Напоминание

"Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников"


Автор: Токарева Анжела Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у

дошкольников

Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи

ребенка.

Данный

процесс

основан

на

приоритетных

видах

деятельности

ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевые умения во

взаимодействии со сверстниками, происходит перестройка всех психических

процессов.

Старшие дошкольники характеризуются достаточно высоким уровнем

развития

речи:

владеют

большим

словарным

запасом,

строят

простые

и

сложные предложения, замечают речевые ошибки, контролируют речь.

Для

появления

образной

речи

ребенку

необходимо

овладеть

художественными

средствами

выразительности

и

речевыми

умениями

в

целом.

Также

старший

дошкольник,

по

мнению

В.И.

Логиновой,

Л.Б.

Береговой, способен овладеть умением не только выделять выразительное,

образное слово, но и осознавать его роль в тексте.

Также

для

старшего

дошкольного

возраста

характерно

свободное

владение

интонационной

выразительностью:

воспроизведение

текста

с

повествовательной,

вопросительной

и

восклицательной

интонациями,

речевых построениях используются все части речи, происходит активное

словотворчество, создание неологизмов.

В возрасте 5-6 лет дети предпринемают первые попытки свободного

использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.

Развивается

смысловая

сторона

речи:

появляются

обобщающие

слова,

синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных,

подходящих

выражений,

употребление

слов

в

разных

значениях,

использование прилагательных, антонимов.

С.Л.

Рубинштейн

указывал

на

то,

что

выразительность

является

важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь.

Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко

изобилует

итерациями

(усиливающимися

повторениями),

инверсиями

нарушением

обычного

порядка

слов,

восклицательными

оборотами,

прерывистыми

конструкциями,

гиперболами

и

т.д.,

словом,

всеми

стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

Как

показано

в

исследованиях

С.Л.

Рубинштейна

старшие

дошкольники способны к так называемой сознательной выразительности.

Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с

целью

ее

развития

в

старшем

дошкольном

возрасте

важно

использовать

произведения художественной литературы.

Толкование процесса усвоения дошкольниками переносного значения

словосочетаний с психолгической точки зрения дано в исследовании О.М.

Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения

детей,

использующих

разные

по

структуре

образы

воображения

«опредмечивающий»

и

образ

«включение».

Сначала

ребенок

расчленяет

нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его

в определенную речевую ситуацию.

Как уже отмечалось выше, произведения художетсвенной литературы

представляют собой кладовую развития и совершенствования образности

речи, которая не только совершенствует детей в воспритятии художественных

словесных образов, но и

стимулирует дошкольников в словотворчестве и

использовании придуманного в собственном сочинительстве.

Таким

образом,

в

старшем

дошкольном

возрасте

у

детей

имеются

представления

о

средствах

выразительности,

они

понимают

смысловое

богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов,

понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники

понимают

и

способны

использовать

в

речи

многозначные

слова,

разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети

владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и

семантическое

место

формы

слова

в

предложении;

умение

использовать

разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление

предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и

антонимы.



В раздел образования