Напоминание

"Содержание современных программ по развитию образности речи у дошкольников"


Автор: Токарева Анжела Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание современных программ по развитию образности речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание современных программ по развитию образности речи

у дошкольников

В

настоящее

время

опубликованы

всевозможные

программы

по

воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении.

Ряд

программ

-

результат

многолетней

работы

научных

и

научно

-

педагогических

комплексов. Все эти программы показывают разные подходы к организации

педагогического процесса в детском саду.

Рассмотрим

программы,

распространенные

в

дошкольных

учреждениях нашего города и претерпевшие редакцию в связи с введением

ФГОС ДО. Особое внимание уделим общим задачам и итогам усвоения

каждой

образовательной

программы,

а

также

непо средственно

образовательной области «Речевое развитие».

Программа

«Радуга»,

получившая

большое

распространение

в

детских

садах

нашего

города.

Последняя

редакция

программы

«Радуга»

представляет активные результаты работы авторского коллектива, которые

отражают

требования

ФГОС

ДО,

потребности

семьи

и

общества,

особенности социокультурной ситуации развития современного ребенка.

Как

показал

анализ

Программы,

в

старшем

дошкольном

возрасте

отсутствуют

задачи

развития

образной

стороны

речи,

а

именно

использование выразительных языковых средств.

В задаче ознакомления

детей

с

художественной

литературой,

на

каждом

возрастном

этапе

обращается внимание педагога на введение детей в мир художественного

слова.

Таким

образом,

в

программе

«Радуга»

отсутствуют

конкретное

описание задачи развития образной речи дошкольников.

Программа

«Детство».

В

2014

году

авторский

коллектив

кафедры

дошкольной

педагогики

Института

детства

Российского

государственного

педагогического университета им. А. И. Герцена представил новый вариант

Примерной

образовательной

программы

дошкольного

образования

«Детство».

В планируемых результатах освоения программы описывается

следующее: «С помощью образных средств языка передает эмоциональные

состояния людей и животных».

В старшей группе данная задача описывается поверхностно и входит в

задачу ознакомления с литературой, т.е. внимание педагога недостаточно

обращается на формирование умения распознавать выразительные средства

языка в литературном тексте. Особые проблемы в понимании и реализации

задач

могут

возникнуть

у

молодых,

начинающих

свою

практическую

деятельность педагогов.

Требуется более детальное прописывание такой

категории задач.

Итак, в программе «Детство» непосредственная работа по развитию

образности речи начинается в старшем дошкольном возрасте и усложняется с

возрастом, но задачи недостаточно конкретизированы, что может вызвать

затруднения в их понимании и реализации.

В

образовательной

области

«Речевое

развитие»

в

пункте

«Художественная литература» в старшей группе перед педагогом ставится

задача

воспитания

чуткости

к

художественному

слову,

обучения

детей

вслушиваться

в

ритм

и

мелодику

поэтического

текста.

На

следующей

возрастной ступени идет усложнение программного материала, а именно,

привитие чуткости к поэтическому слову, помощь в прочувствовании красоты

и

выразительности

языка

произведения.

Педагогу

следует

обращать

внимание детей на выразительные средства (образные слова, выражения,

эпитеты, сравнения).

Программа «Истоки» переработана в соответствии с Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования.

Она

учитывает

достижения

в

области

отечественной

педагогической

и

психологической

науки,

вобравшей

в

себя

мировой

опыт,

а

также

многолетние

исследования

авторов

Программы,

развивающих

основные

теоретические положения, признанные всем научным сообществом.

Основным

лейтмотивом

Программы

«Истоки»

является

уход

от

монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей

между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями.

В содержании образовательной области «Речевое развитие» на 6 году

жизни

для

обогащения,

уточнения

и

активизации

словаря

воспитатель

должен проводит следующую работу:

- активизировать использование образных слов, сравнений, эпитетов,

точных глаголов;

-

учить

употреблять

наиболее

подходящие

по

смыслу

слова

при

обозначении предметов, действий и их качеств;

-

подводить

к

пониманию

образных

выражений

в

загадках,

пословицах, поговорках.

Таким

образом,

в

программе

«Истоки»

ставится

задача

развития

образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким

образом,

структура

всех

программ

претерпела

некоторые

изменения в связи с введением ФГОС ДО. В целом анализ комплексных

программ

дошкольного

образования

показал

наличие

задач

развития

образности речи детей дошкольного возраста.



В раздел образования