Автор: Фадеева Лилия Владимировна
Должность: заведующий доу
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №17 "Ромашка" с.Варламово
Населённый пункт: с.Варламово Челябинская область
Наименование материала: из опыта работы о развитие образовательной среды в доу
Тема: Развитие образовательной среды как фактора повышения качества образования
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие образовательной среды как фактор повышения
качества образования»
( автор статьи Фадеева Лилия Владимировна заведующий МДОУ №17 «Ромашка» с.Варламово)
Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы
будем следовать этому правилу ребенок вместо того чтобы обременять нас,
проявит
себя
как
самое
великое
и
удивительное
чудо.(слайд
с
цитатой)
(Мария Монтессори)
В
условиях
модернизации
системы
российского
образования,
широкого
реформирования
системы
дошкольного
воспитания,
все
более
актуальной
становится
проблема
приобщения
ребенка
к
общечеловеческим
ценностям,
становления дошкольника как личности.
Хорошо, когда детский сад представляет собой педагогическую лабораторию, где
методика воспитания основывается на уважении личности ребёнка и заботе о его
всестороннем развитии, где создаётся такая обстановка, в которой ребёнок может
всесторонне развиваться и чувствовать себя свободно, находить отклики всем своим
запросам и интересам.
Окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, как известно, может
быть, разной: поддерживающей и развивающей, насыщенной и комфортной, а в
некоторых случаях даже враждебной.
Возникает предположение, что правильная организация образовательной среды и
умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным
миром является одним из условий эффективности воспитательно - образовательного
процесса в дошкольных учреждениях, фактором повышения качества образования.
« Качество образования в детском саду» рассматривается как степень соответствия
совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста на
основе
требований
и
стандартов,
потребностей
и
ожиданий
субъектов
образовательного
процесса
и
развивается
в
трех
аспектах:
качество
условий,
качество процесса образования ,качество результатов.
Изучая Федеральные государственные требования и образовательные стандарты в
которых
приоритетным
является
общекультурное
и
личностное
развитие
дошкольников, мы взяли
ориентир не на формальную результативность, а на
поддержку способности ребенка, на его самореализацию в условиях, созданных на
базе нашего детского сада.
Главное, при создании условий подметить в каждом ребёнке его самую сильную
сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила своё претворение и развитие в
деятельности.
Понимая
всю
важность
этой
проблемы,
мы
начали
с
повышения
уровня
квалификации педагогов, в вопросе создания образовательной среды.
Планомерно
велась
работа
по
изучению
условий
и
принципов
построения
развивающей среды, как важного фактора влияния на качество образования .
Определяющим моментом в создании развивающей среды стала педагогическая
идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой
цели
осуществляется
через
реализацию
образовательной
программы
с
учетом
регионального компонента.
Приоритетным направлением нашей программы является творческо-эстетическое
воспитание детей, охватывающее все сферы деятельности дошкольников.
Поэтому,
организуя
пространственную
среду,
декоративно
оформляя
её,
мы
учитываем требования архитектуры, дизайна, психологии и педагогики.
Наш детский сад отличается яркостью, сказочностью, каждый уголок его манит и
притягивает взгляд.
Наши дети живут в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Пространство группы мы организовываем в виде хорошо разграниченных зон или
центров, оснащённых большим количеством развивающих материалов.
Все предметы - доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные
для
себя
занятия,
чередовать
их
в
течении
дня,
а
педагогу
даёт
возможность
эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных
особенностей детей.
Для построения активно развивающей среды выделяем следующие принципы:
принцип открытости;
гибкого зонирования;
стабильности-динамичности развивающей среды;
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия
безопасности ,доступности
учета половых и возрастных отличий
уважения мнения ребенка
детской активности, самостоятельности, творчества.
В
соответствии
с
этими
принципами
в
каждой
группе
организованны
центры,
которые четко определяют зону деятельности ребенка.
1.
В
Центре
Познания
у
дошкольников
происходит
сенсорное
развитие,
формируется целостная картина мира, расширяется кругозор.
Ребенок учится видеть красоту окружающего мира.
2.
В центре Безопасности дети знакомятся с правилами дорожного движения, у
них формируется представление об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них.
3.
В центре детского экспериментирования малыши играют с песком, водой,
красками, пеной, магнитами. А когда эти опыты вызывают восторг и интерес,
то
само
пребывание
ребенка
в
детском
саду
становится
комфортным
и
занимательным времяпровождением.
4.
