Автор: Осипович Светлана Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: сп ГБОУ ООШ №12, д\с №5 "Зернышко"
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование коллажирования для автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Использование коллажирования на этапе
автоматизации звуков с детьми старшего
дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования в качестве основного целевого ориентира определяет
успешную социализацию ребенка, его позитивное отношение к себе и
окружающему миру. Человеку с чистой и грамотной речью, безусловно,
проще установить вербальный контакт, партнерские отношения, добиваться
поставленных целей.
Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показывает,
что в коррекционной работе с детьми важно сохранить как традиционные
подходы, так и новые направления логопедической теории и практики. Для
логопедических детей характерны нарушения звукопроизношения, скудный
словарный запас, выраженное отставание в формировании
грамматического строя речи, недоразвитее фонематического слуха,
несовершенство логического мышления. Также у дошкольников с речевыми
нарушениями мы часто наблюдаем быструю утомляемость и
неустойчивость внимания.
Целью моей работы является повышение эффективности процесса
коррекции речевых нарушений у детей.
Длительный этап автоматизации уже поставленных звуков показал, что
дети устают от повторения слов, скороговорок и стихов.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами, вполне обоснованно
использование оригинальных творческих приемов, эффективность которых
очевидна. Одним из таких приемов является использование коллажа.
Коллаж (фр. буквально – наклеивание) – это прием в изобразительном
искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу
материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Моим первым опытом в этом направлении были коллажи для
автоматизации поставленных звуков. Использование данной техники
помогает решить следующие задачи:
-закреплять правильное произношение звука на уровне слов, фраз,
предложений в связной речи;
-формировать лексико-грамматические категории;
-развивать связную речь у детей;
- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;
-развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное
включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись
выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно
начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.
Картинки с изображением предметов начинаем подбирать вместе с
ребенком еще на этапе постановки звука. Картинки с изображением
предметов, в названии которых нужный звук стоит в начале, в середине и в
конце слова; в прямых, обратных слогах и со стечением согласных звуков.
Желательно, чтобы в коллаже были отражены многие лексические темы.
Можно подбирать не только цветные и красочные картинки, но и контурные,
теневые изображения предметов разных размеров и форм. Коллаж может
быть выполнен не только с одним ребенком в индивидуальной работе, но и
с подгруппой детей. Все зависит от индивидуальных особенностей
воспитанников.
Совместный процесс составления коллажа помогает ребёнку
расслабиться, создает атмосферу сотрудничества, сопричастности к чему-
то важному. Он перестает быть неуспешным или ленивым, а становится
творцом.
По мере появления на листе новых картинок автоматизируется
поставленный звук, расширяется и уточняется словарный запас ребенка,
уменьшается число аграмматизмов, а самое главное, повышается его
познавательный интерес. Ребенок с большим удовольствием возвращается
к своей работе снова и снова.
В ходе работы с коллажем, я одновременно решаю и другие
коррекционно - развивающие задачи:
- Развиваю пространственные представления и умение различать
основные направления (слева-справа, вверху-внизу и т. д.).
- Учу использовать в речи предлоги, обозначающие пространственное
расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными
формами существительных.
- Закрепляю навыки образования и употребления относительных
прилагательных.
- Автоматизирую поставленный звук на уровне слова, фразы,
предложения.
С каждым последующим занятием увеличивается объём памяти, ребёнок
припоминает картинки, которые были приклеены на предыдущих занятиях.
Использование техники коллажирования способствует развитию
зрительного восприятия, что немаловажно для профилактики оптико-
пространственной дисграфии.
При работе с коллажем ребёнок чувствует уверенность в своих силах,
быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы
верного звукопроизношения, следовательно, быстрее и качественнее
происходит автоматизация поставленных звуков.
Подводя итоги, можно сказать, что использование коллажа является
эффективным средством коррекции и помогает достижению максимально
возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей
дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи этот
приём, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи у
детей. А также, на мой взгляд, помогает научить ребенка самовыражению,
умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями,
способствует развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым.
Подготовила: Осипович С.И.
2018г