Автор: Альбрехт Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель филологических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИРКПО"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья по обобщению опыта
Тема: "Формирование культуры речи будущих учителей начальных классов в образовательном процессе колледжа"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование культуры речи будущих учителей начальных
классов в образовательном процессе колледжа
Альбрехт Т.В., преподаватель филологических дисциплин ИРКПО
Еще более пятнадцати лет назад, в самом начале XXI века, известный
российский
филолог
Александр
Мурашов
писал
о
том,
что
обратной
стороной
глобальной
сети
«Интернет»
и
всеобщей
компьютеризации
является деградация языкового сознания и речевого поведения многих из тех,
кто вошел в это тысячелетие. В результате, по убеждению педагога, «русские
постепенно перестают говорить по-русски» [3, с. 4].
Что изменилось сегодня? С одной стороны, задания по культуре речи
заняли
свое
достойное
место
в
материалах
ЕГЭ
по
русскому
языку,
одиннадцатиклассники
пишут итоговое сочинение по литературе, которое
позволяет проверить сформированность у выпускников коммуникативных
качеств речи: логичности, богатства, выразительности, уместности и т.д. С
2018 года введена устная часть ОГЭ, которая направлена на
проверку
навыков
спонтанной
речи.
Девятиклассники
должны
продемонстрировать
речевые умения в разных видах заданий: выразительном чтении незнакомого
текста, пересказе с привлечением цитаты, выстраивании монологического
высказывания и диалога с экзаменатором-собеседником.
С другой стороны, мы по-прежнему слышим безграмотную речь по ТВ
и
радио.
А
образцы
правильной
русской
речи?
Где
они?
Мы
читаем
материалы
электронных
СМИ,
видим
наружную
рекламу,
которые
также
пестрят неправильностями.
Молодежь продолжает общаться в социальных
сетях,
совершенно
забывая
о
правилах
русского
языка.
По
мнению
современных
специалистов,
снижение
уровня
культуры
речи,
проявляющееся
в
нарушениях
норм
русского
литературного
языка,
в
чрезмерных заимствованиях и в вульгаризации нашей речи, продолжается по
сей день [1].
Педагоги, лингвисты, представители общественности ищут выход из
сложившейся ситуации, ведь развитая речь, умение владеть словом – это
важнейшие условия для такой «говорящей» профессии, как учитель. Конечно,
формирование
культуры
речи
как
показателя
общей
культуры
человека
закладывается еще в семье, и если
родители нечитающие, говорящие и
пишущие безграмотно, ребенку трудно освоить литературную речь, но все же
возможно и необходимо.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего
образования
прописаны
следующие
требования
к
результатам
освоения обучающимися программы по русскому языку: «сформированность
позитивного
отношения
к
правильной
устной
и
письменной
речи
как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека и овладение
первоначальными
представлениями
об
орфоэпических,
лексических
и
грамматических нормах русского литературного языка» [4, с. 9–10]. Чтобы
добиться таких результатов, учитель
сам должен в полной мере владеть
культурой речи, то есть быть речевым образцом. Поэтому
в современных
условиях возрастает роль учителя начальных классах, который и должен
заложить фундамент культуры речи у младших школьников. Как же достичь
результатов, требуемых ФГОС, если завтрашние учителя – это сегодняшние
ученики.
Являясь в течение много лет преподавателем культуры речи в колледже
педагогического образования, знакомясь с новыми студентами, сталкиваюсь
с определенными проблемами.
Во-первых, у
студентов слабая школьная база
по русскому языку,
поэтому нормативный аспект культуры речи многим дается очень трудно.
Несмотря на то, что часть студентов приходит с базой 11
классов, после
сдачи ЕГЭ, нормы современного русского литературного языка студенты
знают плохо.
Во-вторых, клиповость мышления молодежи,
когда окружающий мир
превращается
в
мозаику
разрозненных
фактов,
осколков
информации.
Студенты не расстаются с гаджетами: слушают музыку, общаются в чате,
постоянно
«бродят»
по
сети,
играют
в
онлайн
игры
и
др.
Благодаря
интернету, они получают возможность скачивать информацию по любому
интересующему
их
вопросу,
но
само
это
«скачивание»
никак
не
поддерживает интерес и способность к самостоятельным открытиям.
