Автор: Токарева Анжела Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Лингвистическая характеристика образности речи как компонента культуры речи"
Раздел: дошкольное образование
Лингвистическая характеристика образности речи как компонента
культуры речи
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и
внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное
совершенствование
речевых
навыков
составляет
необходимый
компонент
образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято
понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои
мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически
правильно, логично, точно, выразительно.
Становление
и
развитие
речи
(словаря,
грамматического
строя,
звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного
высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения
ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании
фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи,
как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого
важного показателя речевой культуры, как образность.
Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных
значениях.
Образность
в
широком
смысле
этого
слова
–
как
живость,
наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида
искусства,
форма
осознания
действительности
с
позиций
какого-то
эстетического
идеала
(
Большой
толковый
словарь
современного
русского
языка Д.Н. Ушакова), образность речи – частное ее проявление.
Более узкое понимание образности речи основано на использовании
слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова,
получающие
образное
значение,
в
художественном
контексте
в
какой-то
степени
теряют
свою
номинативную
функцию
и
приобретают
яркую
экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле
направлено
на
исследование
лексических
приемов,
придающих
речи
эстетико-художественное значение.
Современное
понятие
«образность
речи»
определяется
как
индивидуальная
особенность,
насыщенность
речи
человека
яркими,
запоминающимися
и
эмоциональными
образами
(Современный
толковый
словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой).
Образная
речь
является
составной
частью
культуры
речи.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной
речи,
что
является
основой
воспитания
и
обучения
детей
в
старшем
дошкольном
возрасте.
Дети
способны
более
глубоко
осмысливать
содержание
литературного
произведения
и
осознавать
некоторые
особенности
художественной
формы,
выражающей
содержание,
поэтому
возможность
формирования
образной
речи
возникает
именно
в
старшем
дошкольном возрасте.
Доступными
способами
создание
образности
для
дошкольников
являются
сравнение
(в
нем
названо
то,
что
сравнивается;
то,
с
чем
сравнивается;
тот
признак,
по
которому
сравнивается);
эпитет
(художественное
определение)
и
метафора
(словосочетание,
имеющее
семантику скрытого сравнения).
Таким образом, образность речи является важной частью культуры
речи.
Благодаря
образности,
речь
приобретает
эстетико-художественное
значение.
Образность
в
широком
смысле
этого
слова
понимается
как
живость,
наглядность,
красочность
изображения.
Более
узкое
понимание
образности речи основано на использовании слов в переносном значении, т.е.
тропов.