Напоминание

"Лингвистическая характеристика образности речи как компонента культуры речи"


Автор: Токарева Анжела Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Лингвистическая характеристика образности речи как компонента культуры речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лингвистическая характеристика образности речи как компонента

культуры речи

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и

внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное

совершенствование

речевых

навыков

составляет

необходимый

компонент

образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято

понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои

мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически

правильно, логично, точно, выразительно.

Становление

и

развитие

речи

(словаря,

грамматического

строя,

звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного

высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения

ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании

фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи,

как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого

важного показателя речевой культуры, как образность.

Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных

значениях.

Образность

в

широком

смысле

этого

слова

как

живость,

наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида

искусства,

форма

осознания

действительности

с

позиций

какого-то

эстетического

идеала

(

Большой

толковый

словарь

современного

русского

языка Д.Н. Ушакова), образность речи – частное ее проявление.

Более узкое понимание образности речи основано на использовании

слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова,

получающие

образное

значение,

в

художественном

контексте

в

какой-то

степени

теряют

свою

номинативную

функцию

и

приобретают

яркую

экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле

направлено

на

исследование

лексических

приемов,

придающих

речи

эстетико-художественное значение.

Современное

понятие

«образность

речи»

определяется

как

индивидуальная

особенность,

насыщенность

речи

человека

яркими,

запоминающимися

и

эмоциональными

образами

(Современный

толковый

словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой).

Образная

речь

является

составной

частью

культуры

речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной

речи,

что

является

основой

воспитания

и

обучения

детей

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Дети

способны

более

глубоко

осмысливать

содержание

литературного

произведения

и

осознавать

некоторые

особенности

художественной

формы,

выражающей

содержание,

поэтому

возможность

формирования

образной

речи

возникает

именно

в

старшем

дошкольном возрасте.

Доступными

способами

создание

образности

для

дошкольников

являются

сравнение

нем

названо

то,

что

сравнивается;

то,

с

чем

сравнивается;

тот

признак,

по

которому

сравнивается);

эпитет

(художественное

определение)

и

метафора

(словосочетание,

имеющее

семантику скрытого сравнения).

Таким образом, образность речи является важной частью культуры

речи.

Благодаря

образности,

речь

приобретает

эстетико-художественное

значение.

Образность

в

широком

смысле

этого

слова

понимается

как

живость,

наглядность,

красочность

изображения.

Более

узкое

понимание

образности речи основано на использовании слов в переносном значении, т.е.

тропов.



В раздел образования