Напоминание

"Откуда берется звук?"


Автор: Фефелова Екатерина Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №89"
Населённый пункт: г.Верещагино Пермский край
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Откуда берется звук?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 89» г. Верещагино

Конспект НОД

Откуда берется звук?

Старшая группа

Составила

Музыкальный руководитель

Фефелова Екатерина Сергеевна

г.Верещагино,2018

1.Организационная информация.

1. Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально –

художественная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности: «Откуда берется звук?»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядные (демонстрация иллюстраций, показ музыкальных инструментов, предметов,

извлекающих различные звуки)

Словесные (чтение стихов, рассказы)

Практические (пение, игра, упражнения, опыты, эксперименты)

3. Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

4. Возрастная группа: Старшая группа «Б»

Цель: Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков,

развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Формировать представления детей о понятии «звук».

2.Развивать познавательный интерес и расширять представление детей «откуда берется

звук», в процессе эксперементирования.

4.Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат

ребенка.

5.Воспитывать интерес к звучащему миру.

Материал к занятию:

Ноутбук и карточки f и p

Пластмассовые бутылочки с водой

Стаканчики из бумаги с натянутой ниточкой между ними

Музыкальные инструменты: посуда: крышки от кастрюль, деревянные ложки, чайные

чашки, чайные ложки, хрустальные фужеры.

Предметы из различного материала: дерево, пластмасса, метал, стекло.

Ход НОД

Под музыку дети входят в музыкальный зал.

М.Р. Доброе утро! Давайте поприветствуем друг друга песенкой-игрой «Ты шагай»

М.Р.-Ребята, а вы знаете откуда берутся звуки?

-Нет. А если скажут да, то можно сказать , ну давайте уточним ваши предположения?

М.Р.-Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков». Хотите очутится в этой стране?

(Показ слайдов)

А там мы с помощью эксперементирования « с бутылочками с водой» узнаем более

правильный ответ, откуда берется звук?

А с помощью стаканчиков и натянутой ниточки между ними мы узнаем ,что звуки – это

волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат. И мы из них сможем

смастерить телефоны.

А с помощью необычных музыкальных инструментов, узнаем, обладают ли они, высотой,

длительностью, тембром и динамикой.

Звучит песня «Вот мы идем по кругу» Все идут за музыкальным руководителем…

Музыкальный руководитель: Первая остановка «Узнавайка!»

Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри!

Звук – шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук?

Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти

бутылочки с водой, заставить их вибрировать.

Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается

вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что

вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

-Опыт «Телефоны из пластмассовых стаканчиков»

Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

Звучит песня –«Вот мы идем по кругу» дети идут на следущую остановку

«Музыкальная»

М.Р.- Посмотрите сколько здесь предметов из разного материала, все они могут звучать?

Давайте с вами выясним, есть ли здесь предметы, с помощью которых можно поиграть в

оркестре? Какие музыкальные инструменты вы знаете, высоко звучать и низко, которые

могут издавать короткий и долгий звук, у которых густой или мягкий тембр, на которых

можно играть громко или тихо. (высота, , длительность, тембр, динамика.)

Обладают ли звуки других инструментов, такими же качествами, что и музыкальные?

(высота, длительность, тембр, динамика.)

Музыкальный руководитель: Послушайте тембровую окраску звуков из разных материалов

и попробуйте определить ее на слух?

Вывод: Шумовые звуки обладают тембровой окраской.( например: звук мягкий,

резкий, густой, певучий и т.п. )

Музыкальный руководитель: Обладают ли шумовые звуки длительностью?

• Игра «Повтори ритм»

Вывод: Шумовые звуки могут быть длинными и короткими, т. е. обладать

длительностью.

Музыкальный руководитель: Динамика, могут ли шумы обладать разной силой звука?

Игра на маракасах «Громко – тихо» М.Д.И.

Музыкальный руководитель: А как можно ослабить силу звука, если нам не нравятся

шумы?(Играть потише)

Вывод: Шумовые звуки бывают громкими и тихими.

М.Р: И последнее свойство музыкальных звуков – высота. Обладают ли этим шумовые

звуки? Можно на любом предмете сыграть мелодию?

Ответы детей.-нет

Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, поэтому на них

невозможно сыграть мелодию. Но своими тембровыми окрасками они могут

украсить любое музыкальное произведение. Ребята, как вы думаете, можно с

помощью таких необычных шумовых инструментов украсить музыкальное

произведение?

Я предлагаю вам взять инструменты, на которых вы бы хотели поиграть в оркестре. Раз,

два, три, четыре, пять.

Приглашаю поиграть!

• Оркестр «Веселая кухня»

Аккомпанемент на бокалах, ложках и крышках от кастрюль «Веселая кухня»

М.Р.-Давайте положим наши инструменты и я приглашаю вас присесть на

стульчики.

-М.Р: Весело у нас получилось, а еще я вам предлагаю помочь спеть весеннюю песню и

на припеве на слова «Динь-Дон» озвучить ее звоном хрустальных бокалов»

• Песня «Весенняя капель»

Пальчиковая гимнастика «Если дождь стучит по крыше, этот грохот сразу слышен,

если шлепает по лужам-это слышно чуть похуже, а попавши в камыши он тихонечко

шуршит.

Аккомпанемент на хрустальных фужерах.(На слова «Динь-дон»)

Ребята, скажите, своей красивой тембровой окраской «звучанием бокалов» украсили нашу

песню?

М.Р.-Ну вот мы и завершили наше путешевствие в « страну звуков»

Давайте все к экрану и давайте проверим, помогло ли нам эксперементирование, узнали

мы откуда берется звук?

1. (Эксперимент с бутылочками)?нам показал, что нужно привести любой предмет в

движение, чтоб получился звук, т.к. звук, это энергия ,если что движется, дрожит, значит

звучит).Вопрос для детей: Что нужно сделать, чтобы любой предмет зазвучал?

2. (Опыт со стаканчиками) нам показал что, звуки – это волны, только воздушные, наши

глаза их не видят, а уши слышат.(Звук может двигаться по ниточке, по предмету, по воде,по

воздуху)

3. Что такое звук?(Звук-это энергия, она образуется только тогда, когда что –то движется.

4. Чем отличаются музыкальные инструменты от шумовых? Мы выяснили, что шумовые

инструменты и звуки не имеют высоты, как музыкальные, поэтому на них невозможно

сыграть мелодию.

6. Закончи фразу «Если дрожит – значит … звучит!»

М.Р.: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Закончить его я хочу стихотворением:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!



В раздел образования