Автор: Токарева Анжела Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание современных программ по развитию образности речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Содержание современных программ по развитию образности речи
у дошкольников
В
настоящее
время
опубликованы
всевозможные
программы
по
воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении.
Ряд
программ
-
результат
многолетней
работы
научных
и
научно
-
педагогических
комплексов. Все эти программы показывают разные подходы к организации
педагогического процесса в детском саду.
Рассмотрим
программы,
распространенные
в
дошкольных
учреждениях нашего города и претерпевшие редакцию в связи с введением
ФГОС ДО. Особое внимание уделим общим задачам и итогам усвоения
каждой
образовательной
программы,
а
также
непо средственно
образовательной области «Речевое развитие».
Программа
«Радуга»,
получившая
большое
распространение
в
детских
садах
нашего
города.
Последняя
редакция
программы
«Радуга»
представляет активные результаты работы авторского коллектива, которые
отражают
требования
ФГОС
ДО,
потребности
семьи
и
общества,
особенности социокультурной ситуации развития современного ребенка.
Как
показал
анализ
Программы,
в
старшем
дошкольном
возрасте
отсутствуют
задачи
развития
образной
стороны
речи,
а
именно
использование выразительных языковых средств.
В задаче ознакомления
детей
с
художественной
литературой,
на
каждом
возрастном
этапе
обращается внимание педагога на введение детей в мир художественного
слова.
Таким
образом,
в
программе
«Радуга»
отсутствуют
конкретное
описание задачи развития образной речи дошкольников.
Программа
«Детство».
В
2014
году
авторский
коллектив
кафедры
дошкольной
педагогики
Института
детства
Российского
государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена представил новый вариант
Примерной
образовательной
программы
дошкольного
образования
«Детство».
В планируемых результатах освоения программы описывается
следующее: «С помощью образных средств языка передает эмоциональные
состояния людей и животных».
В старшей группе данная задача описывается поверхностно и входит в
задачу ознакомления с литературой, т.е. внимание педагога недостаточно
обращается на формирование умения распознавать выразительные средства
языка в литературном тексте. Особые проблемы в понимании и реализации
задач
могут
возникнуть
у
молодых,
начинающих
свою
практическую
деятельность педагогов.
Требуется более детальное прописывание такой
категории задач.
Итак, в программе «Детство» непосредственная работа по развитию
образности речи начинается в старшем дошкольном возрасте и усложняется с
возрастом, но задачи недостаточно конкретизированы, что может вызвать
затруднения в их понимании и реализации.
В
образовательной
области
«Речевое
развитие»
в
пункте
«Художественная литература» в старшей группе перед педагогом ставится
задача
воспитания
чуткости
к
художественному
слову,
обучения
детей
вслушиваться
в
ритм
и
мелодику
поэтического
текста.
На
следующей
возрастной ступени идет усложнение программного материала, а именно,
привитие чуткости к поэтическому слову, помощь в прочувствовании красоты
и
выразительности
языка
произведения.
Педагогу
следует
обращать
внимание детей на выразительные средства (образные слова, выражения,
эпитеты, сравнения).
Программа «Истоки» переработана в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования.
Она
учитывает
достижения
в
области
отечественной
педагогической
и
психологической
науки,
вобравшей
в
себя
мировой
опыт,
а
также
многолетние
исследования
авторов
Программы,
развивающих
основные
теоретические положения, признанные всем научным сообществом.
Основным
лейтмотивом
Программы
«Истоки»
является
уход
от
монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей
между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями.
В содержании образовательной области «Речевое развитие» на 6 году
жизни
для
обогащения,
уточнения
и
активизации
словаря
воспитатель
должен проводит следующую работу:
- активизировать использование образных слов, сравнений, эпитетов,
точных глаголов;
-
учить
употреблять
наиболее
подходящие
по
смыслу
слова
при
обозначении предметов, действий и их качеств;
-
подводить
к
пониманию
образных
выражений
в
загадках,
пословицах, поговорках.
Таким
образом,
в
программе
«Истоки»
ставится
задача
развития
образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким
образом,
структура
всех
программ
претерпела
некоторые
изменения в связи с введением ФГОС ДО. В целом анализ комплексных
программ
дошкольного
образования
показал
наличие
задач
развития
образности речи детей дошкольного возраста.