образования половых клеток и мейоза;

описывать процесс оплодотворения у растений,

этапы развития организма;

приводить

примеры различных типов постэмбрионального развития животных; описывать признаки

сходства зародышей человека и др. позвоночных.

Знать: понятие организм;

иметь представление о многообразие организмов;

о

размножении,

как

важнейшем

свойстве

живых

организмов;

половом

и

бесполовом

размножении;

мейозе;

образовании половых клеток и оплодотворении;

индивидуальном

развитии организма; эмбриональном этапе онтогенеза; основных стадиях эмбрионального

развития;

органогенезе;

постэмбриональном

развитии;

о

сходстве

зародышей

представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства ;

причинах

нарушений

в

развитии

организмов;

индивидуальном

развитии

человека;

репродуктивном

здоровье;

последствиях

влияния

алкоголя,

никотина,

наркотических

веществ, загрязнения среды на развитие человека.

7

Тема 2.1. Размножение организмов. Индивидуальное развитие

организма

Компетенции: Л1, Л2, М1, М2, М5, М8, П1, П2, П3.

Задание: подготовить реферат на тему «Влияние курения, употребления алкоголя и

наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: эмбриональное развитие, постэмбриональное развитие, рост, вредные

привычки.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 2.2. Индивидуальное развитие человека

Компетенции: Л1, Л2, М1, М2, М5, М8, П1, П2, П3.

Задание:

подготовка реферат

на

тему

«Влияние

окружающей

среды

и

ее

загрязнения на развитие организмов».

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: окружающая среда, организм, загрязнения.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 2.3. Формы размножения организмов

Компетенции: Л2, Л3, М2, М4, М5, П1, П2.

Задание:

подготовить реферат

на

тему

«Эволюционное

значение

бесполого

и

полового размножения».

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: эволюция, бесполое размножение, половое размножение.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

8

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Раздел 3. Основы генетики и селекции

Уметь: отличать моногибридное и дигибридное скрещивания; описывать перекрест

хромосом; объяснять принцип сцепленного наследования,

мутаций;. Приводить примеры

многообразия

и

происхождения

культурных

растений

и

домашних

животных ,

гибридизации;

искусственного

отбора;

описывать

наследственные

болезни

человека;

объяснять

влияние

алкоголизма,

наркомании,

курения

на

наследственность

человека;

составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания;

решать

генетические задачи; анализировать фенотипическую изменчивость, выявлять мутагены в

окружающей среде.

Знать: основы и значение науки Генетика (основоположнике генетики Г. Мендель);

основные термины и символы Генетики;

законы генетики, установленные Г.

Менделем;

понятия

моногибридные

и

дигибридные

скрещивания;

основы

Хромосомной

теории

наследственности;

взаимодействие

генов;

о

наследственных

болезнях

человека,

их

причинах

и

профилактике;

о

закономерностях

изменчивости;

наследственной

или

генотипической

изменчивости;

модификационной

изменчивости;

о

селекции (методах

селекции

гибридизация

и

искусственный

отбор);

одомашнивании

животных

и

выращивании культурных растений;

учении Н.И.

Вавилова о центрах многообразия и

происхождения

культурных

растений;

о

значении

биотехнологии,

ее

достижениях

и

перспективах развития; о клонировании животных и человека.

Тема 3.1. Основы учения о наследственности

Компетенции: Л1, Л2, М1, М2, П1, П3.

Задание:

подготовить реферат

на

тему

«Драматические

страницы

в

истории

развития генетики».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: генетика, селекция, законы генетики, наследственность.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 3.2. Закономерности изменчивости

Компетенции: Л2, Л4, Л5, М2, М7, М8, П3, П4.

9

Задание: подготовить реферат на тему «Наследственная информация и передача ее

из поколения в поколение».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: изменчивость, наследственность.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 3.3. Основы селекции растений, животных и

микроорганизмов

Компетенции: Л2, Л4, Л5, М2, М7, М8, П3, П4.

Задание: подготовить реферат на тему «Успехи современной генетики в медицине

и здравоохранении».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: генетика, законы генетики, наследственность, изменчивость.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное

учение

Уметь: решать задач по теме.

Знать: историю развития эволюционных идей;

о значении работ К.

Линнея,

Ж.Б.

Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии;

основы эволюционного учения Ч.

Дарвина;

понятие естественный отбор;

о роли эволюционного учения в формировании

естественнонаучной картины мира; концепцию вида и его критерии; понятие популяция; о

основных движущих силах эволюции;

о синтетической теории эволюции;

о понятиях

микроэволюция и макроэволюция;

о современных представлениях о видообразовании;

о

причинах

вымирания

видов;

основных

направлениях

эволюционного

прогресса;

о

биологическом прогрессе и регрессе.

Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на

Земле

10

Компетенции: Л2, Л4, Л5, М2, М7, П2, П3.

Задание: подготовить реферат на тему «История развития эволюционных идей до

Ч. Дарвина».

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: эволюция, эволюционные идеи, Ч. Дарвин.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 4.2. История развития эволюционных идей

Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.

