Автор: Шохтина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных клаасов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка как способ формирования УУД
Раздел: начальное образование
Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка
как способ формирования УУД
За
последние
десятилетия
в
обществе
произошли
кардинальные
изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От
признания
знаний,
умений
и
навыков
как
основных
итогов
образования
произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к
реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно
решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных
предметных
знаний,
а
вооружить
ребёнка
универсальными
способами
действий.
Поэтому, задачей учителя становится включить самого ученика в учебную
деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового
знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-
практических и жизненных проблем.
В
системе
школьного
образования
русский
язык
является
не
только
предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в
овладении всеми школьными предметами и качеством образования в целом.
Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу
формирования
универсальных
учебных
действий,
которые
в
свою
очередь
порождают
компетенции,
знания,
умения,
навыки,
а
значит,
обеспечивают
воспитание
всесторонне
развитой,
интеллектуальной,
духовной
личности,
способной адаптироваться в сложном современном мире.
В
ч а с т н о с т и ,
у ч е б н ы й
п р ед ме т «Русский
язык» обеспечивает
формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Работа
с
текстом
открывает
возможности
для
формирования
логических
действий
анализа,
сравнения,
установления
причинно-следственных
связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение
правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает
развитие
знаково-символических
действий
–
замещения
(например,
звука
буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и
преобразования
модели
(видоизменения
слова).
Изучение
русского
языка
создает
условия
для
формирования
«языкового
чутья»
как
результата
ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного
языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций
речи, включая обобщающую и планирующую функции.
В
последнее
десятилетие
ведутся
активные
поиски
рационального
преподавания
русского
языка.
В
связи
с
этим
появляется
необходимость
использования
в
учебном
процессе
новых
образовательных
технологий,
предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из
наиболее
эффективных,
на
мой
взгляд,
является
технология
проблемного
обучения,
так
как
она
реализует
деятельностный
подход
в
педагогической
деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
Ключевым звеном в проблемном обучении является создание проблемной
1
ситуации.
Обучение
младших
школьников
решению
проблемных
учебных
заданий включает пооперационное овладение необходимыми мыслительными
действиями посредством выполнения логических упражнений на сравнение,
группировку
и
классификацию
явлений,
на
умение
выделять
главное,
определять
существенные
и
несущественные
признаки
понятий,
делать
самостоятельные выводы, аргументировать их, что ведет к формированию, как
познавательных, так и регулятивных учебных действий.
Основными условиями использования проблемных ситуаций со стороны
учащихся являются:
уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения
тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не
знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»
(регулятивные УУД);
умение задавать вопросы (коммуникативные УУД);
активная поисковая деятельность, умение использовать ранее усвоенные
знания и переносить их в новую ситуацию (познавательные УУД).
Учебная
проблема
существует
в
двух
основных
формах:
как
тема
урока и как несовпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое
знание.
Для постановки учебной проблемы использую:
Побуждающий диалог, который представляет собой сочетание приема
создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих
учеников
к
осознанию
противоречия
и
формулированию
учебной
проблемы.
Подводящий
к
теме
диалог,
который
представляет
собой
систему
вопросов
и
заданий,
обеспечивающих
формулирование
темы
урока
учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени
трудности,
но
должны
быть
посильными
для
учеников.
На
этапе
постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию
темы.
На
этапе
поиска
решения
выстраиваю
логическую
цепочку
умозаключений, ведущих к новому знанию.
Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в сообщении
классу
интересного
материала
(в
виде
загадок,
стихотворений,
необычного факта), захватывающего внимание учеников.
В зависимости от типа и темы урока применяю проблемные ситуации с
удивлением или затруднением.
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной
ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением
Между двумя (или более) фактами
Одновременно предъявить противоречивые
факты, теории
2
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или
практическим действием
Между житейским представлением
учеников и научным фактом
а) обнажить житейское представление учеников
вопросом или практическим заданием с
“ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением,
экспериментом, презентацией
С затруднением
Между необходимостью и
невозможностью выполнить задание
учителя
Дать практическое задание, не выполнимое
вообще
Дать практическое задание, не сходное с
предыдущим
а) дать невыполнимое практическое задание,
сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено
Чаще всего на уроках русского языка использую следующие приемы
создания проблемных ситуаций.
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3 класс
На доске записаны слова: кукла, снеговик.
Определите, к какой части речи
относятся слова. Задайте к ним вопрос. Одушевленные или неодушевленные
эти существительные? По правилам русского языка эти существительные –
одушевленные. Этот факт вызывает реакцию удивления.
Столкнуть разные мнения учеников.
Тема: Безударные окончания имен существительных 3 склонения. 3 класс
Вызываю двух-трех учащихся и предлагаю записать словосочетание рисовать в
тетрад[и].
