Напоминание

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка как способ формирования УУД


Автор: Шохтина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных клаасов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка как способ формирования УУД
Раздел: начальное образование





Назад




Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка

как способ формирования УУД

За

последние

десятилетия

в

обществе

произошли

кардинальные

изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От

признания

знаний,

умений

и

навыков

как

основных

итогов

образования

произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к

реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно

решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных

предметных

знаний,

а

вооружить

ребёнка

универсальными

способами

действий.

Поэтому, задачей учителя становится включить самого ученика в учебную

деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового

знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-

практических и жизненных проблем.

В

системе

школьного

образования

русский

язык

является

не

только

предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в

овладении всеми школьными предметами и качеством образования в целом.

Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу

формирования

универсальных

учебных

действий,

которые

в

свою

очередь

порождают

компетенции,

знания,

умения,

навыки,

а

значит,

обеспечивают

воспитание

всесторонне

развитой,

интеллектуальной,

духовной

личности,

способной адаптироваться в сложном современном мире.

В

ч а с т н о с т и ,

у ч е б н ы й

п р ед ме т «Русский

язык» обеспечивает

формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

Работа

с

текстом

открывает

возможности

для

формирования

логических

действий

анализа,

сравнения,

установления

причинно-следственных

связей.

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение

правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает

развитие

знаково-символических

действий

замещения

(например,

звука

буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и

преобразования

модели

(видоизменения

слова).

Изучение

русского

языка

создает

условия

для

формирования

«языкового

чутья»

как

результата

ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного

языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций

речи, включая обобщающую и планирующую функции.

В

последнее

десятилетие

ведутся

активные

поиски

рационального

преподавания

русского

языка.

В

связи

с

этим

появляется

необходимость

использования

в

учебном

процессе

новых

образовательных

технологий,

предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из

наиболее

эффективных,

на

мой

взгляд,

является

технология

проблемного

обучения,

так

как

она

реализует

деятельностный

подход

в

педагогической

деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Ключевым звеном в проблемном обучении является создание проблемной

1

ситуации.

Обучение

младших

школьников

решению

проблемных

учебных

заданий включает пооперационное овладение необходимыми мыслительными

действиями посредством выполнения логических упражнений на сравнение,

группировку

и

классификацию

явлений,

на

умение

выделять

главное,

определять

существенные

и

несущественные

признаки

понятий,

делать

самостоятельные выводы, аргументировать их, что ведет к формированию, как

познавательных, так и регулятивных учебных действий.

Основными условиями использования проблемных ситуаций со стороны

учащихся являются:

уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения

тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не

знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»

(регулятивные УУД);

умение задавать вопросы (коммуникативные УУД);

активная поисковая деятельность, умение использовать ранее усвоенные

знания и переносить их в новую ситуацию (познавательные УУД).

Учебная

проблема

существует

в

двух

основных

формах:

как

тема

урока и как несовпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое

знание.

Для постановки учебной проблемы использую:

Побуждающий диалог, который представляет собой сочетание приема

создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих

учеников

к

осознанию

противоречия

и

формулированию

учебной

проблемы.

Подводящий

к

теме

диалог,

который

представляет

собой

систему

вопросов

и

заданий,

обеспечивающих

формулирование

темы

урока

учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени

трудности,

но

должны

быть

посильными

для

учеников.

На

этапе

постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию

темы.

На

этапе

поиска

решения

выстраиваю

логическую

цепочку

умозаключений, ведущих к новому знанию.

Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в сообщении

классу

интересного

материала

виде

загадок,

стихотворений,

необычного факта), захватывающего внимание учеников.

В зависимости от типа и темы урока применяю проблемные ситуации с

удивлением или затруднением.

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной

ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые

факты, теории

2

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или

практическим действием

Между житейским представлением

учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников

вопросом или практическим заданием с

“ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением,

экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и

невозможностью выполнить задание

учителя

Дать практическое задание, не выполнимое

вообще

Дать практическое задание, не сходное с

предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание,

сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

Чаще всего на уроках русского языка использую следующие приемы

создания проблемных ситуаций.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3 класс

На доске записаны слова: кукла, снеговик.

Определите, к какой части речи

относятся слова. Задайте к ним вопрос. Одушевленные или неодушевленные

эти существительные? По правилам русского языка эти существительные –

одушевленные. Этот факт вызывает реакцию удивления.

Столкнуть разные мнения учеников.

Тема: Безударные окончания имен существительных 3 склонения. 3 класс

Вызываю двух-трех учащихся и предлагаю записать словосочетание рисовать в

тетрад[и].

