Автор: Луценко Владимир Викторович
Должность: педагог доп.образования
Учебное заведение: РДДТ, МБОУ СОШ№17 им.В.Зангиева
Населённый пункт: г.Владикавказ РСО-Алания
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Почему дети спешат?"
Раздел: дополнительное образование
Почему дети спешат? Это что, стало сейчас, или это было всегда?
Наверно каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученику в школе или ребенку
обучающемуся в учреждениях дополнительного образования даешь практическое задание
и через некоторое время он приносит работу, сделанную плохо, но… он самый первый.
Естественно, перед этим было обьяснено как сделать работу, модель, изделие, написан
порядок действий, несколько раз проговорено предупреждение о том, что дети, не
спешите, вас никто не торопит, сделайте работу качественно и красиво, если не успеете к
концу занятий, работа останется на следующее,,главное чтобы результат был хорошим,
вам самим будет приятно видеть хороший результат, достойный для показа на конкурсе,
выставке, родителям наконец.
Однако! Несмотря на все эти усилия, через некоторое время ребенок приносит
отвратительное изделие, поделку или модель. В чем дело. Не хочу утверждать что так
делают все поголовно, действительно есть толковые дети которые терпеливо работают,
стараются сделать качественно не торопясь, но к сожалению это один-два из тысячи,
остальные же дети начальной, средней школы, о старшей речь не ведется, стараются
сделать работу быстро,как говорят лишь бы отмазаться и так сойдет.
Вот много написано разных красивых слов и статей на тему психологии детей школьного
возраста,а вот на эту тему, почти ничего не встречал. Думаю что спешка детей, напрямую
связанна с развитием ИКТ технологий, когда ребенок получает почти готовый результат в
виде виртуального продукта и продающихся быстрособираемых конструкторов-журналов
видеороликов в Ютубе, где действительно сборку модели показывают за несколько минут
так быстро и без особых усилий, что аж дух захватывает .Кто же будет смотреть ролик
несколько дней или месяцев без остановки. В реальности правда заключается в том, что
модель делается действительно долго,а не за 3 минуты. Дети теряют реальность во
времени . А где усилия приложенные к изготовлению самих этих деталей,где усилия
потраченные на вычерчивание модели, шаблонов , осмысления задачи, где
конструкторская мысль.Иногда дети не могут даже сформулировать чего они хотят
сделать.
Как же так к чему мы движемся? Лет 50-60 назад были хорошие магазины назывались
Учколлектор, существовали базы посылторга ДОССАФ, где продавались сборные наборы
моделей самолетов, кораблей, микродвигатели внутреннего сгорания, работающие на
топливной смеси керосин+ эфир +касторка ,мы покупали наборы и дома или в кружках
собирали, но как собирали? Мы не спешили. Первое что делали это знакомились с
чертежами и схемами, где модель была начерчена в трех проекциях и разрезах, сбоку-
сверху .Далее нужно было взять ручной лобзик и выпилить эти детали из 1-3 мм. фанеры,
пошкурить,подогнать каждую нервюру под рейки, лонжероны,продумать схему и порядок
сборки и склеивания, естественно на это тратилось много времени, но это время было
временем осознания что мы делаем ,фактически мы досконально методически изучали
конструкцию модели и учились работать руками и мозгами.
А что сейчас! Руками делать не хотим, пилить тоже, а зачем? все детали выпилили на
лазерном или координатном станке, думать тоже не особо утруждаемся, взял готовую
деталь соединил по схеме все..готово, можно взять смартфон поводить пальчиком по
экрану и посмотреть как все сделается в ролике за 3 минуты и когда дети переносят
увиденное в реальный мир, у многих все получается плохо. Они спешат. Дети живут в
виртуальном мире где кажется что все делается быстро и просто,все мелькает перед
глазами ,разум перестает управлять руками а в будущем наверно и ногами, а на самом
деле в реальной жизни все наоборот ,кем становится человек и как научить детей не
спешить?
Приглашаю на обсуждение проблемы детских психологов,педагогов,специалистов.