Автор: Фефелова Екатерина Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №89"
Населённый пункт: г.Верещагино Пермский край
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Откуда берется звук?"
Раздел: дошкольное образование
Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 89» г. Верещагино
Конспект НОД
Откуда берется звук?
Старшая группа
Составила
Музыкальный руководитель
Фефелова Екатерина Сергеевна
г.Верещагино,2018
1.Организационная информация.
1. Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально –
художественная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности: «Откуда берется звук?»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Наглядные (демонстрация иллюстраций, показ музыкальных инструментов, предметов,
извлекающих различные звуки)
Словесные (чтение стихов, рассказы)
Практические (пение, игра, упражнения, опыты, эксперименты)
3. Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Старшая группа «Б»
Цель: Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков,
развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Формировать представления детей о понятии «звук».
2.Развивать познавательный интерес и расширять представление детей «откуда берется
звук», в процессе эксперементирования.
4.Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат
ребенка.
5.Воспитывать интерес к звучащему миру.
Материал к занятию:
Ноутбук и карточки f и p
Пластмассовые бутылочки с водой
Стаканчики из бумаги с натянутой ниточкой между ними
Музыкальные инструменты: посуда: крышки от кастрюль, деревянные ложки, чайные
чашки, чайные ложки, хрустальные фужеры.
Предметы из различного материала: дерево, пластмасса, метал, стекло.
Ход НОД
Под музыку дети входят в музыкальный зал.
М.Р. Доброе утро! Давайте поприветствуем друг друга песенкой-игрой «Ты шагай»
М.Р.-Ребята, а вы знаете откуда берутся звуки?
-Нет. А если скажут да, то можно сказать , ну давайте уточним ваши предположения?
М.Р.-Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков». Хотите очутится в этой стране?
(Показ слайдов)
А там мы с помощью эксперементирования « с бутылочками с водой» узнаем более
правильный ответ, откуда берется звук?
А с помощью стаканчиков и натянутой ниточки между ними мы узнаем ,что звуки – это
волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат. И мы из них сможем
смастерить телефоны.
А с помощью необычных музыкальных инструментов, узнаем, обладают ли они, высотой,
длительностью, тембром и динамикой.
Звучит песня «Вот мы идем по кругу» Все идут за музыкальным руководителем…
Музыкальный руководитель: Первая остановка «Узнавайка!»
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук?
Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти
бутылочки с водой, заставить их вибрировать.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается
вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что
вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
-Опыт «Телефоны из пластмассовых стаканчиков»
Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Звучит песня –«Вот мы идем по кругу» дети идут на следущую остановку
«Музыкальная»
М.Р.- Посмотрите сколько здесь предметов из разного материала, все они могут звучать?
Давайте с вами выясним, есть ли здесь предметы, с помощью которых можно поиграть в
оркестре? Какие музыкальные инструменты вы знаете, высоко звучать и низко, которые
могут издавать короткий и долгий звук, у которых густой или мягкий тембр, на которых
можно играть громко или тихо. (высота, , длительность, тембр, динамика.)
Обладают ли звуки других инструментов, такими же качествами, что и музыкальные?
(высота, длительность, тембр, динамика.)
Музыкальный руководитель: Послушайте тембровую окраску звуков из разных материалов
и попробуйте определить ее на слух?
Вывод: Шумовые звуки обладают тембровой окраской.( например: звук мягкий,
резкий, густой, певучий и т.п. )
Музыкальный руководитель: Обладают ли шумовые звуки длительностью?
• Игра «Повтори ритм»
Вывод: Шумовые звуки могут быть длинными и короткими, т. е. обладать
длительностью.
Музыкальный руководитель: Динамика, могут ли шумы обладать разной силой звука?
Игра на маракасах «Громко – тихо» М.Д.И.
Музыкальный руководитель: А как можно ослабить силу звука, если нам не нравятся
шумы?(Играть потише)
Вывод: Шумовые звуки бывают громкими и тихими.
М.Р: И последнее свойство музыкальных звуков – высота. Обладают ли этим шумовые
звуки? Можно на любом предмете сыграть мелодию?
Ответы детей.-нет
Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, поэтому на них
невозможно сыграть мелодию. Но своими тембровыми окрасками они могут
украсить любое музыкальное произведение. Ребята, как вы думаете, можно с
помощью таких необычных шумовых инструментов украсить музыкальное
произведение?
Я предлагаю вам взять инструменты, на которых вы бы хотели поиграть в оркестре. Раз,
два, три, четыре, пять.
Приглашаю поиграть!
• Оркестр «Веселая кухня»
Аккомпанемент на бокалах, ложках и крышках от кастрюль «Веселая кухня»
М.Р.-Давайте положим наши инструменты и я приглашаю вас присесть на
стульчики.
-М.Р: Весело у нас получилось, а еще я вам предлагаю помочь спеть весеннюю песню и
на припеве на слова «Динь-Дон» озвучить ее звоном хрустальных бокалов»
• Песня «Весенняя капель»
Пальчиковая гимнастика «Если дождь стучит по крыше, этот грохот сразу слышен,
если шлепает по лужам-это слышно чуть похуже, а попавши в камыши он тихонечко
шуршит.
Аккомпанемент на хрустальных фужерах.(На слова «Динь-дон»)
Ребята, скажите, своей красивой тембровой окраской «звучанием бокалов» украсили нашу
песню?
М.Р.-Ну вот мы и завершили наше путешевствие в « страну звуков»
Давайте все к экрану и давайте проверим, помогло ли нам эксперементирование, узнали
мы откуда берется звук?
1. (Эксперимент с бутылочками)?нам показал, что нужно привести любой предмет в
движение, чтоб получился звук, т.к. звук, это энергия ,если что движется, дрожит, значит
звучит).Вопрос для детей: Что нужно сделать, чтобы любой предмет зазвучал?
2. (Опыт со стаканчиками) нам показал что, звуки – это волны, только воздушные, наши
глаза их не видят, а уши слышат.(Звук может двигаться по ниточке, по предмету, по воде,по
воздуху)
3. Что такое звук?(Звук-это энергия, она образуется только тогда, когда что –то движется.
4. Чем отличаются музыкальные инструменты от шумовых? Мы выяснили, что шумовые
инструменты и звуки не имеют высоты, как музыкальные, поэтому на них невозможно
сыграть мелодию.
6. Закончи фразу «Если дрожит – значит … звучит!»
М.Р.: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Закончить его я хочу стихотворением:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Дети: (хором)
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!