Напоминание

"Формирование практических умений и навыков исследовательского характера на занятиях по краеведению в условиях учреждения дополнительного образования"


Автор: Гребенщикова Алена Викторовна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование практических умений и навыков исследовательского характера на занятиях по краеведению в условиях учреждения дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование практических умений и навыков исследовательского характера

на занятиях по краеведению в условиях учреждения дополнительного образования

Гребенщикова Алена Викторовна, педагог

МБУ ДО ДТ «Вектор», г.Новокузнецк

Дополнительное

образование

детей

необходимое

звено

в

воспитании

многогранной

личности, в ее образовании. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно

усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации их

сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное:

здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с

объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.;

создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего

мира.

Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает

ребенка находить свой собственный путь.

Краеведение

имеет

большое

значение

в

патриотическом

воспитании

школьников,

расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая

Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные

места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города,

это и известные люди, гордость и слава нашего края. Особенно в юбилейный для нашего

города год!

Работа

в

нашем

МБУ ДО ДТ «Вектор» по подготовке и проведению мероприятий,

посвященных празднованию 400-летия со дня образования города Новокузнецка была начата

с апреля 2011 года с момента создания городского организационного комитета «Новокузнецк-

400». Тогда же, весной 2011 года, с целью сбора опыта делегация Новокузнецка посетила

коллег в Омске. В 2012 году был подготовлен развернутый план мероприятий к юбилею

Новокузнецка, который вместе с наказами избирателей и предложениями общественности

стал

основой

программы

действий

администрации

города

в

течение

последующих

лет.

Одновременно, при поддержке Губернатора А.Г. Тулеева, в адрес Президента РФ были

подготовлены ряд обращений, доказывающих возможность

празднования

400-летия

Новокузнецка

на

федеральном

уровне

на

том

основании,

что

строительство и развитие Новокузнецка, повлекло за собой «события, имеющие особое

историческое значение для становления и развития российской государственности».

30 сентября 2013 года был подписан указ Президента РФ В.В. Путина № 745, а уже

к концу ноября 2013 года был подготовлен проект плана основных мероприятий, связанных с

празднованием на федеральном уровне 400-летия Новокузнецка.

1

Для

создания

неординарного

культурно-досугового

пространства,

расширения

списка

событий

и

максимальной

вовлеченности

всех

групп

населения

в

праздничное

действо,

сформирован

комплексный

план, в

который

входят

организация

и

проведение

мероприятий

на

федеральном

уровне

и

городского

значения.

Реализация

данных

мероприятий берет начало в 2016 году с логическим завершением в юбилейный 2018 год.

В Плане предусмотрено:

проведение международных и всероссийских творческих, спортивных и

образовательных проектов;

научных симпозиумов, семинаров и конференций, посвященных вопросам

развития образования, здравоохранения, культуры, спорта и экологической направленности;

циклов городских экскурсий, краеведческих конкурсов на знание истории города;

выставки и экспозиции в библиотеках, музеях, выставочных залах;

проведение интегрированных мероприятий, благотворительных акций, концертных

программ и театрализованных представлений с привлечением профессиональных и

самодеятельных коллективов Кузбасса, России и зарубежья.

В рамках празднования на федеральном уровне памятной даты 400-летия основания города

Новокузнецка

Кемеровской

области

запланировано

проведение

культурно-массовых

мероприятий,

просветительской

и

издательской

деятельности,

проведение

фестивалей

и

конкурсов, разработка территориального бренда и продуктов для его продвижения.

В рамках предстоящих мероприятий мною запланирован цикл занятий, посвященный

родному городу целью которого является :

Формирование интереса воспитанников к культурному наследию, историческому

прошлому и настоящему города Новокузнецка на основе познавательной,

практической и исследовательской деятельности.

Задачи цикла: -

Обучающие:

ознакомить воспитанников с историей возникновения города Новокузнецка

познакомить воспитанников с памятниками, архитектурными зданиями, природными

заповедными местами города Новокузнецк;

ознакомить воспитанников с именами и деятельностью знаменитых Новокузнечан;

расширить представления обучающихся о природных особенностях города;

обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;

формировать у воспитанников практические навыки проектно-исследовательской

деятельности;

2

формировать практические навыки подготовки к публичному представлению

результатов краеведческого исследования;

формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками

информации;

ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и

информации;

формировать мотивацию воспитанников к самообразованию.

Развивающие:

развивать познавательную активность;

развивать творческий потенциал воспитанников;

развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.

Воспитательные:

воспитывать нравственно-патриотические убеждения воспитанников;

формирование у воспитанников творческого подхода к учебно-практической

деятельности;

формировать социальные умения и навыки;

Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществлялось

формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый,

исследовательский блоки, а также через практические занятия.

Учитывая

возрастные

и

психологические

особенности

воспитанников

используются

различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические

занятия.

Беседа – метод обучения, при котором педагог дополнительного образования использует

имеющиеся у воспитанников знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов

подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку

пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждения и

доказательства сопровождаются демонстрацией.

Практические занятия – целью этих занятий являются применение теоретических знаний

обучающихся в трудовой деятельности. Такие занятия способствуют трудовому воспитанию.

