Автор: Казакова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 6
Населённый пункт: посёлок Южный, Белореченский район
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка младших школьников к проектной деятельности"
Раздел: начальное образование
Подготовка младших школьников к проектной деятельности
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…
Л. Н. Толстой
В качестве эпиграфа к своему выступлению я взяла слова Льва Николаевича
Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни
он всегда будет только подражать, копировать…»
Проектная
деятельность
учащихся
–
сфера,
где
необходим
союз
между
знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая
жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-
исследовательскую деятельность.
При этом данный возраст накладывает
естественные ограничения на организацию проектной деятельности.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в
начальных
классах
эффективна
следующая
последовательность
его
модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к
долговременным,
межпредметным,
от
личных
проектов
к
групповым
и
общеклассным.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить
следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
-
мотивационный
(учитель:
заявляет
общий
замысел,
создает
положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают
с о б с т в е н н ы е
и д е и ) ;
- планирующий
– подготовительный
(определяются тема и цели
проекта,
формулируются
задачи,
вырабатывается
план
действий,
устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются
способы
совместной
деятельности
сначала
с
максимальной
помощью
учителя,
позднее
с
нарастанием
ученической
самостоятельности);
- информационно-операционный
(ученики:
собирают
материал,
работают
с
литературой
и
другими
источниками,
непосредственно
выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам
я в л я е т с я
и н ф о р м а ц и о н н ы м
и с т о ч н и к о м ;
-
рефлексивно-оценочный
(ученики:
представляют
проекты,
участвуют
в
коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса
работы,
осуществляют
устную
или
письменную
самооценку,
учитель
выступает участником коллективной оценочной.
Учитывая
возраст
своих
учеников,
начинаю
их
обучение
планированию
проектов
и
составлению
программ
с
составления
алгоритмов
учебных
действий,
индивидуальных
мини-проектов
и
только
после
этого
считаю
возможным перейти к краткосрочному групповому проекту.
Краткосрочный тренировочный проект
Для
тренировочного
мини
-
проекта
я
выбрала
самый
простой
вид
–
информационный.
Класс делится на две группы. Каждая группа располагается за общим столом,
в центре, которого помещены карточки с этапами и темами проекта. Учитель
объявляет, что сегодня дети будут учиться выполнять очень интересную
научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая
группа
должна
выбрать
тему
своего
научного
исследования (карточка
«выбери тему»).
1 группа – «Наши любимицы – кошки».
2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».
Затем учитель объясняет юным учёным, что их задача состоит в подготовке
небольшого сообщения по данной теме и его эстетичном оформлении для
представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать
такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную
информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень
сложное дело. Поэтому учитель предупреждает их, что существует много
способов получения необходимых знаний. Звучат вопросы:
- Что вы должны сделать, перед тем как начнёте собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на вопросы, ребята предлагают разные варианты действий. Однако
учитель
старается
подвести
их
к
мысли,
что
нужно
обдумать,
какая
информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли
это, на стол выкладывается карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос, который задаёт детям учитель:
- Где вы можете узнать что-то полезное по вашей теме?
Отвечая
на
него,
дети
постепенно
выстраивают
линию
из
карточек:
«подумать»,
«спросить
у
другого
человека»,
«получить
информацию
из
книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «обсудить в группе»,
«подвести
итоги»,
«оформить
результаты»,
«представить
результаты
выполненных
проектов
в
виде
материального
продукта
(альбом,
книга,
газета, доклад, макет, модель, план, схема, рисунок и т.п.)» и «презентация
проекта».
Учитель заранее подбирает дополнительную литературу по темам, которые
предлагает
детям.
Доступную
информацию
дети
находят
в
различных
справочниках
и
детских
энциклопедиях.
Детские
справочники
и
энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе
работы над проектом.
Сообщение по результатам работы (презентация проекта).
Как только информация обобщена, учитель с каждой группой приступает к
подготовке
сообщения
по
теме.
Итогом
работы
в
каждой
группе
стали
маленькие книжечки. После того как книжки были готовы, каждый участник
группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До
начала данного этапа работы, учитель предупреждает детей, что если у них
возникнут
вопросы
к
создателям
проекта,
то
можно
их
задавать
после
окончания защиты. Здесь важно не забыть похвалить докладчиков за работу,
особенно отметить, что у них хорошо получилось.
В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках
окружающего мира, технологии
и в форме коллективных творческих дел,
проводимых во внеурочное время.
А уже в 3 – 4 классе учащиеся с большим интересом выполняют довольно
сложные проекты.
Работа
по
внедрению
проектной
деятельности
в
учебный
процесс
предполагает 3 этапа.
1 этап:
Проектно-творческая
деятельность
учащихся.
