Автор: Черных Маргарита Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 54
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технологическая карта по методу триз
Раздел: дошкольное образование
ФИО педагога
Черных Маргарита Григорьевна.
Возрастная группа
Старший дошкольный возраст 6-7 лет.
Форма организации, количество
обучающихся
Групповое занятие,15 человек.
Используемые технологии и методики
1.
Технология драматизации.
2.
ТРИЗ.
3.
Информационно-коммуникационные технологии.
Цель занятия
Создать благоприятные психолого-педагогические условия для
речевого развития; связной речи ,грамматического строя речи
,словаря. Познакомить детей с историей овощных культур в
России.
Задачи
1.
Образовательные; уточнить представления детей об
овощах; закреплять знания детей о семантике слова.
2.
Развивающие; развивать связную речь.
3.
Коммуникативные навыки ,словарь; развивать
познавательную активность дошкольников в процессе
поисковой деятельности.
4.
Воспитательные ;воспитывать любознательность,
целеустремленность ,патриотические чувства ,интерес к
историческому прошлому своей страны.
Предпосылки универсальных учебных действий.
Предпосылки
Личностных УУД;
Предпосылки
Регулятивных УУД;
Предпосылки
Коммуникативных УУД;
Предпосылки
Познавательных УУД;
Формирование
Познавательной и
Социальной
Мотивации.
Умение планировать
Свое действие в
Соответствии с
Конкретной задачей.
Формирование умения
Формулировать
собственное
Мнение и позицию.
Умение планировать свое
Действие в соответствии с
конкретной задачей.
Оборудование:
Муляжи овощей ,натуральные плоды и корнеплоды; стилизованные географические
карты:(корабль),(Картофель в мундире),презентаци:(Картофель),(Путешествие по
Индии).
Структура нод.
План нод.
Деятельность педагога,
содержание.
Деятельность
Воспитанников,
Предполагаемые
действия.
Методы и
Приемы работы.
1.
Организационный этап (5 мин.)
Приветствие,
Создание
Атмосферы
Психологической
Комфортности
Эмоциональной
Поддержки
Ребенка.
Приветствовать детей, установить
Зрительный контакт. Дать установку
На успешную деятельность.
Игра ТРИЗ (Комплимент ). С
использованием декоративной
тыквы.
Педагог предлагает детям сказать
друг другу (комплимент) передавая
декоративную тыкву в качестве
подарка.
Дети встают в круг.
Здороваются.
Взаимодействуя в игре
(передача предмета)
Выстраивают речевое
высказывание –
комплимент.
Игровой метод.
Актуализация
Знаний.
После стука в дверь входит Петр 1
(ребенок в треуголке) со свертком
(указ царя).
Педагог обращается к детям:
-Вы узнали нашего гостя?
-Когда и где жил Петр 1?
Выслушать высказывания детей,
Подвести к нужному ответу.
Коммуникативная
деятельность: ответы на
вопросы.
Вопросы требующие
Констатации.
Мотивирование
Детей на участие
В предстоящей
Педагог читает Царский Указ:
-Засадить огород диковинными
заморскими овощами ,очень
полезными для здоровья и силы
российского народа.
Коммуникативная
Деятельность:
Перечисляют овощи.
Проблемная
ситуация.
Деятельности.
Введение в
проблемную
ситуацию.
Педагог предлагает детям
перечислить овощи ,которые они
знают.
_Овощи которые вы перечислили
Давным-давно заселили огороды
россиян… Петр 1 указывает
засадить
Огород полезными диковинными
заморскими овощами.
Педагог предлагает детям(обращая
их внимание на стилизованные
географические карты) отправится в
заморскую дальнюю экспедицию
по
Берегам Индии и Южной Америки.
Дети рассматривают
стилизованные
Географические
Карты.
Метод повышения
Эмоциональной
Активности:
Элементы новизны.
2.
Основной этап(20 мин.)
Решение
Проблемной
Ситуации.
Педагог предлагает детям занять
Места на (корабле).
Беседа с детьми с использованием
Презентации (Путешествие по
Индии).
