Автор: Семилеткова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 детский сад "Радуга"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание детей в семье"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Нравственное воспитание детей в семье»
Выполнила воспитатель:
Семилеткова Татьяна Валерьевна
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные качества,
необходимые
человеку
в
обществе,
а
также
выполнение
этих
правил,
поведение.
«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера
родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» (Эрих
Фром.)
«Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно»
(Монтень)
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с
моей семьёй» (Вильгельм Гумбольт)
Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль.
Нравственное воспитание – это процесс целенаправленного формирования
моральных
черт
личности,
навыков
и
привычек
поведения,
которые
выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и
личной жизни.
1 задача: Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям –
взрослым
и
сверстникам,
побуждать
к
проявлению
положительного
отношения
к
окружающим
(любви
к
родителям,
привязанности
к
воспитателю, сверстникам).
Пробуждать
эмоциональную
отзывчивость
на
состояние
близких
людей,
сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать,
сказать ласковое слово).
2
задача: Приучать
к
выполнению
элементарных
правил
культурного
поведения в обществе (по показу и побуждению старших). Пользоваться
вежливыми
словами:
«Спасибо»,
«Пожалуйста»,
«Здравствуйте»,
«Спокойной
ночи»;
выражать
просьбы
спокойным
тоном.
Воспитывать
положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков,
развивать самостоятельность в самообслуживании.
Сегодня, мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности,
безусловно,
формируются
в
семье.
Первые
уроки
«нельзя»
и
«можно»,
первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно,
формируются семьёй и в семье.
Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко
представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих
детях родители с самого раннего детства.
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И.
Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта
– главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый
человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна
ценимые
людьми.
Добрым
можно
назвать
человека,
у
которого
развиты
любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление
делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность,
совестливость,
правильное
понимание
смысла
жизни
и
счастья,
чувство
долга,
справедливость,
трудолюбие.
Это
всё
–
понятия
нравственности.
Педагог
М.Климова
отмечает:
«Родительский
дом
в
становлении
и
культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не
может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны
царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем
остальным
членам
семьи.
Воспитание
чувств
ребёнка
включает
в
себя
воспитание
сочувствия.
Развитие
этого
требует
поддержки
со
стороны
родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как
мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно
–
выражение
человечности,
а
человеческие
чувства
помогают
человеку,
большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.
«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, -
у
кого
в
душе
возникают,
утверждаются
благородные
желания,
которые
стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше
поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности
к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с
нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого
поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать
развитые
нравственные
потребности
–
главнейшая
задача
родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного
решения?
Во-первых,
родители
должны
осознавать
важность
нравственного
воспитания детей в семье.
Во-вторых,
родители
должны
развивать
сами
в
себе
нравственные
потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а
осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих
себя, с анализа особенностей собственной личности.
В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а
также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях
нравственные качества.
В заключении, я хотела бы рассказать ещё одну историю. Многие годы по
морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много
людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру,
одежда была грязной и оборванной. Она что - то бормотала про себя,
подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в сумку. Детям
было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители
велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело
нагибаясь, что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её
приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том,
что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки
стекла, которыми дети могли порезать ноги…
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни! Сколько таких
людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам
тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем лишь спустя годы, если
вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их
сердца и души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою
жизнь,
какие
поступки
совершаем,
чем
платим
за
любовь
и
тепло
человеческого сердца.
Твори добро
–Нет большей радости
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь судьбой униженной,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Поверь – действительно
Всё встанет на свои места
Ты сильный!
Сильные не мстительны!
Оружье сильных – доброта!
Подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но
важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему –
это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более
поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не
понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.