В-третьих,
слабый
читательский
кругозор:
произведения
русской
классической литературы в основном прочитаны в кратком содержании, в
результате
чего
речь
студентов
не
очень
богатая
и
недостаточно
выразительная.
Многие
испытывают
трудности
с
выстраиванием
устного
развернутого высказывания и написанием текста рассуждения при подготовке
публичного выступления.
С
учетом
обозначенных
выше
проблем,
необходим
поиск
путей
формирования культуры речи будущих учителей. Профессиональная речевая
подготовка
будущих
учителей,
направленная
на
решение
задач
по
формированию языкового чутья и высокого уровня культуры речи у младших
школьников, осуществляется в колледже в рамках нескольких дисциплин:
русского языка, методики современного русского языка, художественного
слова и, конечно, культуры речи.
При
разработке
программы
по
культуре
речи
мы
опирались
на
аспектный
подход
лингвистов
Л.А.
Введенской,
Л.Г.
Павловой,
Е.Ю.
Кашаевой
[2].
При
формировании
культуры
речи
студентов,
в
рамках
дисциплины, решаем ряд коммуникативных задач:
вырабатываем
у
студентов
умения
и
навыки
нормативного
употребления языковых единиц;
формируем лингвистически корректное и профессионально грамотное
речевое поведение;
определяем
этически
грамотное
реагирование
на
определенную
речевую ситуацию;
способствуем
обогащению
речи
студентов
коммуникативными
качествами как необходимому условию речевого мастерства будущего
учителя.
Тематический план дисциплины «Культура речи» представлен введением
и
четырьмя
разделами:
«Нормативный
аспект
культуры
речи»,
«Коммуникативный
аспект
культуры
речи,
«Этический
аспект
культуры
речи» и «Мастерство публичного выступления». Первый раздел включает три
темы:
«Орфоэпические
нормы»,
«Лексические
нормы»,
«Грамматические
нормы». Таким образом, мы останавливаемся на тех нормах, которые находят
выражение
в
устной
речи.
Во
втором
разделе,
кроме
коммуникативных
качеств
речи,
обращаемся
к
практике
современного
делового
письма.
Этический
аспект
(третий
раздел)
предполагает
характеристику
русского
речевого этикета и анализ профессиональной речи учителя. Каждый раздел
дисциплины предусматривает как лекционные, так и практические занятия.
На
первом
вводном
занятии
знакомлю
студентов
с
основными
понятиями
культуры
речи:
языковой
нормой,
аспектами
изучения
-
нормативным,
коммуникативным
и
этическим;
коммуникативными
качествами (точностью, понятностью, богатством, выразительностью и др.);
правилами
речевого
поведения.
Предлагаю
в
подгруппах
поработать
со
статьями
по проблемам современной речи. На мой взгляд, очень важно,
чтобы обучающиеся осознали актуальность поднимаемых в СМИ вопросов.
Названия материалов говорят сами за себя: «Пятисот или пятиста? 10 правил
употребления
числительных»
(газета
«Московские
новости»,
23октября
2013), «Чулок, носков и туфель: разбираемся с трудностями множественного
числа» (газета «Московские новости», 5 марта 2014), «М и Ж: почему «тюль»
- он, а мозоль- она»
(газета «Московские новости», 28 марта 2014), «Как
говорить, чтобы никого не обидеть» («Медуза», русскоязычное интернет –
СМИ, 22 января 2015) и другие. Студенты в подгруппах представляют свои
статьи, оценивают значимость проблем, проецируют материалы СМИ на
свою собственную речь.
Далее последовательно, в теории и на практике,
останавливаемся на
орфоэпических,
лексических
и
грамматических
нормах
современного
русского
литературного
языка.
Прежде
всего,
особое
внимание
уделяем
орфоэпическим нормам, так как они наиболее подвижны и могут изменяться
в
течение
нескольких
лет.
Чтобы
успешно
овладеть
орфоэпическими
нормами, студентам необходимо
выучить орфоэпический минимум. Для
этого, опираясь на ежегодный анализ результатов ЕГЭ на сайте ФИПИ, даем
для запоминания слова, в которых чаще всего допускаются орфоэпические
ошибки.
