Автор: Соловьева Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №8
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе."
Раздел: начальное образование
Коррекционная
работа
со
слабоуспевающими учащимися в
начальной школе.
Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в
основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в
коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает
ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения. Более 20 %
семилеток, начинающих учиться и имеющих нормальный интеллект, не обладают доста-
точной функциональной готовностью к школе. Если вовремя не помочь, не провести кор-
рекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим.
Основные причины неуспеваемости:
1.
особенности организма школьника;
2.
особенности личности школьника;
3.
бытовые условия;
4.
гигиенические условия в школе;
5.
особенности воспитания в семье;
6.
особенности обучения и воспитания в школе;
7.
причины недостатков бытовых условий;
8.
причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;
9.
условия, порождающие недостатки воспитания в семье;
10.
условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину ре-
шить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная
проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными
возможностями.
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуаль-
ного развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагоги-
ческой (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как
следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнару-
жить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
Педагогическая запущенность.
Частые заболевания.
Пропуски занятий.
Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
Учитывать все признаки предмета или явления.
Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
работать с текстом;
выделять главное, существенное;
не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
отвлекаемостью;
подвижностью;
неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способно-
сти;
ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а
предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать
волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
со сверстниками;
учителями;
отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
в поддержке
показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы,
обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебно-
го материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
В утомляемости
Истощаемости
Медленном темпе работы
Коррекционная работа с неуспевающими детьми.
В работе педагога необходима продуманная отлаженная система коррекционной
работы. Она предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых
коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.
Цели этой работы :
- помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной про-
граммы;
- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего
развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учеб-
ных умений и навыков, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Коррекционная работа должна осуществляется в рамках целостного подхода к вос-
питанию и развитию ребенка.
Задачи:
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных уме-
ний и навыков;
-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного пове-
дения.
В коррекционной работе планируется не столько достижение отдельного результа-
та (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения
возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного
воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптома-
ми отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины от-
клонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед пер-
вой.
Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспита-
тельного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и ре-
чевое развитие детей.
Учебный материал должен быть построен в соответствии с методическими прин-
ципами: направленными на обеспечение системного усвоения знаний учащихся:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт ребенка;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как
в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходи-
мости и достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусмат-
ривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений
детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных
задач.
Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы со-
здать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник вну-
тренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении та-
ких предметов, как русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир,
английский язык. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить
психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, кото-
рый сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику
подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие
методические приемы:
-Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не толь-
ко неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверя-
ется группа учащихся.
-Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по
образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.
-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретиче-
ской и практической части.
-Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового ма-
териала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправ-
ляет учитель.
Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:
1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам
рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга.
Опрос занимает 5-7 минут.
2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);
3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированны-
ми (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);
4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ?
если были вопросы или затруднения.
В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий
и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для ин-
дивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля
и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащих-
ся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, уче-
ник может пользоваться записями в справочниках ( ведутся с 1 класса, в них отображается
вся теория по предмету), обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультиро-
вался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие
задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках.
Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На само-
стоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип
темперамента каждого учащегося.
Работа с детьми, у которых возникают проблемы вследствие большого количества
пропусков по болезни, строится иначе.
1. В данном случае провожу послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и
решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.
В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей.
Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего
достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бы-
вает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность,
семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи учени-
ку по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.
Работа с неуспевающими детьми должна проводиться не только во время урока,
но и в ходе индивидуальных занятий. Содержание этих занятий должно исключить фор-
мальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить та-
блицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ре-
бенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптомати-
ческую Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превы-
шать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одина-
ковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в
учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на
этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей
ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так
как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику пережива-
ние успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания сле-
дует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения
задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррек-
ционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учи-
теля, соревнование и т..).
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить
и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации
деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактиче-
ских игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более ак-
туальной и значимой для ребенка
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
Акценты в обучении
Контроль подготов-
ленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно
анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые уче-
никами в устных ответах, письменных работах, выявить типич-
ные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустивши-
ми предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить
итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и
навыков, выявить причины отставания
Изложение нового
материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания
учащимися основных элементов излагаемого материала. Сти-
мулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в
усвоении учебного материала. Применять средства поддержа-
ния интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие
методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усва-
ивать материал
Самостоятельная
работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наи-
более существенным, сложным и трудным разделам учебного
материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но по-
данных в определенной системе достичь большего эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения
по устранению ошибок, допущенных при ответах
и в письменных работах. Инструктировать о порядке вы-
полнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учите-
лю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказы-
вать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их само-
стоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя
ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация само-
стоятельной работы вне
класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение
пройденного, концентрируя внимание на наиболее существен-
ных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие
затруднения. Систематически давать домашние задания по ра-
боте над типичными ошибками. Четко инструктировать уча-
щихся о порядке выполнения домашних работ, проверять по-
нимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем
домашних заданий с другими учителями класса, исключая
перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников .