Автор: Юрлова Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "Перво-Эртильская СОШ" Эртильского района Воронежской области
Населённый пункт: пос.Перво-Эртиль, Эртильский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности экологического образования на уроках химии"
Раздел: среднее образование
«Особенности экологического образования на уроках химии».
Юрлова Татьяна Николаевна, учитель химии, ВКК
МКОУ « Перво-Эртильская СОШ»
Сейчас перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к
природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый
человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на
планете Земля [1, с. 114]. Экологическое образование на уроках химии направлено на реализацию
требований
ФГОС,
помогает
формировать
предметные
и
метапредметные
знания,
развивать
универсальные учебные действия.
Учитель химии в современной школе развивает у учащихся бережное,
чуткое, грамотное
отношение к природе не только с эстетических позиций, но и на основе прочного научного знания
о хрупкости природных экосистем, их чрезвычайной ранимости. И его выпускники - будущие
специалисты, в своей хозяйственной деятельности руководствовались главной идеей «Не навреди
природе».
Химия — это та наука, при изучении которой
экологические проблемы можно отражать на
любом уроке и во внеурочной работе. В основе экологического образования и воспитания лежат
представления о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ и их биологических функций,
двойственной роли в живой и неживой природе, биологической взаимозаменяемости химических
элементов
и
последствиях
этого
процесса
для
организмов.
Химия
отвечает
на
вопрос,
что
происходит
в
атмосфере,
почве,
водной
среде,
какие
воздействия
оказывает
вещество
и
его
продукты
превращений
на
биологические
организмы.
[4,
с.
55].
Экологическое
воспитание
школьников необходимо формировать наряду с экологией отношений в процессе уборки своего
рабочего
места,
что
приучает
детей
к
рациональной
организации
своего
рабочего
места
к
формированию общеучебных (и даже – общекультурных) умений, навыков [2, с. 25].
В 8 классе при изучении темы «Чистые вещества и смеси» учащиеся получают обширные знания
способах
очистки
окружающей
среды,
природных
веществ
от
химических
загрязнений.
При
проведении демонстрационных опытов учащиеся знакомятся с основными способами разделения
смесей:
фильтрованием,
выпариванием,
отстаиванием,
способом
делительной
воронки
при
очистке искусственно созданной смеси воды с нефтью. При проведении практических работ
«Очистка
поваренной
соли
от
примесей»,
«Анализ
почвы»
учащиеся
приобретают
навыки
проведения грамотного экологически чистого эксперимента.
При изучении этой темы важно
рассмотреть источники загрязнения. Необходимо показать
учащимся, что решение проблем загрязнения - это совершенствование и создание новой техники и
технологии, повышение выхода продукта и снижение образования отходов производства, создание
оборотного водоснабжения, уменьшающего сток загрязненных вод, разработка систем утилизации
отходов и переход на замкнутые технологические циклы [3, с. 12].
При изучении темы «Подгруппа кислорода» в 9 классе важно ометить значение кислорода, его
аллотропной модификации озона на организм человека. И тут же подчеркнуть о вреде озона в
больших концентрациях, как о ядовитом веществе. Поскольку кислород - важная составная часть
воздуха, можно предложить учащимся подготовить доклады, рефераты, мини-проекты о главных
источниках загрязнения атмосферы и последствиях этого процесса, круговороте кислорода в
природе, роли зеленых насаждений, сохранение озонового слоя атмосферы.
Элементы экологического образования проходят важным звеном и во внеклассной работе по
химии.
Так,
например,
при
проведении
недели
химии
можно
предложить
учащимся
устные
журналы, деловые игры, проекты по темам: «Нитраты в продуктах питания», «Вода – самое
удивительное вещество», «Моя аптечка», «Круговорот кислорода (азота, углерода) в природе».
С целью экологического образования и воспитания, можно предложить учащимся вопросы и
задачи экологического содержания. Например:
1.
Сколько литров углекислого газа попало в атмосферу при сгорании 5 тонн нефти, какой
объём кислорода для этого потребуется? Сколько деревьев могут выделить такой объём
кислорода, если одно дерево за сутки выделяет 2 л кислорода.
2.
Сколько
кг
гашеной
извести,
необходимой
для
побелки
фруктовых
деревьев
можно
получить из 2,8 кг негашеной извести?
3.
Какова масса гидроксида натрия, необходимого для нейтрализации 500 литров сернистого
газа, полученного при сернокислотном производстве?
4.
Какой объем оксида азота (II) попадает в атмосферу при сгорании 100 литров аммиака?
Задачи с экологическим содержанием не всегда должны иметь единственное решение, они могут
быть направлены на проблемное обсуждение, на поиск рационального решения поставленной
учебно-познавательной проблемы.
Важным
аспектом
экологического
образования
является
химический
эксперимент.
Можно
предложить учащимся найти способы переработки отходов школьного химического эксперимента,
используя
один
из
важных
принципов
современного
химического
производства
–
принцип
безотходной технологии. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их
обезвреживание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное
использование
-
прямо
или
косвенно
-
в
учебном
процессе).
Например,
продукт
реакции
разложения
перманганата
калия
оксид
марганца
(IV)
может
быть
использован
в
качестве
катализатора при проведении реакции разложения пероксида водорода, продукт занимательного
опыта
«Вулкан»
оксид
хрома(III)
может
впоследствии
быть
использован
при
проведении
демонстрационных опытов по изучению свойств аммиака.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является экспериментальная и
исследовательская деятельность в процессе преподавания химии, в ходе которой происходит
непосредственное
общение
обучающихся
с
природой,
приобретаются
навыки
научного
эксперимента,
развивается
наблюдательность,
пробуждается
интерес
к
изучению
конкретных
экологических вопросов.
Литература
1. Арчегова И.Б. Экологическое мировоззрение - основа развития. - Проблемы экологии, вып. 2,
2003, с. 114.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.
4. Кузьменок Н. М., и др. Экология на уроках химии.- М.: ООО Красикопринт, 1996г.