Автор: Печеникина Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Сосново-Борская СОШ
Населённый пункт: Московская область, г.о.Коломна,
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Дары рек и озёр" (УМК "Перспективная начальная школа")
Раздел: начальное образование
Конспект урока окружающего мира в 3 классе
по теме: «Дары рек и озёр» (УМК «Перспективная начальная школа»)
Данный урок проводится в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа», в соответствии с календарно – тематическим
планированием, в системе изучения интегрированного курса «Окружающий мир».
Цель: познакомить учащихся с реками и озерами России.
Деятельностная задача: формирование способности учащихся к новому способу действия: использования новых знаний.
Образовательная задача: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
- формирование умения извлекать информацию из различных источников.
- формировать представление о реках и озерах России, о самых крупных из них, об особенностях воды в них; о значении рек и озер для
человека, знания о проблеме загрязнения рек и озер, связанных с деятельностью людей.
- воспитывать бережное отношение к водоемам, желание сохранять их чистоту.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать
своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и
позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Уметь использовать в речи названия великих рек и озер.
- Знать значение рек и озер для людей, определять свой вклад в сохранение этих водоемов.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» для 3 класса авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова и др., рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер,
карточки для самостоятельной работы.
Урок построен в соответствии с требованиями урока открытия нового знания, в основе которого деятельностный подход.
Этап урока
Цель
Содержание
УУД
1.Мотивация
обучения
Создание
условий
д ля
о с о з н а н н о г о
вхождения учащихся
в
п р о с т р а н с т в о
учебной
д е я т е л ь н о с т и
н а
уроке.
Учитель: Ребята, когда я шла сегодня в школу, ярко светило солнышко,
пели птицы, журчали весенние ручейки, у меня сейчас прекрасное веселое
настроение. Похлопайте в ладоши, у кого тоже сегодня хорошее настроение.
Каким вы хотите видеть наш урок? От кого зависит успех нашего урока?
Улыбнитесь друг другу, пожмите руки и пожелайте удачи. Сегодня нам
поможет пословица, которая будет девизом урока «Без труда не выловишь
и рыбку из пруда». Как она нам может помочь?
Личностные:
самоопределение,
формирование
о с н о в
гражданской личности.
Коммуникативные:
Оформлять
свои
мысли
в
устной форме
2.Актуализаци
я
з н а н и й
и
пробное
учебное
действие
Повторение
изученного
материала,
необходимого,
для
открытия
н о в о го
знания
Ме тод:
с о з д а н и е
проблемной
ситуации.
Учитель: Ребята, а кому еще кроме нас помогает пословица «Без труда не
выловишь и рыбку из пруда?»
Дети: Рыбаку
Учитель: К нам
на урок пришел
юный рыбак, который нуждается в
помощи. Поможем ему?
Вот сидит рыбак - бедняга,
Кинул удочку и сеть.
Смог поймать он мох, корягу,
Клюкву, торф, а рыбы нет.(картинки)
Что случилось, почему.
Рыбы нету в том пруду?
Дети: Он оказался на болоте.
Учитель: Объясните рыбаку, что такое болото? Какое значение оно имеет
для человека? Какое самое главное богатство болота?
Дети: запасы пресной воды.
Учитель: А в каких еще водоемах есть пресная вода?
Дети: реки, озера
Понял наш рыбак, ушел,
Место лучше он нашёл.
Кинул удочку, сидит,
и во все глаза глядит.
Вдруг откуда ни возьмись
На поверхность выплыл лист,
А за ним – еще листы, а них есть записи.
Пригорюнился рыбак, не везет ему никак!
Оформлять
свои
мысли
в
устной форме
(Коммуникативные УУД)
Что же за листы поймал рыбак? Какое задание нужно выполнить?
На парте: карточки со словами
Обь, Каспийское, Ладожское, Енисей, Москва, Байкал, Фумарольное,
Таймыр, Селигер, Волга.
Дети: распределить на группы.
Учитель: какие группы получатся?
Дети: реки и озера
Учитель: распределите карточки правильно.
3.Выявление
м е с т а
и
причины
затруднения
- выявить место (шаг,
операция)
затруднения;
-
зафиксировать
во
внешней речи причину
затруднения.
Учитель: Можете ли вы дополнить эти группы? Что вы знаете об этих
реках и озерах? Почему возникли затруднения?
Но ребята, посмотрите,
Что-то плещется в волнах,
Разноцветное, большое,
Как поможет оно нам?
Дети: это сундук.
Учитель: Что может быть в этом сундуке?
Дети: Клад
Ориентироваться
в
своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
п о м о щ ь ю
у ч и т е л я
(Познавательные УУД)
4.Целеполаган
и е
и
построение
проекта выхода
из затруднения
Учитель: А о каком кладе может идти речь? Давайте определим тему урока
Дети: Дары рек и озер
Учитель: Какие цели поставим? Что мы должны узнать, чему научиться?
Дети: - узнать, какие реки и озера есть в нашей стране,
- выяснить, как они нам помогают,
- определить, как мы можем им помочь.
Учитель: Как будем работать для достижения целей?
