Напоминание

"Музыкальное воспитание в семье"


Автор: Котова Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное воспитание в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В

древние века музыкально – медицинские центры лечили людей от тоски, от

нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Музыка

влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за

интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской

школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и

умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток,

замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное

самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта,

Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические

процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного.

Необходимо лишь желание ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний

усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой

чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие

требования к тому, что ему предлагают. Обостренное слуховое восприятие

окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных

способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в

детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как

части его общей духовной культуры в будущем.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки

музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют

основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что

если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы

необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его

музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того,

чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему

слышать все многообразия существующих вокруг звуковых красок.

Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных,

таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились

различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения

слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку

свойство.

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность

души. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может забыть горя,

страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на

помощь. Это качество воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце

вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте

научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!

1

Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Она может

рассказать о многом и ответить на любые самые неожиданные вопросы.

Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит

видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она

печалится с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы

веселимся.

Не спешите сразу петь песню малышу – прочитайте про себя

внимательно название и содержание песни, вспомните мелодию. Не

смущайтесь отсутствием нот – вы прекрасно помните каждую из этих

популярных песен. Некоторые из них звучали в вашем детстве, звучат и

сейчас в детских передачах по радио или телевидению, но к сожалению, все

реже и реже. И кто, если не вы, познакомит вашего малыша со сказочным

героем мультфильма – Чебурашкой, расскажет о заботливой и доброй маме –

курочке Рябее, обратит внимание на отважного полярника – воробья, который

зимует вместе с нами в Ноябрьске и ранней весной радует нас своим звонким

чириканьем.

Помните – главное, это настроение, которое дарит вам и вашему

ребенку песня. И даже немного неточно прозвучавшая мелодия не помешает

вам прочувствовать смысл песни. Ведь песня превращает каждого из нас в

артиста. Чтобы она понравилась, полюбилась, и с ней захотелось бы еще раз

встретиться, вам помогут выразительные интонации вашего голоса, мимика и

даже жесты. Не стесняйтесь – ведь вы теперь не просто мама или бабушка -

вы актер, который рассказывает о чем – то интересном и важном. Чем ярче

будет ваш музыкальный рассказ, тем внимательнее вас будет слушать ваш

ребенок, и тем скорее он загорится желанием разучить, повторить, спеть

услышанное. Встреча с любимой песней – особый праздник. Постарайтесь

наполнить им каждый день малыша. Песенки для самых маленьких отражают

окружающий мир ребенка. В основном это любимые игрушки, среди которых

добрый Бобик, длинноухий зайка, мягкий и пушистый мишка, веселая

лошадка. Если, напевая малышу песню, вы еще и посадите рядом с ним

игрушечную птичку, собачку или возьмете в руки ту игрушку, про которую

вы поете – и песенка, и игрушка станут вашему ребенку еще более

понятными и близкими, и вполне возможно, недолго останутся самыми

любимыми

Став взрослыми и приобретя жизненный опыт, с теплотой и

нежностью мы вспоминаем незатейливую колыбельную, которую напевали

нам мама или бабушка, первые сказки, веселые шутливые поговорки,

считалки, дразнилки, которые запомнили, общаясь со сверстниками во дворе.

А сколько пословиц и поговорок неизвестно откуда всплывало в памяти - к

месту и случаю……Сколько в них мудрости и поучительности! И конечно же

с радостью и волнением ждали праздников, которые объединяли и взрослых

и детей общими ожиданиями, играми – забавами. Колядки, масленица,

осенины…..

Долгое время интерес к народному творчеству считается не

актуальным и не модным. И в семье незаслуженно забыты старинные

2

рецепты праздничных блюд, спрятаны бабушкины вышивки, не

вспоминаются во время семейных праздников игры – забавы, песни –

потешки, объединяющие и взрослых и детей. А ведь дети с большим

интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны

оценить и освоить ее основы - а это определяет их физическое и духовное

здоровье.

Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна.

Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы

поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная

жизнь отсеивает все, что противоречит экологическим, климатическим

условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах

народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы

сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее.

Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не

должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой. Велика

ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность,

уникальность социально – исторического опыта народа и являются

экологически оптимальными.

Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого

народа. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не

только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной

жизни. Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье,

укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина

или хорошей заботливой хозяйки. Замечательным средством приобщения

детей к народной культуре являются календарно – обрядовые праздники.

Игровая основа, развлечения, юмор, шутка, задорная пляска, широкая гамма

в настроении внесут радость, духовную красоту, эмоциональную

комфортность в жизнь наших детей. Любовь к народному искусству,

почтение к народным обычаям и традициям дети пронесут через детство,

юность и передадут будущему поколению, сохранив тем самым бесценное

наследие.

3



В раздел образования