Автор: Якушина Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ школа №54
Населённый пункт: МО, городской округ Люберцы, пгт Октябрьский
Наименование материала: конспект открытого урока по литературному чтению (послебукварный период)
Тема: "Страна Считалия"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по литературному чтению (послебукварный период)
1 класс УМК «Перспектива»
Тема: «Страна Считалия»
I. Дидактическая цель:
Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации
II. Задачи:
Обучающие:
Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из
компонентов развития речи и обогащения словарного запаса; знакомить с
самым любимым детьми писателем.
Развивающие:
Создать условия для развития творческих способностей, для развития
компетентностей: информационной и социальной.
Воспитывающие:
Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития
интереса к предмету;
Здоровьесберегающая:
Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемая методическая литература:
Методические рекомендации к учебнику Л. Ф. Климановой «Азбука» 2 часть;
«Жемчужины народной мудрости» Г.Н.Тубельская;
«Игра в рифмы» В.Волина
«Литература и фантазия» Л.Е. Стрельцова.
Используемое оборудование:
Учебник Л. Ф. Климанова «Азбука» 2 часть;
Проектор
Интерактивная доска
Печатный материал для чтения
Краткое описание: Актуализируем знания первоклассников о фольклорных
жанрах. Знакомим с известным с детства писателем, переводчиком Б.
Заходером. Делаем всё это играя.
1
Ход урока:
I.Организационный момент.
Слайд 1
- Психологический настрой.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
- Повторим наши правила работы на уроке:
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят)
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат)
Голова хорошо … (думает)
Слайд 2
- Готовим к работе артикуляционный аппарат.
(на доске)
А-О-У-И-Ы-Я
Б-Т-Р-М-Н-К-Ц-Ч
Чистоговорки:
На-на-на – во дворе растёт сосна
Но-но-но – завтра мы пойдём в кино
Ан-ан-ан – соберём свой чемодан
Упражнения, развивающее скорость чтения:
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тара___
Я вас чаем уго__!
Слайды 3-6
- «Читалочка» стр.12-13 (задания дублируются в презентации + проверка)
2
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы говорили о слове, о его великой силе. Давайте
послушаем стихотворение и вспомним все то важное, о чём мы говорили на
прошлом уроке.
Антонова Вита:
Слова бывают очень разные:
Слова, как блёклая листва…
Слова ненужные и праздные,
Бывают глупые слова.
Слова красивые и звучные,
Слова, где мудрости родник,
Слова, поникшие и скучные,
Как раненого сердца крик.
Сабитова Рита:
Слова любви, печали, ревности,
Горящие, как фонари,
Давным-давно с глубокой древности
Их собирали в словари.
Но есть и те, что недосказаны,
Хотелось, и не мог сказать -
Они с душой и сердцем связаны,
Их в словаре не отыскать
Они сто раз не повторяются,
Как будто стертое клише,
В одной душе они рождаются,
Чтоб умереть в другой душе.
Сорокина Лиза:
Слова бывают разные:
Нежные, страстные,
Ласковые, сильные,
Словом любвеобильные.
Также бывают дерзкие,
Противные и мерзкие.
Встречаются даже сложные,
Не всем языкам гожие.
Степанов Лев:
Слова бывают: известные,
Точные, ясные, честные.
Часто встречаются глупые,
Ещё никому не доступные.
Может даже холодные,
А может и голодные.
Слова встречаются страшные,
Темные и очень ужасные.
Все мы мыслим по-своему,
Словами бросаемся в голову.
3
III. Сообщение темы, цели.
-Ребята, вспомним, какие жанры устного народного творчества вы уже
изучили? (сказки, загадки, потешки, песенки)
- К какому из изученных жанров вы отнесёте это произведения?
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звёзды,
Луг, цветы –
Ты пойди – ка
Поводи!
- Как вы думаете о чём сегодня мы будем с вами говорить?
Озвучивание темы урока детьми
- Как бы вы назвали волшебную страну, в которой живут все считалочки?
(высказывания детей)
Слайд 7
- Сегодня на уроке ребята мы отправимся с вами в необычную страну
«Считалия» и поговорим об одном из фольклорных жанров знакомом
каждому из вас с детства, о считалочках.
-Поставьте для себя цели на урок.
(На доске слова: Знать Уметь Применять).
- Что мы должны узнать? (Что такое считалка, какие виды существуют:
авторские и народные)
- Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать)
- Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома)
- Хорошо, цели поставили, теперь нужно их выполнять.
- Зачем нужны считалки? (Помочь сосчитаться, распределить роли в игре.)
- А если бы считалок не было? (Было бы труднее распределять роли. Кто-
нибудь стал бы обижаться, ссориться. А считалка - хорошее средство для
справедливого выбора, кому водить. Она помогает сделать этот выбор без
слез, без ссор.)
- Вот какую сложную жизненную задачу выполняет простенькая считалка.
Она помогает весело выяснить, кому водить, распределить роли в игре.
4
- Считалка не всегда была связана с детской игрой. Считалка пришла к нам из
глубокой древности. Ее сочиняли взрослые люди и совсем не для детских
игр.
- Для чего взрослым людям понадобилась считалка? (Предположения детей)
- В те далекие времена многие виды работы были не только очень трудны, но
часто и опасны для жизни. Но кто-то все равно должен был делать опасную
работу. Кто же? Вот тут-то люди и придумали считалку, которую и
использовали как способ распределения работы. В те далекие времена люди
чувствовали значительно большую зависимость от природы, чем мы. Они
приписывали природе человеческие свойства - способность делать людям
добро или причинять зло. Они верили, что животные понимают
человеческую речь, и, собираясь на охоту, употребляли специальные
«тайные» слова, заменявшие обычные, чтобы зверь не понял. Вот старинная
считалка, состоящая из слов, которые кажутся нам бессмысленными:
Слайд 8
Ази, двази,
Тризи, зизи,
Пятом, мятом,
Шума, рума,
Дуба, крест.
