Автор: Аникина Людмила Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "КДШИ"
Населённый пункт: г. Кингисепп
Наименование материала: Методическая тема
Тема: Формирование креативной компетенции учащихся на уроках ИЗО"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»Кингисеппская детская школа искусств»
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5»
Методическая тема:
«Формирование креативной компетенции учащихся на уроках
изобразительного искусства»
Педагогический опыт
преподавателя ИЗО
МБУДО «КДШИ»
Аникина Л.В.
Содержание:
1.
Вступление. Актуальность проблемы.
2.
Теоретическая часть. Структура, содержание и этапы формирования
креативной компетенции.
3.
Общие
выводы.
Если человека постоянно приучать усваивать
знания и умения в готовом виде, можно
притупить его природные творческие
способности - разучить думать самостоятельно.
А. Дистервег
1.
Актуальность проблемы креативной
компетенции
Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связано
с
проблемами,
возникшими
в
образовании.
Поиск
новых
способов
формирования
креативной
компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные
качества. Приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, «ориентироваться в
огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в
обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования.
Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, государственный стандарт общего
образования.
В
"Концепции
модернизации
ро ссийского
образования»,
указывается.
ч то
"общеобразовательная
школа
должна
формировать
целостную
систему
универсальных
знаний,
умений
и
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания
образования".
Компетенция
-
совокупная
характеристика
знаний,
умений
и
навыков,
формируемых
в
процессе
обучения.
Опираясь
на
собственный
педагогический
опыт
в
решении
проблемы
формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами
изобразительного искусства, определила тему:
“Формирование креативной компетенции
обучающихся на уроках изобразительного искусства”.
Креативная
компетентность
обучающегося
включает
систему
знаний,
умений,
навыков,
способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может
присутствовать
в
любом
виде
деятельности
обучающегося
(коммуникативной,
учебной,
организаторской). Важной составляющей креативности обучающихся являются знания и умения,
которые лежат в основе собственной познавательной и творческой деятельности (“пустая голова не
мыслит”). Творческой личности присущи следующие свойства: интерес к сложному и неясному,
склонность
задаваться
вопросами,
спонтанная
любознательность,
способность
продолжительнее
время заниматься решением одной и той же проблемы.
Этапы
Содержание работы
Сроки
1
.Диагностический
Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта
Сентябрь - декабрь
2.Прогностический
Разработка системы мер. направленных на решение
проблемы. Прогнозирование результатов
В течение первого года
работы над темой.
3.Практический
Сбор и обработка информации. Отслеживание процесса;
текущих, промежуточных результатов Корректировка
работы.
В течение второго
полугодия
4. Обобщающий
Подведение итогов. Оформление результатов работы по
теме самообразования. Представление результатов.
апрель
---------------------;
-------
5.Внедренческий
Использование и распространение опыта работы
2014-2016
Ожидаемые результаты в рамках данной темы связаны преимущественно
личностными и метапредметными результатами:
>
способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;
>
гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;
>
способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и
комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;
>
эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих
ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны,
чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);
>
обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть
знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;
>
способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;
>
высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.
Для реализации предложенного опыта необходимы следующие условия:
>
принятие гуманистической позиции педагогом и родителями обучающихся;
признание равноправного партнёрства (педагог - дети);
>
инициативность самого педагога;
>
изучение ребёнка как самоценной личности;
>
высокий уровень коммуникации с социумом и окружающей средой;
>
освоенные и присвоенные знания и умения - основа познавательной и творческой
деятельности обучающихся;
>
деятельностный подход в обучении на основе учёта и дифференциации уровня
интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его
способностей и задатков;
>
использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;
>
использование инновационных технологий: информационно-коммуникационной,
проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения.
>- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности
обучающегося за результаты своей деятельности;
>
интеграция изобразительного искусства с предметными областями: музыкой, литературой,
историей, обществознанием, биологией, технологией, основами православной культуры;
>
интеграция основного и дополнительного образования.
Этап
Уровень
формирования
Компетенции
I этап
“первичная”
креативность
(дошкольный и
младший
школьный
возраст)
-общая творческая способность, неспециализированная по
отношению к определённой области человеческой жизни,
которая проявляется в виде подражания значимому взрослому
(значимый взрослый для ученика - учитель) как креативному
образцу
II этап
“специализиров
анная”
креативность
- способность к творчеству, связана с определённой сферой
деятельности. Результатом, свидетельствующим о
сформированности креативности, является переход к .
оригинальному творчеству.
Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности
является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни
интеллектуалом не рождаются”.
Креативность бывает также малая и большая:
>
малая - проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях.
>
большая креативность - существенное влияние на культуру и общество в целом.
В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую
креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках
изобразительного искусства создаёт предпосылки для перехода в большую креативность.
Приведенная классификация может служить основой системы развития креативной компетенции
учащихся.
2.2.Создание условий для формирования креативной компетенций
Для формирования креативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы . В
своей работе по формированию креативной
компетенции я применяю игровые технологии, метод проектов, информационные технологии,
технологию сотрудничества.
В
результате
многолетней
работы
по
формированию
креативной
компетенции
обучающихся,
сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных
компонентов:
Диагностика
и
мониторинг
уровня
сформированности
креативной
компетенции
обучающихся, их умений и навыков.
Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого
обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы
развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.
