Напоминание

"ВСЯКАЯ ДУША ПРАЗДНИКУ РАДА" В РАМКАХ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Автор: Климова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Тема: "ВСЯКАЯ ДУША ПРАЗДНИКУ РАДА" В РАМКАХ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Раздел: начальное образование





Назад




Климова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МБОУ « СОШ № 5»

город Чита Забайкальский край

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ВСЯКАЯ ДУША ПРАЗДНИКУ РАДА»

В РАМКАХ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Всякая душа празднику рада.

Все мы на земле под Богом ходим,

Радуемся, любим и творим.

Есть свои традиции в народе –

Праздник для души необходим.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной

задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент

социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-

нравственной консолидации российского общества.

Один мудрец сказал: «Народ, который думает на один год вперёд - выращивает

хлеб. Народ, который думает на десять лет вперёд - выращивает сад. Народ, который

думает на сто лет вперёд - выращивает молодое поколение».

Поэтому, в настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления

человека, без чего Отечество не только не способно

прогрессивно развиваться, но и

исторически

обречено.

«Национальная

доктрина

образования

в

Российской

Федерации»

важнейшим

вопросом

определяет

обеспечение

полноценного

личностного

развития

учащихся

в

условиях

идеологического

кризиса.

В

этой

социокультурной

ситуации

необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции народа,

обеспечит высокие нравственные качества учащихся.

Учитывая

особенности

предметных

областей

учебного

плана

начального

общего

образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной

из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к

познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной

жизни, ее духовного и культурного величия.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

в соответствии с национальным приоритетом;

исходя

из

необходимости

сохранения

преемственности

по

отношению

к

национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

согласно Конституции Российской Федерации;

1

согласно

Закону

Российской

Федерации

«Об

образовании»

в

части

общих

требований

к

содержанию

образования

(ст.

14)

и

задачам

основных

образовательных программ (ст. 9, п. 6).

С о в р е м е н н ы й

н а ц и о н а л ь н ы й

в о с п и т а т е л ь н ы й

и д е а л

э т о

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

воспитанный

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального

народа

Российской

Федерации.

Ц ел ь: воспитание

и

формирование

духовно-нравственной

личности,

передача

этнокультурного опыта ( традиции, праздники, обычаи, обряды и др.)

Задачи курса связаны с требованиями, предъявляемыми учащимся по окончанию

данного курса:

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

готовность

и

способность

к

духовному

развитию,

нравственному

самосовершенствованию,

самооценке,

пониманию

смысла

своей

жизни,

индивидуально-ответственному поведению;

готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и

предметно-продуктивной

деятельности,

социальной

и

профессиональной

мобильности

на

основе

моральных

норм,

непрерывного

образования

и

универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

укрепление

нравственности,

основанной

на

свободе,

воле

и

духовных

отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно

своей совести;

формирование

морали

как

осознанной

личностью

необходимости

определённого

поведения,

основанного

на

принятых

в

обще стве

представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие

совести

как

нравственного

самосознания

личности,

способности

формулировать

собственные

нравственные

обязательства,

осуществлять

нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм,

давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

принятие

личностью

базовых

национальных

ценностей,

национальных

духовных традиций;

способность

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям,

совершаемым

на

основе

морального

выбора,

принятию

ответственности

за

их

результаты,

целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед

прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В области формирования социальной культуры:

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие

доброжелательности

и

эмоциональной

отзывчивости,

понимания

других людей и сопереживания им;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2

формирование

осознанного

и

уважительного

отношения

к

традиционным

российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным

убеждениям;

формирование

толерантности

и

основ

культуры

межэтнического

общения,

уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу

жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

формирование отношения к семье как основе российского общества;

формирование

у

обучающегося

уважительного

отношения

к

родителям,

осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях

знакомство

обучающегося

с

культурно-историческими

и

этническими

традициями российской семьи.

Для

реализации

программы

используются

следующие

методы:

наглядный,

словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

экскурсий;

наблюдений;

просмотра видеофильмов; презентаций

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов быта;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений;

бесед с учащимися;

диспутов;

проведения

разнообразных

игр

(малоподвижные,

сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации и др.);

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников;

Практический метод используется, когда необходимы

организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);

проведение тематических классных часов;

проведение экскурсий различной направленности;

организация вечеров, праздников с родителями, для родителей и сверстников;

проведение родительских собраний, занятий родительского всеобуча.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название

мероприятия

Основное содержание работы

Форма

проведения

Дата

1

2

3

4

5

Осенние праздники

1

«Хлеб – всему

голова!»

