Напоминание

"Использование коллажирования для автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Осипович Светлана Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: сп ГБОУ ООШ №12, д\с №5 "Зернышко"
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование коллажирования для автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Использование коллажирования на этапе

автоматизации звуков с детьми старшего

дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования в качестве основного целевого ориентира определяет

успешную социализацию ребенка, его позитивное отношение к себе и

окружающему миру. Человеку с чистой и грамотной речью, безусловно,

проще установить вербальный контакт, партнерские отношения, добиваться

поставленных целей.

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показывает,

что в коррекционной работе с детьми важно сохранить как традиционные

подходы, так и новые направления логопедической теории и практики. Для

логопедических детей характерны нарушения звукопроизношения, скудный

словарный запас, выраженное отставание в формировании

грамматического строя речи, недоразвитее фонематического слуха,

несовершенство логического мышления. Также у дошкольников с речевыми

нарушениями мы часто наблюдаем быструю утомляемость и

неустойчивость внимания.

Целью моей работы является повышение эффективности процесса

коррекции речевых нарушений у детей.

Длительный этап автоматизации уже поставленных звуков показал, что

дети устают от повторения слов, скороговорок и стихов.

Поэтому наряду с общепринятыми приёмами, вполне обоснованно

использование оригинальных творческих приемов, эффективность которых

очевидна. Одним из таких приемов является использование коллажа.

Коллаж (фр. буквально – наклеивание) – это прием в изобразительном

искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу

материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Моим первым опытом в этом направлении были коллажи для

автоматизации поставленных звуков. Использование данной техники

помогает решить следующие задачи:

-закреплять правильное произношение звука на уровне слов, фраз,

предложений в связной речи;

-формировать лексико-грамматические категории;

-развивать связную речь у детей;

- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;

-развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное

включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись

выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно

начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.

Картинки с изображением предметов начинаем подбирать вместе с

ребенком еще на этапе постановки звука. Картинки с изображением

предметов, в названии которых нужный звук стоит в начале, в середине и в

конце слова; в прямых, обратных слогах и со стечением согласных звуков.

Желательно, чтобы в коллаже были отражены многие лексические темы.

Можно подбирать не только цветные и красочные картинки, но и контурные,

теневые изображения предметов разных размеров и форм. Коллаж может

быть выполнен не только с одним ребенком в индивидуальной работе, но и

с подгруппой детей. Все зависит от индивидуальных особенностей

воспитанников.

Совместный процесс составления коллажа помогает ребёнку

расслабиться, создает атмосферу сотрудничества, сопричастности к чему-

то важному. Он перестает быть неуспешным или ленивым, а становится

творцом.

По мере появления на листе новых картинок автоматизируется

поставленный звук, расширяется и уточняется словарный запас ребенка,

уменьшается число аграмматизмов, а самое главное, повышается его

познавательный интерес. Ребенок с большим удовольствием возвращается

к своей работе снова и снова.

В ходе работы с коллажем, я одновременно решаю и другие

коррекционно - развивающие задачи:

- Развиваю пространственные представления и умение различать

основные направления (слева-справа, вверху-внизу и т. д.).

- Учу использовать в речи предлоги, обозначающие пространственное

расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными

формами существительных.

- Закрепляю навыки образования и употребления относительных

прилагательных.

- Автоматизирую поставленный звук на уровне слова, фразы,

предложения.

С каждым последующим занятием увеличивается объём памяти, ребёнок

припоминает картинки, которые были приклеены на предыдущих занятиях.

Использование техники коллажирования способствует развитию

зрительного восприятия, что немаловажно для профилактики оптико-

пространственной дисграфии.

При работе с коллажем ребёнок чувствует уверенность в своих силах,

быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы

верного звукопроизношения, следовательно, быстрее и качественнее

происходит автоматизация поставленных звуков.

Подводя итоги, можно сказать, что использование коллажа является

эффективным средством коррекции и помогает достижению максимально

возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей

дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи этот

приём, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи у

детей. А также, на мой взгляд, помогает научить ребенка самовыражению,

умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями,

способствует развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым.

Подготовила: Осипович С.И.

2018г



В раздел образования