Напоминание

"Программа преемственности ФГОС ДОО и НОО"


Автор: Неустроева Христина Михайловна
Должность: педагог воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ ЦРР" Кэнчээри"
Населённый пункт: с Ытык-Кюель Таттинского улуса Республики Саха-Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа преемственности ФГОС ДОО и НОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство

образования

Республики

Саха

(

Якутия

)

Таттинское

улусное

управление

образованием

Образовательный проект

«Сатабыл»

как программа сотрудничества образовательных учреждений по преемственности

дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Авторы:

К.М Охотина:научный руководитель проекта.

С.А. Колодезникова: педагог-психолог МДОУ ЫКСОШ№2

Т.Г Попова: учитель начальных классов ЫКСОШ№2

Х.М. Неустроева: воспитатель ЦРР «Кэнчээри»

2013

Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие

новых

Федеральных

Государственных

Образовательных

Стандартов

(ФГОС)

начального

школьного

образования

важный

этап

преемственности

деятельности

детского

сада

и

школы.

Введение

утвержденных

на

государственном

уровне

стандартов

образования

существенно

способствует

обеспечению

преемственности

и

перспективности

повышения

качества

образования

в

целостной

системе

образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

К созданию программы нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и Школы в плане преемственности в новых условиях

реализации ФГТ и ФГОС.

Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным

образовательным стандартам.

Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура

программы опирается на три направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2.

Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности

образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Написание программы мы начали с преамбулы (вступительной части), в которой излагаются цель и задачи, основания, обстоятельства и

мотивы, послужившие поводом для её разработки, т.е. с пояснительной записки, в которой мы рассматриваем:

- актуальность проблемы преемственности

- важность периода развития ребенка от рождения до поступления в школу

-подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем

- значение преемственности между детским садом и школой.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию

узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не

тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее

предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования

психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок

умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед

собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля,

оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых

для

овладения

учебной

деятельностью,

любознательности,

инициативности,

самостоятельности,

произвольности,

творческого

самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только

как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие

черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной

адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение

этого вопроса также заложено в программе.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей,

задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы

преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школыи детского сада, которая бы отражала эту связь,

согласованность и перспективность. Мы определили цель и задачи программы.

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав

педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер.

Теоретическое обоснование

А.И Савенкова, Г.И Россолимо, А. Бэн, Д.Миль, Г.И Спенсер.

Критерии оценки ожидаемых результатов

2-3 года

-

проведение

мониторингов,создан

ие индивидуальных

программ развития;

-расширение сферы

деятельности;

-создание условий

для дальнейшего

интеллектуального

развития;

-сотрудничества ДОУ

со школой

Программа «Сатабыл» как одна из форм работы по преемственности

дошкольного, начального и общего образования.

Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций.Первые сенсорные впечатления.

3-4 года

Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала.

4-5 лет

Интерес, желание, творческий поиск.

5-6 лет

Проявление природного потенциала.

6-7 лет

Яркое проявление интеллектуально-творческого потенциала.

8-10 лет

Проявление логики, умений выделять главное, сравнивать, действовать по аналогии, обобщать и самостоятельно

разрешать задачи.

1.

Повышение показателей:

-

развития ребенка:

а) психического:

внимания, памяти, мышления, речи,

творческого воображения, фантазии;

б) эмоционально-

волевой сферы: усидчивости,

работоспособности, снижение показателей

тревожности, неуверенности в себе;

в) личностного развития: мотивация к учебе, к общению

со сверстниками, со взрослыми; социальной активности;

г) общих и специальных способностей :общего

интеллекта, музыкальных ,спортивных, художественных,

вокальных способностей и.др;

д) сформированности компетенций ребенка

дошкольного возраста

Активности родителей дошкольников

Эффективности взаимодействия

педагогов образовательного процесса.

2.Создание и апробированность учебно- методического

комплекта для формирования базовых компетенций

дошкольников и младших школьников.

3. Апробированность и внедрение новых образовательных

технологий, разработанных в процессе реализации

проекта.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей,

учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению

проблем при поступлении ребенка в школу.

формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание

целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности

детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со

взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности

· умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и

оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,

национальных ценностей;

· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование

достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

· индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Принцип развития.

Принцип гуманитаризации.

Принцип целостности.

Принцип культуросообразности.

Принцип содержания образования.

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании

учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и

индивидуальных форм активности.

Общие условия:

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия

участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-

личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов

деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности,

инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций,

видов и способов деятельности;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей

с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм

взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов,

реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию

условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть

разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования

дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом,

музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период

адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Формы осуществления преемственности

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов,

реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию

условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть

разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования

дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом ДОУ,

музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период

адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Сроки: 2013-2016 учебные годы.

1.Этап сентябрь 2013

Анализ проблемной ситуации.

Установление связи с

воспитателями дошкольного

упреждения.

Выявление образовательных

потребностей родителей.

Разработка программ, заданий,

технологий , организации

деятельности.

2 этап: 2014-2015 учебный год

Отбор 1 группы детей в программу

«Сатабыл», проведение занятий,

мониторинг промежуточных,

итоговых результатов базовых

компетенций.

3 этап 2015-2016 учебный год

Отслеживание результатов обучения

первоклассников занимавшихся в

программе. Набор 2 группы детей,

внесение корректив в образовательную

программу «Сатабыл»

4 этап: май 2016 года:

Подведение итогов эксперимента,

планирование следующего шага.

Механизмы реализации проекта программы « Сатабыл»

Создание нормативно- правовой базы проекта:

- Разработка положения о проекта программы «Сатабыл»;

-Заключение договоров МБДОУ ЦРР «Кэнчээри» и МБДОУ ЫКСОШ №2

Конструирование педагогических условий реализации проекта программы: составление организационной структуры

программы «Сатабыл», графика взаимодействия с детьми, их родителями;

Моделирование содержания образовательной деятельности проекта программы:

- определение направлений деятельности;

-конструирование структуры базовых компетенций, формируемых у дошкольников;

- создание учебно- методического комплекта: программ, заданий ,дидактических пособий для учащихся и др.

-разработка методических пособий, рекомендаций для родителй дошкольников:

-составление методических рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения.

Разработка диагностического инструментария для выявления уровня сформированности базовых компетенций у дошкольников.

Организационная

структура

НМС

Проектная группа

Семьи дошкольников

Родители

Проектная группа

Специалисты узкого

профиля

Дошкольники

Ожидаемые

результаты

.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-

развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и

привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества,

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление

физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к

обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей

(законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника,

которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1

«Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).Интергативные качества ребёнка-

дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ

Приложение №1

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ: физически развитый, овладевший основными культурно-

гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…; любознательный, активный,

интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… эмоционально отзывчивый… овладевший средствами

общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... способный управлять своим поведением и

планировать свои действия способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные

возрасту… имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… овладевший

универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и

выполнять его инструкции. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и

навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Приложение № 2

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к

организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей

и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать

свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



В раздел образования