Автор: Климова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Тема: "ВСЯКАЯ ДУША ПРАЗДНИКУ РАДА" В РАМКАХ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Раздел: начальное образование
Климова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов МБОУ « СОШ № 5»
город Чита Забайкальский край
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ВСЯКАЯ ДУША ПРАЗДНИКУ РАДА»
В РАМКАХ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Всякая душа празднику рада.
Все мы на земле под Богом ходим,
Радуемся, любим и творим.
Есть свои традиции в народе –
Праздник для души необходим.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной
задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент
социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-
нравственной консолидации российского общества.
Один мудрец сказал: «Народ, который думает на один год вперёд - выращивает
хлеб. Народ, который думает на десять лет вперёд - выращивает сад. Народ, который
думает на сто лет вперёд - выращивает молодое поколение».
Поэтому, в настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления
человека, без чего Отечество не только не способно
прогрессивно развиваться, но и
исторически
обречено.
«Национальная
доктрина
образования
в
Российской
Федерации»
важнейшим
вопросом
определяет
обеспечение
полноценного
личностного
развития
учащихся
в
условиях
идеологического
кризиса.
В
этой
социокультурной
ситуации
необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции народа,
обеспечит высокие нравственные качества учащихся.
Учитывая
особенности
предметных
областей
учебного
плана
начального
общего
образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной
из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к
познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной
жизни, ее духовного и культурного величия.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
в соответствии с национальным приоритетом;
исходя
из
необходимости
сохранения
преемственности
по
отношению
к
национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
согласно Конституции Российской Федерации;
1
согласно
Закону
Российской
Федерации
«Об
образовании»
в
части
общих
требований
к
содержанию
образования
(ст.
14)
и
задачам
основных
образовательных программ (ст. 9, п. 6).
С о в р е м е н н ы й
н а ц и о н а л ь н ы й
в о с п и т а т е л ь н ы й
и д е а л
—
э т о
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
воспитанный
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального
народа
Российской
Федерации.
Ц ел ь: воспитание
и
формирование
духовно-нравственной
личности,
передача
этнокультурного опыта ( традиции, праздники, обычаи, обряды и др.)
Задачи курса связаны с требованиями, предъявляемыми учащимся по окончанию
данного курса:
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность
и
способность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
самооценке,
пониманию
смысла
своей
жизни,
индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной
деятельности,
социальной
и
профессиональной
мобильности
на
основе
моральных
норм,
непрерывного
образования
и
универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление
нравственности,
основанной
на
свободе,
воле
и
духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
формирование
морали
как
осознанной
личностью
необходимости
определённого
поведения,
основанного
на
принятых
в
обще стве
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие
совести
как
нравственного
самосознания
личности,
способности
формулировать
собственные
нравственные
обязательства,
осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм,
давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие
личностью
базовых
национальных
ценностей,
национальных
духовных традиций;
способность
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям,
совершаемым
на
основе
морального
выбора,
принятию
ответственности
за
их
результаты,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед
прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В области формирования социальной культуры:
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие
доброжелательности
и
эмоциональной
отзывчивости,
понимания
других людей и сопереживания им;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2
формирование
осознанного
и
уважительного
отношения
к
традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям;
формирование
толерантности
и
основ
культуры
межэтнического
общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу
жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование
у
обучающегося
уважительного
отношения
к
родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях
знакомство
обучающегося
с
культурно-историческими
и
этническими
традициями российской семьи.
Для
реализации
программы
используются
следующие
методы:
наглядный,
словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
экскурсий;
наблюдений;
просмотра видеофильмов; презентаций
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов быта;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений;
бесед с учащимися;
диспутов;
проведения
разнообразных
игр
(малоподвижные,
сюжетно-ролевые,
дидактические, игры-драматизации и др.);
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников;
Практический метод используется, когда необходимы
организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);
проведение тематических классных часов;
проведение экскурсий различной направленности;
организация вечеров, праздников с родителями, для родителей и сверстников;
проведение родительских собраний, занятий родительского всеобуча.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Название
мероприятия
Основное содержание работы
Форма
проведения
Дата
1
2
3
4
5
Осенние праздники
1
«Хлеб – всему
голова!»
Рождество
Пресвятой
Богородицы
«Всякому лету - аминь». Это значит,
мы благодарим лето за его труды, за
то, что подарило нам богатый
урожай, на нашем столе свежий и
вкусный хлеб.
