Авторы: Панарина Светлана Сергеевна, Чушкина Анна Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка д/с №28 "Журавлик"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание в современной педагогике
Раздел: дошкольное образование
[Введите текст]
Тема: «Выполнение основных правил христианской жизни –
доброе дело и милосердие»
Основной
принцип
христианской
жизни
прекрасно
выразил
святой
апостол Иаков: “Вера без дел мертва” (Иак. 2:26). Соответственно этому
можно
сформулировать
и
важнейший
принцип
христианской
педагогики:
“Педагогика без дел милосердия мертва”. Невозможно правильно воспитать
ребенка, не прививая ему милосердного и сострадательного отношения к
ближнему.
«Педагог»
в
переводе
с
греческого
языка
–
это
«детоводитель».
Христианский
педагог
должен
быть
для
воспитанника
путеводителем
ко
Христу.
Христианская жизнь и христианская педагогика проверяются по тому,
как человек, носящий звание христианина, относится к окружающим его
людям, к окружающему миру. Исходя из этого, христианское воспитание
ставит следующие задачи, которые можно назвать и социальными аспектами
христианской педагогики.
1 . Воспитать
умение
подчиняться.
В
социуме
все
держится
на
подчинении
и
на
соподчинении.
Надо
уметь
подчиняться
родителям,
преподавателям,
воспитателям,
начальствующим
лицам.
Не
умеющий
подчиняться вряд ли сможет стать добрым руководителем других во взрослой
жизни.
Традиционная
христианская
педагогика
очень
хорошо
знала
этот
принцип. Отсутствие умения и желания подчиняться, или, говоря церковным
языком, отсутствие послушания - более всего вредит общему делу. Умение
подчиняться укрепляет добрую волю, самость разрушает волю человека.
2 . Воспитать
милосердие
и
сострадание
к
больным,
сиротам,
бедным и страдающим людям. Таких людей вокруг нас и вокруг наших
детей очень много. Сострадательный человек всегда в центр своих забот
поставит нужду ближнего и в социальном плане всегда будет правильно
ориентироваться. Без сострадания воспитывается ущербная личность. Даже
[Введите текст]
небольшая,
но
постоянная
о
ком-либо
забота
будет
содействовать
правильному формированию личности.
3 . Воспитать личную и постоянную ответственность пред Богом,
людьми и совестью за свои слова, поступки. И особенно за слезы и обиды
того, кто рядом с тобой.
4. Воспитать умение и желание просить прощения и прощать. Это
умение одно из самых необходимых для жизни в социуме. Неумение просить
прощения
и
прощать,
прежде
всего
показывает
отсутствие
критического
отношения к себе.
5 . Воспитать
благодарность
Богу
и
людям.
Неблагодарность
-
страшный грех и беда. Она буквально искажает жизнь самого человека и
всегда препятствует правильным отношениям с ближним.
6 . Воспитать
благожелательность
ко
всем
людям,
потому
что
Господь всем желает спастись. Нас окружают очень разные люди. Ребенок
же с детства должен понимать, что осуждать других легко, но не безвредно.
Смеяться над людьми – постыдно. Гораздо лучше - помогать и сострадать
людям.
7. Воспитать чувство благоговения к святыне. Это святое чувство в
Библии называется также страхом Божиим. “Начало премудрости - страх
Господень!” - говорит Слово Божие. Это основа христианской педагогики.
Страх
Божий
и
благоговение
к
святыне
касаются
и
храма,
и
икон,
и
родителей, и всех людей, и всего мира Божия.
В
нашем
детском
саду
разработан
проект
«Православная
радуга»,
который называется «Навстречу детским сердцам». Это совместная работа
воспитателей
и
священника.
Мы
составили
программу,
в
которой
запланированы
беседы
о
Боге
и
о
человеческих
отношениях,
о
родной
Белгородщине и о ее святых, о православных праздниках. Работа ведется в
виде чтения духовной литературы и поэзии, прослушивание аудиозаписей о
жизни святых людей, встречи и беседы с батюшкой.
[Введите текст]
Проводя с детьми беседы о поступках, об отношениях между людьми, о
семье я даю им возможность сделать вывод самим. Тогда это будет их
открытие.
Замечательный
русский
педагог
К.Д.
Ушинский
считал,
что
религиозное чувство и благоговейное отношение к природе - врожденные
свойства души. Божественная природа души проявляется во всех формах
духовной жизни человека, в том числе в свойственном ей стремлении к
совершенству нравственному и эстетическому.
Но
всегда
следует
помнить,
что
Заповеди
Божии
и
правила
христианского
поведения
не
действуют
механически
или
принудительно.
Христианской педагогике гораздо ближе образ зерна или растения - семя и
растение будут возрастать, если будет добрая почва, если будет постоянная
забота
об
урожае.
Здесь
всегда
полезно
вспомнить
притчу
о
Сеятеле
и
семени.
Представим себе весы. На одну чашу этих весов будем класть все гири,
означающие наши заботы опреподаваниями ребенку различных фактических
данных - знаний, а также обучение спорту, заботы об успехах в различных
концертах,
конкурсах,
заботы
о
престижном
обучении,
о
материальном
достатке, наконец, заботы о развлечениях, походах, зрелищах, удовольствиях.
А на другую чашу весов попробуем положить наши заботы о привитии детям
и сострадания, милосердия и конкретные дела милосердия, на которые мы
настроили наших детей, воспитанников. И увидим, что на эту чашу весов нам
положить почти нечего.
А для жизни, вторая чаша весов так важна и необходима! Она-то и
имеет определяющее значение для жизни человека. Вот почему так важно с
раннего детства приучать детей к милосердию и состраданию, к служению
людям ради Бога и ради собственной бессмертной души. Здесь как на ладони
раскрываются все социальные аспекты педагогики.
Дети
и
подражают
нам
вольно
или
невольно.
А
мы,
родители
и
воспитатели, проявляя заботу о воспитании детей, учим их намеренно и
[Введите текст]
ненамеренно. Ненамеренно учим их тогда, когда, подчас совсем не думая о
воспитании, своим примером воспитываем в них или безразличное, или
враждебное, или наоборот –– сострадательное отношение к ближнему. В этом
- наибольшее влиянии педагога на детей.