Например,
правильно
произносить
Августовский,
срЕдства,
баловАть,
позвонИшь,
жалюзИ,
включИм
и
др.
На
следующем
этапе
формирования
культуры
речи,
студенты
изучают
основные
тенденции
русского литературного произношения, одна из которых состоит в переходе
ударения на окончание в формах женского рода кратких прилагательных,
кратких
страдательных
причастий,
глаголов
прошедшего
времени.
Например, веселА, начатА, понялА и др. Будущие учителя начальных классов
знакомятся
с
образцовым
литературным
произношением
на
примерах
мастеров
художественного
слова,
осознанно
сопоставляют
свое
произношение с правильным, анализируют собственные ошибки и недочеты,
то есть учатся осуществлять речевой самоконтроль.
С первых занятий в аудитории создается доброжелательная обстановка,
студенты свободно высказывают собственную точку зрения и учатся слушать
и
слышать
друг
друга.
Формированию
культуры
речи
способствуют
групповые формы работы, а также элементы дискуссии и ролевой игры,
которые включаются при освоении разных тем. В группах студенты учатся
грамотно
задавать
вопросы,
осваивают
навыки
монологической
и
диалогической речи.
По основным видам норм проводим практические занятия, на которых
студенты
находят и
исправляют ошибки в собственной и чужой речи,
редактируют
школьные
сочинения,
создают
собственные
тексты
в
соответствии с нормами русского языка. Предусмотрена самостоятельная
работа студентов по нормативному аспекту культуры речи. Данный аспект
является базовым, так как в его основе лежит овладение нормами русского
литературного языка.
На
следующем
этапе
изучения
дисциплины,
переходим
к
коммуникативному аспекту, который предполагает освоение определенных
качеств речи: понятности и точности, богатства и выразительности, чистоты
и уместности. На занятиях студенты выступают с сообщениями по качествам
речи,
на
практике
выполняют
задания
с
деформированными
текстами,
работают
с
разными
видами
словарей:
толковыми,
фразеологическими,
синонимов и другими.
При изучении
основ делового
письма, студенты учатся
писать
заявления и объяснительные в соответствии с требованиями официально-
делового стиля, создают резюме, которые в течение последующих семестров
наполняются профессиональным содержанием, а в конце обучения будут
представлены
в
буклете
резюме
выпускников
и
использованы
потенциальными работодателями.
Этический
аспект
культуры
речи
на
занятиях
рассматриваем
как
в
широком смысле: правила русского речевого этикета вообще, то есть правила
обращения,
приветствия-прощания,
просьбы-приказа-отказа,
извинения,
комплимента и другие. Так и в прикладном смысле: речевой этикет урока,
включающий в себя приветствие, прощание, обращение, приказ,
просьбу,
вызов ученика, вопросы, похвалу, порицание и исправление ошибки.
Одна из тем дисциплины посвящена профессиональной речи учителя.
«Каким требованиям должна отвечать речь педагога?» - об этом говорим
прежде всего. Учитель должен соблюдать языковые нормы, то есть речь его
должна
быть
грамотной;
речь
педагога
должна
быть
понятной,
богатой,
выразительной, точной, чистой и, безусловно, вежливой, соответствующей
правилам речевого этикета.
Подробно останавливаемся на характеристике монолога и диалога как
разновидностей речи учителя. Вначале студенты работают с раздаточными
листами
по
теории
вопроса.
Изучают
типы
и
виды
монологов
по
цели
высказывания, типы модальности, виды взаимодействия участников в диалоге
и т.д.
Затем в подгруппах студентам предлагается прочитать отрывки из
конспектов уроков учителей и выполнить следующие задания:
1.
Определите разновидность речи: докажите, опираясь на определение
понятия.
2.
Раскройте основные признаки диалога (монолога).
3.
Оцените текст с точки зрения речи.
Далее
также
в
подгруппах
студенты
читают
диалоги
учителей
с
учениками
со
страниц
художественных
произведений
Н.Г.
Гарина-
Михайловского
«Детство
Темы.
Гимназисты»,
Р.И.
Фраермана
«Дикая
собака Динго, или Повесть о первой любви», С.В. Баруздина «Дорогой
товарищ слон», В.П.Крапивина «Мушкетер и фея», Д. Радивоевич «Это
мы» и др.
