Напоминание

Развитие образовательной среды как фактора повышения качества образования


Автор: Фадеева Лилия Владимировна
Должность: заведующий доу
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №17 "Ромашка" с.Варламово
Населённый пункт: с.Варламово Челябинская область
Наименование материала: из опыта работы о развитие образовательной среды в доу
Тема: Развитие образовательной среды как фактора повышения качества образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие образовательной среды как фактор повышения

качества образования»

( автор статьи Фадеева Лилия Владимировна заведующий МДОУ №17 «Ромашка» с.Варламово)

Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы

будем следовать этому правилу ребенок вместо того чтобы обременять нас,

проявит

себя

как

самое

великое

и

удивительное

чудо.(слайд

с

цитатой)

(Мария Монтессори)

В

условиях

модернизации

системы

российского

образования,

широкого

реформирования

системы

дошкольного

воспитания,

все

более

актуальной

становится

проблема

приобщения

ребенка

к

общечеловеческим

ценностям,

становления дошкольника как личности.

Хорошо, когда детский сад представляет собой педагогическую лабораторию, где

методика воспитания основывается на уважении личности ребёнка и заботе о его

всестороннем развитии, где создаётся такая обстановка, в которой ребёнок может

всесторонне развиваться и чувствовать себя свободно, находить отклики всем своим

запросам и интересам.

Окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, как известно, может

быть, разной: поддерживающей и развивающей, насыщенной и комфортной, а в

некоторых случаях даже враждебной.

Возникает предположение, что правильная организация образовательной среды и

умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным

миром является одним из условий эффективности воспитательно - образовательного

процесса в дошкольных учреждениях, фактором повышения качества образования.

« Качество образования в детском саду» рассматривается как степень соответствия

совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста на

основе

требований

и

стандартов,

потребностей

и

ожиданий

субъектов

образовательного

процесса

и

развивается

в

трех

аспектах:

качество

условий,

качество процесса образования ,качество результатов.

Изучая Федеральные государственные требования и образовательные стандарты в

которых

приоритетным

является

общекультурное

и

личностное

развитие

дошкольников, мы взяли

ориентир не на формальную результативность, а на

поддержку способности ребенка, на его самореализацию в условиях, созданных на

базе нашего детского сада.

Главное, при создании условий подметить в каждом ребёнке его самую сильную

сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила своё претворение и развитие в

деятельности.

Понимая

всю

важность

этой

проблемы,

мы

начали

с

повышения

уровня

квалификации педагогов, в вопросе создания образовательной среды.

Планомерно

велась

работа

по

изучению

условий

и

принципов

построения

развивающей среды, как важного фактора влияния на качество образования .

Определяющим моментом в создании развивающей среды стала педагогическая

идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой

цели

осуществляется

через

реализацию

образовательной

программы

с

учетом

регионального компонента.

Приоритетным направлением нашей программы является творческо-эстетическое

воспитание детей, охватывающее все сферы деятельности дошкольников.

Поэтому,

организуя

пространственную

среду,

декоративно

оформляя

её,

мы

учитываем требования архитектуры, дизайна, психологии и педагогики.

Наш детский сад отличается яркостью, сказочностью, каждый уголок его манит и

притягивает взгляд.

Наши дети живут в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Пространство группы мы организовываем в виде хорошо разграниченных зон или

центров, оснащённых большим количеством развивающих материалов.

Все предметы - доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные

для

себя

занятия,

чередовать

их

в

течении

дня,

а

педагогу

даёт

возможность

эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных

особенностей детей.

Для построения активно развивающей среды выделяем следующие принципы:

принцип открытости;

гибкого зонирования;

стабильности-динамичности развивающей среды;

индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия

безопасности ,доступности

учета половых и возрастных отличий

уважения мнения ребенка

детской активности, самостоятельности, творчества.

В

соответствии

с

этими

принципами

в

каждой

группе

организованны

центры,

которые четко определяют зону деятельности ребенка.

1.

В

Центре

Познания

у

дошкольников

происходит

сенсорное

развитие,

формируется целостная картина мира, расширяется кругозор.

Ребенок учится видеть красоту окружающего мира.

2.

В центре Безопасности дети знакомятся с правилами дорожного движения, у

них формируется представление об опасных для человека и окружающего

мира природы ситуациях и способах поведения в них.

3.

В центре детского экспериментирования малыши играют с песком, водой,

красками, пеной, магнитами. А когда эти опыты вызывают восторг и интерес,

то

само

пребывание

ребенка

в

детском

саду

становится

комфортным

и

занимательным времяпровождением.

4.

