Напоминание

Формирование креативной компетенции учащихся на уроках ИЗО"


Автор: Аникина Людмила Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "КДШИ"
Населённый пункт: г. Кингисепп
Наименование материала: Методическая тема
Тема: Формирование креативной компетенции учащихся на уроках ИЗО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ»Кингисеппская детская школа искусств»

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5»

Методическая тема:

«Формирование креативной компетенции учащихся на уроках

изобразительного искусства»

Педагогический опыт

преподавателя ИЗО

МБУДО «КДШИ»

Аникина Л.В.

Содержание:

1.

Вступление. Актуальность проблемы.

2.

Теоретическая часть. Структура, содержание и этапы формирования

креативной компетенции.

3.

Общие

выводы.

Если человека постоянно приучать усваивать

знания и умения в готовом виде, можно

притупить его природные творческие

способности - разучить думать самостоятельно.

А. Дистервег

1.

Актуальность проблемы креативной

компетенции

Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связано

с

проблемами,

возникшими

в

образовании.

Поиск

новых

способов

формирования

креативной

компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные

качества. Приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, «ориентироваться в

огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в

обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования.

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, государственный стандарт общего

образования.

В

"Концепции

модернизации

ро ссийского

образования»,

указывается.

ч то

"общеобразовательная

школа

должна

формировать

целостную

систему

универсальных

знаний,

умений

и

навыков,

а

также

опыт

самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности

обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания

образования".

Компетенция

-

совокупная

характеристика

знаний,

умений

и

навыков,

формируемых

в

процессе

обучения.

Опираясь

на

собственный

педагогический

опыт

в

решении

проблемы

формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами

изобразительного искусства, определила тему:

“Формирование креативной компетенции

обучающихся на уроках изобразительного искусства”.

Креативная

компетентность

обучающегося

включает

систему

знаний,

умений,

навыков,

способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может

присутствовать

в

любом

виде

деятельности

обучающегося

(коммуникативной,

учебной,

организаторской). Важной составляющей креативности обучающихся являются знания и умения,

которые лежат в основе собственной познавательной и творческой деятельности (“пустая голова не

мыслит”). Творческой личности присущи следующие свойства: интерес к сложному и неясному,

склонность

задаваться

вопросами,

спонтанная

любознательность,

способность

продолжительнее

время заниматься решением одной и той же проблемы.

Этапы

Содержание работы

Сроки

1

.Диагностический

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

Сентябрь - декабрь

2.Прогностический

Разработка системы мер. направленных на решение

проблемы. Прогнозирование результатов

В течение первого года

работы над темой.

3.Практический

Сбор и обработка информации. Отслеживание процесса;

текущих, промежуточных результатов Корректировка

работы.

В течение второго

полугодия

4. Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по

теме самообразования. Представление результатов.

апрель

---------------------;

-------

5.Внедренческий

Использование и распространение опыта работы

2014-2016

Ожидаемые результаты в рамках данной темы связаны преимущественно

личностными и метапредметными результатами:

>

способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;

>

гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;

>

способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и

комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

>

эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих

ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны,

чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);

>

обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть

знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;

>

способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;

>

высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.

Для реализации предложенного опыта необходимы следующие условия:

>

принятие гуманистической позиции педагогом и родителями обучающихся;

признание равноправного партнёрства (педагог - дети);

>

инициативность самого педагога;

>

изучение ребёнка как самоценной личности;

>

высокий уровень коммуникации с социумом и окружающей средой;

>

освоенные и присвоенные знания и умения - основа познавательной и творческой

деятельности обучающихся;

>

деятельностный подход в обучении на основе учёта и дифференциации уровня

интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его

способностей и задатков;

>

использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;

>

использование инновационных технологий: информационно-коммуникационной,

проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения.

>- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности

обучающегося за результаты своей деятельности;

>

интеграция изобразительного искусства с предметными областями: музыкой, литературой,

историей, обществознанием, биологией, технологией, основами православной культуры;

>

интеграция основного и дополнительного образования.

Этап

Уровень

формирования

Компетенции

I этап

“первичная”

креативность

(дошкольный и

младший

школьный

возраст)

-общая творческая способность, неспециализированная по

отношению к определённой области человеческой жизни,

которая проявляется в виде подражания значимому взрослому

(значимый взрослый для ученика - учитель) как креативному

образцу

II этап

“специализиров

анная”

креативность

- способность к творчеству, связана с определённой сферой

деятельности. Результатом, свидетельствующим о

сформированности креативности, является переход к .

оригинальному творчеству.

Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности

является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни

интеллектуалом не рождаются”.

Креативность бывает также малая и большая:

>

малая - проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях.

>

большая креативность - существенное влияние на культуру и общество в целом.

В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую

креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках

изобразительного искусства создаёт предпосылки для перехода в большую креативность.

Приведенная классификация может служить основой системы развития креативной компетенции

учащихся.

2.2.Создание условий для формирования креативной компетенций

Для формирования креативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы . В

своей работе по формированию креативной

компетенции я применяю игровые технологии, метод проектов, информационные технологии,

технологию сотрудничества.

В

результате

многолетней

работы

по

формированию

креативной

компетенции

обучающихся,

сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных

компонентов:

Диагностика

и

мониторинг

уровня

сформированности

креативной

компетенции

обучающихся, их умений и навыков.

Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого

обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы

развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.

