Напоминание

"Роль игры в развитии личности ребенка"


Автор: Вазиева Рита Дзахотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№7 г.Алагира
Населённый пункт: город Алагир, РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль игры в развитии личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль игры в развитии личности

дошкольников».

Подготовила воспитатель

средней группы МКДОУ д/с№7

Вазиева Р.Д.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом

развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и

произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество,

общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не

в учебных занятиях (НОД), а в ведущей и главной деятельности дошкольника

- в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи,

но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что

дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и

по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не

умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток

времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня

перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся мало

времени.

Однако и в это время дети, по наблюдениям педагогов, не могут

содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому

воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными

занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. Это

действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного

поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта

связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в

семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут

среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и

не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В

результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само

детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается

на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в

игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение,

воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью

заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется

определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет

максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и

осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где

дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать

себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать

правильно.

Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая

деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и

популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, дочки-матери), дети в

большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их

выполнение.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они

добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими

детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с

желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать

правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у

современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения",

но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию

не может.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это

осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя

свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их

поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от

окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют

сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они

слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не

развито воображение, отсутствует творческая инициатива и

самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является

оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно

питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в

более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют

эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и

благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая

выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции

взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует

нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными

учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют

интерес к учёбе уже в младших классах.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3

месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и

считать. Но как только нужно проявить самостоятельность,

любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут

указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие

интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма

печальные результаты не только в школе.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного

возраста.

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого —

деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет

в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре». (А.С. Макаренко)

Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и

радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский

сад. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра — это

жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств

личности, его развитие в целом.

В игре формируется произвольное поведение, активизируются

познавательные процессы.

В игре развивается способность к воображению, образному

мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре

то, что ему интересно, с помощью условных действий.

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт

взаимодействия со сверстниками.

В игре он учится подчинять свои желания определенным

требованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли.

В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с

выполнением взятой на себя роли.

В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, что

духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в

мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он

засушенный цветок.

Игра начинает входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. В год у

ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по

телефону, играет в кухне с посудой.

По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают

профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что

все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно

судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка.

Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет

начало в детской игре. Понаблюдайте за игрой малыша, и вы увидите, что

необходимо ребёнку в данный момент для его развития.

Игра – для малыша это своеобразный способ обучения, подготовка к более

сложной «взрослой» жизни. Проживая игровые ситуации, как бы

«пропуская» их через себя ребенок учится общаться, устанавливает для себя

нормы и правила поведения в тех или иных ситуациях, учится

взаимодействовать с окружающим миром и познает его законы, даже не

осознавая, что в будущем все это станет фундаментом для построения его

дальнейшей жизни.



В раздел образования