Вопросы:
-Какой климат в индии?
-Как называется тропический лес?
-Как растут огурцы в Индии?
Рассказ педагога( Драгоценные
огурцы).
У одного индийского правителя
Были огромные богатства: золото,
серебро ,драгоценные камни .Но
больше всех драгоценностей он
Дети занимают места,
ребенок в роли Петра 1
встает за (штурвал);
обыгрывается (отплытие).
Коммуникативная
деятельность: ответы на
вопросы, построение
связного высказывания.
Слушание рассказа.
Обсуждение, ответы на
Игровой метод.
Беседа/ЭОР
Рассказ педагога.
Физкульт .
минутка.
берег как зеницу ока – огурцы.
-Зачем они тебе ,о наш господин?-
спрашивали его подчиненные.
Отвечал мудрый правитель:-
Отправляясь в долгий военный
поход, берите много огурцов, чтобы
утолить жажду.
Обсуждение рассказа, подведение
детей к выводу ,что огурцы на 90%
состоят из воды, поэтому утоляют
жажду и имеют освежающий вкус
,тем самым являясь диковинным и
полезным овощем, который нужно
взять с собой в Россию.
Путешествие продолжается, педагог
предлагает детям сделать
остановку
У берегов Южной Америки. Детей
встречают индейцы с помидорами
в руках ,называя их (томато).
Педагог подводит детей к другому
названию овоща, которое им
известно (помидор).
Игра (Какой ,какая, какое?)
(томатный ,томатная, томатное).
( Помидор):
Помидор на грядке делает
зарядку-Как здоровье помидор?
-Хорошо, в порядке!
Весь вспотел ,но не устал!
От зарядки красным стал.
Беседа о пользе помидоров,
разнообразии блюд, которые
можно приготовить из овоща.
Подведение детей к выводу, что
вопросы педагога,
формулирование вывода.
Подбор существительных к
прилагательным.
Дети выполняют движения
в соответствии с текстом
глядя на экран.
Ответы на вопросы
педагога ,построение
связного высказывания
,формулирование вывода
Дети занимают места на
Поисковая
деятельность.
ЭОР
Игровой метод.
Игровой метод ЭОР
помидор-диковинный полезный
овощ, который нужно взять с собой
в Россию.
Педагог сообщает детям, что выбор
полезных овощей сделан и
предлагает отправиться в
обратный путь.
Педагог обращает внимание на
мешок ,который оставил Петр 1,
предлагает на ощупь определить
что в нем находится.
Царь Петр привез из Европы
меня,по запаху ,вкусу высоко ценя!
Потом покорил я и огород ,Меня
полюбил весь российский народ. И
в сливочном масле ,и в жире. Нет
лучше картошки в мундире!
(корабле).
Дети находят мешок
.ощупывают его .
догадываются , что там
лежит картофель. Из-за
ширмы выходит ребенок в
костюме картофеля,
обыгрывает роль.
Игровой метод.
Драматизация.
3. Заключительный этап (5 мин.)
Релаксационное
Упражнение.
Организовать игру (Палуба).
Педагог предлагает детям
представить себя на корабле
,возвращающемся в детский сад
.Если корабль качает, чтобы не
упасть ,нежно расставить широко
ноги прижав их к полу, руки
сцепить за спиной. Качнуло палубу-
перенести массу тела на правую
ногу, прижать ее к полу (правая
нога напряжена ,левая расслаблена
,немного согнута в колене, носком
касается пола ). Выпрямиться.
Вдох-выдох!
Текст к упражнению:
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Игровые действия в
соответствии с текстом.
Игровой метод.
Рефлексия.
Прощание.
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Создать условия для рефлексивной
деятельности.
Обсудить были ли трудности в
путешествии, как вышли из
ситуации.
Поблагодарить детей за помощь в
поиске диковинных полезных
овощей,
Попрощаться.
Рассказывают что
понравилось в путешествии.
В чем были трудности, как
справились с ними.
Прощаются.
Словесный метод:
итоговая беседа.