Автор: Лунина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№36"
Населённый пункт: г.Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование связной речи младших дошкольников посредством развития мелкой моторики"
Раздел: дошкольное образование
Формирование связной речи детей младшего дошкольного возраста
посредством развития мелкой моторики .
К сожалению, в наше время число детей с задержкой речевого развития
значительно
увеличилось.
Основными
причинами
такого
дефекта,
как
задержка
развития
речи
являются,
недостаточное
внимание
к
ребенку,
неправильное воспитание или его отсутствие, также большую роль играет
состояние
здоровья
малыша.
Если
в
первом
случае
изменение
условий
вполне
достаточно
для
устранения
задержки
речевого
развития,
то
в
остальных
случаях
необходимы
лечебные
мероприятия
и
вмешательство
логопеда.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления
и
связано
с
усложнением
детской
деятельности
и
формами
общения с окружающими людьми. Речевые проявления ребенка на первом
году
жизни
составляют
подготовительный
этап
формирования
речи.
Под
влиянием эмоционального общения со взрослым у ребенка в первые месяцы
жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует отличать от крика
ребенка, который чаще всего не имеет функции общения, а представляет
собой
реакцию
на
неблагоприятное
состояние).
Во
время
общения
со
взрослым
ребенок
получает
возможность
сосредоточиваться
на
лице
говорящего,
на
показываемом
предмете,
начинает
отвечать
улыбкой,
движением, постепенно приобретает потребность общаться с окружающими
взрослыми.
С
трехмесячного
возраста
ребенок
начинает
повторять
слышимые
звуки
человеческого
голоса:
гукает
(произносит
короткие
сочетания согласных в гласных - агы, кхы, гы), гулит (произносит нараспев
гласные
-
а-а-а...
э-э-э...).
Во
втором
полугодии
появляется
лепет
(произнесение изолированных и повторяющихся слогов, сначала с твердыми
согласными: ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да, потом с мягкими согласными: дя-
дя-дя,
тя-тя-тя).Важно
отметить,
что
лепет
уже
контролируется
слухом
ребенка.
Задача
взрослого
-
добиться
от
ребенка
умения
повторять
предложенный
звук,
слог.
Подражание
в
дальнейшем
станет
важным
средством
овладения
речью.
Для
произвольного
произнесения
звуков
по
подражанию
необходимо
развить
слуховую
сосредоточенность,
умение
владеть
артикуляционным
аппаратом
и
слуховой
контроль.
Практика
воспитания детей раннего возраста располагаем рядом приемов для развития
всех этих качеств. Так, например, в группе создаются моменты абсолютной
тишины, когда ребенок может прислушиваться к невидимому, но близкому
источнику звуков (речь человека, мелодичный напев, игра на музыкальном
инструменте). Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле
зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки,
которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые,
близкие по звучанию звуки и слоги. Во время занятий в манеже с одним
ребенком
у
остальных
присутствующих
появляется
ценная
способность
подражать и его речи, и речи взрослых. Это существенно помогает развивать
речь детей, находящихся в коллективе.
К концу года в речи малыша появляются слитно произнесенные слоги-слова.
К году ребенок первой группы раннего возраста должен уметь выговаривать
около 10 слов, легких для произношения (в том числе и упрощенные: ту-ту,
ав-ав
и
др.).
На
начальных
этапах
развития
речи
малыша
сначала
учат
понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета
и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок
употребил
слово
в
осмысленной
ситуации.Ребенок
очень
рано
осваивает
слово вместе с присущим ему значением. Но понятия, которые обозначаются
данным словом и представляют собой обобщенные образы, будут усваиваться
и
углубляться
постепенно,
с
развитием
ребенка,
помогая
ему
быстро
и
успешно ориентироваться в окружающих условиях. Вначале отдельное слово
имеет для ребенка смысл целого предложения. Этот период захватывает и
первую половину второго года жизни. Приблизительно к 1 году 10 месяцам
закрепляется умение пользоваться двухсловными фразами, а позднее -- трех-
в
четырехсловными.
К
двум
годам
речь
ребенка
становится
основным
средством общения его с окружающими взрослыми. Речь ребенка раннего
возраста
ситуативна
по
своему
характеру;
она
отрывочна,
экспрессивна.
Такая
речь,
помимо
слов,
содержит
звукоподражания,
жесты,
мимику
и
понятна только в конкретной ситуации. Ситуативность речи сохраняется и в
младшем дошкольном возрасте. Затем постепенно речь становится связной,
контекстной. Появление этой формы речи объясняется задачами и характером
общения ребенка с окружающими. Складывающаяся функция сообщения,
усложнение
познавательной
деятельности
ребенка
требуют
более
развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают
понятности
и
ясности
его
высказываний.
А.
М.
Леушина
отмечала,
что
«содержание
контекстной
речи
раскрывается
в
самом
контексте
речи
и
благодаря этому становится понятным для слушателя из сочетания слов,
предложений,
т.
е.
из
самой
конструкции
звуковой
речи».
У
младших
дошкольников
совершенствуется
понимание
речи
(понимание
словесной
инструкции,
указаний
взрослого,
несложного
сюжета
литературного
произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и
источником
получения
знаний
посредством
словесных
объяснений
взрослого.Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми в
сверстниками создает благоприятные условия для развития речи обогащается
ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет
существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут
выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует,
поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия,
предлоги
(употребление
этих
частей
речи
характерно
для
связного
высказывания). Малыш правильно строит простые предложения, используя
разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я
питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени
(когда...), причины (потому что...).
Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на
вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои
мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
Малыши допускают много ошибок при построении предложений,
определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее
дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли,
тем
шире
его
возможно сти
в
познании
окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
отношения
со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
С
развитием
мелкой
моторики
тесно
связано
развитие
речи.
Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала
развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего
этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых
народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они
позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые
дети
быстро
запоминают
и
потом
могут
проговаривать
вместе
с
воспитателем. Организуя среду и создавая условия для развития речи детей
важной составляющей является работа по развитию мелкой моторики. Одним
из
способов
развития
мелкой
моторики
являются
"пальчиковые
игры",
способствующие
развитию
речи,
творческой
деятельности.
"Пальчиковые
игры"
как
бы
отображают
реальность
окружающего
мира
предметы,
животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых
игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем
самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать
внимание
на
одном
виде
деятельности.
"Пальчиковые
игры"-это
инсценировка
каких-либо
рифмованных
историй,
сказок
при
помощи
пальцев.
Многие
игры
требуют
участия
обеих
рук,
что
дает
возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх",
"вниз" и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если
ребенок усвоит какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет
стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Дети
от
года
до
двух
хорошо
воспринимают
"пальчиковые
игры",
выполняемые
одной
рукой.
Трехлетние
малыши
осваивают
уже
игры,
которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а
другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут
играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Старшим
детям
можно
предложить
оформить
игры
разнообразным
реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Все
пальчиковые
игры
развивают
речь:
обогащают
словарь,
общую
осведомленность,
способствуют
развитию
правильного
произношения,
формируют чувство ритма.
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук.
Для развития мелкой моторики используются разнообразные стимулирующие
материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный
и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и
возрастных особенностей детей.
Игры
можно
условно
разделить
на
несколько
групп:
игры
на
развитие
тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые
игры,
упражнение
с
предметами,
игры
на
выкладывание,
игры
на
нанизывание,
игры
с
конструкторами,
игры
-
организаторы
режимных
моментов,
игры
-
коммуникаторы,
игры
на
формирование
элементарных
представлений о своем организме и практических умений заботы о своем
здоровье, игры для создания положительного настроения и т.д.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки
оказывают
игры
с
предметами:
пирамидки,
вкладыши
различного
типа,
разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые
бассейны с различными наполнителями.
"Мозаика",
"Конструктор",
-
этот
материал
способствует
интенсивному
развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из
мелких
частей
целого
изображения.
Это
развивает
сообразительность,
наблюдательность,
терпение
и
настойчивость,
умение
строить
причинно-
следственные связи.
Игры с бусинками: "Разноцветные бусы", "Сделаем куклам мамы" - помогут
скоординировать
движения
обеих
рук.
Ребёнку
предлагаются
для
нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины,
что способствует совершенствованию координации системы "глаз-рука". В
этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные
эталоны,
отражающиеся
в
речевом
развитии
(цвет,
форма,
величина,
количество).
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику
рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению
понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки
(шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи;
развивают
творческие
способности;
развивают
усидчивость;
игра
способствует
улучшению
координации
движений,
гибкости
кисти
и
раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с
письмом в школе.
Игры с прищепками, которые развивают мелкую моторику, пространственное
воображение,
способствуют
развитию
интеллекта
и
мышления,
а
также
становлению речи.
Использование
продуктивных
видов
деятельности,
развивающих
мелкую
моторику и речь (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение и
т.д.).
Интересными
и
полезными
для
развития
пальцев
рук
-
занятия
с
использованием бумаги. Можно выполнять разнообразные действия: мять,
рвать,
разглаживать,
резать
-
эти
упражнения
имеют
терапевтический
характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупы (гороха, риса, манки, гречки и т.д.) развивают точность
движений. С их помощью можно работать по сюжетам сказок, проговаривая
детали. Например, игра "Золушка" (дети перебирают перемешанную крупу,
приговаривая потешку), "Рисунок на крупе" с последующим описательным
рассказом.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по
форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По
рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого
уровня
она
достигает
на
каждом
возрастном
этапе.
Конкурсы
рисунков,
выставки художественных работ сопровождаются презентацией ребенка, что
развивает
общую
коммуникативную
культуру.
Таким
образом,
включение
упражнений
на
развитие
мелкой
моторики
рук
в
непосредственную
образовательную деятельность оказывает прямое влияние на развитие речи
детей.
Литература:
1 Белобрынина О.А. «Речь и общение» С.П.- 1998г. Ярославль.
2 Белая К. Занятия с малышами в детском саду - М., ЛИНКА-ПРЕСС,
2004
3 Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000
4 Бочкарева О.И. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи»
Волгоград
2008г..
5 Герасимова А.И. «Уникальное руководство по развитию речи» М 2007г.
6 Жукова О.С. «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Москва «Оникс»
21 век 2001г.
7 Иванова Т.В. «Развитие связной речи» В. 2009г.
8 Кольцова М «Ребенок учится говорить» М 1998г.