Автор: Бондаренко Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №167 "Родничок"№167
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: Конспект ННОД
Тема: "Животные Севера"
Раздел: дошкольное образование
ННОД по теме: «Животные Севера»
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Цель: совершенствование умений детей составлять описательный рассказ с опорой на
мнемотаблицы; расширение и закрепление знаний детей о животных Севера.
Задачи:
1. Мотивировать детей на деятельность, посредством создания проблемной ситуации.
2. Закреплять знания
детей о животных Севера: их характерном внешнем виде,
повадках, питании посредством вопросов, способствуя обогащению словарного запаса.
3.
Развивать
творческое
воображение,
логическое
и
образное
мышление
при
составлении мнемотаблиц.
4.
Продолжать
формировать
умение
составлять
описательный
рассказ
по
схеме
и
правильно строить предложение.
5. Способствовать развитию коммуникативных навыков работы в микрогруппе.
6. Предложить найти новую информацию о животном мире тёплых стран в совместной
со взрослыми деятельности.
Материалы: мультимедийный проектор, звуковая презентация, картинки животных
холодных
стран,
таблица
для
составления
схемы
описания
животного,
карандаши,
бутафорские льдины с цифрами, мнемоквадраты для подведения итогов, магниты.
Предварительная работа:
- рассматривание альбома, книг, журналов с иллюстрациями о Севере;
- чтение: эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает», юкагирская сказка «Отчего
у белого медведя черный нос?», «Белек»;
- отгадывание загадок о животных Севера, - исследовательская работа «Нахождение
местообитания животных холодных стран на карте»,
- беседа «Что мы называем Севером?», «Какие животные и птицы обитают в Арктике и
тундре?»,
- занятия: «Знакомство детей с климатом и природой Арктики и тундры», рисование
красками«Северный олень», лепка «Белый медведь»;
- игры: «Кто лишний», п/и «Белые медведи»;
- коллаж из рисунков «Обитатели Севера»;
- просмотр презентаций: «Где живут белые медведи», «Животные Севера».
Словарная
работа:
север,
безлесая,
вечная
мерзлота,
ластоногие,
северный
олень,
тундра, лишайник, белек, айсберг.
Методы и приемы:
Игровой метод – проблемная ситуация, игровые действия, физкультминутка.
Словесный
метод
-
беседа,
вопросы,
уточнения,
повторение,
обсуждение,
художественное
слово,
ТСО
(звукозапись),
составление
рассказа
по
картинке
и
мнемотаблице.
Наглядный метод - презентация, предметные картинки, мнемокарты, песочные часы.
Практический метод- составление рассказов по мнемотаблицам.
Частично
–
поисковый
метод
- составление
мнемотаблиц
с
помощью
условных
обозначений.
Ход ННОД:
Этапы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Организационный
момент
- Доброе утро, Всем кто проснулся! Всем,
кто себе и другим улыбнулся. Тем, Кто
рядом, и тем, кто вдали. Доброе утро, все
люди Земли!
Совместное
выполнение
Вводная часть
Введение в игровую
ситуацию
- Ребята, только что мне пришло
сообщение. Хотите послушать?
«Дорогие ребята! Помогите мне найти
моего непослушного и любознательного
медвежонка Умку, который убежал от меня
и я не могу его найти! Медведица»
- Кто такой Умка?
- Где он живёт?
- Ну, что? Поможем Медведице найти
Умку?
- Чтобы добраться до Северного полюса,
нам нужно выбрать транспорт. Как Вы
думаете? На чем мы можем добраться?
- Да. На самолете. Конечно.
Но там нет аэродрома, что нам
понадобится, чтобы приземлиться?
- Верно, придется спуститься на нем.
- Повторяем за мной слова и полетели.
Мы садимся в самолет,
Отправляемся в полет.
Мы летим над облаками,
Машем папе, машем маме.
Раскрываем парашют.
Приземлились. Мы, уж тут!» -
Предполагаемые
ответы:
- Да
Предполагаемые
ответы:
- Белый медведь -
самец
- На Северном полюсе
- Да
- На самолёте
- Парашют
(приседания)
(вращения руками)
(руки в стороны,
изображаем полёт)
(взмахи руками
вертикальные и
горизонтальные)
(приседания)
Основная часть
1 Слайд - Северный полюс
Голос за кадром:
Здесь всюду холод, лед и тень,
Полгода — ночь,
Полгода — день.
Из льда здесь люди строят дом,
И океан покрыт весь льдом.
Зверей ты здесь почти не встретишь.
И птиц ты в небе не заметишь.
Лишь мишка, белый, словно иней,
Хозяин ледяной пустыни.
- А вот и Северный полюс!
Посмотрите, как здесь много снега и льда.
Чувствуете, как повеяло холодом?
Вам нравится эта красота?
2 Слайд - льдины
- Ребята, смотрите, нам придётся
передвигаться по 8 льдинам. Они
Просмотр слайда
Предполагаемые
ответы:
- Да
Предполагаемые
ответы:
- Да
необычные, на них цифры, это задания для
нас. Чтобы найти Умку, мы должны
преодолеть некоторые трудности,
встречающиеся у нас на пути. Посмотрим,
что же в первом задании?
