Автор: Егунов Артём Сергеевич
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Методические указания по организации самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.12 "Биология" Программы подготовки специалистов среднего звена 15.02.09 – Аддитивные технологии
Тема: Методические указания по организации самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.12 "Биология"
Раздел: среднее профессиональное
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский индустриальный колледж»
Рассмотрено
предметно-цикловой комиссией
Протокол заседания №____
от «___»________________201__ г.
Председатель цикловой комиссии
___________________Поданева С.В.
Методические указания по организации
самостоятельных работ
по учебной дисциплине
ОУД.12 Биология
Программы подготовки специалистов среднего звена
15.02.09 – Аддитивные технологии
Разработчик:
Преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский
индустриальный колледж»
Егунов А.С.
1
Белгород 2017 г.
Пояснительная записка
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (далее - СР) – это
планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская
работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при
методическом
руководстве
преподавателя,
но
без
его
непосредственного
участия.
Целью
и
основными
задачами
организации
и
осуществления
самостоятельной работы обучающихся является:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний
и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование
умений
использовать
нормативную,
правовую,
справочную
документацию,
специальную
и
дополнительную
литературу,
периодическую печать;
развитие
познавательных
способностей
и
активно сти
обучающихся;
формирование самостоятельности мышления;
развитие исследовательских умений.
Объем
СР
определяет ся
Федера льным
го суд а р с т в е н н ы м
образовательным
стандартом
среднего
профессионального
образования
(далее - ФГОС СПО). СР является обязательной для каждого студента, её
объём в часах определяется действующими учебными планами по основным
образовательным программам. При определении содержания СР учитывается
уровень
самостоятельности
обучающихся
и
требования
к
уровню
самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был
достигнут. Для организации СР необходимы следующие условия:
готовность обучающихся к самостоятельному труду;
мотив к получению знаний;
наличие
и
доступность
всего
необходимого
уч ебно-
методического и справочного материала;
система
регулярного
контроля
качества
выполненной
самостоятельной работы;
консультационная помощь.
Формы СР определяются содержанием учебной дисциплины, степенью
подготовленности
обучающихся.
Они
могут
быть
тесно
связаны
с
теоретическими
курсами
и
иметь
учебный
характер
или
учебно-
исследовательский
характер.
Форму
СР
определяет
преподаватель
при
разработке
рабочих
учебных
программ
изучаемых
дисциплин
и
учебно-
методических
комплексов.
Самостоятельная
работа
обучающихся
при
изучении
дисциплины
«Биология»
включает
следующие
виды
самостоятельной деятельности:
чтение
текста
(учебника,
первоисточника,
дополнительной
литературы);
2
работа со словарями и справочниками;
работа с конспектом лекции;
работа
над
учебным
материалом
(учебника,
первоисточника,
дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
составление терминологического глоссария по теме;
подготовка рефератов;
Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающимся
соответствует
виду
работы
и
оговаривается
в
задании.
Контроль
и
оценка
качества
выполнения
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего
контроля
успеваемости
осуществляется
преподавателем
дисциплины
по
пятибалльной
шкале.
Отметка
выставляется
в
журнал
теоретического
обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки
выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.
3
ПЕРЕЧЕНЬ
самостоятельных работ
№
темы
Наименование темы
Номер
работы
Кол-во
часов
Содержание
работы
Форма
контроля
1
Введение. Биология как
наука. Значение биологии.
СР1
1
Реферат на тему
«История
изучения клетки»
Защита
реферата
Раздел 1. Учение о клетке
2-3
2
1.1.
Химическая организация
клетки. Строение и
функции клетки.
СР2
1
Реферат на тему
«Витамины,
ферменты,
гормоны и их
роль в организме»
Защита
реферата
1.2.
Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке. Жизненный цикл
клетки.
СР3
1
Реферат на тему
«История и
современное
состояние
клеточной теории
строения
организмов»
Защита
реферата
Раздел 2. Организм.