Рождество

Пресвятой

Богородицы

«Всякому лету - аминь». Это значит,

мы благодарим лето за его труды, за

то, что подарило нам богатый

урожай, на нашем столе свежий и

вкусный хлеб.

В этот день на Руси отмечается

Беседа.

Экскурсия.

Праздник «Хлеб

– всему голова!»

сентябрь

3

большой христианский праздник –

Рождество Пресвятой Богородицы.

Люди шли на берег реки с иконой

Богородицы, с караваем из муки

нового урожая и просили у

Богородицы благословления на

добрые дела, просили помощи.

2

Покров

Пресвятой

Богородицы

Покрытие снегом - это естественное

явление природы, почти всегда

совпадающее с праздником Покрова

Пресвятой Богородицы. Этот

праздник является межевым между

осенью и зимой: "До Покрова -

осень, за Покровом зима идет". В

Сибири, в старину голову невесты

покрывали до венца «наметкой»

(покрывало) из «бахты» (бумажная

ткань).

Экскурсия в

природу.

(покрыта ли

земля снегом)

Просмотр

видеофильмов.

Проведение

классного часа.

октябрь

4

Кузьминки

Праздник «Кузьминки» по

народному календарю — первый

зимний праздник, встреча зимы.

Назван он в честь святых Косьмы и

Дамиана. При жизни святые были

«безмездными» врачами, лечили

людей и скот «во славу Божию».

Сбор материала.

Викторина.

Чтение

литературных

произведений.

ноябрь

Зимние праздни

5

День Наума

Грамотника

14 декабря – день Наума

Грамотника, который был

покровителем ребят-учеников:

«Батюшка Наум, наведи на ум».

День Наума-грамотника раньше

считался Днём учителя. Наум -

покровитель ума, знаний, и именно

в этот день начинались занятия в

сельской местности.

Диспут.

Беседа с

учащимися.

Конкурс

«Я лучший

грамотей».

Дидактические

игры.

декабрь

6

Новый год

В 1700году по приказу царя Петра 1

новогодний праздник начали

отмечать зимой. Царь Пётр1

повелел встречать Новый год 31

декабря и посему ставить ёлку или

сосну и украшать их игрушками и

огнями, а вокруг них чинить

массовые гулянья, делать друг

другу поздравления и дарить

подарки.

Сюжетно-

ролевые игры.

Выставка

новогодних

игрушек,

рисунков.

Конкурс лучшего

чтеца.

Утренник

декабрь

7

Рождество

В день зимнего солнцестояния

христиане стали праздновать

Рождество Иисуса Христа «как

рождение подлинного солнца,

вхождение в мир духовного света.

Чтение

литературных

произведений.

Диспут.

январь

4

В России праздник Рождества

Христова передвинулся на 7 января.

8

Сагаалган,

праздник Белого

месяца

Сагаалган, праздник Белого месяца,

или Новый год по лунному

календарю, главный праздник у

бурят. Считается, что в конце зимы -

начале весны с новолунием

начинается новый восточный год.

Встреча нового года начинается не в

полночь, а рано утром, в первый

день нового года. Обязательно для

праздничного застолья

приготавливаются белые продукты

из молока, так как белый цвет

символизирует благополучие,

чистоту помыслов, здоровье,

процветание здоровье.

Праздник с

приглашением

родителей и

сверстников.

Игры, танцы.

Выставка

рисунков.

Тематический

классный час.

9

Крещение

Господне

(Богоявление).

Праздник Крещение отмечается

каждый год 19 января у

православных верующих. Праздник

этот связан с крещением Иисуса

Христа в реке Иордан. В церквях в

этот день освящают воду. Батюшка

молился над водой, опускал в

прорубь церковный крест. После

всех этих действ вода в реке

считалась крещённой. Верили, что

такая вода лечит от различных

недугов, придаёт бодрость и

здоровье.

Чтение

литературных

произведений.

Тематический

классный час.

январь

10

Масленица

Древнеславянский праздник

"проводов зимы", которым

отличается переход к весне и

весенним земледельческим работам.

Из всех древних славянских

праздников Масленица - самый

древний. Встреча и проведение

Масленицы. В субботу пекли

блины. По улицам гуляли ряженые,

плясали вокруг костра. В

завершении праздника сжигали

соломенное чучело «Масленицы»,

которая была наряжена в «сарафан,

платок, а в руке - блин, в другой -

сковородка.

Праздник проводы

«Масленицы».

Конкурс «Чей

наряд лучше?»

Игры подвижные,

ролевые.

Чаепитие с

блинами с

участием

родителей.

февраль

Весенние праздники

11

Благовещение

Благовещение считалось, что солнце

играет при восходе.