- Древние люди очень верили в силу слова, поэтому считалка была близка к
заклинанию.
- Позже, когда человеческая жизнь очень изменилась, когда люди перестали
бояться природы, когда открыли многие ее законы, когда труд стал более
безопасным, считалка перешла в детскую игру, и стала помогать детям
распределять игровые роли, да так, чтобы всем было весело и никому не
обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых – «детских»
текстов:
Слайд 9
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
- Итак, какое же назначение было у считалки? (высказывания детей)
- Мы выяснили назначение считалки, это первый секрет. (Первый секрет:
распределять роли в игре)
5
(На столах у детей распечатаны несколько считалочек)
- Прочитайте считалки и скажите, что есть в считалках, чего нет в других
жанрах?
(Читают считалки. Находят особые слова: «тебе водить», «я водить не буду»,
«тот и вон пойдет», «начинаешь ты», «ну-ка, Машенька, води!», «соколик,
вон».)
Тики - таки, тики - таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи, тебе водить!
- Какой второй важный секрет считалочки мы узнали (в ней должны быть
особые слова, которые очень-очень нужны считалке)
-Где находятся эти слова? (в конце)
- Значит, в считалке очень важен конец, здесь часто встречаются слова,
определяющие действие, предлагающие тому, на ком кончился счет, выйти из
круга или кому водить.
- А начало? Какое оно бывает? (Начинается со счета, с цифр, некоторые-с
каких-то забавных выдуманных слов)
-Как надо считать? (пример двух учеников, читают считалочки с карточек)
Слайд 10
Физминутка.
- Послушала я вас и задумалась, зачем вы рукой показываете друг на друга,
когда произносите считалку? (Чтобы было четко и честно узнать, кто
будет водить, а кто выйдет)
- А если убрать руки? (Без рук нельзя. Надо рукой показывать на каждого по
очереди, когда слово произносишь)
- Значит, между словами и жестами есть связь. (Одно слово - один жест,
один слог – один жест.)
- А чем считалка похожа на стихи? (В считалке есть рифма. Еще один
секрет. Рифма)
-Итак, какие секреты считалки вы открыли?
6
Слайд 11
Секреты:
1.
Назначение считалочки
2.
Должны быть особенные слова
3.
Ритм и рифма
- Один из писателей знакомый каждому в своих произведениях всё время
играет с нами словами. Кто это? (Борис Владимирович Заходер)
Слайд 12
- С некоторыми стихами и сказками Бориса Заходера мы с вами уже
знакомились. Они веселые, умные, ироничные.
Герои Заходера – самые разнообразные персонажи: забавные малыши,
озорные школьники, буквы алфавита, глобус, но чаще всего животные – всем
известные звери, экзотические животные дальних стран, абсолютно
фантастические существа.
IV. Работа со стихотворением Б. Заходера « Считалия»
- Хочу вас познакомить с еще одним произведением Б.В.Заходера «Считалия»
(просмотр начала мультфильма)
У. стр.110-111
Из окошка мне видна
Расчудесная Страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки...
Сам Заяц Белый вас встречает,
Как будто в вас души не чает.
Неутомимо, в сотый раз
Он повторяет свой рассказ -
И вот уже вы там, как дома!
Все так привычно, так знакомо:
И многошумный Лес Дубовый
(Хотя он здесь шумит века,
Но с виду он совсем как новый),
- Почему автор называет Считалию «краем чудес»?
- Когда можно попасть в страну «Считалию»?
- Прочитайте дальше.
7
Вот мост, под ним бежит река -
Здесь ехал Грека через Реку
И сунул руку в реку Грека.
Тут шла Собака через Мост -
Четыре лапы, пятый - хвост!
Вот знаменитые Вареники
(Их ели Энеке и Бенеке);
Там, помнится, Кады-Мады
Корове нес ведро воды...
А вот Крылечко Золотое,
Горячим солнцем залитое
И днем и ночью.
А на нем,
Набегавшись, сидят рядком,
Сидят, обнявшись, как родные,
Цари, Сапожники, Портные...
А ты кем будешь? Выбирай!
Страна чудес, Чудесный край.
- Герои каких считалок вам знакомы?
- На стр. 111 нашего учебника давайте прочитаем некоторые считалочки.
- Что вы представляли, когда читали эти строчки?
- Читаем дальше.
Счастье даром здесь дается
А горе, если иногда посмеет заглянуть сюда
Надолго здесь не остается
Ведь здесь и горе не беда!
Здесь весело блестят слезинки,
Здесь плачут так, что хоть пляши!
Здесь - в самой маленькой корзинке
Все, что угодно для души
- Как понимаете 1-ю строчку? (Считалки - это игра, это детство, радость.
Дети в игре забывают свои беды. Там, где веселье, нет места горю.)
И я здесь побывал когда-то...
И, повинуясь счету лет,
Я тоже вышел вон, ребята,
И мне, увы, возврата нет.
- Почему автору этого произведения нет возврата в страну Считалию?
8
- Представьте себе страну Считалию. Нарисуйте её словесно.
VI. Итог урока.
- Какие цели вы ставили перед собой?
- Какие секреты считалок вы смогли узнать?
- Понравился ли вам урок?
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
9