Автор: Офилат Раиса Яковлевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Цветочненская СШ" Белогорского района Республики Крым
Населённый пункт: село Цветочное Белогорского района Республики Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Африка: образ материка. Географическое положение" 7 класс
Раздел: среднее образование
УРОК ГЕОГРАФИИ
Класс: 7
Дата урока:
Тема:
Африка: образ материка. Географическое положение
Практическая работа №7 Определение
географических координат крайних точек
материка. Нанесение на контурную карту
географических объектов
Цель урока: формировать знания о ГП Африки; формировать у
учащихся первичные навыки
составления характеристики географического
положения материка; систематизировать знания
учащихся об основных этапах истории изучения
Африки; углубить практические навыки
определения географических координат,
продолжить формировать навыки работы с
контурными картами.
Планируемые результаты учебной деятельности:
•
Предметные: сформировать представление о ГП Африки, о влиянии ГП на
природу материка, познакомить с историей изучения материка
•
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками
географической
информации
—
текстом,
картами,
схемами;
2)
самостоятельно
решать
учебные
и
познавательные
задачи;
3)
устанавливать
причинно-
следственные связи и делать выводы.
•
Личностные: формирование коммун икативных способностей,
умения анализировать и делать выводы.
Оборудование. Физическая карта мира, Академический школьный учебник.
География. 7кл М.: Просвещение, 2015. А.И.Алексеев, В. В. Николина, Е. К.
Липкина и др., атласы; тетрадь для практических работ, презентация.
Тип урока: изучения нового материала, практикум
ХОД УРОКА
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II.
АКТУАЛИЗАИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
1.
Что такое географические координаты? Правила их определения.
2.
Что вам известно об Африке?
III.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ,
Здравствуйте! Садитесь поудобнее.
Готовы? Пристегнитесь.
Ну тогда мы с вами отправляемся
Сегодня в путешествие
А чтоб не заблудиться
С Собою вы возьмите такой путеводитель.
(Атлас, именно он будет нашим путеводителем в предстоящем
путешествии)
А полетим мы с вами
На сказочный, загадочный чудесный материк
Он с детства вам известен, Вот помните….
(отрывок из К. Чуковского «Доктор Айболит)
( Учитель сообщает тему урока, цель урока)
О каком материке пойдет речь на нашем уроке?
Каковы будут цели и задачи нашего урока?
IV.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Приступим.
Смотрите, он огромен известный материк
Второе место в мире он занял не спроста!
Кто разобраться хочет в масштабах сих размеров
Вот цифры для примеров.
(Атлас стр. сравниваем площадь Африки с площадями других
материков)
S Африки = 30 млн. кв. км.
Сей материк известный
Скажу я вам чудесный
Он есть любимец Солнца
И вот она пустыня свидетельство того (ПУСТЫНЯ САХАРА)
А через всю Сахару,
Вот чудо и загадка,
Течет вам всем известный и самый длинный НИЛ.
Ну что ж, скажу вам честно,
Здесь все нам интересно
А чтоб могли любому вы это объяснить
Вам нужно разобраться
Где расположена она – загадочная АФРИКА!
(Учитель знакомит учащихся с планом описания географического
положения материка – стр 254 учебника) карта стр 246
Итак, приступим!
С какой стороны материк от экватора?
А меридиан то нулевой неуж далек отсюда?
Ну надо же, экватор примерно посредине
И нулевой меридиан проходит вот на западе.
Так значит Африка то наша во всех четырех полушариях!
(С, Ю, З, В, )
А ну еще взгляните на наш путеводитель
Не просто так ведь Солнце в Африку влюблено
Вот, часть ее то большая лежит между тропиками,
А значит в жарком поясе она то тепловом.
И следует из этого,
Что Солнышко здесь круглый год над горизонтом высоко!
( 1. Что из этого следует?
2.
В каких климатических поясах расположен материк?)
О’кей! Все ясно! работаем прекрасно!
Еще есть заморочки –
Найти на карте точки
Что крайними считаются,
А точки называются
с. – м. Бен-Секка - 36°с.ш. 10°в.д.
ю. – м Агульяс ( Игольный) - 35°ю.ш. 20°в.д.
в. – м. Рас-Хафун - 11°с. ш. 52°в.д.
з. – м. Альмади - 14°с.ш 17°з.д.
Нашли! Теперь давайте срочно запишем широту
И, ясно, долготу вот этих самых точек
Потом на контурную карту все быстро нанесем.
Пр. работа задание 2
Еще нам интересно
Какая протяженность сего материка?
А, ну-ка, угадайте, нет, лучше посчитайте
Все данные по карте
Скажите результат.
Ну, что ж узнали кое-что про материк.
Известно нам, что он велик,
Но не один он в нашем мире, Вокруг объекты есть другие.
Взгляни, под боком океан
И не один, а целых два:
Атлантика на западе,
С востока вот Индийский океан
На севере и северо-востоке не просто территория – морская
акватория.
(Называем и подписываем объекты на контурной карте)
А вот, взгляните, рядом то
Гигантский материк
Он вам известен, мы живем здесь
Ну назови его ка ученик?
И хоть близка Евразия
Границу нужно знать
Взгляните ка на карту проходит где она.
(Называем и подписываем объекты, характеризующие границу между
Африкой и Евразией на контурной карте)
Теперь вы все уже узнали где расположен материк.
А европейцам он известен
Скажу я вам уже давно.
Как изученье проходило
Расскажут вам сейчас ребята
Кто подготовил рефераты.
(Учащиеся выступают с докладами об истории изучения Африки.
Знакомство с этапами освоения материка.)
V.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМНЕНИЙ
Экспресс-тест:
1. Площадь Африки? 30 млн.км
2
2.
С латинского языка «африкус» переводится как? Безморозный
3.
Море, омывающее Африку на северо-востоке? Красное
4.
Сколько океанов омывает Африку? 2
5.
Почему Африка климат Африки жаркий? Расположена между тропиками.
6.
Назовите
имя путешественника, который обогнул Африку с юга?
Васко да Гама
7.
Кому установлен памятник в Африке? Давиду Ливингстону.
(Взимовпроверка)
VI.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сегодня с вами мы узнали,
Где расположен материк.
Ну, а на следующих уроках
Еще мы будем изучать
Рельеф и климат, внутренние воды, природу, страны….
В общем много-много вам предстоит еще узнать.
Ну, а пока, должны вы в сроки,
Чтоб знания не растерять,
Параграф дома прочитать,
Еще раз атлас полистать,
Иначе можно заблудиться,
И в Антарктиде очутиться.
§25, стр 94-95