Именно
творческая
деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым
предметам
и
во
внеклассной
работе.
По
математике,
русскому
языку
анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно
подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают
с
помощью
книг,
журналов
новые
сведения
и
представляют
их
одноклассникам в виде сообщений, макетов.
На
уроках
литературного
чтения
и
окружающего
мира
они
выполняют
творческие
задания.
Ученики
выступают
в
роли
авторов,
издателей,
художников и других специалистов книжного дела (книжки - самоделки,
мини сборники).
Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
«Первый раз в 1 класс» - коллективный фотоальбом.
Цель
данного проекта: поддержание интереса к учебной деятельности,
развитие умения работать сообща.
«Живой алфавит от А до Я» - проектная деятельность на уроке в период
закрепления изученных букв.
Цель проекта: закрепление темы «Звуки и буквы». Составление и подбор
слов на соответствующие буквы. По желанию
детей были организованы
группы, которые
осуществляли, например: подбор слов на определенную
букву по общим признакам «Одушевленные и неодушевлённые предметы»,
красочно оформляли страницы. Эта работа способствовала развитию умения
работать сообща. Результатом работы стал журнал, который использовался на
уроках русского языка.
Такие виды творчества готовят учеников к основному этапу ПД.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому
мною проводились родительские собрания и консультации, на которых я
знакомила родителей с особенностями проектной деятельности.
Н а 2-ом
этапе
появляются
первые
проектные
работы
с
использованием
компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские
задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект
происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома
при участии родителей.
Так проект «Страна, в которой я хотела бы жить» совместил в себе как
воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили
подобранный по теме материал,
каждая группа с моей помощью сумела
отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты или
презентации. Также дети подготовили рисунки и сочинения по данной теме.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия
учитель–ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс
усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых
знаний.
При
этом
между
учителем
и
родителем
устанавливается
тесное
взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети
учатся
учитывать
интересы
своего
соавтора,
находить
компромиссы
в
спорных вопросах.
2
этап
завершается
проектными
работами,
выполненными
на
свободную
тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с
использованием компьютерных презентаций.
Во 2 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
«Профессия моих родителей»
Задача
данного
проекта
–
расширить
кругозор
обучающихся,
прививать
интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда. Результатом
работы стала защита презентаций.
Более подробно остановлюсь на проекте «Какая она золотая осень»
Цель проекта: разработать сценарий праздника «Осенние мотивы»
Задачи проекта:
научиться самостоятельно находить нужную информацию
об осенних изменениях в природе и систематизировать её;
познакомиться с произведениями поэтов-классиков;
подобрать загадки, пословицы;
провести конкурс рисунков, сделать фоторепортаж.
На уроках литературного чтения в разделе стихотворения русских поэтов об
осени была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она,
русская осень – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое
испытание для всего живого. После работы в группах и беседы с родителями,
не
придя
к
единому
мнению,
было
решено
провести
исследование
по
предложенной теме: «Какая она, золотая осень».
Было
предложено
разделиться
на
3
группы,
определить
название
групп,
исходя
из
интересов
учащихся:
«Литературоведы»,
«Художники»
и
«Фотокорреспонденты »
Каждая группа
с моей помощью должна была определить цель своего
научного исследования.
Детям предстояло провести наблюдения, расспросить взрослых, провести
анализ
произведений
поэтов
и
художников,
обобщить
полученные
материалы, и наконец, подготовиться к защите проекта.
Всю
найденную
информацию
юные
исследователи
фиксировали
и
складывали в свои папки. На каждом листе указывали источник, откуда взята
информация.
Впоследствии
всю
собранную
информацию
дети
структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее
интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы.
Кроме
того,
каждая
группа
готовилась
к
защите
проекта
с
помощью
родителей, учителя, самостоятельно. Была организована выставка рисунков
по теме, с помощью учителя подготовлена презентация. Итогом проекта стал
праздник « Осенние мотивы» для родителей и воспитателей ГПД.
Работа над проектами способствует привлечению родителей учащихся к
выполнению школьного семейного задания.
Если
в
проекте
«Профессия
моих
родителей»
-
приняли
участие
21%
учащихся и их родителей,
то в проекте «Страна, в которой я хотела бы жить» - 48 % ,
а в проекте «Какая она, золотая осень» - 98 % учащихся и их родителей.
Первые
шаги
в
проектной
деятельности
учащихся
имели
большие
положительные результаты:
- дети выполняли работу вместе с родителями;
- работали с дополнительной литературой и интернетом;
-проявили себя в оформлении окончательного продукта;
-получили первый опыт публичного выступления с собственной работой.
3 этап.
В третьем, четвертом классе дети активно участвуют в подготовке к урокам.
