Авторы: Еныгин Дмитрий Викторович, Фоминых Наталия Юрьевна
Должность: доцент кафедры иностранных языков № 1 и профессор кафедры иностранных языков № 1
Учебное заведение: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: экспертное мнение
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z
Раздел: высшее образование
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z
Сегодня подходы в целом к образованию изменились. Это больше не
процесс
простой
авторитарной
передачи
знаний,
а
скорее
элемент
фасилитации развития ряда умений и навыков. Положительным моментом
здесь становится то, что особое внимание уделено студенту как заказчику
образовательных
услуг.
В
связи
с
этим
необходимо
тщательно
проанализировать
нужды
современных
студентов
для
того,
чтобы
выстроить процесс их обучения максимально эффективно.
В
последнее
время
мы
все
чаще
слышим
о
том,
что
сейчас
в
университеты поступают представители так называемого поколения Z. Это
дети, рожденные примерно после 1996 года. И это поколение кардинально
отличается от предыдущих. Чем же? Давайте рассмотрим.
Детей этого поколения называют по-разному, но в целом это явные
цифровые интеграторы - они не просто используют новые технологии, они
ими живут, это неотъемлемая часть их быта. Для них важны простота и
гибкость,
и
в
процессе
получения
новой
информации
они
крайне
требовательны - им необходим доступ к учебным ресурсам 24/7. Новому
типу
студентов
важно
быть
частью
безграничного
мира
и
они
хотят
принимать активное участие в его развитии. Именно поэтому современная
молодежь
очень
большое
внимание
уделяет
студенческому
активу
и
деятельности в нем.
Их
коммуникативные
навыки
реализованы
в
достаточно
кратком
общении,
а
визуальные
средства
в
целом
и
видеоролики
чаще
всего
являются
нормой
их
жизни
(они
любят
вести
постоянные
живые
трансляции
о
своих
жизни-учебе-доме-свободном
времени-взглядах
на
различные социальные явления и т. д.) И если предыдущее поколение
делало
все
это
для
получения
многочисленных
лайков,
то
эти
дети
искренне
хотят
привнести
позитивные
перемены
в
жизнь.
И
именно
поэтому
в
учебный
процесс
следует
максимально
интегрировать
социальные сети и их возможности, которыми пользуется современная
молодежь.
Кстати
интересен
и
выбор
соцсетей
новыми
детьми
-
они
предпочитают сети, в которых их сложно отследить (SnapChat, Whisper и т.
д.).
Студенты
из
поколения
Z
не
хотят,
чтобы
вы
использовали
технологии таким образом, чтобы они не имели смысла или не были
важны
для
их
жизни.
Они
хотят
видеть,
что
вы
можете
включить
технологию
таким
образом,
чтобы
можно
было
думать
по-другому
и
потреблять
информацию
по-разному.
Они
используют
технологии
для
решения
проблем,
связанных
с
экономикой
и
экологией,
и
хотят
участвовать в использовании технологий для предоставления ответов на
мировые проблемы.
Большинство детей поколения Z адепты дистанционного онлайн-
обучения и гибкой посещаемости (они часто проходят открытые онлайн
курсы на таких платформах как coursera, edx и т. д.).
Студенты из поколения в поколение чаще всего говорят, что хотели
бы
посещать
учебное
заведение
для
социальных
связей,
а
не
для
получения профессиональных навыков или диплома, которые они могут
получить уже в Интернете.
Интересно
будет
отметить,
что
и
внимание
у
таких
детей
приобретает форму клипового - его продолжительность 8 секунд. Поэтому
теория
микрообучения
приобретает
свою
актуальность
(разделение
большой темы на ряд очень мелких структурных вопросов, восприятие
которых
занимает
немного
времени).
Занимательным
фактом
станет
статистика - ученые подсчитали, что чтобы выразить свою мысль, этим
детям нужно приблизительно 140 символов.
Важным
моментом
является
и
то,
что
это
поколение
с
раннего
возраста воспринимает процесс обучения не как получение знаний, а как
развитие персонального бренда, и это следует учесть в ходе планирования
учебного процесса. Кроме того, эти дети требуют немедленной обратной
связи - будь-то выполненное упражнение, заданный вопрос или последний
пост в Интернете.
Подвести итог этому можно такой - новое поколение студентов - это
поколение, которое уже меняет мир, хотим мы этого или нет, мы должны
учитывать их нужды в процессе обучения и сделать их своими партнерами
в планировании образовательной среды нового типа.