Напоминание

Программа "Мнемотехника"


Автор: Галиаскарова Гульфия Ганиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа "Мнемотехника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходит изменения

в образах памяти. Представления становятся связными и систематичными.

Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти

«картинность». На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими

представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти

изменяется процесс восприятия. Развитие памяти неразрывно связано с

развитием мышления, чем больше образов хранится в памяти, тем

разнообразнее и точнее мыслительное оперирование ими. Развивать память-

значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Одним из методов развития памяти, мышления, внимания, воображения я в

своей работе использую мнемотехнику.

В рамках ФГОС ДО использование мнемотехники в образовательном

процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

- социально- коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно- эстетическое развитие.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить

ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

В качестве дидактического материала занимают место мнемотаблицы в

старшем возрасте , в младшем возрасте используются простейшие варианты:

мнемоквадраты и мнемодорожки.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация,

помогающая ускорить процесс запоминания, активизировать речевую

деятельность, развить мышление, воображение, память. Расширяется

кругозор. У детей формируется желание пересказывать тексты, придумывать

сказки, истории. Увеличивается словарный запас, дети преодолевают

застенчивость, учатся уверенно держаться перед аудиторией.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти

словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он усвоит их на лету».

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,

помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют

лексико-грамматическую наполняемость рассказа. В старшем возрасте дети в

дальнейшем могут сами составлять таблицы на заданное слово или при

составлении собственного рассказа , истории.

Этапы работы:

Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено;

Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных

символов в образы;

Осуществляется пересказ информации(сказки, рассказа, стихотворения)

с опорой на символы (образы, т.е. происходит обработка метода

запоминания);

Делается графическая зарисовка мнемотаблицы;

На последнем этапе дети самостоятельно придумывают авторские

сказки , истории на заданную тему, записывая их при помощи знаков-

символов.

Цель : развитие речи и творческих способностей детей средствами

мнемотехники.

Задачи: образовательные:

- формировать мотивацию учения, ориентированную на удов-

летворение познавательных интересов, радость творчества;

- способствовать увеличению объема памяти и внимания;

-учить создавать самостоятельно мнемотаблицы;

развивающие:

- развитие мышления, творческих способностей, фантазии;

- развитие речи, умение связно пересказывать по мнемотаб-

лице;

- развитие графических навыков;

воспитательные:

- пробудить у воспитанников познавательный интерес к за-

нятиям;

- проявлять уважение к сверстникам и взрослому, умение

работать совместно при создании общей работы(мнемо-

таблицы).



В раздел образования