Автор: Галиаскарова Гульфия Ганиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа "Мнемотехника"
Раздел: дошкольное образование
На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходит изменения
в образах памяти. Представления становятся связными и систематичными.
Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти
«картинность». На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими
представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти
изменяется процесс восприятия. Развитие памяти неразрывно связано с
развитием мышления, чем больше образов хранится в памяти, тем
разнообразнее и точнее мыслительное оперирование ими. Развивать память-
значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Одним из методов развития памяти, мышления, внимания, воображения я в
своей работе использую мнемотехнику.
В рамках ФГОС ДО использование мнемотехники в образовательном
процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- социально- коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно- эстетическое развитие.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить
ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
В качестве дидактического материала занимают место мнемотаблицы в
старшем возрасте , в младшем возрасте используются простейшие варианты:
мнемоквадраты и мнемодорожки.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация,
помогающая ускорить процесс запоминания, активизировать речевую
деятельность, развить мышление, воображение, память. Расширяется
кругозор. У детей формируется желание пересказывать тексты, придумывать
сказки, истории. Увеличивается словарный запас, дети преодолевают
застенчивость, учатся уверенно держаться перед аудиторией.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти
словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит их на лету».
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют
лексико-грамматическую наполняемость рассказа. В старшем возрасте дети в
дальнейшем могут сами составлять таблицы на заданное слово или при
составлении собственного рассказа , истории.
Этапы работы:
Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено;
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов в образы;
Осуществляется пересказ информации(сказки, рассказа, стихотворения)
с опорой на символы (образы, т.е. происходит обработка метода
запоминания);
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
На последнем этапе дети самостоятельно придумывают авторские
сказки , истории на заданную тему, записывая их при помощи знаков-
символов.
Цель : развитие речи и творческих способностей детей средствами
мнемотехники.
Задачи: образовательные:
- формировать мотивацию учения, ориентированную на удов-
летворение познавательных интересов, радость творчества;
- способствовать увеличению объема памяти и внимания;
-учить создавать самостоятельно мнемотаблицы;
развивающие:
- развитие мышления, творческих способностей, фантазии;
- развитие речи, умение связно пересказывать по мнемотаб-
лице;
- развитие графических навыков;
воспитательные:
- пробудить у воспитанников познавательный интерес к за-
нятиям;
- проявлять уважение к сверстникам и взрослому, умение
работать совместно при создании общей работы(мнемо-
таблицы).