Автор: Савельева Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республики Башкортостан
Наименование материала: презентация к факультативному занятию
Тема: "13 способов решения квадратного уравнения"
Раздел: полное образование
Алгебра 8 класс
Учитель математики
Савельева Ольга Николаевна
МАОУ «СОШ № 30»
г .Стерлитамак, Республики
Башкортостан
2018 г.
Презентация к факультативному
занятию по теме
«13 способов решения квадратного
уравнения».
У.У.Сойер:"Человеку изучающему
алгебру, часто полезно решить одну и
ту же задачу тремя различными
способами, чем решать три-четыре
различные задачи. Решая одну задачу
различными способами, можно путем
сравнения выяснить, какой из них
короче, эффективнее. Так
вырабатывается опыт".
Решить уравнение
Х
2
+4x-5=0
1СПОСОБ. Разложение левой
части уравнения на множители.
Решим уравнение х
2
+ 4x – 5 = 0.
Разложим левую часть на множители:
x
2
-x+5 х – 5 = 0
;
( х
2
– х ) + ( 5 х – 5) = 0
;
х ( х – 1 ) + 5( х – 1 ) = 0
;
( х – 1 )( х +5 ) = 0
Тогда х
1
= 1 и х
2
= - 5
Ответ: 1; -5
2СПОСОБ. Метод выделения
полного квадрата.
Решим уравнение х
2
+ 4х – 5= 0.
х
2
+4x=5;
х
2
+ 2
2х=5;
х
2
+ 2
2 х +4=5+4;
( х + 2 )
2
=9.
Следовательно,
х + 2= 3
или
х +2= - 3
х
1
= 1
х
2
= -5
Ответ: 1; -5
3СПОСОБ.Решение квадратных
уравнений по формуле.
1)Уравнение ах
2
+ bх + с = 0, а ≠ 0, имеет корни
Решим уравнение х
2
+ 4х – 5= 0, а ≠ 0.
x
1
=-4+ 16-4
1(-5)= -4+ 36 = -4+6 =1
2
1 2 2
x
1
= -4- 16-4•1(-5)= -4- 36 = -4-6 = -5
2
1 2 2
Ответ: 1; -5
2)Уравнение ax
2
+2kx+c=0, a=0 имеет корни
x
1,2
=
Решим уравнение x
2
+4x-5=0,a>0;k=2.
Ответ: 1; -5
4СПОСОБ.Решение уравнений с
использованием теоремы Виета.
х2 + px + q = 0.
Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при
а =1 имеет вид
x
1
x
2
= q,
x
1
+ x
2
= - p.
Применим этот способ к нашему уравнению
x
2
+4x-5=0.
x
1
+x
2
=-4, x
1
=1,
x
1
•x
2
=-5; x
2
=-5.
Ответ: 1; -5
ах
2
+ bх + с = 0, где а ≠ 0.
Умножая обе его части на а, получаем уравнение
а
2
х
2
+ аbх + ас = 0.
Пусть ах = у, откуда х = ; тогда приходим к уравнению
у
2
+ by + ас = 0,
равносильно данному. Его корни у
1
и у
2
найдем с
помощью теоремы Виета.
Окончательно получаем х
1
= у
1
/а и х
2
= у
2
/а.
5СПОСОБ.Решение
уравнений
способом
«переброски».
Применим этот способ к нашему
уравнению:
х
2
+ 4х –5= 0 , ах = у, а=1.
у
2
+ 4у – 5= 0
По т.Виета у
1
= 1,у
2
= -5.
Значит , x
1
=1,x
2
=-5.
Ответ: 1; -5
Рассмотрим другое уравнение
2x
2
+3x+1=0;
4x
2
+6x+2=0;
y
2
+3y+2=0;
D=9-4
1
2=1
x
1
=-1, x
2
=-1/2
Ответ:-1;-1/2
6СПОСОБ.Свойства
коэффициентов квадратного
уравнения.
ах
2
+ bх + с = 0, a=0.
1)Если a+b+c=0, то x
1
=1,x
2
=c/a.
2) Если a-b+c=0, то x
1
=-1,x
2
=-c/a.
Применим этот способ к нашему
уравнению:
х
2
+ 4х -5 = 0.
а + b + с = 0, 1 + 4 – 5= 0
х
1
= 1,
х
2
= с/а = -5/1= -5.
Ответ: 1; -5
7СПОСОБ: Графическое решение
квадратного уравнения.
Если в уравнении х
2
+ рх + q = 0 перенести
второй и третий члены в правую часть, то
получим
х
2
= – рх – q.
Построим
графики зависимостей
у = х
2
и у = – рх – q.
(рис.1)
1)Если прямая и парабола пересекаются в
двух точках, то уравнение имеет два
решения.
2) Если прямая и парабола пересекаются в
одной точке, то уравнение имеет одно
решение.
3)Если прямая и парабола не
пересекаются, то уравнение не имеет
решений.
1)
2)
3)
Решим графически уравнение х
2
+ 4х – 5=
0.
x
2
=-4x+5
Построим y=x
2
и y=-4x+5
Прямая и парабола пересекаются в двух точках
абсциссами х
1
= 1, х
2
= -5
Ответ: 1; -5
8СПОСОБ.Решение квадратных
уравнений с помощью циркуля и
линейки.