Методы:

репродуктивный (воспроизводящий)

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного

материала)

проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)

3

эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются

пути решения)

Активизации деятельности воспитанников способствуют экскурсии в музеи, коллективные

творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми.

Содержание цикла занятий « Мой город»

содержание

рекомендации

1

«Введение в краеведение» формирование

начал краеведческой культуры, осознанно-

правильного отношения к родному краю. В

воспитанниках закладывается

первоначальное представление о

возникновении города Новокузнецк.

На данном этапе педагог создает

благоприятную атмосферу и

устанавливает доброжелательные

отношения с детьми.

Занятие проводится в виде занятия-

игры, Педагогу необходимо

познакомить детей с разными

видами географических физических

карт, определить местоположение

области по отношению к

определенным областям и на общей

карте РФ.

2

«Мой край и город на карте Родины

дети знакомятся с границами территории и

географическим положением кемеровской

области, сравнивают с картой Российской

Федерации. Знакомятся с историей

коренных народов; с историей

возникновения города Новокузнецка

3

«Я и моя семья»

Многие дети совсем не знают историю

своей семьи. В этом разделе дети готовят

сообщения о членах своей семьи,

составляют свое генеалогическое древо.

Далее дети готовят сообщения о

членах своей семьи. Закрепляют

профессии своих родителей игрой

«Угадайка».

Работа творческой мастерской

поможет составить свое

генеалогическое дерево.

4

«Дом, в котором я живу или хотел бы

жить»

На основе фотографий и иллюстраций дети

рассматривают фасады и интерьеры старых

домов. Раскрывается понятие «Мой дом –

моя крепость». Дети сравнивают

современное жилье с жилищем людей

прошлых времен.

Иллюстративный материал педагог

представляет в процессе рассказа.

Видеофильм можно использовать как

центральный момент занятия,

который педагог дополняет

исторической справкой и задает

вопросы по содержанию.

Детям предложить выполнить проект

- изготовление дома моей мечты с

помощью конструирования из

4

бумаги, пластилина и подручного

материала. Творческая работа-

рисунок дома, выполненного в

реалистическом или сказочном

представлении учеников.

5

«Моя улица»

В этом разделе программы воспитанники

знакомятся с названием улиц города

названных в честь наших земляков.

В этом разделе программы дети

знакомятся с названием улиц города,

их историей, расположением домов.

Историческими объектами,

мемориальными досками.

Занятие можно построить в виде

игры-сообщения «Путешествия по

улицам города Новокузнецка».

6

«Наш Дом Детского творчества

«Вектор»

Дети знакомятся с традициями, историей

своего учреждения, с выпускниками

7

«Моя малая Родина»

Раздел направлен на знакомство с

историей возникновения родного города,

легендами и преданиями. Дается

представление о возникновении города

Новокузнецка. Рассматривают историю

некоторых названий, характерных для

нашей местности. Показывается роль

коренных жителей области в развитии

истории и культуры края.

Анализируется, как изменился

город за время его становления, что

отличает современный город.

Экскурсия по городу. Знакомство с

памятниками города.

Форма контроля: «Памятники

города» в ребусах

Можно предложить детям

пофантазировать на тему

«Новокузнецк – город будущего

8

«Природа нашего края»

В этом разделе дети знакомятся с

растительным и животным миром родного

края (экскурсия в краеведческий музей).

В этом разделе дети знакомятся с понятием

«Красная книга», узнают о редких видах

растительного и животного мира родного

края.

Практическая работа. Изготовление

гербария. Создание энциклопедией

животных нашего края.

Игровые виды учебной деятельности.

Составление филвордов по данным

темам.

Создание категории «Красная книга»,

«Растительный мир края» к игре

«Угадайка».

9

«Что дает наш край стране»

Этот раздел знакомит детей с

промышленными предприятиями города,

области.

В этом разделе воспитанники

совершат виртуальные экскурсии на

предприятия нашего города. Будут

организованы встречи с

передовиками производства,

ветеранами труда. Воспитанникам

будет предложено написать

5

сочинение-рассуждение «Что дает

наш город стране»

10

«Наш Новокузнецк богат талантами»

Дети знакомятся с творчеством

художников, писателей, поэтов родного

города. Посещают выставки

краеведческого музея. Творческая

мастерская: Обложка к книге местных

поэтов и писателей

11

«Наш город в годы Великой

Отечественной войны»

Раздел направлен на знакомство с людьми-

тружениками тыла, героями ВОВ.

Знакомство с людьми, героями

-войны, жившими в Новокузнецке.

Видеоурок, беседа.

12

«Афганистан: история и судьбы»

Раздел направлен на встречу с участниками

афганских событий.

13

«Герб Новокузнецка»

Лекция «Символика и геральдика города»

какой-либо значок, где может быть

изображен герб города.

