Напоминание

"Дифференциация звуков Г-Гь"


Автор: Чмарина Юлия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Дифференциация звуков Г-Гь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

Конспект занятия

по формированию предпосылок к обучению грамоте в старшей группе

с использованием массажных тренажёров Су-Джок

Тема: «Дифференциация звуков Г-Гь»

Выполнил: Учитель-логопед

Чмарина Ю.А.

2018

Цель: Создание условий для развития умения различать звуки Г-Гь в слогах,

словах, предложениях.

Задачи:

- содействовать формированию умения различать и выделять звуки Г-Гь в

потоке звуков;

- продолжать развивать фонематический слух;

- закреплять умение определять позицию звука в слове;

- упражнять в составлении предложений по опорным словам;

- воздействовать на биологические активные точки при помощи массажного

тренажёра Су-Джок.

Оборудование: интерактивная доска, мячики и пружинки Су-Джок.

Введение в игровую ситуацию

Педагог: Здравствуйте, мои друзья, сегодня с вами буду я, меня зовут Юлия

Анатольевна, как вас зовут я вижу на бейджиках. Я к вам не с пустыми

руками пришла, у меня для вас сюрприз (достает предмет из коробки). Вы

знаете что это? Для чего? (ответы детей)

Педагог: Этот шарик, наш дружок, называется Су-Джок!

Возьмите шарик (дети достают шарики из коробки)

Повторяйте за мной.

«Этот шарик не простой, я сожму его рукой, ой, он колючий словно еж. Если

буду

я

катать,

да

еще

в

кулак

сжимать,

послушными

станут

пальчики,

умными девочки и мальчики»

Ребята, эти

шарики

помогут

нам

определить

твёрдые

и

мягкие

звуки

и

обозначить их. Хотите попробовать? (хотим)

Актуализация знаний

Педагог: Ребята, что вы знаете о звуках, какие звуки вы знаете? (ответы

детей)

Затруднение в ситуации

Педагог: Су-Джок, шарик не простой, он с секретом, с пружинкой золотой!

Посмотрим (педагог открывает шарик, достает колечко-пружинку)

Приглашаю

поиграть

с

волшебным

колечком! (педагог

демонстрирует

массажное кольцо-пружину). Буду я стихи читать, а вы на каждый пальчик

колечко

надевать. (Дети

поочередно

надевают

массажные

кольца

на

каждый палец, под декламацию педагога).

«На правой руке:

Этот малыш-Гоша, (на большой палец)

Этот малыш-Гриша, (указательный)

Этот малыш-Гена,(средний)

Этот малыш-Глеб, (безымянный)

А меньшего малыша зовут

Олегом все друзья. (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка-Галя

Эта малышка-Гуля,

Эта малышка-Ольга,

Эта малышка-Геля,

А меньшую Агатой зовут.

Педагог: Ребята, какой звук вы слышите во всех этих именах? (ответы детей)

Ребята, я вижу, что звук Г вам незнаком, а когда чего-то не знаешь, что нужно

делать (дети предлагают варианты получения новых знаний)

Открытие нового знания или способа действий

Педагог: Хорошо, я сейчас вам все расскажу. Давайте вспомним, как зовут

детей в стихотворении (Гоша, Галя, и т.д.) во всех этих именах вы слышите

звук Г. Какой звук слышите? (Г)

Педагог: Когда мы произносим звук Г, то губы свободны, кончик языка

опущен вниз, за нижние зубы, а средняя часть языка прикасается к нёбу,

«горлышко» работает.

В именах Гоша, Галя звук Г – согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом

(показ шарика). Как он звучит? (Г), а в именах Геля и Гена звук Г согласный,

но он - какой?(мягкий). Как он звучит? (Гь) обозначаем зелёным цветом.

(показ шарика)

(Педагог предлагает детям взять детям недостающий шарик)

Педагог:

Навострите,

ребята,

ушки,

звуки

предстоит

прослушать.

Если

твердый звук услышите, синий шарик поднимайте повыше, а коль мягкий

звук услышите, вы зеленый шарик тяните выше!

Слушайте, думайте, не зевайте, нужный шарик поднимайте.