Размножение и
индивидуальное развитие
организмов
4-6
3
2.1.
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие
организма.
СР4
1
Реферат на тему
«Влияние
курения,
употребления
алкоголя и
наркотиков
родителями на
эмбриональное
развитие ребенка»
Защита
реферата
2.2.
Индивидуальное развитие
человека.
СР5
1
Реферат на тему
«Влияние
окружающей
среды и ее
загрязнения на
развитие
организмов»
Защита
реферата
2.3.
Формы размножения
организмов.
СР6
1
Реферат на тему
«Эволюционное
значение
бесполого и
полового
размножения»
Защита
реферата
Раздел 3. Основы
генетики и селекции
7-9
3
3.1.
Основы учения о
наследственности.
СР7
1
Реферат на тему
«Драматические
страницы в истории
Защита
реферата
4
развития генетики»
3.2.
Закономерности
изменчивости.
СР8
1
Реферат на тему
«Наследственная
информация и
передача ее из
поколения в
поколение»
Защита
реферата
3.3.
Основы селекции
растений, животных и
микроорганизмов.
СР9
1
Реферат на тему
«Успехи
современной
генетики в
медицине и
здравоохранении»
Защита
реферата
Раздел 4. Происхождение
и развитие жизни на
земле. Эволюционное
учение
10-13
4
4.1.
Происхождение и
начальные этапы развития
жизни на Земле.
СР10
1
Реферат на тему
«История
развития
эволюционных
идей до Ч.
Дарвина»
Защита
реферата
4.2.
История развития
эволюционных идей.
СР11
1
Реферат на тему
««Система
природы» К.
Линнея и ее
значение для
развития
биологии»
Защита
реферата
4.3.
Микроэволюция.
СР12
1
Реферат на тему
«Современные
представления о
механизмах и
закономерностях
эволюции»
Защита
реферата
4.4.
Макроэволюция.
СР13
1
Реферат на тему
«Современные
представления о
зарождении
жизни.
Рассмотрение и
оценка различных
гипотез
происхождения»
Защита
реферата
Раздел 5. Происхождение
человека
14-15
2
5.1.
Антропогенез.
СР14
1
Реферат на тему
«Путешествие
Дарвина»
Защита
реферата
5.2.
Человеческие расы.
СР15
1
Реферат на тему
«Современный этап
развития
человечества.
Защита
реферата
5
Опасность расизма»
Раздел 6. Основы
экологии
16-17
2
6.1.
Экология — наука о
взаимоотношениях
организмов между собой и
окружающей средой.
Биосфера — глобальная
экосистема.
СР16
1
Реферат на тему
«Воздействие
человека на
природу на
различных этапах
развития
человеческого
общества»
Защита
реферата
6.2.
Биосфера и человек.
СР17
1
Реферат на тему
«Причины и
границы
устойчивости
биосферы к
воздействию
деятельности
людей»
Защита
реферата
Раздел 7. Бионика
18
1
7.1.
Бионика как одно из
направлений биологии и
кибернетики.
СР18
1
Реферат на тему
«Значение
бионики в
деятельности
человека»
Защита
реферата
Раздел 1. Учение о клетке
Уметь: описывать и объяснять строение и структуру белка;
молекул ДНК и РНК;
репликацию
ДНК;
составлять
схемы
энергетического
обмена
и
биосинтеза
белка ;
описывать строение клеток прокариот и эукариот,
сравнивать строение и многообразие
клеток растений и животных; описывать строение вируса;
объяснять по фотографиям
схемы строения хромосом и строения гена.