Творческая работа по созданию

символа (герба) города в любой из

техник декоративно-прикладного

творчества (пластилинография,

квиллинг, торцевание, оригами

мозаика и др.). Можно предложить

детям творческие задания:

составить кроссворд по символике

герба города, нарисовать почетную

грамоту, медаль,

14

«Хочу все знать! »

В этом разделе в ходе экскурсий дети

знакомятся с учебными заведениями

города:

15

«Специальные темы»

Специальные темы по просьбам,

предложениям детей, и заказам

конкурсной программы.

Помощь в подготовке к участию в

конкурсах различных уровней.

Для оценки результативности цикла занятий применяются следующие виды и формы

контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

Опросы, собеседование, наблюдение

6

(по итогам занятий)

Тематический контроль (по

итогам завершения каждой

темы)

Викторины, тестирование, опросы,

тематические кроссворды, филворды,

краеведческие конкурсы

Отслеживание личностного развития воспитанников осуществляется методом наблюдения и

собеседования.

Каждый педагог дополнительного

образования

в той или иной мере должен уметь

планировать свою работу. Можно порекомендовать следующие основные советы:

1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данной

группой

2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом

специфики данной группы).

3. Расписать все занятия по дням и часам.

4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих

проблем — к более конкретным).

5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы

(желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем «теория» — это

важно для работы с детьми).

6. Разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами

(важен принцип «чередования»: немного теории — практика, немного теории — практика...).

7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор

ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-

то больше нравится работать с тестами, кому-то — больше играть...).

8. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик

«про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данной группе «не пойдут»

или когда какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и останется свободное

время, которое «нечем заполнить»).

9. Составить небольшие конспекты для всего курса.

Неразделенность и единство юбилейного события – 400-летия основания города Новокузнецка

- с текущими и перспективными (стратегическими) задачами развития города. Именно сейчас,

очень важный момент для города — происходит экономическая трансформация самой модели

города, его индустриальной концепции.

Это время больших изменений, новых возможностей для развития, для привлечения ресурсов,

для выхода на новые рубежи. Новокузнецк может стать городом, экспортирующим не только

уголь и металл, но и научные знания, новые технологии, высокотехнологичные продукты,

новые материалы, информационные продукты, экспортировать культурные ценности.

Все в наших руках. Будущее формируется уже сейчас!

7

Литература

1.Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания

школьников (Текст)/ Г.Ю.Ксензова – М.: Педагогическое общество России,

2005. – 126 с.

2. Орджоникидзе М.И. – программа курса «Методика выявления, обобщения и

распространения передового опыта соц.-кул. деятельности» - СПб:1993 г.

3. Теменьева Р.А. – Изучение досуговых интересов населения – М:1990 г., 205 стр.

4.Простов М.П. Кружковая работа по истории и обществоведению. М., Просвещение,

1984.

5. Соловьёв Л.И. Живи, Кузнецкая земля! Кемерово,1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

8

Приложение 1

9

1

3

7

11

10

4

5

2

9

6

8

13

12

14

15

16

10

АТЕЛЬЕ

АПТЕКА

АВТОВОКЗАЛ

БИБЛИОТЕКА

БАНК

АЭРОПОРТ

КИНОТЕАТР

ГАСТРОНОМ

ВОКЗАЛ

11

И

Б

Л

И

О

Т

Е

К

А

Б

Ц

Р

К

Р

А

Е

Т

К

И

Н

И

Л

К

И

Л

О

П

Р

О

О

М

С

А

Г

К

Е

Т

П

А

А

Ч

О

П

В

К

З

А

Л

О

К

Ш

А

Н

А

Б

А

Л

К

О

В

О

Т

В

А

П

Т

И

К

А

А

Е

Ь

Е

И

Н

О

Т

Е

А

Т

Р

Й

З

У

М

Р

О

П

О

Р

Э

А

ПОЛИКЛИНИКА

ОПТИКА

МУЗЕЙ

ПОЧТА

ШКОЛА

ТЕАТР

ЦИРК

ВОПРОСЫ:

1.

Учреждение,

собирающее

и

хранящее

произведения

печати

и

письменности для общественного пользования.

2.

Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег.

3.

Помещение,

где

даются

представления

с

участием

акробатов,

гимнастов, дрессировщиков, фокусников.

4.

Магазин пищевых продуктов.

5.

Учреждение, где изготавливаются и продаются лекарства, лечебные

средства, предметы гигиены.

6.

Учебно-воспитательное учреждение.

7.

Помещение, где представляются на сцене литературные произведения.

8.

Финансовое предприятие, которое производит операции с вкладами,

кредитами, платежами.

9.

Большая станция на путях сообщения.

10.

Лечебное

учреждение

с

врачами

разных

специальностей

для

приходящих больных или помощи на дому.

11.

Помещение, в котором демонстрируются фильмы.

12.

Большая

станция

пригородного

или

междугородного

автобусного

сообщения.

13.

Отдел аптеки, в котором продаются готовые очки, оправы и контактные

линзы

14.

Мастерская по шитью одежды.

15.

Учреждение,

которое

занимается

собиранием,

хранением

и

экспонированием предметов – памятников культуры.

16.

Комплекс сооружений, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и

обслуживания самолетов и вертолетов.

12

Н О В О К

У

З

Н Е

Ц К

Н О В О К

У

З

Н Е

Ц К



В раздел образования