Игра «Определи звук»

- звуки: гь -г- г - гь -г-гь- гь ;

- слоги: га- гя-га- гю - ге -ги -гу-го -гы;

Введение новых знаний в систему знаний

Педагог: Раз, два, три, четыре, пять, будем слоги мы менять, твердый звук Г

начнем смягчать, вы внимательно следите, мягкий слог мне назовите.

Игра «Повтори не ошибись»

Га-га-га – гя-гя-гя гэ-гэ-гэ – ге-ге-ге

Гу-гу-гу – гю-гю-гю гы-гы-гы – ги-ги-ги

Молодцы, вы были очень внимательны.

Педагог: Чтоб поднять вам настроение, сочиним стихотворение. К слову–га-

вы добавляйте.

Игра «Договори словечко»

В небе вышла раду(га)

У рыцаря шпа(га)

В сердце отва(га)

Впереди доро(га)

До самого поро(га)

Прекрасно! Все слова правильно досказали и получилось стихотворение!

Педагог: Слова

водят

хоровод, скажи их наоборот, в них звук Г поставь

вперед.

Игра «Скажи наоборот»

Тихий –громкий сытый – голодный чистый – грязный

весёлый – грустный умный – глупый шершавый – гладкий

сладкий – горький холодный - горячий

Все слова которые вы назвали начитается на звук Г? (все) В словах звук Г

твердый или мягкий? (ответы детей).

Поднимите шарик нужного цвета.

Предлагаю вам я встать в руках шарик покатать.

Физкультминутка с использованием массажного мячика Су-джок.

Шарик мы в руках катаем

Вперед назад его гоняем.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

Мы ладошки развернем

Шарик мы в руках сожмем

А теперь быстрей, быстрей

Катай шарик веселей

Приседай скорей со мной,

Шар держи перед собой

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончилась игра.

Очень рада детвора!

Педагог: Слышим, слышим стук колес, появился паровоз! Пассажиры все

спешат, места скорей занять хотят. Начинается посадка, будьте внимательны,

ребятки, первый вагон займут пассажиры, в названии, которых звук Г стоит в

начале слова, второй вагон занимают пассажиры, в названии которых звук Г

стоит в середине, в третьем вагоне поедут пассажиры, в названии которых

звук Г находится в конце слова.

Игра «Весёлый паровоз»

Паровоз и изображения пассажиров выведены на экран, дети распределяют

картинки по вагонам поезда.

Педагог: паровоз готов вперед идти, пожелаем пассажирам счастливого пути!

Педагог: Закружилась голова, перепутались слова, помогайте, объясняйте,

слова на место расставляйте!

Игра «Исправь предложение»

Гена надеть на сапоги ноги.(появляется слайд)

Гитара играть на Галя.(появляется слайд)

Вот и картинки появились, значит, вы правильно составили предложение.

Педагог: га-га-га, га-га-га-вышла радуга-дуга, какой слог мы повторили чаще

всех? (га) Сколько звуков в этом слоге? (два, г,а) Звук Г твердый или мягкий?

(твердый),

каким

цветом

его

обозначим?

(синим),а

второй

звук

какой,

гласный или согласный? (гласный) каким цветом мы обозначаем гласные

звуки? (красным)

ги-ги-ги, ги-ги-ги испечем мы пироги

какой слог мы повторили чаще всех? (ги) Сколько звуков в этом слоге? (два,

гь,и) Звук Гь твердый или мягкий? (мягкий), каким цветом его обозначим?

(зеленым),а второй звук какой, гласный или согласный? (гласный) каким

цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

Посмотрите, на письме звуки Г и Гь мы будем обозначать буквой Г (на экране

пример)

Осмысление (итог)

Педагог: Ребята, помогли нам шарики определить твёрдые и мягкие звуки и

обозначить их?

Чем помогли? (цветом)

Получилось у вас определить твёрдые и мягкие звуки?

Как называются эти шарики?

Вы запомнили, как с помощью шариков Су-Джок обозначать звуки?

Как вы думаете, эти знания вам пригодятся? С кем поделитесь новыми

знаниями? Мы сегодня с вми говорили о звуке Г и Гь, а на память о нашей

встрече я хочу вам оставить вот эту букву Г

Ну что ж ребята, я прощаюсь с вами, до новых встреч.



В раздел образования