Задание:

подготовить реферат

на

тему

««Система

природы»

К.

Линнея

и

ее

значение для развития биологии».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: «Система природы», К. Линней.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 4.3. Микроэволюция

Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.

Задание: подготовить реферат на тему «Современные представления о механизмах

и закономерностях эволюции».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: эволюция, механизм эволюции.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

11

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 4.4. Макроэволюция

Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.

Задание: подготовить реферат на тему «Современные представления о зарождении

жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор

на

понятия:

гипотеза

происхождения

жизни,

современное

представление

о

зарождении жизни.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Раздел 5. Происхождение человека

Уметь: определять критерии вида;

структуру популяции;

описывать адаптивные

особенности

организмов,

их

относительный

характер;

описывать

и

объяснять

эволюционное

древо

растительного

и

животного

мира;

представителей

редких

и

исчезающих видов растений и животных; происхождение человека;

описывать особей

одного вида по морфологическому критерию;

пояснять приспособление организмов к

разным средам; анализировать и оценивать гипотезы происхождения жизни и человека.

Знать: гипотезы происхождения жизни; краткую историю развития органического

мира;

процесс

усложнения

живых

организмов

на

Земле

в

процессе

эволюции;

современные

гипотезы

о

происхождении

человека;

основные

доказательства

родства

человека

с

млекопитающими

животными;

понятие

эволюция

человека;

о

единстве

происхождения человеческих рас.

Тема 5.1. Антропогенез

Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.

Задание: подготовить реферат на тему «Путешествие Ч. Дарвина».

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: эволюция, эволюционные идеи, Ч. Дарвин.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

12

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 5.2. Человеческие расы

Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.

Задание: подготовить реферат на тему «Современный этап развития человечества.

Опасность расизма».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: человечество, расы, расизм.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Раздел 6. Основы экологии

Уметь: выявлять экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые

отношения;

составлять

пищевые

цепи

и

сети

в

биоценозе;

описывать

и

объяснять

экологические пирамиды, схема экосистемы, круговорот веществ и превращение энергии в

экосистеме,

круговорот

углерода (азота

и

др.

) в

биосфере;

схема

агроэкосистемы;

описывать антропогенные изменения в природных ландшафтах, естественные природные

системы;

составлять схемы передачи веществ и энергии по цепям питания;

описывать

искусственные экосистемы; решать экологические задачи.

Знать: основы экологии;

основные экологические факторы,

их значение в жизни

организмов; экологические системы; о видовой и пространственной структуре экосистем;

основные пищевые связи, о круговороте веществ и превращение энергии в экосистемах; о

межвидовых

взаимоотношениях

в

экосистеме (конкуренция,

симбиоз,

хищничество,

паразитизм); о искусственных сообществах – агроэкосистемы и урбоэкосистемы; понятие

биосфера и основы учению В.И. Вернадского о биосфере;

о роли живых организмов в

биосфере; понятие биомасса; о круговороте важнейших биогенных элементов (на примере

углерода, азота и др.) в биосфере; о изменениях в биосфере; о последствиях деятельности

человека в окружающей среде; о воздействиях производственной деятельности в области

своей будущей профессии на окружающую среду; понятие ноосфера и правила поведения

людей в окружающей природной среде.

Тема 6.1. Экология — наука о взаимоотношениях организмов

между собой и окружающей средой. Биосфера — глобальная экосистема

Компетенции: Л1, Л2, Л8, М1, М4, М5, М6, П1, П2, П5.

Задание:

подготовить реферат

на

тему

«Воздействие

человека

на

природу

на

различных этапах развития человеческого общества».

13

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: природа, общество, окружающая среда, экологические факторы.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Тема 6.2. Биосфера и человек

Компетенции: Л1, Л2, Л7, М5, М6, М7, П3, П4, П5.

Задание:

подготовить реферат

на

тему

«Причины

и

границы

устойчивости

биосферы к воздействию деятельности людей».

Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: биосфера, устойчивость биосферы, антропогенные факторы, глобальные

экологические проблемы.

Литература:

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

Раздел 7. Бионика

Уметь: описывать

и

объяснять

модели

складчатой

структуры,

используемой

в

строительстве;

трубчатые структуры в живой природе и в технике;

аэродинамические и

гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Знать: понятие

бионика;

основные

принципы

и

примеры

использования

в

хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и

животных.

Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и

кибернетики

Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.

Задание:

подготовить

реферат

на

тему

«Значение

бионики

в

деятельности

человека».

Рекомендации

по

выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать

упор на понятия: бионика, новые технологии.

Литература:

14

1.

Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.

заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.

2.

Мамонтов

С.Г.

Общая

биология:

Учеб.

для

студентов

средних

спец.

учеб.

заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009

г. – 317 с.

3.

Е.А.

Криксунов,

А.А.Каменский,

В.В.

Пасечник:

«Общая

биология.

10-11

кл.»

Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .

4.

Общая

биология.

Базовый

уровень:

учеб.для

10-

11

кл.

общеобразовательных

учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

-368 с;

15



В раздел образования