Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Автор: Наумова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №154" Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Статья Тема: Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста
Русские
народные
сказки
раскрывают
перед
детьми
меткость
и
выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и
образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского
народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно
воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать
сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения
Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь,
где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная,
бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и
рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница
книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и
богатством нашего языка [14, с.55].
Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд
слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка - сказывать,
рассказывать. То есть сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о
чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.
Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть
добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.
Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость,
коллективизм.
Рассказы
о
самых
невероятных
событиях
глубоко
поучительны,
а
их
неправдоподобность служит более яркому их восприятию.
Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности -
одна
из
главных
примет
поэтического
содержания
сказки.
Современный
итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном
из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто
вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга:
необычность
сюжета
и
наличие
морали.
Сказке
нужна
определенная
экстравагантность, даже абсурдность - и в то же время она должна подчиняться
законам логики» [28, с.87].
Сказки
-
произведения
большого
искусства.
Знакомясь
с
ними,
не
замечаешь их сложного построения - настолько они просты и естественны. Это -
свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.
Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот -
Котофей
Иваныч,
лиса
-
Лизавета
Ивановна,
медведь
-
Михайло
Иваныч.
Нередки прозвища животных: волк - «из-за кустов хап», лиса - «на поле краса»,
медведь - «всем пригнетыш»…
В
художественном
произведении
поэтические
средства
всегда
используются целесообразно и экономно. Они являются и приметами жанра.
Именно поэтому мы не встретим, например, в сказках о животных вместо их
привычного
зачина
«Жили
-
были…»
развернутого,
фантастического
зачина
волшебной
сказки.
Это
было
бы
художественно
не
целесообразно.
Именно
поэтому пышные «формульные» диалоги, которые ведут между собой персонажи
волшебных
сказок,
отличаются
от
диалогов
персонажей
новеллистических
сказок: в последние диалоги приближены к нашей живой, бытовой речи, хотя и
не копируют ее.
Таковы
русские
народные
сказки.
Они
являются
одной
из
самых
драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Если иметь в виду
только сюжеты сказок, то их - более тысячи, а опубликованных записей сказок
около пяти тысяч. А сколько хранится в архивах!
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и
эстетического
воспитания.
Детский
поэт
И.
Токмакова
называет
детскую
литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение
книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит
путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности русские
народные
сказки
формируют
нравственные
чувства
и
оценки,
нормы
нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие [1, с.347].
Русские
народные
сказки
способствуют
развитию
речи,
дают
образцы
русского
литературного
языка.
Е.А.
Флерина
отмечала,
литературное
произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа,
определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова
еще
до
школы,
до
усвоения
грамматических
правил
маленький
ребенок
практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные
образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность
языка;
в
стихах
-
музыкальность,
напевность,
ритмичность
русской
речи;
в
сказках - меткость, выразительность [1, с.348].6
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь
обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям
излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры,
эпитеты и другие средства образной выразительности.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим
лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы
полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо
знать
психологические
особенности
восприятия
и
понимания
этого
вида
искусства дошкольниками.
Одним словом, сказки - это сказки. И хочется верить, что после такого
большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят
народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного
чище…