Дети могут написать: рисовать в тетраде, рисовать в тетради. Кто прав? Разные
мнения приводят к проблемной ситуации.
Дать
противоречие
между
житейским
представлением
учащихся
и
научным фактом.
Шаг
1.Обнажить
житейское
представление
учащихся
вопросом
или
практическим заданием.
На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе.
Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью
Учитель: Вспомните, как называются слова кино, шоссе?
(неизменяемые).
Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов?
Реакция удивления.
3
Дать практическое задание, которое невозможно выполнить.
Тема: Число имен существительных. 3 класс
На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта.
Задание:
поставьте
и
запишите
данные
имена
существительные
в
форме
множественного числа.
Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.
Тема: Второстепенные члены предложения. 3 класс
На доске записано предложение. Яблоня росла.
Задание: Найди и подчеркни все члены предложения.
На доске записано предложение. В лесу росла дикая яблоня.
Задание: Найди и подчеркни все члены предложения.
Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.
Кроме
этого,
УМК
«Начальная
школа
ХХI века», по
которому
я
работаю, помогает
мне
обеспечивать
проблемное
обучение.
Основой
для
работы
в
этом
направлении
служат
задания
учебника
«Давай
подумаем»,
«Выскажи
предположение»,
в
которых
авторы
предусмотрели
специальные
методические
приёмы.
Дети
выдвигают
гипотезы,
спорят,
рассуждают,
сравнивают своё мнение с мнением других и с текстом учебника.
Работая над решением проблемной ситуации с обучающимися, я стараюсь
регулярно развивать и информационные учебные действия. Привлекаю для
поиска информации рисунки, таблицы, схемы, алгоритмы. А также учу детей
работать
с
разными
типами
словарей
(толковыми,
орфографическими,
орфоэпическими, словообразовательными). Это дает возможность учащимся
находить информацию не только на уроке, но и во время подготовки домашнего
задания, при работе над темами по другим предметам.
В
процессе
такой
систематической
работы
на
уроках
русского
зыка
формируются
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
действия.
Учащиеся
учатся
фиксировать
затруднения
в
собственной
деятельности,
выявлять
причины
этих
затруднений,
определять
цель
своей
дальнейшей
работы,
выбирать
средства
и
способы
достижения
поставленной
цели,
осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать,
анализировать,
делать
выводы,
обобщения,
которые
представляются
в
словесной,
схематичной,
модельной
форме. Все
предметные
умения
формируются
на
основе
осознания
учениками
сущности
выполняемых
действий и последовательности необходимых операций.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся,
развивают
способность
к
лаконичному
изложению
мыслей
в
устной
и
письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и, в
общем, способствуют формированию различных компетенций.
Работая
по
технологии
проблемного
обучения,
я
использую
разные
формы
работы:
индивидуальную,
групповую,
парную,
фронтальную.
Когда
решается проблемная ситуация с затруднением, работаю фронтально со всем
4
классом или по группам. При создании проблемных ситуаций с разбросом
мнений использую индивидуальную, групповую или парную работу. Эти формы
необходимы
в
качестве
основы
для
формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою
позицию до собеседников, договариваться с людьми и уважительно относиться
к
мнению
другого. А
также
использование
коллективной
формы
работы
формирует
инициативное
сотрудничество,
умение
распределять
функции
и
роли, учит взаимодействовать с партнером.
Таким образом, сегодня, на мой взгляд, включение в урок проблемных
ситуаций, построение урока в технологии проблемного обучения способствует
формированию
универсальных
учебных
действий
у
учащихся,
даёт
возможность детям понимать и оценивать информацию, принимать решения,
контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А
это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Литература.
1.
Бабанский Ю. К. «Проблемное обучение как средство повышение
эффективности учения школьников». - Ростов-на-Дону, 1989.
2.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. «Психология усвоения знаний в
школе».-М.,1959.
3.
Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка». - М.:
Изд-во МГУ, 1985.
4.
Загвязинский В.И. «Теория обучения: современная интерпретация».
5.
Крутецкий В. А. «Основы педагогической психологии». - М.:
Просвещение, 1972.
5
6.
Кудрявцев Т. В. «Проблемное обучение: истоки, сущность,перспективы».
- М.: Знание, 1991.
7.
Махмутов М. И. «Организация проблемного обучения в школе. Книга для
учителей». - М.: Просвещение, 1977.
8.
Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать новые знания».
М.: Баласс. 2001.
9.
Мельникова
Е.Л.
«Технология
проблемного
обучения».
Школа
2100.
Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
10.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. М.:
Просвещение, 2007.
11. Юнина Е.А.«Технология качественного обучения в школе».
6