Знать: понятие
клетка
-элементарная
живая
система
и
основная
структурно
функциональная
единица
всех
живых
организмов,
иметь
представление
о истории
изучения
клетки;
химической
организация
клетки;
органических
и
неорганических
веществ клетки и живых организмов; белках, углеводах, липидах, нуклеиновых кислот и о
их роли в клетке;
о строении и функциях клетки; прокариотических и эукариотических
клетках; вирусах как неклеточных формах жизни и их значении;
о борьбе с вирусными
заболеваниями (СПИД и др. ) ; цитоплазме и клеточной мембране; органоидах клетки;
обмене веществ и превращение энергии в клетке: пластическом и энергетическом обмене;
о строении и функциях хромосом;
ДНК – как носителе наследственной информации;
о
репликации ДНК; гене; генетическом коде; биосинтезе белка; о клетках и их разнообразии
в многоклеточном организме;
о дифференцировке
клеток; клеточной теории строения
организмов; жизненном цикле клетки; митозе.
Тема 1.1. Химическая организация клетки. Строение и функции
клетки
Компетенции: Л2, Л3, М2, М4, М5, П1, П2.
Задание: подготовить реферат на тему «Витамины, ферменты, гормоны и их роль в
организме».
6
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: витамины, ферменты, гормоны.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа;
2009 г. – 317 с.
3.
Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10- 11 кл. общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 1.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Жизненный цикл клетки
Компетенции: Л2, Л3, М2, М4, М5, П1, П2.
Задание:
подготовить реферат
на
тему
«История
и
современное
состояние
клеточной теории строения организмов».
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: клетка, клеточная теория.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие
организмов
Уметь: приводить примеры многообразия организмов; описывать процессы: обмен
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, деление клетки и митоз; приводить
примеры бесполого размножения организмов,
образования половых клеток и мейоза;
описывать процесс оплодотворения у растений,
этапы развития организма;
приводить
примеры различных типов постэмбрионального развития животных; описывать признаки
сходства зародышей человека и др. позвоночных.
Знать: понятие организм;
иметь представление о многообразие организмов;
о
размножении,
как
важнейшем
свойстве
живых
организмов;
половом
и
бесполовом
размножении;
мейозе;
образовании половых клеток и оплодотворении;
индивидуальном
развитии организма; эмбриональном этапе онтогенеза; основных стадиях эмбрионального
развития;
органогенезе;
постэмбриональном
развитии;
о
сходстве
зародышей
представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства ;
причинах
нарушений
в
развитии
организмов;
индивидуальном
развитии
человека;
репродуктивном
здоровье;
последствиях
влияния
алкоголя,
никотина,
наркотических
веществ, загрязнения среды на развитие человека.
7
Тема 2.1. Размножение организмов. Индивидуальное развитие
организма
Компетенции: Л1, Л2, М1, М2, М5, М8, П1, П2, П3.
Задание: подготовить реферат на тему «Влияние курения, употребления алкоголя и
наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: эмбриональное развитие, постэмбриональное развитие, рост, вредные
привычки.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 2.2. Индивидуальное развитие человека
Компетенции: Л1, Л2, М1, М2, М5, М8, П1, П2, П3.
Задание:
подготовка реферат
на
тему
«Влияние
окружающей
среды
и
ее
загрязнения на развитие организмов».
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: окружающая среда, организм, загрязнения.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 2.3. Формы размножения организмов
Компетенции: Л2, Л3, М2, М4, М5, П1, П2.
Задание:
подготовить реферат
на
тему
«Эволюционное
значение
бесполого
и
полового размножения».
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: эволюция, бесполое размножение, половое размножение.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
8
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Раздел 3. Основы генетики и селекции
Уметь: отличать моногибридное и дигибридное скрещивания; описывать перекрест
хромосом; объяснять принцип сцепленного наследования,
мутаций;. Приводить примеры
многообразия
и
происхождения
культурных
растений
и
домашних
животных ,
гибридизации;
искусственного
отбора;
описывать
наследственные
болезни
человека;
объяснять
влияние
алкоголизма,
наркомании,
курения
на
наследственность
человека;
составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания;
решать
генетические задачи; анализировать фенотипическую изменчивость, выявлять мутагены в
окружающей среде.