Если
отрывки
из
конспектов
уроков
подобраны
образцовые,
то
ситуации,
представленные
в
художественных
текстах,
неоднозначные,
предполагающие разные точки зрения. Студенты определяют, насколько
учитель
(герой
художественного
произведения)
владеет
искусством
владения диалога и монолога. Анализируют речь педагога с позиции ее
нормативности,
действенности,
целесообразности.
Определяют,
какими
коммуникативными качествами учитель владеет, а какими нет, и насколько
соблюдает правила речевого этикета. Итоги своих наблюдений студенты
представляют в подгруппах.
В конце изучения дисциплины «Культура речи» студенты защищают
публичные
выступления
на
проблемные
темы.
В
помощь
студентам
составлены методические указания по подготовке публичного выступления,
которые
содержат
пошаговое
описание
последовательности
действий
студента
при
подготовке
и
созданию
монологического
текста,
с
учетом
классической
схемы
ораторского
искусства.
С
помощью
представленных
материалов
студент
сможет
самостоятельно
подготовиться
к
публичному
выступлению.
Темы
даю
в
самом
начале
семестра
вместе
с
установкой:
вначале
определяем свою позицию по проблеме, формулируем тезис, и только потом
«идём» в интернет и не только туда: есть энциклопедии, словари, учебники,
журнальные публикации и т.д. Приведу примеры тем:
Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого
общения» (А. Сент-Экзюпери)
Что беспокоит меня в культуре современного общества?
«По одежке встречают, по уму провожают». Что наша речь: одежда или
ум?
В жизни надо стремиться обгонять не других, а самого себя»
(М.Бэбкок)
«Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которому он
служит» (К.Ясперс)
Нужна ли педагогу риторика и почему?
«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ)
«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе» (Р. Роллан)
В чем секрет успеха учителя?
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума,
чтобы уметь пользоваться им» (Г.Гегель)
Образ учителя XXI века и другие (40 тем на выбор студента)
Публичное
выступление
проходит
защиту
в
группе.
Оценка
выставляется
в соответствии с разработанными критериями. Важно всё:
соответствует ли содержание теме выступления, удалось ли достичь цели,
грамотна ли речь выступающего, какие риторические приемы использованы
и насколько они уместны. При оценивании выступления учитывается мнение
аудитории. Вот что пишут и говорят сегодняшние второкурсники:
«На мой взгляд, человек, выбравший профессию учителя, в первую
очередь должен любить детей. Также он должен любить свою работу,
приходить на которую ему будет в удовольствие!» (Ксения Б.)
«Я решила стать учителем еще в начальной школе. В детстве часто
играла
в
школу
с
подругами,
понарошку
проверяла
тетради
и
выставляла
оценки
в
журнал.
Моя
прабабушка
была
учительницей
начальных
классов,
и
я
надеюсь,
что
моя
мечта
стать
хорошим
педагогом скоро сбудется» (Екатерина В.)
«Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы сами
должны сделать так, чтобы ученики с желанием шли в школу, на наши
уроки» (Мария К.)
«У каждого человека есть свой путь – дорога, которую он выбирает и
по ней идет к своей цели. Мой путь – это сознательный выбор быть
учителем, моя цель – быть успешной в своей профессии» (Екатерина
О.)
«Человеческое общение можно назвать роскошью. И это доступная
роскошь, но не каждое общение с человеком можно так назвать, потому
что люди разные. Кто-то говорит грубо, с лицемерием, с завистью.
Чтобы общение стало роскошью, нужно найти человека по душе, тогда
оно принесет настоящее счастье» (Анастасия И.)
«Как вы думаете: «Что наша речь: это одежда или ум?» Иногда под
неприглядной одеждой можно обнаружить неординарную личность.
Как, впрочем, и внешне привлекательный человек может оказаться
безграмотным
и
грубым
в
речи.
Бывает,
еще
хуже,
когда
человек
говорит красивые слова, но при этом является негодяем. Мне кажется,
наша
речь
–
это
и
одежда,
и
ум.
Попытаюсь
это
обосновать
на
примерах из русской литературы» (Юлия Б.)