Создание

психолого-педагогических

и

организационно-технологических

условий

для

формирования

креативной

компетенции

обучающихся

через

использование

инновационных

образовательных технологий, методов, приемов, форм.

4.0бобщение работы по становлению моей методической системы.

Таким образом, оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической

деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и

планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе. Систематическое

отслеживание,

сравнительный

анализ

образовательных

достижений

школьников

позволяет

проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие

шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это

отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года

наблюдается положительная динамика “успеваемости” обучающихся по изобразительному искусству:

“неуспевающих” нет, возрастает количество обучающихся,

получивших итоговые отметки “5” и “4”, наблюдается положительная динамика “качества знаний” по

изобразительному искусству.

За

последние

три

года

наблюдается

положительная

динамика

увеличения

количества

творческих работ школьников по изобразительному искусству, увеличение количества призёров и

победителей школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов,

выставок.

Результатом

формирования

креативной

компетенции

обучающихся

является:

создание

собственных продуктов творчества

на занятиях,

индивидуальные достижения обучающихся на

конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в

нестандартных ситуациях. Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по

воспитанию

и

развитию

личности

школьников,

формированию

у

них

креативной

компетенции,

поддержанию устойчивого интереса к предмету. При анализе творческой деятельности и работ

обучающихся

были

получены

результаты,

свидетельствующие

об

эффективности

моей

педагогической деятельности по формированию креативной компетенции школьников:

обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных

качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления,

инициативностью в творческой деятельности;

переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению

в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно;

творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно

проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.

Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по

изобразительному искусству, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного

уровня. В связи с введением информационных технологий в процесс обучения, появилась тенденция к

выполнению проектов и работ по дизайну в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop CS3.

Использование

современных

информационно-коммуникационных

технологий

на

уроках

дает

школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов,

сформировать

умение

представлять

результаты

своей

самостоятельной

работы,

Выступления

и

работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью

изложения материала.

В результате созданных условий наблюдаем сформированные качества креативной компетенции.

Распространение опыта - открытый урок по ДПИ по теме: «Народная игрушка» на районном

методическом

объединении,

выступление

по

теме:

«Формирование

информационной

и

коммуникативной компетентностей у учащихся на уроках ИЗО». Мною разработана программа

дополнительного

образования

по

изобразительному

искусству

.

Содержание

и

технология

программы заключает в себе огромный педагогический потенциал не только для художественно-

эстетического воспитания, развития творчества обучающихся, но и коммуникативной компетенции,

навыков

учебного

сотрудничества,

развития «Я - концепции», повышения самооценки. Процесс

обучения

строится

на

основе

познавательной

инициативы

ребенка,

который

находится

не

в

пассивной позиции, а в активной, т.е.

обучающего самого себя с помощью сверстников и взрослого.

К формам контроля для формирования креативной компетентности школьников относятся

статистические данные уровней развития внимания, памяти, мышления по годам обучения.

1 .Мышление (методика Зейгарника)

2.

Внимание (корректурная проба Бурбона)

3.

Память (методика Мейли)

Уровень развития личности учащихся

70

%

60

%

50

%

40

%

30

%

20

%

10

%

0

%

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

мы

шле

ние

вни

Уровень обученности учащихся

Этот показатель включает в себя уровни сформированности качеств знаний, разработанные

Шамовой Т. И. и Давыденко Т. М.:

-

воспроизводящий уровень;

-

конструктивный уровень;

-

творческий уровень.

2013

2014 2015

2015 2016

2016 2017

Результаты диагностики креативности школьников 16, 5а классов

В словаре термин «креативность» означает творческие возможности (способности) человека,

которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это

способность порождать множество разнообразных идей в нерегламентированных условиях

деятельности.

Креативность в широком смысле слова - это творческие и интеллектуальные способности, в том

числе способность привносить что-то новое в опыт, порождать новые идеи и способы решения

проблем, способность осознавать проблемы, мыслить нестандартно.

Использовалась методика Е.П. Торенса.

Исследование

п р о в о д и л о с ь

в

1

и

в

5

к л а с с а х .

*

В 1 классе в исследовании принимали участие 15 учащихся.

В 5классе -'15 учеников.

г

В среднем, по классу, учащиеся 1 класса набрали 13 7,21 баллов, что свидетельствует о среднем

уровне креативности в классе.

Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой

деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и другими

людьми.

Результаты 5 класса распределились следующим образом.

400

350

3 0 0

2

50

200

1

3

5

7

9

5 класс

23

25

Учащиеся набрали 155,07 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития креативности.

Анализ диагностики креативности показал, что результаты учащихся в 5 классе стали выше по

сравнению с результатами в 1 классе. Повышение незначительное, остается в пределах среднего

уровня.

ВЫВОД: Таким образом, демократичная обстановка, творческий характер деятельности,

отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают

свободное проявление творческой активности учащихся класса.

Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в

развитии у детей школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и

познавательной активности - с другой. Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии

общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком

коммуникативных задач.

Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование

знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.

Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня:

1.

Я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам

обучения; пополняю свои информационные банки;

2.

Корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих

компонентов — во многом зависит от контингента учащихся);

3.

Нахожусь в состоянии постоянного самообразования - курсы повышения квалификации.

I

И в заключение, моё педагогическое кредо: «Не останавливаясь на достигнутом, я

продолжаю совершенствоваться в любимой профессии...»



В раздел образования