Автор: Бикмухаметова Альбина Ришатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 84" Населённый пункт: г.Казань Наименование материала: Статья Тема: Сюжетное рисование в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои
впечатления об окружающей действительности.
Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной
связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во
многом зависит от понимания именно этой связи.
Возможность
установления
смысловых
связей
между
различными
предметами
и
явлениями
развивается
у
ребенка
постепенно.
Поэтому
сюжетное рисование с учебными целями вводится не раннее чем в средней
группе, причем в начале как изображение 2-3 предметов, расположенных
рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения
предметов,
являющихся
глаными
действующими
героями
сюжета,
иначе
трудности в изображении незнакмых предметов отвлекут их от выполнения
основной задачи.
Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением
только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь
нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.
Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и
аналитико-синтетического
мышления.
Они
у
маленького
ребенка
еще
слишком
поверхностны;
он
прежде
всего
воспринимает
то,
что
непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет
по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно также
ребенок
воспринимает
и
передает
сюжет
в
рисунке.
Выделить
главное,
понять отношения и связи объектов сюжета – задачи довольно сложные для
дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные
соотношения
между
предметами.
Эта
задача
усложняется
тем,
что
при
изображении
сюжета
надопоказать
не
только
разницу
в
их
размерах,
существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение
предметов
в
связи
с
расположением
в
пространстве.
Для
этого
ребенок
должен
уметь
сравнивать,
сопоставлять
объекты
изображения,
видеть
смысловую связь между ними.
Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском
саду являются следующие:
-
Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
-
Научить передавать взаимодействия между объектами;
-
Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между
объектами и показывать их расположение в пространстве
Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе.
Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования,
звучат как сюжетные(например, “Колобок катится по дорожке”, “идет снег,
засыпал всю землю” и др.). но в них не требуется передача действия сюжета.
Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к
изображению простейших форм.
Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности,
что
является
одним
из
показателей
личностного
развития.
Однако
за
постановкой
задачи
должен
следовать
следующий
шаг
—
отбор
и
применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок
делает
не
всегда.
Постепенно,
понимая
свою
неумелость,
он
перестает
ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития
человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами,
средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности,
но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление,
воплотить любой свой замысел.
Задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а
представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на
формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности
дошкольника.
Учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности
восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа,
методика работы с детьми должна строится в двух направлениях:
1. Обогащение
детей
яркими
впечатлениями
об
окружающем
мире:
социальных
и
природных
явлений.
Развитие
наблюдательности,
умения
видеть,
чувствовать,
замечать
выразительность
формы,
пропорции,
цвета
отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
2. Помощь
детям
в
осмыслении
средств
графического
изображения
сюжета,
в
установлении
связи
между
представлениями
и
способами
изображения
В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных
пропорциональных соотношений между предметами, так как она является
достаточно сложной и доступной только для детей старшей группы.
Подводя
итог,
можно
сказать,
что сюжетный
рисунок
как
способ
активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком
окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние
на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования
когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно
проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.