В этот день на Руси отмечается
Беседа.
Экскурсия.
Праздник «Хлеб
– всему голова!»
сентябрь
3
большой христианский праздник –
Рождество Пресвятой Богородицы.
Люди шли на берег реки с иконой
Богородицы, с караваем из муки
нового урожая и просили у
Богородицы благословления на
добрые дела, просили помощи.
2
Покров
Пресвятой
Богородицы
Покрытие снегом - это естественное
явление природы, почти всегда
совпадающее с праздником Покрова
Пресвятой Богородицы. Этот
праздник является межевым между
осенью и зимой: "До Покрова -
осень, за Покровом зима идет". В
Сибири, в старину голову невесты
покрывали до венца «наметкой»
(покрывало) из «бахты» (бумажная
ткань).
Экскурсия в
природу.
(покрыта ли
земля снегом)
Просмотр
видеофильмов.
Проведение
классного часа.
октябрь
4
Кузьминки
Праздник «Кузьминки» по
народному календарю — первый
зимний праздник, встреча зимы.
Назван он в честь святых Косьмы и
Дамиана. При жизни святые были
«безмездными» врачами, лечили
людей и скот «во славу Божию».
Сбор материала.
Викторина.
Чтение
литературных
произведений.
ноябрь
Зимние праздни
5
День Наума
Грамотника
14 декабря – день Наума
Грамотника, который был
покровителем ребят-учеников:
«Батюшка Наум, наведи на ум».
День Наума-грамотника раньше
считался Днём учителя. Наум -
покровитель ума, знаний, и именно
в этот день начинались занятия в
сельской местности.
Диспут.
Беседа с
учащимися.
Конкурс
«Я лучший
грамотей».
Дидактические
игры.
декабрь
6
Новый год
В 1700году по приказу царя Петра 1
новогодний праздник начали
отмечать зимой. Царь Пётр1
повелел встречать Новый год 31
декабря и посему ставить ёлку или
сосну и украшать их игрушками и
огнями, а вокруг них чинить
массовые гулянья, делать друг
другу поздравления и дарить
подарки.
Сюжетно-
ролевые игры.
Выставка
новогодних
игрушек,
рисунков.
Конкурс лучшего
чтеца.
Утренник
декабрь
7
Рождество
В день зимнего солнцестояния
христиане стали праздновать
Рождество Иисуса Христа «как
рождение подлинного солнца,
вхождение в мир духовного света.
Чтение
литературных
произведений.
Диспут.
январь
4
В России праздник Рождества
Христова передвинулся на 7 января.
8
Сагаалган,
праздник Белого
месяца
Сагаалган, праздник Белого месяца,
или Новый год по лунному
календарю, главный праздник у
бурят. Считается, что в конце зимы -
начале весны с новолунием
начинается новый восточный год.
Встреча нового года начинается не в
полночь, а рано утром, в первый
день нового года. Обязательно для
праздничного застолья
приготавливаются белые продукты
из молока, так как белый цвет
символизирует благополучие,
чистоту помыслов, здоровье,
процветание здоровье.
Праздник с
приглашением
родителей и
сверстников.
Игры, танцы.
Выставка
рисунков.
Тематический
классный час.
9
Крещение
Господне
(Богоявление).
Праздник Крещение отмечается
каждый год 19 января у
православных верующих. Праздник
этот связан с крещением Иисуса
Христа в реке Иордан. В церквях в
этот день освящают воду. Батюшка
молился над водой, опускал в
прорубь церковный крест. После
всех этих действ вода в реке
считалась крещённой. Верили, что
такая вода лечит от различных
недугов, придаёт бодрость и
здоровье.
Чтение
литературных
произведений.
Тематический
классный час.
январь
10
Масленица
Древнеславянский праздник
"проводов зимы", которым
отличается переход к весне и
весенним земледельческим работам.
Из всех древних славянских
праздников Масленица - самый
древний. Встреча и проведение
Масленицы. В субботу пекли
блины. По улицам гуляли ряженые,
плясали вокруг костра. В
завершении праздника сжигали
соломенное чучело «Масленицы»,
которая была наряжена в «сарафан,
платок, а в руке - блин, в другой -
сковородка.
Праздник проводы
«Масленицы».
Конкурс «Чей
наряд лучше?»
Игры подвижные,
ролевые.