«На Благовещение птица гнезда не

вьет, девица косы не плетет». Если

птица проспит Благовещенскую

утреню и завьёт в этот день гнездо,

Тематический

классный час.

апрель

5

то в наказание у неё отнимаются

крылья, и она не может летать, а

вместо того ходит по земле. Особый

запрет городить огород – дождь

загораживать.

12

Пасха

Пасха – “Царь дней”, “Праздников

праздник и торжество торжеств!” –

так называют этот день. В нашей

стране его отмечают ярче, пышнее,

чем самый главный праздник

христианского мира – Рождество.

“Экая Пасха, – шире Рождества”.

Ни один праздник Православная

церковь не празднует так

необычайно светло и торжественно,

как день Светлого Христова

Воскресенья. В этот день

проходило катание яиц. Водили

хороводы, пели песни.

Беседы

предшествующие

Празднику.

Поделки и рисунки

пасхальных яиц.

Сюжетно-ролевые

игры.

Утренник с

участием

родителей и

сверстников.

апрель

Летние праздники

13

День Святой

Троицы

Троица - праздник березок и цветов.

В этот день украшали дома, дворы,

улицы ветками березы и цветами.

Ходили к обедне в этот день с

березовыми ветками и букетами

полевых цветов. Цветы из церкви, и

трава, которой устилали пол храма,

не выбрасывались. Их засушивали и

хранили за иконами.

На этот праздник пекли караваи,

завивали венки из березы и цветов,

с венками на голове водила

хороводы, играла в горелки. Ближе

к вечеру гадали у реки, бросая

венки в воду. Если венок поплывет -

счастье, утонет – несч

астье.

Экскурсия в лес.

Викторина

«Узнай дерево по

листочку».

Праздник

«Русской берёзки».

июнь

14

Сурхарбан

В переводе с бурятского языка

Сурхарбан означает «стрельба

в сур» - мишень. В Монголии его

называют «Наадан», что в переводе

с монгольского означает «три игры

мужей». Поводом для состязаний

были чествования духов. Любимым

видом состязаний была борьба.

Конные скачки - третий вид

состязаний. Призы бывали очень

велики - сотни, а иногда и тысячи

голов скота. На празднике не только

соревновались, но и играли, пели

обрядовые песни, танцевали,

ритмичный круговой танец «Ёхор»,

Игра «Стрельба в

цель».

Борьба со

сверстниками.

Эстафета.

июнь

6

символизирующий единение народа.

Для оценки эффективности данного курса в начале года проводится диагностика в виде

анкетирования,

в

конце

в

форме

викторины

«Традиции

и

праздники

нашего

края».

Результативность

отражается

в

положительной

динамике.

В

течение

четырех

лет

использования данного курса в моей педагогической практике положительная динамика

стабильна.

Ожидаемые результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному

культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления об этнических традициях и культурном достоянии

своего края;

первоначальный

опыт

постижения

ценностей

национальной

истории

и

культуры;

опыт

ролевого

взаимодействия

и

реализации

гражданской,

патриотической

позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

начальные

представления

о

моральных

нормах

и

правилах

нравственного

поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и

младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку;

способность

анализировать

нравственную

сторону

своих

поступков

и

поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,

заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и края, бережное

отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

ценностное отношение к труду и творчеству;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные

навыки

трудового

творческого

сотрудничества

со

сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и

личностно значимой деятельности;

мотивация

к

самореализации

в

социальном

творчестве,

познавательной

и

практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание

ценностного

отношения

к

природе,

окружающей

среде

(экологическое воспитание):

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения

к природе; ценностное отношение к природе;

7

элементарные

знания

о

традициях

нравственно-этического

отношения

к

природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

Воспитание

ценностного

отношения

к

прекрасному,

формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальный

опыт

эмоционального

постижения

народного

творчества,

этнокультурных традиций, фольклора народов России;

Литература:

- «Праздники, игры, викторины». Автор – составитель Т.Н. Каркошкина

- «Праздничный калейдоскоп»-1-4кл. Автор-составитель Е.В. Шаталова

- «Калейдоскоп праздников». 1-4кл. Автор-составитель Т.И. Виталева

- «Классные часы» 1кл. Автор –составитель Т.Н. Максимова

-«Стандарты второго покаления». Под редакцией Г.С. Ковалёвой,

О.Б. Логиновой

- «Календарные, фольклорные, тематические праздники1-4кл. С.Г.Алтарёва,

М.А. Хромова, Н.А. Орлова, Н.К. Жогло

- Журналы «Начальная школа».

8



В раздел образования