Автор: Вазиева Рита Дзахотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№7 г.Алагира
Населённый пункт: город Алагир, РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль игры в развитии личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Роль игры в развитии личности
дошкольников».
Подготовила воспитатель
средней группы МКДОУ д/с№7
Вазиева Р.Д.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом
развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и
произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество,
общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не
в учебных занятиях (НОД), а в ведущей и главной деятельности дошкольника
- в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи,
но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что
дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и
по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не
умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток
времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня
перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся мало
времени.
Однако и в это время дети, по наблюдениям педагогов, не могут
содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому
воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными
занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. Это
действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного
поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта
связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в
семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут
среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и
не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В
результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само
детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается
на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в
игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение,
воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью
заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется
определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет
максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и
осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где
дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать
себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать
правильно.
Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая
деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и
популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, дочки-матери), дети в
большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их
выполнение.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они
добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими
детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с
желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать
правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у
современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения",
но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию
не может.
А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это
осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя
свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их
поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от
окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют
сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они
слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не
развито воображение, отсутствует творческая инициатива и
самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является
оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно
питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в
более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют
эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и
благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая
выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции
взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует
нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными
учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют
интерес к учёбе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3
месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и
считать. Но как только нужно проявить самостоятельность,
любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут
указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие
интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма
печальные результаты не только в школе.
Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного
возраста.
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого —
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет
в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре». (А.С. Макаренко)
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и
радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский
сад. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра — это
жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств
личности, его развитие в целом.
В игре формируется произвольное поведение, активизируются
познавательные процессы.
В игре развивается способность к воображению, образному
мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре
то, что ему интересно, с помощью условных действий.
В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт
взаимодействия со сверстниками.
В игре он учится подчинять свои желания определенным
требованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли.
В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с
выполнением взятой на себя роли.
В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, что
духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в
мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он
засушенный цветок.
Игра начинает входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. В год у
ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по
телефону, играет в кухне с посудой.
По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают
профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что
все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно
судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка.
Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет
начало в детской игре. Понаблюдайте за игрой малыша, и вы увидите, что
необходимо ребёнку в данный момент для его развития.
Игра – для малыша это своеобразный способ обучения, подготовка к более
сложной «взрослой» жизни. Проживая игровые ситуации, как бы
«пропуская» их через себя ребенок учится общаться, устанавливает для себя
нормы и правила поведения в тех или иных ситуациях, учится
взаимодействовать с окружающим миром и познает его законы, даже не
осознавая, что в будущем все это станет фундаментом для построения его
дальнейшей жизни.