Напоминание

Математика 1 классе "Число и цифра 7".


Автор: Багаутдинова Дилафруз Махмуджановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Амирово Стерлибашевского района РБ
Населённый пункт: село Амирово Стерлибашеского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Математика 1 классе "Число и цифра 7".
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики в 1 классе

"Число и цифра 7"

Тема: "Число и цифра 7".

Основные цели:

1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок,

способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) закрепить взаимосвязь между частью и целым;

3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к

фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми

шагами;

4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7,

сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с

помощью знаков "больше", "меньше", "равно".

Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение,

сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

картинки к устному счёту, к задачам экологического характера;

1) карточки с графическим изображением чисел и знаков;

2) модель числового отрезка;

3) карточка для графической модели числа 7 на листе А-4, чёрный фломастер,

красный фломастер;

4) эталон состава числа 7;

5) образцы выполнения заданий из учебника;

6) книга с иллюстрациями "Семь чудес света".

Раздаточный материал:

1) математические альбомы;

2) карточка с заданием (решение примеров по числовому отрезку);

3) "светофорчики" для настроения и самооценки.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности

(организационное начало):

Долгожданный дан звонок

-Начинается урок!

-Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок?

2.Актуализация опорных знаний:

1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):

- Сосчитайте от 6 до 11; от 14 до 5.

- Назовите последующее число 8, 13. Как получить последующее число? На

сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите предыдущее число 6, 19. Как получить предыдущее число? На сколько

последующее число больше предыдущего?

- Какое число стоит между 3 и 5, а между 14 и 16?

- Какое число стоит справа от 17? А слева от 11?

- Назовите "соседей" числа 13.

2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:

12 3 4 6 7 8 9 10

-Что вы можете сказать о числе 5 ?

-Как получить число 5 ? Придумайте разные варианты.

3) Закономерность :

Установите закономерность и скажите, какое число надо вставить?

4) Множество решения неравенства:

Вставьте в "окошко" число, чтобы полученное неравенство было верным: 6. Назовите все

возможные варианты и докажите с помощью числового отрезка.

5) Математические задачи с экологической направленностью:

/ответы дети показывают с помощью числового "веера"/

Почтальон Печкин по утрам всегда читает новости об охране природы из свежих газет.

Утром он прочитал 2 статьи, днём ещё 2 статьи, а вечером - 1 статью.

Сколько всего статей прочитал Печкин?

( 2+2+1=5)

- Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как

называется это выражение? (сумма)

- Из скольких частей состоит эта сумма? (из 3)

- Как называется результат этого выражения, какое число мы искали? (целое)

- Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма)

Малыш и Карлсон хотели сделать 6 скворечников, а за один день сделали только 3

скворечника.

Сколько скворечников им ещё осталось сделать?

(6-3=3)

- Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как

называется это выражение? (разность)

-Назовите компоненты разности. (6-уменьшаемое, целое; 3-вычитаемое, часть; 3-

разность, часть)

-Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от

бабушки с дедушкой? (варианты ответов детей)

-Знаете, ребята, есть и ещё одна версия. Послушайте её:

Пока Колобок остужался на окошке, он услышал по радио передачу об охране

окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила

бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в

лес, чтобы навести порядок. Он уговорил Зайца, встретившего его первым на тропинке,

помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: "Свалка мусора запрещена!",

"Жечь мусор запрещено!", "Птичьи гнёзда не трогать!", "Ручей не засорять!",

"Берегите лес от пожаров!". Колобок поставил 3 знака и Зайчик тоже 3.

Сколько всего знаков поставили в лесу Колобок и Зайчонок?

(3+3=6)

Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. А вот Незнайка во время стоянки

часто оставляет включённым мотор своей машины. Жители Солнечного города в

понедельник сделали ему 2 замечания, во вторник 3 замечания, а в среду ещё 1 замечание.

Сколько всего замечаний сделали жители Солнечного города Незнайке?

(2+3+1=6)

Каждая сломанная ветка - это маленькая рана, нанесённая природе. Мальвина, живя в

лесу и, прячась от злого кукольника Карабаса-Барабаса, заботилась о деревьях. Она

перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 4 веточки, на

другом 2 веточки. Три веточки не прижились.

