Автор: Котова Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное воспитание в семье"
Раздел: дошкольное образование
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В
древние века музыкально – медицинские центры лечили людей от тоски, от
нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Музыка
влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за
интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской
школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и
умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток,
замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное
самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта,
Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические
процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Для настоящей музыки не существует ничего невозможного.
Необходимо лишь желание ее слушать и уметь слушать.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний
усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой
чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие
требования к тому, что ему предлагают. Обостренное слуховое восприятие
окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных
способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в
детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как
части его общей духовной культуры в будущем.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки
музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют
основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что
если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы
необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его
музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того,
чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему
слышать все многообразия существующих вокруг звуковых красок.
Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных,
таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились
различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения
слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку
свойство.
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность
души. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может забыть горя,
страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на
помощь. Это качество воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце
вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте
научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!
1
Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Она может
рассказать о многом и ответить на любые самые неожиданные вопросы.
Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит
видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она
печалится с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы
веселимся.
Не спешите сразу петь песню малышу – прочитайте про себя
внимательно название и содержание песни, вспомните мелодию. Не
смущайтесь отсутствием нот – вы прекрасно помните каждую из этих
популярных песен. Некоторые из них звучали в вашем детстве, звучат и
сейчас в детских передачах по радио или телевидению, но к сожалению, все
реже и реже. И кто, если не вы, познакомит вашего малыша со сказочным
героем мультфильма – Чебурашкой, расскажет о заботливой и доброй маме –
курочке Рябее, обратит внимание на отважного полярника – воробья, который
зимует вместе с нами в Ноябрьске и ранней весной радует нас своим звонким
чириканьем.
Помните – главное, это настроение, которое дарит вам и вашему
ребенку песня. И даже немного неточно прозвучавшая мелодия не помешает
вам прочувствовать смысл песни. Ведь песня превращает каждого из нас в
артиста. Чтобы она понравилась, полюбилась, и с ней захотелось бы еще раз
встретиться, вам помогут выразительные интонации вашего голоса, мимика и
даже жесты. Не стесняйтесь – ведь вы теперь не просто мама или бабушка -
вы актер, который рассказывает о чем – то интересном и важном. Чем ярче
будет ваш музыкальный рассказ, тем внимательнее вас будет слушать ваш
ребенок, и тем скорее он загорится желанием разучить, повторить, спеть
услышанное. Встреча с любимой песней – особый праздник. Постарайтесь
наполнить им каждый день малыша. Песенки для самых маленьких отражают
окружающий мир ребенка. В основном это любимые игрушки, среди которых
добрый Бобик, длинноухий зайка, мягкий и пушистый мишка, веселая
лошадка. Если, напевая малышу песню, вы еще и посадите рядом с ним
игрушечную птичку, собачку или возьмете в руки ту игрушку, про которую
вы поете – и песенка, и игрушка станут вашему ребенку еще более
понятными и близкими, и вполне возможно, недолго останутся самыми
любимыми
Став взрослыми и приобретя жизненный опыт, с теплотой и
нежностью мы вспоминаем незатейливую колыбельную, которую напевали
нам мама или бабушка, первые сказки, веселые шутливые поговорки,
считалки, дразнилки, которые запомнили, общаясь со сверстниками во дворе.
А сколько пословиц и поговорок неизвестно откуда всплывало в памяти - к
месту и случаю……Сколько в них мудрости и поучительности! И конечно же
с радостью и волнением ждали праздников, которые объединяли и взрослых
и детей общими ожиданиями, играми – забавами. Колядки, масленица,
осенины…..
Долгое время интерес к народному творчеству считается не
актуальным и не модным. И в семье незаслуженно забыты старинные
2
рецепты праздничных блюд, спрятаны бабушкины вышивки, не
вспоминаются во время семейных праздников игры – забавы, песни –
потешки, объединяющие и взрослых и детей. А ведь дети с большим
интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны
оценить и освоить ее основы - а это определяет их физическое и духовное
здоровье.
Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна.
Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы
поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная
жизнь отсеивает все, что противоречит экологическим, климатическим
условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах
народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы
сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее.
Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не
должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой. Велика
ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность,
уникальность социально – исторического опыта народа и являются
экологически оптимальными.
Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого
народа. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не
только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной
жизни. Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье,
укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина
или хорошей заботливой хозяйки. Замечательным средством приобщения
детей к народной культуре являются календарно – обрядовые праздники.
Игровая основа, развлечения, юмор, шутка, задорная пляска, широкая гамма
в настроении внесут радость, духовную красоту, эмоциональную
комфортность в жизнь наших детей. Любовь к народному искусству,
почтение к народным обычаям и традициям дети пронесут через детство,
юность и передадут будущему поколению, сохранив тем самым бесценное
наследие.
3