Я предлагаю вам план работы (у каждой группы на листах и на слайде)
1.
Самые интересные реки и озера нашей страны.
2.
Какие дары преподносят человеку реки и озера?
Учитель: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в
группах. Каждой группе выдается карточка с заданием.
У м е т ь определять
и
формулировать
цель
на
уроке с помощью учителя;
проговаривать
последовательность
д е й с т в и й
н а
у р о к е
(Регулятивные УУД)
5.Реализация
построенного
объекта
Обсуждение
в а р и а н т о в
и
выявление
возникшего
затруднения.
З н а к о м с т в о
с
самыми
интересными реками
и
озерами
страны.
Определение
роли
этих водоемов.
Учитель: Чем же интересны реки и озера, названия которых выловил наш
рыбак?
Каждая
группа
рассказывает
(кратко),
что
узнали
о
своем
водоеме.
Выступление групп (каждый ответ транслируется слайдом)
1. Обь – самая длинная река страны, её длина около 6000 км.
2.Байкал – самое древнее, самое глубокое и самое чистое озеро на Земле.
В нем содержится пятая часть всех мировых запасов пресной воды. В его
водах обитает более 1500 животных и растений, большинство из которых
обитают только в этом озере.
3. Москва-река – в честь этой реки названа столица России. Эта река
вытекает из болота.
4.Селигер – самое красивое озеро, оно привлекает туристов, охотников и
рыболовов. В этом озере 160 островов, от самых крошечных, на которых
уместятся 2 рыболова, до таких, как Хачин, на котором 5 селений и 11
внутренних озер.
5. Волга - наш народ зовет ее «матушкой». На ее берегах десятки славных
русских городов.
6.Каспийское - самое большое озеро в мире, которое называют морем из-за
соленой воды в нем. Но все - таки это озеро, так как оно не соединено с
океаном.
7. Ладожское – самое большое озеро в Европе. В него впадает несколько
десятков рек, а вытекает только одна - Нева.
8.Енисей
– самая
многоводная
и
сильная
река
страны.
Её
называют
богатырь – река. Самые мощные электростанции стоят на этой реке.
9. Фумарольное – самое горячее озеро, находится на Камчатке. На его дне
кипят
мощные
горячие
источники.
Вода
в
озере
50
градусов,
поэтому
обитателей в нем нет. Зато много птиц прилетают сюда на зимовку, в теплое
местечко.
10.Таймыр
–
самое
промерзшее
озеро
нашей
страны,
находится
на
полуострове
Таймыр.
В
нем
не
покупаешься
в
самые
теплые
дни,
температура воды не поднимается выше 5-7 градусов. В нем водятся ценные
породы рыб. Птицам и рыбам здесь спокойно, людей из – за холода здесь
не бывает.
Добывать
новые
знания:
н а ход и ть
о тв еты
н а
в о п р о с ы ,
и с п о л ь з у я
учебник,
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
на уроке
(Познавательные УУД).
У чи ть с я
р а бо т а ть
в
группе,
формулировать
собственное
мнение
и
п о з и ц и ю ;
с о в м е с т н о
договариваться о правилах
общения и следовать им
(Коммуникативные УУД)
Физминутка:
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной рукой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать, узнав об этих реках и озерах?
В России более миллиона рек и
столько же озер.
Они всегда играли
большую
роль
в
жизни
человека.
Люди
всегда
селились
у
водоемов.
Почему?
Ответы детей
Кроме своей красоты и неповторимости, чем могут порадовать нас реки и
озера? Что вы решили, отвечая на 2 вопрос плана?
Дети отвечают
6.Первичное
закрепление
с
проговаривани
ем во внешней
речи.
Выполнение
типовых заданий на
н о в ы й
с п о с о б
действий
Давайте проверим наши предположения.
Работа по учебнику страница 89 № 1 «Рассмотрите рисунки, как люди
используют реки и озера?
Давайте заполним схему: (карточки)
Учитель: Какой вывод можно сделать? Что вы для себя осознали?
Оформлять
свои
мысли
в
у с т н о й
и
п и с ь м е н н о й
форме
(Коммуникативные УУД).
7.Самостоятел
Осуществление
Давайте проверим ваши знания, для этого поработаем самостоятельно.
П л а н и р о в а т ь
с в о ё
Дары рек и озер
Перевозка грузов и
пассажиров
Соль, лечебная грязь
рыболовство
Место отдыха
Пресная вода
гидроэлектростанции
ьная
работа
с
самопроверкой
по эталону
самопроверки в ходе
выполнения
самостоятельной
работы
Продолжите фразу:
Главное богатство рек и озер - __________ вода. Реки и озера служат
человеку любимым местом ______________. Из соленых озер добывают
__________. Нам дне озер откладываются минеральные вещества, которые
образуют _______________грязи.
Люди используют водоемы для ловли
_________. Давайте __________реки и озера!
(пресная, отдыха, соль, лечебные, рыбы, беречь (охранять).Кто хочет
поделиться своими ответами.
(На слайде появляются ответы). Сравните свои ответы с ответами на слайде.
Какой вывод можно сделать?
действие в соответствии
с
поставленной
задачей
(Регулятивные УУД).