Сколько же веточек на дереве вылечила Мальвина?

(4+2-3=3)

Когда Крокодил Гена и Чебурашка узнали, что деревья выделяют большое количество

кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других

загрязнений, они посадили возле своего дома деревья. Гена посадил 5 тополей, а

Чебурашка - 2 клёна.

Сколько всего деревьев посадили Гена с Чебурашкой?

(5+2=7)

6) Заполни пропуски (на доске):

2 + * = 6

- Как найти неизвестную часть в числовом равенстве?

* - 2 = 3

- Как найти неизвестное целое в числовом равенстве?

Постановка проблемы. Открытие нового:

Цель:

7) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и

фиксируется причина затруднения;

8) согласовать тему и цель урока.

-Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры,

используя числовые отрезки.

(проблема!)

-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом

отрезке не хватает ещё одного отрезка )

-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7, изучить, из

каких частей оно состоит).

-Значит, ТЕМА урока - … ("Число и цифра 7")

Историческая справка:

-Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в

древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших

дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: "Семь бед - один ответ", "Семь раз

отмерь - один раз отрежь", "На седьмом небе от счастья", "Семеро одного не ждут",

"Лук от семи недуг"…и т.д.

Все вы знаете знаменитые сказки "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь

гномов", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней

Греции, 7 цветов радуги…

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных

лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Физкультминутка:

У медведя дом большой,

а у зайки маленький.

Наш медведь идёт домой,

А за ним и заинька.

Мы зверушек провожаем

И урок наш продолжаем.

3. Проектирование и фиксация нового знания.

-Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(дни недели)

- Назовите хором названия дней недели. (…)

- Покажите на числовом "веере" цифру обозначающую количество дней в неделе.

- Как получить число 7 ? (…)

- Можем ли мы записать число 7 с помощью точек? (…)

- На листочках, на пустом домино чёрным фломастером изобразите число 7 в виде

точек. (разные варианты вывешиваются на доске)

Работа с учебником (стр. 2-3):

-Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий

число 7. (на стр. 2-3 учебника)

- На что похожа цифра 7? (…)

-Рассмотрим образец написания цифры 7. (на стр. 3)

-Из скольких элементов состоит эта цифра?

Демонстрация написания цифры 7:

- Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии

клетки)

- Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным

закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём

прямую линию вниз до середины нижней линии клетки.

- Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.

- Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение.

- Можем ли мы теперь записать результат? (да)

- Запишите.

- Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет)

- Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6)

- Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)

- Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один

единичный отрезок)

/Ученик достраивает числовой отрезок на доске и подписывает цифру 7/.

Определение состава числа 7 и фиксирование его на эталоне.

-Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут

нам в этом математические домики в альбоме на стр. 1.

-Итак, как получить число 7? (…) /Учитель помещает эталон состава числа 7/

-Справились мы с возникшим затруднением? (да)

-Что теперь будем делать? (тренироваться в использовании числа и цифры 7)

4. Первичное закрепление.

Красиво пропишите цифру 7 до конца клеточной строки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5. Самоконтроль с проверкой по эталону:

-Давайте проверим наши знания, выполнив задание № 1 на стр.2 самостоятельно.

-Теперь сравните свою запись с эталоном. /Учитель вывешивает на доску образец

выполнения задания/

- Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с примером знак "?" и исправьте

свои ошибки.

-А кто выполнил задание правильно, поставьте себе "+".

-Кто понял и исправил свою ошибку? (дети поднимают руки). МОЛОДЦЫ!

-Кто выполнил без ошибок? Я за вас рада!

6. Включение в систему знаний и повторение.

Задание №3.

-Что нужно сделать в этом задании? (сравнить группы предметов по количеству)

-Самостоятельно выполните это задание.

/После окончания работы учащимися, учитель вывешивает на доске эталон (образец)

выполнения данного задания/

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Чему вы учились на этом уроке?

-Какие задания вам показались особенно интересными?

-Что запомнилось больше всего?

-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на

"светофоре".

-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.



В раздел образования