Напоминание

"Тема: Подготовка к школе – что это значит? (родительское собрание в подготовительной группе)"


Автор: Глухова Ирина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ №7
Населённый пункт: Санкт Петербург, Выборгский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема: Подготовка к школе – что это значит? (родительское собрание в подготовительной группе)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Подготовка к школе – что это значит?

(родительское собрание в подготовительной группе)

Цель: Объединить усилия семьи и детского сада по вопросам подготовки

детей к школе.

Задачи:

- познакомить родителей с понятием «готовность ребенка к школе»;

-вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по

данному вопросу;

- информировать родителей о проблемах первоклассников;

- предложить рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Предварительная работа:

- Подготовка памяток для родителей воспитанников.

- Беседы с родителями: частые вопросы на консультациях.

- Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к

школе.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я пригласила вас для взаимного

общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Надеюсь, что наша

встреча будет интересна и познавательна. Вашим детям скоро исполнится

семь лет, окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап

формирования личности со строгим планомерным обучением, с

пятибалльной оценкой успехов.

Итак, поговорим о готовности ребенка к школе. Первая из них – личностная.

Другими словами это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к

самому себе. В психологии существует такое понятие – мотивация -

побуждение к действию, причина, по которой человек поступает так, а не

иначе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа

привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а

возможностью получать новые знания.

Переходим к следующему аспекту – эмоционально - волевая готовность.

Очень важно в детях развивать эмоциональную устойчивость, не менее

важным, является и сила воли. У ребенка должен быть сформирован

комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное

время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до

конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама.

Шестилетний Андрей подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия,

требующие внимательности, усидчивости. Вот и сейчас нарисовал рисунок,

не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев рисунок, говорит:

«Молодец». А Андрей, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует

рисунок ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про

его недочеты «Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят

был чем-нибудь». Рассуждают родители.

Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное

внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение

делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. К концу

дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение,

наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное

усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего

волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы

получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не

злоупотреблять.

Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная. Предлагаю вам

рассмотреть и расположить в порядке важности знаний, умений и навыков,

необходимых будущему первокласснику.

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение делать выводы;

- большой словарный запас;

- умение читать;

- умение обобщать;

- умение решать арифметические задачи;

-умение анализировать;

- умение составлять рассказ по картинке;

- широкий кругозор;

- умение читать;

До начала нашей встречи вы часто задавали вопросы, которые вас

интересуют. Сейчас мы попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти

вопросы.

1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?

Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.

2.Нужно ли учить ребенка читать?

Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент

желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в

слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и т. д.

3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?

Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все

занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон,

считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы,

фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте

самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно

держать карандаш, ручку.

4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?

Мы, педагоги, советуем выбирать авторские пособия, оформленные

рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по

развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами,

головоломками, прописи для дошколят(где дети будут совершенствовать свои

графо-моторные навыки). Кроме того, в уголке «Готовимся к школе» вы

всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно поиграть

дома.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе.

Вот еще несколько советов и рекомендаций, на что нужно обращать

внимание, чтобы помочь ребенку легче адаптироваться к системе школьного

обучения:

- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до

конца.

- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность,

пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку

загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть

ребёнок рассуждает вслух.

- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его

размышлять, исследовать.

- Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите

ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а

сегодня нет.

- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял

их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли

оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних

героев он осуждает, других одобряет.

- Будьте внимательны к жалобам ребенка.

- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

- Приучайте ребёнка к самостоятельности.

- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его

любознательность.

- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Подведение итогов родительского собрания.

Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но, не перегружая

его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента

графического диктанта, заданий по штриховке картинки. Подготавливая

ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать,

запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Итак, давай те подведем итоги, наша с вами единая задача заключается в

создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать

ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с

близкими и любимыми людьми – семьей. Любите своих детей, уделяйте им

должное внимание, побольше общайтесь с ними, обнимайте, беседуйте,

выслушивайте, отвечайте на вопросы, поддерживайте их во всем.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому

научиться» (Леонид Абрамович Венгер).

Мы признательны всем, кто нашёл сегодня время прийти на родительское

собрание.

Раздача памяток.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия

желательно проводить в одно и то же время.

• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30

минут.

• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за

столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике.

Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно

отказывается от занятий.

• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это

дает ребенку уверенность в своих силах.

• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо

разъясняйте все, что непонятно.

• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не

получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более

простым заданиям.

• Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и

прочих занятий).

• Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»,

«Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

• Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем

устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших

развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время

перехода из детского сада в школу).

• С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже

будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте

ребенка к ним: регулярно, примерно, в одно и тоже время занимайтесь

какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием,

развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку

к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

• Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы

ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его

индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях,

уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и

последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

• Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками:

если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить

причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе

сверстников.

• Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем

разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем

больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно.

У него больше возможностей для проверки своих способностей и

расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи,

сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

• Способствуйте развитию способности анализировать собственные

переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда

положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним

оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить

причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно

формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями,

добьется хороших успехов, у него все получится.

• Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и

внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к

специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не

стоит.

Используемая литература:

1. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке

ребенка к школе. Санкт-Петербург, Речь 2008г.

2.Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и

позитивной самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.

3.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,

1996г.

4.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. "Приключения будущих первоклассников" -

Санкт-Петербург, 2007г.

5.Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. "Психолог на родительском собрании, М.

Генезис, 2009г.



В раздел образования