Знать: основы и значение науки Генетика (основоположнике генетики Г. Мендель);
основные термины и символы Генетики;
законы генетики, установленные Г.
Менделем;
понятия
моногибридные
и
дигибридные
скрещивания;
основы
Хромосомной
теории
наследственности;
взаимодействие
генов;
о
наследственных
болезнях
человека,
их
причинах
и
профилактике;
о
закономерностях
изменчивости;
наследственной
или
генотипической
изменчивости;
модификационной
изменчивости;
о
селекции (методах
селекции
гибридизация
и
искусственный
отбор);
одомашнивании
животных
и
выращивании культурных растений;
учении Н.И.
Вавилова о центрах многообразия и
происхождения
культурных
растений;
о
значении
биотехнологии,
ее
достижениях
и
перспективах развития; о клонировании животных и человека.
Тема 3.1. Основы учения о наследственности
Компетенции: Л1, Л2, М1, М2, П1, П3.
Задание:
подготовить реферат
на
тему
«Драматические
страницы
в
истории
развития генетики».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: генетика, селекция, законы генетики, наследственность.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 3.2. Закономерности изменчивости
Компетенции: Л2, Л4, Л5, М2, М7, М8, П3, П4.
9
Задание: подготовить реферат на тему «Наследственная информация и передача ее
из поколения в поколение».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: изменчивость, наследственность.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 3.3. Основы селекции растений, животных и
микроорганизмов
Компетенции: Л2, Л4, Л5, М2, М7, М8, П3, П4.
Задание: подготовить реферат на тему «Успехи современной генетики в медицине
и здравоохранении».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: генетика, законы генетики, наследственность, изменчивость.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное
учение
Уметь: решать задач по теме.
Знать: историю развития эволюционных идей;
о значении работ К.
Линнея,
Ж.Б.
Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии;
основы эволюционного учения Ч.
Дарвина;
понятие естественный отбор;
о роли эволюционного учения в формировании
естественнонаучной картины мира; концепцию вида и его критерии; понятие популяция; о
основных движущих силах эволюции;
о синтетической теории эволюции;
о понятиях
микроэволюция и макроэволюция;
о современных представлениях о видообразовании;
о
причинах
вымирания
видов;
основных
направлениях
эволюционного
прогресса;
о
биологическом прогрессе и регрессе.
Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на
Земле
10
Компетенции: Л2, Л4, Л5, М2, М7, П2, П3.
Задание: подготовить реферат на тему «История развития эволюционных идей до
Ч. Дарвина».
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: эволюция, эволюционные идеи, Ч. Дарвин.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 4.2. История развития эволюционных идей
Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.
Задание:
подготовить реферат
на
тему
««Система
природы»
К.
Линнея
и
ее
значение для развития биологии».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: «Система природы», К. Линней.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 4.3. Микроэволюция
Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.
Задание: подготовить реферат на тему «Современные представления о механизмах
и закономерностях эволюции».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: эволюция, механизм эволюции.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
11
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 4.4. Макроэволюция
Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.
Задание: подготовить реферат на тему «Современные представления о зарождении
жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор
на
понятия:
гипотеза
происхождения
жизни,
современное
представление
о
зарождении жизни.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Раздел 5. Происхождение человека
Уметь: определять критерии вида;
структуру популяции;
описывать адаптивные
особенности
организмов,
их
относительный
характер;
описывать
и
объяснять
эволюционное
древо
растительного
и
животного
мира;
представителей
редких
и
исчезающих видов растений и животных; происхождение человека;
описывать особей
одного вида по морфологическому критерию;
пояснять приспособление организмов к
разным средам; анализировать и оценивать гипотезы происхождения жизни и человека.
Знать: гипотезы происхождения жизни; краткую историю развития органического
мира;
процесс
усложнения
живых
организмов
на
Земле
в
процессе
эволюции;
современные
гипотезы
о
происхождении
человека;
основные
доказательства
родства
человека
с
млекопитающими
животными;
понятие
эволюция
человека;
о
единстве
происхождения человеческих рас.