Как
видно
из
тематики
публичных
выступлений
и
приведенных
высказываний,
целенаправленно формируя культуру речи, мы выходим за
рамки предметной области,
тем самым способствуя развитию ценностно-
мировоззренческой и эмоциональной сферы личности студента.
Необходимо
отметить,
что
профессиональная
речевая
подготовка
будущих
учителей
начальных
классов
продолжается
после
изучения
дисциплины «Культура речи». И не только потому, что за один семестр (32
аудиторных часа) невозможно овладеть культурой речи на высоком уровне,
тем более если уровень знаний и умений по русскому языку недостаточный.
Для преподавателя колледжа важно понимать, что наша работа – командная,
и каждый вносит свой вклад. Кроме того, формирование культуры речи – это
длительный процесс, а для учителя (и начинающего, и опытного) – это
постоянная работа над коммуникативными качествами речи, систематическое
обращение к словарям, ведь язык – живой организм, и литературные нормы
меняются.
Совершенствование
речи
студентов
продолжается
в
процессе
прохождения
учебной
практики
«Наблюдения»,
«Пробных
уроков»
и
«Преддипломной практики». Будущие профессионалы учатся осуществлять
речевой самоконтроль и отрабатывают
навыки
публичного выступления,
когда смотрят показательные уроки практикующих учителей, сами готовят и
проводят уроки в начальной школе.
Учебно-исследовательская деятельность студентов в рамках написания
и защиты курсовых и дипломных работ также предполагает формирование
культуры речи. Как руководитель курсовых и дипломных работ, в течение
ряда лет предлагаю студентам следующие темы:
«Формирование
культуры
речи
у
младших
школьников
на
уроках
русского языка» (ВКР практического типа)
«Обучение младших школьников орфоэпическим нормам как средство
формирования культуры речи» (ВКР практического типа)
«Использование
скороговорок
для
развития
речи
младших
школьников» (дипломный проект)
«Цикл радиопередач «Говорим правильно», направленный на развитие
культуры речи студентов» (дипломный проект) и т.д.
В
качестве
результатов
многолетней
работы
со
студентами
можно
отметить победы студентов в конкурсах эссе по культуре речи. Например, в
2013 году на Всероссийском конкурсе «Фестиваль русской словесности» эссе
студентки Ольги Евстроповой на тему «И как пчёлы в улье опустелом, Дурно
пахнут мёртвые слова» заняло первое место.
В 2016 году во Всероссийском конкурсе НИРС в г. Таре дипломный
проект
студентки
Ильиной
Е.
по
теме
«Цикл
радиопередач
«Говорим
правильно»,
направленный
на
развитие
культуры
речи
студентов
педагогического
колледжа»,
завоевал
первое
место.
В
2017
году
на
Олимпиаде по основам наук в сфере СПО по дисциплине «Русский язык и
культура речи»
студентки Ицкова Е. и Малашкина В. получили дипломы
призеров, набрав 97 баллов и 91 балл из 100 соответственно. В этом же году в
составе команды преподавателей, в рамках II Национального Чемпионата
WorldSkills по компетенции «Преподавание в младших классах», мною были
подготовлены
к
конкурсному
заданию
«Устное
эссе.
Выступление
на
заданную тему с элементами творчества» студенты Хохлова Елена и Арина
Толстошеева. По итогам конкурса,
Толстошеева А. заняла в Чемпионате
первое место.
Таким образом, благодаря теоретической и практической подготовке
студентов в рамках дисциплины «Культура речи», а также прохождению
разных видов практики и приобретению опыта учебно-исследовательской
деятельности,
в
колледже
создаются
условия
для
целенаправленного
формирования культуры речи у будущих учителей начальных классов.
Список литературы
1.
Введенская,
Л.А.
Риторика
и
культура
речи:
серия
«Высшее
образование» / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 7-е изд., доп. – Р-н/Д:
Феникс, 2007. – 537 с.
2.
Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для
вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 24-ое изд. - Р-
н/Д: Феникс, 2008. – 537 с.
3.
Мурашов, А.А. Культура речи учителя/А.А.Мурашов.- М.: Московский
психолого-социальный
институт;
Воронеж:
изд-во
НПО
«МОДЭК»,
2002. – 432 с.
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / М.: 2011. – 26 с.