Автор: Варламова Ольга Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ школа №5 имени Ю.А.Гарнаева
Населённый пункт: Московская обл., г.Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: Пути индивидуализации познавательной деятельности.
Раздел: начальное образование
Пути индивидуализации познавательной деятельности
слабоуспевающих учеников.
Учитель высшей категории МОУ школы №5 имени Ю,А. Гарнаева
Варламовой Ольги Алексеевны.
В моей практической работе особое место занимает индивидуальный подход
при развитии мышления в процессе обучения. На протяжении четырёх лет я
являюсь участником исследования. Составляю карты учащихся класса,
наблюдаю динамику изменений и целенаправленный процесс наращивания
каналов поступления информации.
Во втором классе, среди учащихся класса, не было выявлено детей с
визуальным каналом поступления информации. К концу четвёртого класса
этот канал поступления информации развит у каждого ребёнка.
На протяжении длительного времени, мы с детьми разрабатывали
пособия для наилучшего запоминания материала. После уроков
обсуждали методы и формы обучения, для получения наилучшего
результата, выявляли виды деятельности для достижения поставленной
цели. Так появился пакет материалов на каждого ученика.
Если слабоуспевающий ученик не мог целиком усвоить необходимый
материал на уроке, (а он являлся по результатам исследования –
аналитиком ), то на помощь ему приходил наиболее успешный ученик с
синтетическим типом мышления. Они разбивали сообща материал на
части и добивались результата вместе. Так у детей развивались и
аналитический и синтетический тип мышления. К четвёртому классу
оба типа мышления были развиты у каждого ученика.
Наиболее работоспособным в течении четырёх уроков класс был, если
формы работы менялись. Иногда использовались проектные методы
обучения. Дети готовили сообщения к урокам естественно - научного цикла.
В своих докладах они проникали в сущность вещей и явлений, понимая
причины закономерностей, они развивали глубину мышления.
Развитие рефлексии у учащихся обусловлено процессом взросления. Как
правило, задания у импульсивных детей я проверяла на уроке, сразу. И если
находила ошибки, то отправляла их на исправление. В то время, как для
рефлексивных детей давала время на выполнение задания больше. Проверяла
их после урока. Посмотрев домашнее задание, беседовала с каждым
ребёнком, объясняла, что спешить не стоит.
В результате образовалась многочисленная группа детей импульсивно –
рефлексивного типа мышления.
На уроках русского языка, при работе над ошибками, мы используем метод
многократного повторения. Так, исправив ошибку и, если возможность,
сделав проверку, мы многократно переписываем слово правильно.
Списывание текста с проговариванием, подготовка к диктантам с
предупреждением возможных ошибок, также способствует развитию
грамотности детей посредством уже развитых каналов поступления
информации.
В первом классе наиболее эффективным является решение задач с помощью
отрезков. Во втором классе переходим к оформлению краткой записи.
На уроках математики мы решаем задачи, затем изменяем условие,
составляем его с опорой на опыт детей, связываем с другими явлениями, тем
самым способствуем развитию широты мышления.