Дети могут написать: рисовать в тетраде, рисовать в тетради. Кто прав? Разные

мнения приводят к проблемной ситуации.

Дать

противоречие

между

житейским

представлением

учащихся

и

научным фактом.

Шаг

1.Обнажить

житейское

представление

учащихся

вопросом

или

практическим заданием.

На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе.

Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

Учитель: Вспомните, как называются слова кино, шоссе?

(неизменяемые).

Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов?

Реакция удивления.

3

Дать практическое задание, которое невозможно выполнить.

Тема: Число имен существительных. 3 класс

На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта.

Задание:

поставьте

и

запишите

данные

имена

существительные

в

форме

множественного числа.

Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

Тема: Второстепенные члены предложения. 3 класс

На доске записано предложение. Яблоня росла.

Задание: Найди и подчеркни все члены предложения.

На доске записано предложение. В лесу росла дикая яблоня.

Задание: Найди и подчеркни все члены предложения.

Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

Кроме

этого,

УМК

«Начальная

школа

ХХI века», по

которому

я

работаю, помогает

мне

обеспечивать

проблемное

обучение.

Основой

для

работы

в

этом

направлении

служат

задания

учебника

«Давай

подумаем»,

«Выскажи

предположение»,

в

которых

авторы

предусмотрели

специальные

методические

приёмы.

Дети

выдвигают

гипотезы,

спорят,

рассуждают,

сравнивают своё мнение с мнением других и с текстом учебника.

Работая над решением проблемной ситуации с обучающимися, я стараюсь

регулярно развивать и информационные учебные действия. Привлекаю для

поиска информации рисунки, таблицы, схемы, алгоритмы. А также учу детей

работать

с

разными

типами

словарей

(толковыми,

орфографическими,

орфоэпическими, словообразовательными). Это дает возможность учащимся

находить информацию не только на уроке, но и во время подготовки домашнего

задания, при работе над темами по другим предметам.

В

процессе

такой

систематической

работы

на

уроках

русского

зыка

формируются

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

действия.

Учащиеся

учатся

фиксировать

затруднения

в

собственной

деятельности,

выявлять

причины

этих

затруднений,

определять

цель

своей

дальнейшей

работы,

выбирать

средства

и

способы

достижения

поставленной

цели,

осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать,

анализировать,

делать

выводы,

обобщения,

которые

представляются

в

словесной,

схематичной,

модельной

форме. Все

предметные

умения

формируются

на

основе

осознания

учениками

сущности

выполняемых

действий и последовательности необходимых операций.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся,

развивают

способность

к

лаконичному

изложению

мыслей

в

устной

и

письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и, в

общем, способствуют формированию различных компетенций.

Работая

по

технологии

проблемного

обучения,

я

использую

разные

формы

работы:

индивидуальную,

групповую,

парную,

фронтальную.

Когда

решается проблемная ситуация с затруднением, работаю фронтально со всем

4

классом или по группам. При создании проблемных ситуаций с разбросом

мнений использую индивидуальную, групповую или парную работу. Эти формы

необходимы

в

качестве

основы

для

формирования

коммуникативных

универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою

позицию до собеседников, договариваться с людьми и уважительно относиться

к

мнению

другого. А

также

использование

коллективной

формы

работы

формирует

инициативное

сотрудничество,

умение

распределять

функции

и

роли, учит взаимодействовать с партнером.

Таким образом, сегодня, на мой взгляд, включение в урок проблемных

ситуаций, построение урока в технологии проблемного обучения способствует

формированию

универсальных

учебных

действий

у

учащихся,

даёт

возможность детям понимать и оценивать информацию, принимать решения,

контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А

это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Литература.

1.

Бабанский Ю. К. «Проблемное обучение как средство повышение

эффективности учения школьников». - Ростов-на-Дону, 1989.

2.

Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. «Психология усвоения знаний в

школе».-М.,1959.

3.

Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка». - М.:

Изд-во МГУ, 1985.

4.

Загвязинский В.И. «Теория обучения: современная интерпретация».

5.

Крутецкий В. А. «Основы педагогической психологии». - М.:

Просвещение, 1972.

5

6.

Кудрявцев Т. В. «Проблемное обучение: истоки, сущность,перспективы».

- М.: Знание, 1991.

7.

Махмутов М. И. «Организация проблемного обучения в школе. Книга для

учителей». - М.: Просвещение, 1977.

8.

Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать новые знания».

М.: Баласс. 2001.

9.

Мельникова

Е.Л.

«Технология

проблемного

обучения».

Школа

2100.

Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

10.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. М.:

Просвещение, 2007.

11. Юнина Е.А.«Технология качественного обучения в школе».

6



В раздел образования