Напоминание

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе


Автор: Колова Мария Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №63
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Доклад
Тема: Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Выступление по теме:

«Формировании УУД на уроках английского языка в начальной школе

»

Выполнила: учитель английского языка

Колова Мария Николаевна

(Слайд 1)

Введение

Введение

Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию и самосовершенствованию.

Начало формирования универсальных учебных

действий

у школьников предусматривается на младшей ступени

обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе, является организация

условий

для

формирования

универсальных

учебных

действий

с

учетом

предметного

содержания

его

учебной

дисциплины для начальной школы. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе,

предоставляет определённые возможности для формирования УУД. Современная система обучения английскому языку

характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника –

2

умением читать, писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности,

которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для

решения жизненных задач, начальные умения самообразования

Цель моего выступления - рассмотреть пути формирования УУД в начальной школе средствами учебного

предмета «Английский язык», которое представляет интерес для учителей английского языка, работающих в начальной

школе, т.к. формирование УУД является одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения. Я

постараюсь описать виды УУД, способы их формирования на уроках английского языка на примере различных учебных

заданиях, упражнениях, используемых мною на уроках.

3

Понятие «универсальные учебные действия» (слайд 3)

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом

значении

этот

термин

можно

определить

как

совокупность

способов

действия

учащегося,

обеспечивающих

самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

-

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,

искать

и

использовать

необходимые

средства

и

способы

их

достижения,

контролировать

и

оценивать

процесс

и

результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному

образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой

предметной области.

Выделяют 4 блока УУД: (слайд 4)

1.

познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения -

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

4

- структурирование знаний;

2.Коммуникативные действия, обеспечивающие возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать

партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать

действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения иностранного языка

формируются, таким образом, речевые умения.

3.Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий.

4.Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)

Основная задача в обучении ин.яз. - научить коммуникативным видам деятельности. Сделать это можно только

за счет вовлечения, учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации

общения.

Формирование УУД на уроках английского языка

Сначала рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с

культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской

субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования

5

гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного

отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на

начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на

английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что

существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и

письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с

названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью

сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-

этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Что касается регулятивных универсальных учебных действий, на начальном этапе обучение необходимо часто

менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. На начальном

этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую

деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов,

при составлении

рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе

научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы

понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В УМК Spotlight ., который мы используем в своей

работе в начальных классах, есть сборник упражнений , где прилагаются различные упражнения. Мной подготовлены

презентации для самоконтроля (слайд 5). При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При

положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

6

Перейдём к рассмотрению познавательных универсальных учебных действий.

В

начальной

школе

познавательные

действия,

формируемые

на

уроках

английского

языка,

ориентированы

на

использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать,

обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. На начальном этапе обучения важно

научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:

-научить выделять основное в тексте;

- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы;

- понимать смысл текста и умение прогнозировать развитие его сюжета;

- составлять оригинальный текст на основе плана.

Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и

взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.

Логические

УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но,

тем не менее,

на уроке английского языка

необходимо

развивать

у

ребёнка

логическое

мышление,

используя

опоры

(тексты,

грамматический

материал,

лингвострановедческий

материал

и

др.).

При

изучении

грамматического

материала

целесообразно

использовать

геометрические фигуры. Например: (Слайд 6)

действующее лицо - четырехугольник,

глагол, обозначающий отношение к действию – чёрный треугольник,

7

глагол, обозначающий отношение к действию, чувство, состояние - треугольник,

глагол-связка – треугольник со стрелкой внутри,

место действия – круг и т.д.(слайд 6)

При помощи геометрических фигур формируется моделирование.

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при

монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике:

- вставить недостающие слова,

- вставить недостающие буквы,

- завершить предложение,

-заполнить таблицу,

Наибольшее количество возможностей английский язык предоставляет для формирования коммуникативных

универсальных учебных действий у младших школьников. На уроках английского языка дети учатся:

-

вести

диалоги

этикетного

характера

в

типичных

ситуациях

бытового,

учебно-трудового

и

межкультурного

общения;

- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

8

- овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика;

-

воспринимать

на

слух

и

понимать

речь

учителя

в

процессе

общения

на

уроке,

вербально

и

невербально

реагировать на услышанное;

-

писать

по

образцу

краткое

письмо

зарубежному

другу,

сообщать

краткие

сведения

о

себе,

запрашивать

аналогичную информацию о нём.

В заключение я хочу показать, каким образом реализуется развитие универсальных учебных действий младших

школьников на примерах нескольких упражнений, используемых мною на уроках.

Так в обучении фонетике на начальном этапе обучения в качестве основного мотивирующего приема я

использую сказку. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу, с самого первого занятия

дети вовлекаются в сюжет сказки о язычке (фрагмент слайда 5). Затем самостоятельно изготавливают карточки

со звуками. И выполняют упражнение «Show the sound» (слайд 6) Учитель называет звук дети показывают. Цель

данного упражнения - развивать произносительные навыки, настроить артикуляцию учащихся на английскую

9

речь. В данном упражнение развиваются УУД: Регулятивные: осуществлять самоконтроль правильности

произношения. Личностные: формировать этические чувства-доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость.

Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прослушанного.

Орг. момент также проходит в виде упражнения «цепочка» (слайд 7 дети передают друг другу мяч Задавая

вопросы отвечая на вопросы «Как тебя зовут?» , «Сколько тебе лет ?» «Как дела? и. т.д. Цель упражнения

настроить на общение на

английском

языке. УУД (Коммуникативные: умение слушать, отвечать и реагировать на

реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия)

Упражнение на закрепление «Алфавита» «Show the letter» (сл.8) Каждый урок я выбираю дежурного по

алфавиту. Ученик выходит к плакату с ан. Алфавитом учащиеся просят показать определённую букву.

Цель –продолжить работу по ознакомлению и закреплению английского алфавита

УУД Познавательные: Анализ и выделение существенных признаков.

Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Регулятивные: Выполнять учебные действия

10

Подвижная игра «Numbers» (сл. 9.) Учитель выдаёт карточки с номерами (в пределах изученных цифр) И под

музыку дети должны построится по порядку.

Цель - сформировать навыки употребления английских числительных от 1до 10 в речи в соответствии с

речевой ситуацией» УУД. Познавательные: Осуществлять актуализацию новых ЛЕ, основываясь на учебную

ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные: Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и

поддержания учебно–деловой беседы.

Личностные: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях

Упражнение «Match the picture to the word» слайд.10 Соедини слова с картинками. Учащиеся выходят по

одному и соединяют картинку со словом. Цель –учить соотносить зрительный образ целого слова с его

звучанием. УУД. Познавательные: Осуществлять актуализацию новых ЛЕ, основываясь на учебную ситуацию и

личный опыт.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные: Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений.

Познавательные: Осуществлять актуализацию новых ЛЕ.

11

Ролевая игра "Shopping" слайд 11 (В продуктовом магазине) Цель: Отработать навык взаимодействия с

партнером, способствовать сплочению группы.

УУД Коммуникативные: Слушать учителя и друг друга для

воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно–деловой беседы.

Данные упражнения дают возможность сформировать у обучающихся целевые установки учебной

деятельности и контрольно-оценочную деятельность.

Так на нескольких примерах я хотела показать каким образом реализуется развитие универсальных

учебных действий младших школьников на моих уроках английского языка.

12



В раздел образования