I. Задание «Ответьте на вопросы»
1. Кого боится северный олень?
2. Чем добывают моржи со дна еду?
3. Какое животное для жителей Севера и
транспорт, и пища, и одежда, и жилище?
4.
Как
называют
людей,
ко т о р ы е
выращивают оленей?
5.
Чем
питаются
животные
и
птицы
на
Северном полюсе?
6. Почему тюлени и моржи не мерзнут в
ледяной воде?
7. В наших лесах он серый, а на Севере
белый?
8. Какое любимое лакомство у песцов?
- Молодцы, с заданием справились!
3 Слайд – северный олень
- Ребята, кто это встретился на нашем
пути?
- А каких животных мы можем ещё
встретить на Севере?
4 Слайд – северные животные
Педагог дополняет ответы детей,
показывая животных на слайде.
II.Задание.
- Чтобы продвинуться дальше в поисках
Умки, вам необходимо составить рассказ о
животном по картинкам, лежащим на
столах.
- Ребята, вы работаете группами
- Обратите внимание, у вас на столах
лежат схемы. Как вы думаете, что вам
может помочь при составлении рассказа?
(показывает схему мнемотаблицы)
- Составьте мнемотаблицу, т.е. в каждой
клетке нарисуйте свой знак – подсказку
для описания животного.
Для выполнения задания 3 минуты.
(использует песочные часы).
- Что обозначает этот символ?
- О чём в своём рассказе вы скажете при
помощи этой подсказки?
- Что значит этот рисунок?
(вопросы, уточнения и пояснения в
процессе работы команд)
Предполагаемые
ответы:
- Волка
- Клыками
- Северный олень
- Оленеводы
- Рыбой
-
И х
з а щ и щ а е т
подкожный жир
- Волк
- Мыши
Предполагаемые
ответы:
- северный олень,
белый медведь, песец,
морж, тюлень,
полярный заяц, волк,
овцебык.
(Дети по желанию
организовывают свои
4 группы и садятся за
столы)
Предполагаемые
ответы:
- картинки, знаки –
подсказки, план - схема
Рисуют схему,
составляют рассказ
Физкультминутка
Детям предлагается рассказать по
мнемотаблицам:
1, 2 команда – участвует 1 ребенок;
3 команда – 2 ребенка (начало – конец);
4 команда – 3 ребенка (по 2 картинки).
Предполагаемые
ответы
Полярное небо ночи темней,
Струйками пар из оленьих ноздрей
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
Свистят по дороге полозья саней,
Поземка скользит и струится по ней.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
И ветер с веселою песней моей
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй.
Ой, хэй-хэй.
Летит за оленями песня — мой друг,
И стадо само собирается в круг.
(скрещивают, руки над
головой и делают
подскоки на месте)
(имитируют
скольжение саней по
кругу)
(разбегаются в разные
стороны, взмахи
руками, имитируя
ветер)
(собрались в круг)
5 Слайд – Умка
После рассказа о белом медведе слышен
голос Умки:
- Слышу, слышу, кто тут рассказывает обо
мне и моих родственниках?
- Здравствуйте, ребята!
- Вот и нашёлся Умка, ребята!
Предполагаемые
ответы:
- Здравствуй, Умка.
Заключительная часть
- Умка, тебя очень долго искала твоя мама.
Она попросила нас о помощи.
Детям пришлось преодолеть некоторые
трудности, чтобы найти тебя!
- А, давайте расскажем Умке, какие
препятствия нам пришлось преодолеть?
- Как мы оказались на Северном полюсе?
- Какие препятствия мы с вами
преодолевали?
- О ком мы рассказывали?
- Что помогало нам рассказать о них?
- С каким животным играли в весёлую
игру во время физкультминутки?
(По ходу подведения итогов ННОД педагог
использует подсказки (мнемоквадраты)
- Ребята, обратите внимание, что у нас
получилось?
Предполагаемые
ответы:
- Летели на самолёте,
чтобы попасть на
Северный полюс
- Шли по льдинам
(отгадывали загадки)
- Рассказывали о
животных
- Мнемотаблицы
- С северным оленем
Предполагаемые
ответы:
- Мнемотаблица
- По какой мнемотаблице ребята
составили более интересный рассказ?
- Чьи условные знаки в схемах были
лучшей и более правильной подсказкой о
животном?
- О каком животном вы узнали что – то
новое, чего не знали раньше?
6 Слайд – Умка встречается с мамой и
прощается с детьми.
- Ребята, вам понравилось наше
путешествие на Северный полюс?
- Вы хотели бы отправиться в путешествие
в Африку?
- Нам надо узнать какие животные могут
встретиться на пути. А где вы можете
получить такую информацию?
- И так, чтобы отправиться в следующее
путешествие, вы дома найдите ответы на
вопросы:
- Жарко или холодно там?
- Какие животные живут в Африке?
- Чем они отличатся от животных
Северного полюса?
Предполагаемые
ответы:
- Да!
- Да!
Предполагаемые
ответы:
- Книги, интернет и т.д.