Автор: Токарева Анжела Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у
дошкольников
Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи
ребенка.
Данный
процесс
основан
на
приоритетных
видах
деятельности
ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевые умения во
взаимодействии со сверстниками, происходит перестройка всех психических
процессов.
Старшие дошкольники характеризуются достаточно высоким уровнем
развития
речи:
владеют
большим
словарным
запасом,
строят
простые
и
сложные предложения, замечают речевые ошибки, контролируют речь.
Для
появления
образной
речи
ребенку
необходимо
овладеть
художественными
средствами
выразительности
и
речевыми
умениями
в
целом.
Также
старший
дошкольник,
по
мнению
В.И.
Логиновой,
Л.Б.
Береговой, способен овладеть умением не только выделять выразительное,
образное слово, но и осознавать его роль в тексте.
Также
для
старшего
дошкольного
возраста
характерно
свободное
владение
интонационной
выразительностью:
воспроизведение
текста
с
повествовательной,
вопросительной
и
восклицательной
интонациями,
речевых построениях используются все части речи, происходит активное
словотворчество, создание неологизмов.
В возрасте 5-6 лет дети предпринемают первые попытки свободного
использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.
Развивается
смысловая
сторона
речи:
появляются
обобщающие
слова,
синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных,
подходящих
выражений,
употребление
слов
в
разных
значениях,
использование прилагательных, антонимов.
С.Л.
Рубинштейн
указывал
на
то,
что
выразительность
является
важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь.
Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко
изобилует
итерациями
(усиливающимися
повторениями),
инверсиями
–
нарушением
обычного
порядка
слов,
восклицательными
оборотами,
прерывистыми
конструкциями,
гиперболами
и
т.д.,
–
словом,
всеми
стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
Как
показано
в
исследованиях
С.Л.
Рубинштейна
старшие
дошкольники способны к так называемой сознательной выразительности.
Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с
целью
ее
развития
в
старшем
дошкольном
возрасте
важно
использовать
произведения художественной литературы.
Толкование процесса усвоения дошкольниками переносного значения
словосочетаний с психолгической точки зрения дано в исследовании О.М.
Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения
детей,
использующих
разные
по
структуре
образы
воображения
–
«опредмечивающий»
и
образ
«включение».
Сначала
ребенок
расчленяет
нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его
в определенную речевую ситуацию.
Как уже отмечалось выше, произведения художетсвенной литературы
представляют собой кладовую развития и совершенствования образности
речи, которая не только совершенствует детей в воспритятии художественных
словесных образов, но и
стимулирует дошкольников в словотворчестве и
использовании придуманного в собственном сочинительстве.
Таким
образом,
в
старшем
дошкольном
возрасте
у
детей
имеются
представления
о
средствах
выразительности,
они
понимают
смысловое
богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов,
понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники
понимают
и
способны
использовать
в
речи
многозначные
слова,
разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети
владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и
семантическое
место
формы
слова
в
предложении;
умение
использовать
разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление
предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и
антонимы.