Чаепитие с
блинами с
участием
родителей.
февраль
Весенние праздники
11
Благовещение
Благовещение считалось, что солнце
играет при восходе.
«На Благовещение птица гнезда не
вьет, девица косы не плетет». Если
птица проспит Благовещенскую
утреню и завьёт в этот день гнездо,
Тематический
классный час.
апрель
5
то в наказание у неё отнимаются
крылья, и она не может летать, а
вместо того ходит по земле. Особый
запрет городить огород – дождь
загораживать.
12
Пасха
Пасха – “Царь дней”, “Праздников
праздник и торжество торжеств!” –
так называют этот день. В нашей
стране его отмечают ярче, пышнее,
чем самый главный праздник
христианского мира – Рождество.
“Экая Пасха, – шире Рождества”.
Ни один праздник Православная
церковь не празднует так
необычайно светло и торжественно,
как день Светлого Христова
Воскресенья. В этот день
проходило катание яиц. Водили
хороводы, пели песни.
Беседы
предшествующие
Празднику.
Поделки и рисунки
пасхальных яиц.
Сюжетно-ролевые
игры.
Утренник с
участием
родителей и
сверстников.
апрель
Летние праздники
13
День Святой
Троицы
Троица - праздник березок и цветов.
В этот день украшали дома, дворы,
улицы ветками березы и цветами.
Ходили к обедне в этот день с
березовыми ветками и букетами
полевых цветов. Цветы из церкви, и
трава, которой устилали пол храма,
не выбрасывались. Их засушивали и
хранили за иконами.
На этот праздник пекли караваи,
завивали венки из березы и цветов,
с венками на голове водила
хороводы, играла в горелки. Ближе
к вечеру гадали у реки, бросая
венки в воду. Если венок поплывет -
счастье, утонет – несч
астье.
Экскурсия в лес.
Викторина
«Узнай дерево по
листочку».
Праздник
«Русской берёзки».
июнь
14
Сурхарбан
В переводе с бурятского языка
Сурхарбан означает «стрельба
в сур» - мишень. В Монголии его
называют «Наадан», что в переводе
с монгольского означает «три игры
мужей». Поводом для состязаний
были чествования духов. Любимым
видом состязаний была борьба.
Конные скачки - третий вид
состязаний. Призы бывали очень
велики - сотни, а иногда и тысячи
голов скота. На празднике не только
соревновались, но и играли, пели
обрядовые песни, танцевали,
ритмичный круговой танец «Ёхор»,
Игра «Стрельба в
цель».
Борьба со
сверстниками.
Эстафета.
июнь
6
символизирующий единение народа.
Для оценки эффективности данного курса в начале года проводится диагностика в виде
анкетирования,
в
конце
–
в
форме
викторины
«Традиции
и
праздники
нашего
края».
Результативность
отражается
в
положительной
динамике.
В
течение
четырех
лет
использования данного курса в моей педагогической практике положительная динамика
стабильна.
Ожидаемые результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об этнических традициях и культурном достоянии
своего края;
первоначальный
опыт
постижения
ценностей
национальной
истории
и
культуры;
опыт
ролевого
взаимодействия
и
реализации
гражданской,
патриотической
позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные
представления
о
моральных
нормах
и
правилах
нравственного
поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку;
способность
анализировать
нравственную
сторону
своих
поступков
и
поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и края, бережное
отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные
навыки
трудового
творческого
сотрудничества
со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
мотивация
к
самореализации
в
социальном
творчестве,
познавательной
и
практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей
среде
(экологическое воспитание):
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения
к природе; ценностное отношение к природе;
7
элементарные
знания
о
традициях
нравственно-этического
отношения
к
природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальный
опыт
эмоционального
постижения
народного
творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
Литература:
- «Праздники, игры, викторины». Автор – составитель Т.Н. Каркошкина
- «Праздничный калейдоскоп»-1-4кл. Автор-составитель Е.В. Шаталова
- «Калейдоскоп праздников». 1-4кл. Автор-составитель Т.И. Виталева
- «Классные часы» 1кл. Автор –составитель Т.Н. Максимова
-«Стандарты второго покаления». Под редакцией Г.С. Ковалёвой,
О.Б. Логиновой
- «Календарные, фольклорные, тематические праздники1-4кл. С.Г.Алтарёва,
М.А. Хромова, Н.А. Орлова, Н.К. Жогло
- Журналы «Начальная школа».
8