А
вот
островок
зелени,
рядом
- аквариум
с
рыбками,
морскими
и
сухопутными
черепахами.
Это
не
только
объект
познания,
но
и
объект отвлечения
и
успокоения
плакс.
В
период
адаптации
к
новому
окружению,
созерцание
аквариума
помогает
избавляться
малышам
от негативных эмоций
и они чудесным образом превращаются в радость,
удивление, восторг.
5.
Строительный
уголок
с
конструкторами,
кубиками,
коробочками
разных
размеров и форм способствует появлению у детей игровой инициативы,
умение видеть задуманный объект будущей конструкции.
6.
В центре «Здоровья» спортивный уголок с постоянными и меняющимися
предметами побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность
разнообразить движения.
7.
Больше всего пространства в группе занимает центр игры. Приходя утром в
детский сад, малыши наперегонки бегут в это царство игрушек. Используя
атрибуты уголка Ряженья в играх и забавах, у детей развивается способность к
эмоциональному самовыражению.
8.
Одно из любимых мест у ребятишек- это центр театра. Наручные куклы -
зайчик и мишка - беседуют с ребятами, здороваются и прощаются с ними,
проявляют к ним симпатию. Тесный контакт с куклами
вызывает у детей
чувство доверия, снимает психоэмоциональное напряжение.
9.
Не обходят стороной малыши и книжный уголок. Рассматривая красочные
книги со сказками, потешками и стишками дети узнают знакомых сказочных
героев. Читая детям книги или что-то рассказывая педагог развивает умение
маленьких слушателей обращать внимание , реагировать и сопереживать .
10.Развитие детского творчества, формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности происходит в центре творчества при помощи
привлекательных,
разнообразных
и
очень
простых
в
использовании
материалов. Детские работы размещаются на полочке красоты.
11.
Немаловажную
роль
в
создании
эмоционального
комфорта
играет
музыкальный уголок, наполненный различными музыкальными инструментами,
самодельными
народными
свистульками
и
современной
музыкальной
аппаратурой. Дети слушают народную и классическую музыку, детские песенки,
подпевают и танцуют, подыгрывают на погремушках, бубнах, маракасах.
Кроме групповых помещений для качественного полноценного пребывания ребёнка
в детском саду имеются:
музыкально-физкультурный
зал, где в мире красоты происходит физическое и
культурное становление личности;
музей народного быта, где дети развивают образное мышление и эстетическую
культуру, приобщаясь к историческому прошлому;
спортивная площадка, на которой ребятишки совершенствуют свои двигательные
навыки и приобщаются к здоровому образу жизни;
За каждой группой закреплены прекрасные участки, оборудованные в соответствии
с
проектом«
Я-
познаю
мир!»,
при
реализации
которого
решаются
задачи
образовательного, познавательного и развивающего характера.
Есть познавательно-экспериментальные площадки, где малыши знакомятся с водой
и песком, и получают от этого огромное удовольствие.
Есть
множество
объектов,
направленных
на
развитие
движений
детей,
на
укрепление их здоровья.
Хочется заметить, что все эти объекты являются рукотворными, сделанными из
подручного и бросового материала талантливыми руками творческого коллектива
единомышленников
при
участии
неравнодушных
к
проблемам
детского
сада
родителей.
Детские
сады
обладают
разными
материальными
возможностями
обеспечения
детей игрушками, пособиями и материалами.
Поэтому, создавая образовательную среду обитания ребёнка, воспитатель решает
много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником,
портным, художником, конструктором.
Современному
педагогу
в
условиях
перемен
необходимо
продвигаться
в
профессиональном
развитии,
сохранять
и
приумножать
лучшие
педагогические
качества, развивать творческий потенциал.
Созданная нашим коллективом, развивающая -образовательная
среда вызывает у
детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,
желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к
активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию .
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что качество
образования
дошкольника
зависит
от
правильно
спланированной
развивающей
среды,
от
талантливых,
компетентных
педагогов
и
от
умения
руководителя
выработать тактику и цель работы всего дошкольного учреждения, умело используя
финансовые ресурсы.
И
в
заключении
хочу
пожелать
Вам,
уважаемые
коллеги
в
воплощения
своих
творческих замыслов и реализации самых смелых идей.
Ведь ни для кого, ни секрет что система образования живет и развивается силами
творческих и преданно влюбленных в свое дело людей.
Душою красивы и очень добры!
Талантом сильны вы и сердцем щедры.
Все ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны.
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут вас успехи на этом пути……