Тема 5.1. Антропогенез
Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.
Задание: подготовить реферат на тему «Путешествие Ч. Дарвина».
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: эволюция, эволюционные идеи, Ч. Дарвин.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
12
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 5.2. Человеческие расы
Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.
Задание: подготовить реферат на тему «Современный этап развития человечества.
Опасность расизма».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: человечество, расы, расизм.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Раздел 6. Основы экологии
Уметь: выявлять экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые
отношения;
составлять
пищевые
цепи
и
сети
в
биоценозе;
описывать
и
объяснять
экологические пирамиды, схема экосистемы, круговорот веществ и превращение энергии в
экосистеме,
круговорот
углерода (азота
и
др.
) в
биосфере;
схема
агроэкосистемы;
описывать антропогенные изменения в природных ландшафтах, естественные природные
системы;
составлять схемы передачи веществ и энергии по цепям питания;
описывать
искусственные экосистемы; решать экологические задачи.
Знать: основы экологии;
основные экологические факторы,
их значение в жизни
организмов; экологические системы; о видовой и пространственной структуре экосистем;
основные пищевые связи, о круговороте веществ и превращение энергии в экосистемах; о
межвидовых
взаимоотношениях
в
экосистеме (конкуренция,
симбиоз,
хищничество,
паразитизм); о искусственных сообществах – агроэкосистемы и урбоэкосистемы; понятие
биосфера и основы учению В.И. Вернадского о биосфере;
о роли живых организмов в
биосфере; понятие биомасса; о круговороте важнейших биогенных элементов (на примере
углерода, азота и др.) в биосфере; о изменениях в биосфере; о последствиях деятельности
человека в окружающей среде; о воздействиях производственной деятельности в области
своей будущей профессии на окружающую среду; понятие ноосфера и правила поведения
людей в окружающей природной среде.
Тема 6.1. Экология — наука о взаимоотношениях организмов
между собой и окружающей средой. Биосфера — глобальная экосистема
Компетенции: Л1, Л2, Л8, М1, М4, М5, М6, П1, П2, П5.
Задание:
подготовить реферат
на
тему
«Воздействие
человека
на
природу
на
различных этапах развития человеческого общества».
13
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: природа, общество, окружающая среда, экологические факторы.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Тема 6.2. Биосфера и человек
Компетенции: Л1, Л2, Л7, М5, М6, М7, П3, П4, П5.
Задание:
подготовить реферат
на
тему
«Причины
и
границы
устойчивости
биосферы к воздействию деятельности людей».
Рекомендации по выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: биосфера, устойчивость биосферы, антропогенные факторы, глобальные
экологические проблемы.
Литература:
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
Раздел 7. Бионика
Уметь: описывать
и
объяснять
модели
складчатой
структуры,
используемой
в
строительстве;
трубчатые структуры в живой природе и в технике;
аэродинамические и
гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Знать: понятие
бионика;
основные
принципы
и
примеры
использования
в
хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и
животных.
Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и
кибернетики
Компетенции: Л1, Л2, Л4, М2, М4, П1, П2, П4.
Задание:
подготовить
реферат
на
тему
«Значение
бионики
в
деятельности
человека».
Рекомендации
по
выполнению: при подготовке реферата необходимо сделать
упор на понятия: бионика, новые технологии.
Литература:
14
1.
Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб.
заведений/В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. – М.: 2014 г.
2.
Мамонтов
С.Г.
Общая
биология:
Учеб.
для
студентов
средних
спец.
учеб.
заведений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высшая школа; 2009
г. – 317 с.
3.
Е.А.
Криксунов,
А.А.Каменский,
В.В.
Пасечник:
«Общая
биология.
10-11
кл.»
Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2008 .
4.
Общая
биология.
Базовый
уровень:
учеб.для
10-
11
кл.
общеобразовательных
учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
-368 с;
15