Вносить
н еобход и м ы е
коррективы
в
действие
после
его
завершения
на
основе его оценки и учёта
ха р а кт е р а
с д е л а н н ы х
ошибок
(Регулятивные УУД)
8.Заключение в
систему
знаний
и повторение
Выявление
границы
применимости
нового
знания
и
выполнений
заданий,
в
котором
используются
новые
знания
Учитель: а какие озера и реки есть в нашем крае? Какое значение они
имеют для жителей нашего края.
А что мы можем сделать для сохранения наших водных богатств.
Домашнее задание в раб. тетради стр. 32 Дорисовать рисунки так, чтобы по
ним можно было рассказать о значении реки и озера в жизни человека
Уметь
высказывать
своё
предположение
на
основе
работы
с
материалом
учебника
(Коммуникативные УУД
9.
Рефлексия
учебной
деятельности.
Итог урока.
Осознание
учащимися
сво ей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей
и всего класса
Учитель: Какие цели мы ставили в начале урока? Что узнали? Каким
способом?
Рыбачок наш очень рад,
Ведь узнал он от ребят,
Очень много рек, озер,
Их дары, и их простор.
Удалось поймать ему
Много рыбы одному.
Угостить он хочет вас
Водными дарами,
Ну а разложить улов
Попробуйте вы сами.
Учитель:
Разложите рыбку в ведра: красное и зеленое. Красное ведро
означает, что вы не достигли поставленных целей, не узнали ничего нового.
Зеленое ведро означает, что вы хорошо работали на уроке, узнали много
нового и интересного.
Оценивать
правильность
выполнения
действия
на
у р о в н е
а д е к в а т н о й
ретроспективной
оценки.
(Регулятивные УУД).
Способность к самооценке
н а
о с н о в е
к р и т е р и я
у с п е ш н о с т и
у ч е б н о й
деятельности
(Личностные УУД)
Дети распределяют рыбу.
Учитель: Что вы можете сказать? Оцените работу класса? Кто сегодня
хорошо работал? Кому можно поставить отметку? Кому вы благодарны за
урок?
Помните
сундук, в котором хранились дары рек и озер?
Этот сундук
появился и в нашем классе. А как вы думаете, что в нем? (подарки для
детей)
Молодцы,
вы
сегодня
очень
хорошо
работали
на
уроке!
Поаплодируйте друг другу, громко скажите «Молодцы»! Поделитесь друг с
другом подарками.
Самоанализ урока
Тема: «Дары рек и озёр» (УМК «Перспективная начальная школа»)
Цель: познакомить учащихся с реками и озерами России.
Деятельностная задача: формирование способности учащихся к новому способу действия: использования новых знаний.
Образовательная задача: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
- формирование умения извлекать информацию из различных источников.
- формировать представление о реках и озерах России, о самых крупных из них, об особенностях воды в них; о значении рек и озер для
человека, знания о проблеме загрязнения рек и озер, связанных с деятельностью людей.
- воспитывать бережное отношение к водоемам, желание сохранять их чистоту.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать
своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и
позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Уметь использовать в речи названия великих рек и озер.
- Знать значение рек и озер для людей, определять свой вклад в сохранение этих водоемов.
Урок построен в соответствии с требованиями урока открытия нового знания, в основе которого деятельностный подход.
В классе 12 учащихся, на уроке присутствовало человек. Класс по своему составу и возможностям различается. Есть учащиеся,
которые успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий. Однако на фоне успешных
ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предмета.
В ходе урока дети осуществляли умственную деятельность – наблюдение, сравнение, обобщение, делали выводы, умозаключения.
Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.
Создается среда для развития мыслительных способностей учащихся (работа с текстом, исследовательская деятельность, обсуждение
экологической
проблемы,
сравнение
знаний
полученных
на
уроке
с
учебником)
создается
психологический
комфорт
ученика
и
возникновение «ситуации успеха». Урок проводится с использованием ИКТ, сопровождается презентацией, что способствует развитию
зрительного восприятия, зрительной памяти, поддерживается интерес к изучаемому материалу, развиваются такие процессы как анализ,
синтез, наблюдение, воображение. Физминутка связана с изучаемым материалом.
Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта
учащихся. Отражают формирование УУД. Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает
ценностный
(воспитывающий)
и
развивающий
компоненты.
Этапы
четкие,
логичные,
завершенные.
Переход
к
новым
этапам
осуществляется с помощью проблемных связок. Организация
учебной деятельности оптимальная. На уроке используются проблемные
методы обучения (создание коллизий, поисковый характер добывания знаний), эвристические методы (открытие новых знаний самими
учениками), рефлексивные методы. Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность
учащихся, учтены
их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.
На уроке используется
субъект – субъектный характер взаимоотношений, используется групповая работа.
Данные формы работы
адекватны целям и задачам.
Организуется включение учащихся в другие формы (или индивидуальную, или групповую, или коллективную) работы.
Организация
контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и
самооценивания. Урок соответствует поставленным целям и диагностичен в аспекте ЗУН и УУД. Высокий обучающий, воспитывающий и
развивающий эффект.