После объявления темы следующего урока дети с удовольствием готовят не
только
короткие
сообщения,
о
которых
самостоятельно
договариваются,
разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал, чтобы он
был
разнообразным,
но
еще
и
сами
составляют
короткие
презентации.
Подготовленный материал ребята показывают мне, мы с ними обсуждаем и
выбираем самое главное для будущего урока. Одно из условий: сообщение и
презентация не должны быть более 3 минут. Тот ребенок, который не хочет
самостоятельно
добывать
информацию
–
готовит
пересказ
учебного
материала. Для учителя метод проекта решает еще одну
немаловажную
проблему – накопляемость отметок в журнале.
Уже в 3 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
Проект
«Словарные
слова», целью,
которого
является расширение
словарного запаса детей, перевод новых лексических единиц из пассивного
словарного запаса в активный.
Итогом работы явилась презентация “Занимательный материал при работе со
словарными словами ”, которая будет использована самими составителями на
уроках русского языка и дополнительных занятиях для более успешного
запоминания словарных слов. Данная презентация является первым опытом
обобщения работы по проекту. Продолжилась эта работа и в четвертом
классе.
В рамках внеурочной деятельности мною реализуются социальные проекты.
Так, в третьем и четвертом классах был реализован проект «Мама, мамочка,
мамуля».
Цель проекта:
Формировать
у
детей
целостное
представление
образа
матери
–
хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого
человека,
углублять
знания
детей
о
культуре
и
традициях
семейных
взаимоотношений.
Задачи проекта: Обогащать культурологические знания детей через
знакомство с творчеством русских художников прошлых лет, историей, бытом
русского народа; празднованиями как светских, так и духовных праздников.
Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из
проблемных
ситуаций;
поддерживать
доброжелательное
общение
в
продуктивной совместной деятельности.
Развивать
творческие
способности
учащихся
через
творческую,
художественную деятельность.
Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь,
хранительнице
домашнего
очага,
носительнице
культурных
ценностей
этноса, цивилизации в целом.
Адресная
направленность: Проект
рассчитан
для
учащихся
3
класса,
которые способны реализовать данную идею за октябрь – ноябрь учебного
года.
Социальные партнеры проекта.
В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве
которых выступают учитель, родители.
Проект предполагает:
1.Информационно-методическую работу со школьниками, выразившими
желание принять участие в работе по данному проекту.
2.Создание
учащимися
классных газет, посвященных празднику «День
матери».
3. Написание стихотворений, сочинений, посвященных мамам.
4.
Проведение
классных
часов,
встреч
с
родителями,
посвященных
празднику «День матери».
5. Проведение конкурсно – концертной программы «Супермама» с участием
1-4 классов.
6. Участие в акции «Подари 5 маме»
Этапы реализации проекта
1 этап – проектный
Знакомство учащихся с идеями проекта.
Планирование работы.
2 этап – практический
Создание учащимися классных газет, посвященных празднику «День
матери».
Подготовка
концертных
номеров
для
праздничного
общешкольного
мероприятия.
Написание стихотворений, сочинений, посвященных мамам.
Разработка праздника, написание сценария.
3 этап – рефлексивно-обобщающий
. Проведение конкурсно – концертной
программы «Супермама» с
участием 1-4 классов
Создание фотоотчёта.
Выход проекта: грамота за 2 место в конкурсе Бабушкиной Кристине и её
маме, грамота за 1 место в акции «Подари «5» маме» 3 «А» классу.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я
выступаю
не
как
толкователь
готовых
знаний
и
их
транслятор,
а
как
равноправный
соучастник
их
добывания.
Я
некий
вдохновитель
для
исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой
работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им
интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели
и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Закончить своё выступление я хочу правилами, по которым нужно строить
свою работу в ПД:
1.
Подходить творчески к любому проекту ученика.
2.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3.
Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации
проекта.
4.
Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
5.
В
процессе
работы
над
проектом
обучить
школьников
умениям
анализировать свою деятельность и работу.
6.
Тесно сотрудничать с родителями.
7.
При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи,
чем 1 раз раскритиковать.
Таким
образом,
обучение
проектной
деятельности
младших
школьников
способствует достижению следующих педагогических целей:
принятию самостоятельных решений;
умению ставить задачи и задавать вопросы;
умению работать в команде;
поиску нестандартных, оригинальных решений;
способности
привлечь,
заинтересовать
выбранной
темой
окружающих;
раскрытию индивидуального потенциала.
Так с помощью обучения детей проектной деятельности учитель получает
возможность в полной мере реализовать системно - деятельностный подход к
образованию младших школьников,
сделать процесс обучения ещё более
интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все
учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных, чтобы
каждый
ученик
чувствовал
свою
успешность,
свою
интеллектуальную
состоятельность.