Автор: Хуснутдинова Альбина Махмутовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Школа №62" Авиастроительного района Населённый пункт: Республики Татарстан, г. Казань Наименование материала: Технологическая карта урока по математике Тема: "Вычисление с многозначными числами" Раздел: среднее образование
Предмет: математика
Уровень образования : базовый
Тип урока: урок – практикум
Участники: ученики 5 класса
УМК: Математика 5 класс. И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович
Цель: 1.обобщения и систематизации знаний, используя активные методы обучения;
2. формирования умений логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки. Ясно, точно и
грамотно
выражать
свои
мысли
в
устной
и
письменной
речи,
использовать
различные
языки
математики
(словесный,
символический,
графический). Свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Задачи:
обучающие
овладеть умением:
•
обобщать и систематизировать знания по теме «Вычисления с многозначными числами»;
•
повторить тему «Округление натуральных чисел»;
•
выполнять задания по выбранному способу действия;
•
выбирать наиболее рациональный способ решения задач, применять изученный материал при выполнении разнообразных видов
заданий;
•
наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
•
объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
•
закреплять и повторять ранее пройденный материал.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение работать в группе и индивидуально;
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
- развивать культуру вычисления;
- развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
Воспитательные:
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение
помогать товарищам.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
формировать навыки сложения и вычитания, умножение и деление многозначных чисел; научить правильно читать и
записывать выражения, содержащие многозначные числа; формировать умение решать задачи на сложения и вычитания, умножение и деление
многозначных чисел; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность,
самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД:
понимать задачу урока, осуществлять решение задачи, под руководством учителя, определять цель учебного задания,
контролировать свои действия в процессе его выполнения, находить и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Структура урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Врем
я (в
мин)
Формируемые УУД
1. Организационный
этап
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
Приветствие
учеников, проверка
подготовленности к
учебному занятию,
организация внимания
детей.
Включаются в
деловой ритм урока.
1
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Регулятивные: организация своей
учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация
знаний
Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Проверка домашней
работы
Организация устного
счета
Участвуют в работе
по повторению: в
беседе с учителем
отвечают на
поставленные
вопросы.
3
Познавательные: структурирование
собственных знаний.
Коммуникативные:
организовывать
и
п л а н и р о в а т ь
у ч е б н о е
сотрудниче ство
с
учителем
и
сверстниками.
Регулятивные: контроль иоценка
процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание
усваиваемого материала.
3. Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие ими
целей урока.
Мотивирует
учащихся, вместе с
ними определяет цель
урока; акцентирует
внимание учащихся на
значимость темы.
определяют тему и
цель урока.
4
Познавательные: умение осознанно
и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать
в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении вопроса.
4. Применение знаний
и умений в новой
ситуации
Показать
разнообразие заданий
Организация и
контроль за
процессом решения
задач.
Работают в парах над
поставленными
задачами.
20
П о з н а в а т е л ь н ы е : формирование
интереса к данной теме.
Л и ч н о с т н ы е : формирование
готовности к самообразованию.
Коммуникативные:
уметь
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме;
слушать
и
понимать
речь
других.
Регулятивные: планирование своей
деятельности для решения
поставленной задачи и контроль
полученного результата.
5. Физкультминутка.
Актуализация знаний .
Смена деятельности.
Сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили
вид деятельности и
готовы продолжить
работу.
2
6. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных ошибок
и их коррекция.
Дать качественную
оценку работы класса
и отдельных
обучаемых.
Выявляет качество и
уровень усвоения
знаний, а также
устанавливает
причины выявленных
ошибок.
Учащиеся
анализируют свою
работу, выражают
вслух свои
затруднения и
обсуждают
правильность
решения задач.
4
Л и ч н о с т н ы е : формирование
позитивной самооценки
Коммуникативные:
Р е г у л я т и в н ы е : умение
с а м о с т о я т е л ь н о
а д е к в а т н о
а н а л и з и р о в ат ь
п р а в и л ь н о с т ь
выполнения
действий
и
вносить
необходимые коррективы.
7. Рефлексия
(подведение итогов
урока)
Дать количественную
оценку работы
учащихся
Подводит итоги
работы класса в
целом.
Учащиеся сдают
выданные задания.
3
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности на уроке
8. Информация о
домашнем задании
Обеспечение
понимания детьми
содержания и
способов выполнения
домашнего задания
Дает комментарий к
домашнему заданию
Учащиеся
записывают в
дневники задание.
3
Ход урока:
1.Организационный момент
«Здравствуйте , Дети!»
«Кто сегодня отсутствует?»
Учитель проверяет наличие домашней работы.
Учитель называет тему урока, ставит цели и задачи урока (продолжаем повторять материал 5 класса: натуральные числа, действия с
натуральными числами, учимся решать задачи), объясняет форму урока (работаем все вместе и в парах) .
Задачи на смекалку:
1.
Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько километров пробежала каждая ?(90)
2.
На столе лежит яблоко, его поделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?(одно)
3.
Назовите 5 дней, не используя цифры и дни недели. (сегодня, завтра, вчера и тд.)
2.Устный счет
В школьном хоре 41 человек,36 девочек, остальные мальчики. Сколько мальчиков в школьном хоре? (5.)
В первой книге 80 страниц, а во второй на 26 страниц меньше. Сколько страниц во второй книге? (54).
В 5-ых классах 76 человек, что на 18 человек больше, чем в 6-ых. Сколько человек в 6-ых классах.(58).
В двух мешках 50 кг муки, во втором мешке 29 кг. Сколько килограммов муки в первом мешке? (21)
В школе 700 учащихся – 13 перешли в соседние школы. Сколько учащихся осталось учиться в данной школе?(687).
Учащиеся записывают выражения для решения задач и получают ответы. Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
3.
Давайте вспомним, как выполняется вычитание многозначных чисел (стлбиком)
Учащиеся комментируют.
Работа в парах : выполнить вычитание и проверить сложением.
1.
56 725 409 -7 531 608
1. 15 629 600 – 9 907 206
2.
97 902 453 – 78 308 972
2. 13 000 506 – 906 345
Первые две пары, получившие верные ответы получают отметку «5».
4.Работа над задачей
В лагерь на первую смену приехали три отряда. В первом отряде 32 человека, что на 13 человек больше, чем в третьем. А во втором
отряде столько, сколько в первом и третьем вместе. Сколько человек приехали в лагерь на первую смену?
Прочитайте задачу.
Что вы поняли из условия?
Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Можно ли узнать, сколько человек во втором отряде?
Сколько человек в первом отряде? А что еще известно про первый отряд?
Как узнать, сколько в третьем?
Давайте сделаем краткую запись и составим план решения.
Решите задачу.
Сколько человек в 3 отряде?
32-13=19 (чел.)
Сколько человек во втором отряде?
32+19=51 (чел.)
Сколько человек приехало в первую смену?
32+19+51=102 (чел)
Ответ : 102 человека
5. Физкультминутка. Актуализация знаний по теме «Округление натуральных чисел»
6.Отработка полученных знаний
7. Подведение итогов урока.
1.
Оглашение оценок по результатам урока.
2.
Характеристика работы на уроке каждого ученика и класса в целом.
3.
Вывод о степени усвоения материала
8. Домашнее задание
1.198,188А
2. Составить задачи:
на действие вычитание
на составление уравнения
на вычитание числа из суммы
на вычитание суммы из числа, записать их условия в тетради и решить.