Напоминание

"Нравственное воспитание детей в семье"


Автор: Семилеткова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 детский сад "Радуга"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание детей в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Нравственное воспитание детей в семье»

Выполнила воспитатель:

Семилеткова Татьяна Валерьевна

Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные качества,

необходимые

человеку

в

обществе,

а

также

выполнение

этих

правил,

поведение.

«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера

родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» (Эрих

Фром.)

«Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно»

(Монтень)

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с

моей семьёй» (Вильгельм Гумбольт)

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,

долговременную и важнейшую роль.

Нравственное воспитание – это процесс целенаправленного формирования

моральных

черт

личности,

навыков

и

привычек

поведения,

которые

выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и

личной жизни.

1 задача: Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям –

взрослым

и

сверстникам,

побуждать

к

проявлению

положительного

отношения

к

окружающим

(любви

к

родителям,

привязанности

к

воспитателю, сверстникам).

Пробуждать

эмоциональную

отзывчивость

на

состояние

близких

людей,

сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать,

сказать ласковое слово).

2

задача: Приучать

к

выполнению

элементарных

правил

культурного

поведения в обществе (по показу и побуждению старших). Пользоваться

вежливыми

словами:

«Спасибо»,

«Пожалуйста»,

«Здравствуйте»,

«Спокойной

ночи»;

выражать

просьбы

спокойным

тоном.

Воспитывать

положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков,

развивать самостоятельность в самообслуживании.

Сегодня, мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности,

безусловно,

формируются

в

семье.

Первые

уроки

«нельзя»

и

«можно»,

первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно,

формируются семьёй и в семье.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко

представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих

детях родители с самого раннего детства.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И.

Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта

– главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый

человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна

ценимые

людьми.

Добрым

можно

назвать

человека,

у

которого

развиты

любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление

делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность,

совестливость,

правильное

понимание

смысла

жизни

и

счастья,

чувство

долга,

справедливость,

трудолюбие.

Это

всё

понятия

нравственности.

Педагог

М.Климова

отмечает:

«Родительский

дом

в

становлении

и

культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не

может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны

царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем

остальным

членам

семьи.

Воспитание

чувств

ребёнка

включает

в

себя

воспитание

сочувствия.

Развитие

этого

требует

поддержки

со

стороны

родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как

мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно

выражение

человечности,

а

человеческие

чувства

помогают

человеку,

большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, -

у

кого

в

душе

возникают,

утверждаются

благородные

желания,

которые

стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше

поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности

к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с

нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого

поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать

развитые

нравственные

потребности

главнейшая

задача

родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного

решения?

Во-первых,

родители

должны

осознавать

важность

нравственного

воспитания детей в семье.

Во-вторых,

родители

должны

развивать

сами

в

себе

нравственные

потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а

осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих

себя, с анализа особенностей собственной личности.

В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а

также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях

нравственные качества.

В заключении, я хотела бы рассказать ещё одну историю. Многие годы по

морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много

людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру,

одежда была грязной и оборванной. Она что - то бормотала про себя,

подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в сумку. Детям

было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители

велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело

нагибаясь, что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её

приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том,

что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки

стекла, которыми дети могли порезать ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни! Сколько таких

людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам

тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем лишь спустя годы, если

вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их

сердца и души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою

жизнь,

какие

поступки

совершаем,

чем

платим

за

любовь

и

тепло

человеческого сердца.

Твори добро

–Нет большей радости

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь судьбой униженной,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь – действительно

Всё встанет на свои места

Ты сильный!

Сильные не мстительны!

Оружье сильных – доброта!

Подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но

важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему –

это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более

поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не

понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.



В раздел образования