1)Построим точки S ( -b/2a ; (а+с)
/2a )(центр окружности) и А (0 ;
1).
2)Проведем окружность с
радиусом SA;
3)Абсциссы точек пересечения
этой окружности с осью ОХ
является корнями исходного
квадратного уравнения.
Решим уравнение х
2
+ 4х – 5= 0.
1. Определим координаты точки центра
окружности по формулам:
S ( - b/2a ;(а+с )/2a )
х = - b/2a = -4/2 = -2
у = (а+с) /2a =(1+(-5)):2 = - 2
S ( - 2 ; - 2) и А ( 0 ; 1 ).
2. Проведем окружность с R = SA , где А ( 0 ; 1 ).
R=
3.
Абсцисса точек пересечения этой окружности с
осью ОХ х
1
= 1, х
2
= - 5
Ответ: 1; -5
9СПОСОБ: Решение квадратных
уравнений с помощью номограммы.
Номограмма даёт значения положительных корней
уравнения z
2
+pz+q=0
Если это уравнение имеет корни разных знаков , то ,
найдя по номограмме положительный корень,
отрицательный находят ,вычитая положительный из -p .В
случае ,когда оба корня отрицательны, берут
z=-t и находят по номограмме два положительных корня
t
1
и t
2
уравнения t
2
-pt+q=0,а затем z
1
=-t
1
, z
2
=-t
2
.Если
коэффициенты p и q выходят за пределы шкал,
выполняют подстановку z=kt и решают посредством
номограммы уравнение
Уравнение, где k берется с таким расчётом, чтобы имели
место неравенства:
Для решения
нашего
уравнения
х
2
+ 4х –5 = 0
номограмма дает
корень
х
1
= 1
Найдем x
2
x
2
=-p-1=-4-1=-5.
Ответ: 1; -5
10СПОСОБ.Геометрический
способ решения квадратных
уравнений.
Решим уравнение х
2
+ 4х= 5.
Sпрям = 1
х
Sкв = 1
1= 1
S
ABCD
= х
2
+ 4
Sпрям + 4
Sкв
S
ABCD
= х
2
+ 4
1х + 4
1= х
2
+ 4х + 4
заменяя х
2
+ 4х числом 5, получим, что S = 5+ 4 =9.
Имеем (x+2)
2
=9
АВ = 3
х = 3 – 1 –1= 1.
Ответ: 1; -5
1
х
1
х
Х
2
х
1
х
1
A
B
C
D
Применим этот способ к нашему уравнению
11 СПОСОБ. Для нахождения
корней приведённого квадратного
уравнения х
2
+ px + q = 0
полезно воспользоваться формулой
х
2
+ 4х= 5.
Ответ: 1; -5
.
2
2
2
q
p
p
x
1
3
2
9
2
5
2
4
2
4
2
1
x
5
3
2
9
2
5
2
4
2
4
2
2
x
12
СПОСОБ.Формула
Герона для
решения квадратных уравнений
ax
2
+ bx = c
Применим этот способ к нашему уравнению
x
2
+4x-5=0.
x
2
+4x=5
x
1
=1,x
2
=-5
Ответ: 1;-5
13СПОСОБ.Альтернативный метод решения
квадратных уравнений.
(
А.В.Борисов, канд.техн.наук, Л.Н.Королевич
)
Рассмотрим новый метод решения квадрат-
ных уравнений, который применим к приведенным квадратным
уравнениям
Обозначения
atr, btr – длины катетов прямоугольного тре-
угольника (далее просто катеты);
ctr – длина гипотенузы прямоугольного тре-
угольника (далее просто гипотенуза);
αtr, βtr – острые углы против катетов atr и btr
соответственно;
φtr – один из острых углов прямоугольного
треугольника (atr или btr );
mtr – длина медианы, опущенной на гипоте-
нузу (далее просто медиана);
htr – длина высоты, опущенной на гипотенузу
(далее просто высота);
θtr – угол между медианой и высотой;
�
tr – угол между медианой и гипотенузой.
Для этого необходимо:
1. определить величину угла θ (соответст-
вует углу
φ
tr ), как
2. определить величину угла
φ
(соответст-
вует углу
φ
tr ), как
или как
3. определить первый корень:
4. определить второй корень:
или
Применим этот способ к нашему
уравнению
x
2
+4x-5=0.
Промежуточные величины определяются по формулам
Тогда
=
Ответ: 1; -5
Но как мы видим этот способ нельзя назвать
самым удачным.
1. ;
2.
Решить каждое уравнение несколькими
способами. (Работа в парах)
Решить уравнение
2
наиболее удачными способами
Дома.
заключение
Великий Д.Пойа говорил: «Если вы хотите научиться плавать, то
смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то
решайте их». Мне хочется продолжить, если хотите научиться
решать уравнения, то решайте их и не просто решайте, а решайте
с вдохновением самым удачным и подходящим способом. Ведь
Г.Лейбниц заметил: «Первое условие, которое надлежит
выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным
и, насколько можно, простым». Ваше решение должно приносить
Вам удовлетворение!
Спасибо за внимание