Создание
психолого-педагогических
и
организационно-технологических
условий
для
формирования
креативной
компетенции
обучающихся
через
использование
инновационных
образовательных технологий, методов, приемов, форм.
4.0бобщение работы по становлению моей методической системы.
Таким образом, оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической
деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и
планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе. Систематическое
отслеживание,
сравнительный
анализ
образовательных
достижений
школьников
позволяет
проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие
шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это
отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года
наблюдается положительная динамика “успеваемости” обучающихся по изобразительному искусству:
“неуспевающих” нет, возрастает количество обучающихся,
получивших итоговые отметки “5” и “4”, наблюдается положительная динамика “качества знаний” по
изобразительному искусству.
За
последние
три
года
наблюдается
положительная
динамика
увеличения
количества
творческих работ школьников по изобразительному искусству, увеличение количества призёров и
победителей школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов,
выставок.
Результатом
формирования
креативной
компетенции
обучающихся
является:
создание
собственных продуктов творчества
на занятиях,
индивидуальные достижения обучающихся на
конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в
нестандартных ситуациях. Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по
воспитанию
и
развитию
личности
школьников,
формированию
у
них
креативной
компетенции,
поддержанию устойчивого интереса к предмету. При анализе творческой деятельности и работ
обучающихся
были
получены
результаты,
свидетельствующие
об
эффективности
моей
педагогической деятельности по формированию креативной компетенции школьников:
обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных
качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления,
инициативностью в творческой деятельности;
переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению
в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно;
творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно
проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.
Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по
изобразительному искусству, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного
уровня. В связи с введением информационных технологий в процесс обучения, появилась тенденция к
выполнению проектов и работ по дизайну в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop CS3.
Использование
современных
информационно-коммуникационных
технологий
на
уроках
дает
школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов,
сформировать
умение
представлять
результаты
своей
самостоятельной
работы,
Выступления
и
работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью
изложения материала.
В результате созданных условий наблюдаем сформированные качества креативной компетенции.
Распространение опыта - открытый урок по ДПИ по теме: «Народная игрушка» на районном
методическом
объединении,
выступление
по
теме:
«Формирование
информационной
и
коммуникативной компетентностей у учащихся на уроках ИЗО». Мною разработана программа
дополнительного
образования
по
изобразительному
искусству
.
Содержание
и
технология
программы заключает в себе огромный педагогический потенциал не только для художественно-
эстетического воспитания, развития творчества обучающихся, но и коммуникативной компетенции,
навыков
учебного
сотрудничества,
развития «Я - концепции», повышения самооценки. Процесс
обучения
строится
на
основе
познавательной
инициативы
ребенка,
который
находится
не
в
пассивной позиции, а в активной, т.е.
обучающего самого себя с помощью сверстников и взрослого.
К формам контроля для формирования креативной компетентности школьников относятся
статистические данные уровней развития внимания, памяти, мышления по годам обучения.
1 .Мышление (методика Зейгарника)
2.
Внимание (корректурная проба Бурбона)
3.
Память (методика Мейли)
Уровень развития личности учащихся
70
%
60
%
50
%
40
%
30
%
20
%
10
%
0
%
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017
□
мы
шле
ние
□
вни
Уровень обученности учащихся
Этот показатель включает в себя уровни сформированности качеств знаний, разработанные
Шамовой Т. И. и Давыденко Т. М.:
-
воспроизводящий уровень;
-
конструктивный уровень;
-
творческий уровень.
2013
2014 2015
2015 2016
2016 2017
Результаты диагностики креативности школьников 16, 5а классов
В словаре термин «креативность» означает творческие возможности (способности) человека,
которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это
способность порождать множество разнообразных идей в нерегламентированных условиях
деятельности.
Креативность в широком смысле слова - это творческие и интеллектуальные способности, в том
числе способность привносить что-то новое в опыт, порождать новые идеи и способы решения
проблем, способность осознавать проблемы, мыслить нестандартно.
Использовалась методика Е.П. Торенса.
Исследование
п р о в о д и л о с ь
в
1
и
в
5
к л а с с а х .
*
В 1 классе в исследовании принимали участие 15 учащихся.
В 5классе -'15 учеников.
г
В среднем, по классу, учащиеся 1 класса набрали 13 7,21 баллов, что свидетельствует о среднем
уровне креативности в классе.
Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой
деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и другими
людьми.
Результаты 5 класса распределились следующим образом.
400
350
3 0 0
2
50
200
1
3
5
7
9
5 класс
23
25
Учащиеся набрали 155,07 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития креативности.
Анализ диагностики креативности показал, что результаты учащихся в 5 классе стали выше по
сравнению с результатами в 1 классе. Повышение незначительное, остается в пределах среднего
уровня.
ВЫВОД: Таким образом, демократичная обстановка, творческий характер деятельности,
отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают
свободное проявление творческой активности учащихся класса.
Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в
развитии у детей школьного возраста общения со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и
познавательной активности - с другой. Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии
общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком
коммуникативных задач.
Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование
знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.
Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня:
1.
Я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам
обучения; пополняю свои информационные банки;
2.
Корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих
компонентов — во многом зависит от контингента учащихся);
3.
Нахожусь в состоянии постоянного самообразования - курсы повышения квалификации.
I
И в заключение, моё педагогическое кредо: «Не останавливаясь на достигнутом, я
продолжаю совершенствоваться в любимой профессии...»