А

вот

островок

зелени,

рядом

- аквариум

с

рыбками,

морскими

и

сухопутными

черепахами.

Это

не

только

объект

познания,

но

и

объект отвлечения

и

успокоения

плакс.

В

период

адаптации

к

новому

окружению,

созерцание

аквариума

помогает

избавляться

малышам

от негативных эмоций

и они чудесным образом превращаются в радость,

удивление, восторг.

5.

Строительный

уголок

с

конструкторами,

кубиками,

коробочками

разных

размеров и форм способствует появлению у детей игровой инициативы,

умение видеть задуманный объект будущей конструкции.

6.

В центре «Здоровья» спортивный уголок с постоянными и меняющимися

предметами побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность

разнообразить движения.

7.

Больше всего пространства в группе занимает центр игры. Приходя утром в

детский сад, малыши наперегонки бегут в это царство игрушек. Используя

атрибуты уголка Ряженья в играх и забавах, у детей развивается способность к

эмоциональному самовыражению.

8.

Одно из любимых мест у ребятишек- это центр театра. Наручные куклы -

зайчик и мишка - беседуют с ребятами, здороваются и прощаются с ними,

проявляют к ним симпатию. Тесный контакт с куклами

вызывает у детей

чувство доверия, снимает психоэмоциональное напряжение.

9.

Не обходят стороной малыши и книжный уголок. Рассматривая красочные

книги со сказками, потешками и стишками дети узнают знакомых сказочных

героев. Читая детям книги или что-то рассказывая педагог развивает умение

маленьких слушателей обращать внимание , реагировать и сопереживать .

10.Развитие детского творчества, формирование интереса к эстетической стороне

окружающей действительности происходит в центре творчества при помощи

привлекательных,

разнообразных

и

очень

простых

в

использовании

материалов. Детские работы размещаются на полочке красоты.

11.

Немаловажную

роль

в

создании

эмоционального

комфорта

играет

музыкальный уголок, наполненный различными музыкальными инструментами,

самодельными

народными

свистульками

и

современной

музыкальной

аппаратурой. Дети слушают народную и классическую музыку, детские песенки,

подпевают и танцуют, подыгрывают на погремушках, бубнах, маракасах.

Кроме групповых помещений для качественного полноценного пребывания ребёнка

в детском саду имеются:

музыкально-физкультурный

зал, где в мире красоты происходит физическое и

культурное становление личности;

музей народного быта, где дети развивают образное мышление и эстетическую

культуру, приобщаясь к историческому прошлому;

спортивная площадка, на которой ребятишки совершенствуют свои двигательные

навыки и приобщаются к здоровому образу жизни;

За каждой группой закреплены прекрасные участки, оборудованные в соответствии

с

проектом«

Я-

познаю

мир!»,

при

реализации

которого

решаются

задачи

образовательного, познавательного и развивающего характера.

Есть познавательно-экспериментальные площадки, где малыши знакомятся с водой

и песком, и получают от этого огромное удовольствие.

Есть

множество

объектов,

направленных

на

развитие

движений

детей,

на

укрепление их здоровья.

Хочется заметить, что все эти объекты являются рукотворными, сделанными из

подручного и бросового материала талантливыми руками творческого коллектива

единомышленников

при

участии

неравнодушных

к

проблемам

детского

сада

родителей.

Детские

сады

обладают

разными

материальными

возможностями

обеспечения

детей игрушками, пособиями и материалами.

Поэтому, создавая образовательную среду обитания ребёнка, воспитатель решает

много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником,

портным, художником, конструктором.

Современному

педагогу

в

условиях

перемен

необходимо

продвигаться

в

профессиональном

развитии,

сохранять

и

приумножать

лучшие

педагогические

качества, развивать творческий потенциал.

Созданная нашим коллективом, развивающая -образовательная

среда вызывает у

детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,

желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к

активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию .

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что качество

образования

дошкольника

зависит

от

правильно

спланированной

развивающей

среды,

от

талантливых,

компетентных

педагогов

и

от

умения

руководителя

выработать тактику и цель работы всего дошкольного учреждения, умело используя

финансовые ресурсы.

И

в

заключении

хочу

пожелать

Вам,

уважаемые

коллеги

в

воплощения

своих

творческих замыслов и реализации самых смелых идей.

Ведь ни для кого, ни секрет что система образования живет и развивается силами

творческих и преданно влюбленных в свое дело людей.

Душою красивы и очень добры!

Талантом сильны вы и сердцем щедры.

Все ваши идеи, мечты о прекрасном,

Уроки, затеи не будут напрасны.

Вы к детям дорогу сумели найти,

Пусть ждут вас успехи на этом пути……



В раздел образования