Напоминание

"Применение ИКТ в начальной школе"


Автор: Навозова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 604
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Пушкинского района
Наименование материала: статья
Тема: "Применение ИКТ в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




1

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ

СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

«Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы»

академик А.П. Семенов

В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках

информатики,

но

и

на

уроках

русского

языка,

литературного

чтения,

окружающего

мира,

математики.

Но,

чтобы

применение

компьютера

на

предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная

организация работы учебного процесса:

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

1.

какие

темы

стоит

“поддерживать”

компьютерными

заданиями

и

для

решения каких дидактических задач;

2.

какие программные средства целесообразно использовать для создания и

выполнения компьютерных заданий;

3.

какие

предварительные

умения

работы

на

компьютере

должны

быть

сформированы у детей;

4.

какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5.

как организовать компьютерные занятия.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка от

игровой к учебной. Урок - игра, урок - путешествие в сказку особо любимы

детьми.

Лучше

один

раз

увидеть,

чем

сто

раз

услышать,

гласит

народная

пословица.

Общеизвестно,

что

большую

часть

информации

мы

получаем

визуально. Реализовать на уроке один из важнейших принципов дидактики -

принцип

наглядности

-

значит

обеспечить

высокий

уровень

усвоения

предлагаемого материала.

2

Основной формой применения ИКТ является проведение уроков разной

целевой

направленно сти. Использование

компьютерных

технологий

осуществляю на следующих уроках: математика, русский язык, литературное

чтение,

окружающий

мир,

технология,

изобразительное

искусство.

Работа ведется не хаотично, а в определенной системе. Прежде всего,

начинаю с тематического планирования, при составлении которого продумываю,

на

каких

темах

и

типах

уроков

целесообразно

использовать

ИКТ.

После

составления

тематического

планирования

начинаю

подбирать

необходимый

материал.

Структуру урока при использовании мультимедийных технологий

принципиально

не

изменяю.

В

нем

сохраняются

все

основные

этапы,

изменяются,

иногда,

только

их

временные

характеристики.

Необходимо

отметить,

что

этап

мотивации

в

данном

случае

увеличивается

и

несет

познавательную нагрузку.

В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю

информационно-коммуникационные технологии на любом этапе урока:

на

этапе самоопределения

к

деятельности для создания мотивации и

входа моих учеников в учебную деятельность;

на

этапе актуализации для

повторения

знаний,

необходимых

и

достаточных

для

построения

нового

способа,

выполнения

заданий,

актуализирующих

мыслительную

деятельность,

для

создания

затруднения

в

пробном действии;

на

этапе построения

проекта

выхода

из

затруднения для

выявления

места

и

причины

затруднения,

уточнения

темы

урока,

постановки

цели,

построения плана дальнейшей деятельности;

на

этапе реализации

построенного

проекта для

подведения

итогов

групповой

работы,

устранения

затруднения

в

пробном

действии, для

использования программ, имитирующих опыты;

на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий

на применение нового способа;

3

на

этапе самостоятельной

работы для

самопроверки

выполненной

работы по эталону;

на

этапе включения

в

систему

знаний

и

повторения для

решения

различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также

для

проверки

этих

заданий

по

подробному

образцу,

для

использования

диагностических и контролирующих материалов;

на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия

поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих ребят

на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения

и записи домашнего задания.

На каждом уроке провожу минутки отдыха, направленные на снятие

напряжения с различных групп мышц, в зависимости от того, какая работа

проводилась моими учениками. Разработала комплексы физминуток для глаз,

для улучшения мозгового кровообращения, для снятия напряжения с мышц

туловища, для снятия утомления, восстановления сил.

Незаменимой помощницей при подготовке мультимедийных уроков для

меня является программа Microsoft PowerPoint, т.к. большая часть таких уроков

проходит с использованием презентаций.

Отдельно хочу остановиться на использовании компьютера при проведении

уроков

рефлексии.

Данный

тип

урока

предусматривает

глубокий

анализ

учащимися своей деятельности, выявление затруднений и исправление ошибок.

На этапе актуализации знаний я использую тесты, которые создаю в Microsoft

Word с помощью гиперссылок, или в Power Point, где они выглядят более

красочно. При проверке тестов на экране остаются только правильные ответы, и

ребенок может осуществить самопроверку и выявить проблемы, над которыми

ему на уроке предстоит работать. Также на экран вывожу ответы и подробные

образцы заданий, выполненных в самостоятельной работе. Это очень удобно,

т.к.

нет

необходимости

распечатывать

образцы

для

каждого

учащегося,

и

экономит время учителя при подготовке к уроку.

4

На уроках русского языка и литературного чтения использую аудио средства

при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит

детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.

Чтение

стихов

под

удачно

подобранную

фонограмму

вызывает

в

душах

маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие

же чувства и у других.

На уроках, на этапе изучения нового, я часто применяю анимационные

слайды, для того, чтобы показать, выделить, на какие элементы или объекты

следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная

информация. Для проведения математического диктанта, релаксации или для

других целей иногда накладываю звук.

Как сопровождение объяснения учителя, использую созданные специально

для

уроков-лекций

мультимедийные

конспекты-презентации.

Они

содержат

краткий

текст,

основные

формулы,

схемы,

рисунки,

видеофрагменты.

При

использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы я

располагаю

кадры

в

линейной

последовательности,

показывая

самые

выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения,

схемы, которые мои ученики списывают в тетрадь (при наличии технических

возможностей

краткий

конспект

содержания

презентации

распечатываю

для

каждого

учащегося),

тогда

как

я,

не

тратя

время

на

повторение,

успеваю

рассказать больше. В этом случае презентация представляет собой нечто вроде

к о н с п е к т а

т е о р е т и ч е с к о г о

м а т е р и а л а

п о

д а н н о й

т е м е .

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В

классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при

которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием

выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников

пропадает страх перед компьютером.

Завершается работа над проектом составлением презентации, которую

готовят сами ребята. В презентации заложен большой учебно-воспитательный

эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать

5

свою деятельность. Для организации такой деятельности я использую простые

и

удобные

инструменты

творческой

проектной

деятельности

редакторы

презентаций, текстов, звука, фотоизображений и гипертекстовых страниц.

Итак, возможности использования информационно-коммуникационных

технологий

при

построении

учебно-воспитательного

процесса

в

моей

педагогической деятельности велики. Я считаю, что они:

повышают и стимулируют интерес у обучающихся;

активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания

тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в

реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

предоставляют

ученикам

возможность

самостоятельного

поиска

материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов,

составления

сценариев;

предоставляют

помощь

в

поисках

ответов

на

проблемные вопросы;

создают

огромное

поле

для

развития

креативных

способностей,

формирования общей и информационной культуры.



В раздел образования