Напоминание

"Коррекционная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе."


Автор: Соловьева Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №8
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Коррекционная

работа

со

слабоуспевающими учащимися в

начальной школе.

Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в

основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в

коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает

ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения. Более 20 %

семилеток, начинающих учиться и имеющих нормальный интеллект, не обладают доста-

точной функциональной готовностью к школе. Если вовремя не помочь, не провести кор-

рекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим.

Основные причины неуспеваемости:

1.

особенности организма школьника;

2.

особенности личности школьника;

3.

бытовые условия;

4.

гигиенические условия в школе;

5.

особенности воспитания в семье;

6.

особенности обучения и воспитания в школе;

7.

причины недостатков бытовых условий;

8.

причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;

9.

условия, порождающие недостатки воспитания в семье;

10.

условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину ре-

шить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная

проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными

возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся

низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуаль-

ного развития

отсутствие познавательного интереса

не сформированы элементарные организационные навыки

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагоги-

ческой (в плане обучения) точки зрения

нет опоры на родителей как союзников учителя

дети, в основном, из асоциальных семей

отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как

следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнару-

жить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

отвлекаемостью;

подвижностью;

неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способно-

сти;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а

предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать

волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

со сверстниками;

учителями;

отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

в поддержке

показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы,

обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебно-

го материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

Коррекционная работа с неуспевающими детьми.

В работе педагога необходима продуманная отлаженная система коррекционной

работы. Она предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых

коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Цели этой работы :

- помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной про-

граммы;

- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего

развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учеб-

ных умений и навыков, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Коррекционная работа должна осуществляется в рамках целостного подхода к вос-

питанию и развитию ребенка.

Задачи:

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных уме-

ний и навыков;

-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;

-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного пове-

дения.

В коррекционной работе планируется не столько достижение отдельного результа-

та (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения

возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного

воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптома-

ми отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины от-

клонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед пер-

вой.

Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспита-

тельного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и ре-

чевое развитие детей.

Учебный материал должен быть построен в соответствии с методическими прин-

ципами: направленными на обеспечение системного усвоения знаний учащихся:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

- опору на жизненный опыт ребенка;

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как

в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходи-

мости и достаточности;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусмат-

ривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений

детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных

задач.

Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы со-

здать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник вну-

тренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении та-

ких предметов, как русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир,

английский язык. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить

психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, кото-

рый сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику

подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие

методические приемы:

-Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не толь-

ко неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверя-

ется группа учащихся.

-Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по

образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретиче-

ской и практической части.

-Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового ма-

териала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправ-

ляет учитель.

Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам

рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга.

Опрос занимает 5-7 минут.

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированны-

ми (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ?

если были вопросы или затруднения.

В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий

и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для ин-

дивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля

и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащих-

ся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, уче-

ник может пользоваться записями в справочниках ( ведутся с 1 класса, в них отображается

вся теория по предмету), обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультиро-

вался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие

задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках.

Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На само-

стоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип

темперамента каждого учащегося.

Работа с детьми, у которых возникают проблемы вследствие большого количества

пропусков по болезни, строится иначе.

1. В данном случае провожу послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и

решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.

В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей.

Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего

достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бы-

вает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность,

семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи учени-

ку по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.

Работа с неуспевающими детьми должна проводиться не только во время урока,

но и в ходе индивидуальных занятий. Содержание этих занятий должно исключить фор-

мальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить та-

блицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ре-

бенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптомати-

ческую Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превы-

шать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одина-

ковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в

учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на

этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей

ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так

как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику пережива-

ние успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания сле-

дует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения

задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррек-

ционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учи-

теля, соревнование и т..).

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить

и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации

деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактиче-

ских игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более ак-

туальной и значимой для ребенка

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготов-

ленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно

вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно

анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые уче-

никами в устных ответах, письменных работах, выявить типич-

ные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустивши-

ми предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить

итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и

навыков, выявить причины отставания

Изложение нового

материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания

учащимися основных элементов излагаемого материала. Сти-

мулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в

усвоении учебного материала. Применять средства поддержа-

ния интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие

методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усва-

ивать материал

Самостоятельная

работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наи-

более существенным, сложным и трудным разделам учебного

материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но по-

данных в определенной системе достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения

по устранению ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке вы-

полнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учите-

лю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказы-

вать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их само-

стоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя

ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация само-

стоятельной работы вне

класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение

пройденного, концентрируя внимание на наиболее существен-

ных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие

затруднения. Систематически давать домашние задания по ра-

боте над типичными ошибками. Четко инструктировать уча-

щихся о порядке выполнения домашних работ, проверять по-

нимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем

домашних заданий с другими учителями класса, исключая

перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников .



В раздел образования