Автор: Неустроева Христина Михайловна
Должность: педагог воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ ЦРР" Кэнчээри"
Населённый пункт: с Ытык-Кюель Таттинского улуса Республики Саха-Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа преемственности ФГОС ДОО и НОО"
Раздел: дошкольное образование
Министерство
образования
Республики
Саха
(
Якутия
)
Таттинское
улусное
управление
образованием
Образовательный проект
«Сатабыл»
как программа сотрудничества образовательных учреждений по преемственности
дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС
Авторы:
К.М Охотина:научный руководитель проекта.
С.А. Колодезникова: педагог-психолог МДОУ ЫКСОШ№2
Т.Г Попова: учитель начальных классов ЫКСОШ№2
Х.М. Неустроева: воспитатель ЦРР «Кэнчээри»
2013
Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие
новых
Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
(ФГОС)
начального
школьного
образования
–
важный
этап
преемственности
деятельности
детского
сада
и
школы.
Введение
утвержденных
на
государственном
уровне
стандартов
образования
существенно
способствует
обеспечению
преемственности
и
перспективности
повышения
качества
образования
в
целостной
системе
образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
К созданию программы нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и Школы в плане преемственности в новых условиях
реализации ФГТ и ФГОС.
Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным
образовательным стандартам.
Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура
программы опирается на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2.
Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности
образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Написание программы мы начали с преамбулы (вступительной части), в которой излагаются цель и задачи, основания, обстоятельства и
мотивы, послужившие поводом для её разработки, т.е. с пояснительной записки, в которой мы рассматриваем:
- актуальность проблемы преемственности
- важность периода развития ребенка от рождения до поступления в школу
-подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем
- значение преемственности между детским садом и школой.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию
узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не
тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее
предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования
психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок
умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед
собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля,
оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых
для
овладения
учебной
деятельностью,
—
любознательности,
инициативности,
самостоятельности,
произвольности,
творческого
самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только
как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие
черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной
адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение
этого вопроса также заложено в программе.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей,
задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы
преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школыи детского сада, которая бы отражала эту связь,
согласованность и перспективность. Мы определили цель и задачи программы.
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав
педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер.
Теоретическое обоснование
А.И Савенкова, Г.И Россолимо, А. Бэн, Д.Миль, Г.И Спенсер.
Критерии оценки ожидаемых результатов
2-3 года
-
проведение
мониторингов,создан
ие индивидуальных
программ развития;
-расширение сферы
деятельности;
-создание условий
для дальнейшего
интеллектуального
развития;
-сотрудничества ДОУ
со школой
Программа «Сатабыл» как одна из форм работы по преемственности
дошкольного, начального и общего образования.
Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций.Первые сенсорные впечатления.
3-4 года
Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала.
4-5 лет
Интерес, желание, творческий поиск.
5-6 лет
Проявление природного потенциала.
6-7 лет
Яркое проявление интеллектуально-творческого потенциала.
8-10 лет
Проявление логики, умений выделять главное, сравнивать, действовать по аналогии, обобщать и самостоятельно
разрешать задачи.
1.
Повышение показателей:
-
развития ребенка:
а) психического:
внимания, памяти, мышления, речи,
творческого воображения, фантазии;
б) эмоционально-
волевой сферы: усидчивости,
работоспособности, снижение показателей
тревожности, неуверенности в себе;
в) личностного развития: мотивация к учебе, к общению
со сверстниками, со взрослыми; социальной активности;
г) общих и специальных способностей :общего
интеллекта, музыкальных ,спортивных, художественных,
вокальных способностей и.др;
д) сформированности компетенций ребенка
дошкольного возраста
Активности родителей дошкольников
Эффективности взаимодействия
педагогов образовательного процесса.
2.Создание и апробированность учебно- методического
комплекта для формирования базовых компетенций
дошкольников и младших школьников.
3. Апробированность и внедрение новых образовательных
технологий, разработанных в процессе реализации
проекта.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
•
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей,
учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
•
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению
проблем при поступлении ребенка в школу.
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание
целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
•
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности
детей в различных видах деятельности;
•
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со
взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности
· умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование
достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
· индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Принцип развития.
Принцип гуманитаризации.
Принцип целостности.
Принцип культуросообразности.
Принцип содержания образования.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании
учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и
индивидуальных форм активности.
Общие условия:
–
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия
участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
–
создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-
личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
–
учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
–
воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности,
инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
–
создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций,
видов и способов деятельности;
–
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов,
реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию
условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть
разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
•
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования
дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
•
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом,
музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
•
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период
адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Формы осуществления преемственности
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов,
реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию
условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть
разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
•
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования
дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
•
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом ДОУ,
музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
•
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период
адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Сроки: 2013-2016 учебные годы.
1.Этап сентябрь 2013
Анализ проблемной ситуации.
Установление связи с
воспитателями дошкольного
упреждения.
Выявление образовательных
потребностей родителей.
Разработка программ, заданий,
технологий , организации
деятельности.
2 этап: 2014-2015 учебный год
Отбор 1 группы детей в программу
«Сатабыл», проведение занятий,
мониторинг промежуточных,
итоговых результатов базовых
компетенций.
3 этап 2015-2016 учебный год
Отслеживание результатов обучения
первоклассников занимавшихся в
программе. Набор 2 группы детей,
внесение корректив в образовательную
программу «Сатабыл»
4 этап: май 2016 года:
Подведение итогов эксперимента,
планирование следующего шага.
Механизмы реализации проекта программы « Сатабыл»
Создание нормативно- правовой базы проекта:
- Разработка положения о проекта программы «Сатабыл»;
-Заключение договоров МБДОУ ЦРР «Кэнчээри» и МБДОУ ЫКСОШ №2
Конструирование педагогических условий реализации проекта программы: составление организационной структуры
программы «Сатабыл», графика взаимодействия с детьми, их родителями;
Моделирование содержания образовательной деятельности проекта программы:
- определение направлений деятельности;
-конструирование структуры базовых компетенций, формируемых у дошкольников;
- создание учебно- методического комплекта: программ, заданий ,дидактических пособий для учащихся и др.
-разработка методических пособий, рекомендаций для родителй дошкольников:
-составление методических рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения.
Разработка диагностического инструментария для выявления уровня сформированности базовых компетенций у дошкольников.
Организационная
структура
НМС
Проектная группа
Семьи дошкольников
Родители
Проектная группа
Специалисты узкого
профиля
Дошкольники
Ожидаемые
результаты
.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-
развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и
привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества,
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к
обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей
(законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника,
которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1
«Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).Интергативные качества ребёнка-
дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ
Приложение №1
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ: физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…; любознательный, активный,
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… эмоционально отзывчивый… овладевший средствами
общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... способный управлять своим поведением и
планировать свои действия способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные
возрасту… имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… овладевший
универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и
навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Приложение № 2
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»:
любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к
организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей
и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать
свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.