Напоминание

"Развитие алгоритмического мышления как средство повышения познавательной активности на уроках информатики и во внеурочной деятельности"


Автор: Арефьева Марина Анатольевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 56
Населённый пункт: г. Артемовский, Свердловская область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Развитие алгоритмического мышления как средство повышения познавательной активности на уроках информатики и во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие алгоритмического мышления как средство повышения

познавательной активности на уроках информатики и во внеурочной

деятельности

Арефьева М.А.,

учитель информатики МАОУ СОШ № 56

г. Артемовский

Одной из дидактических задач образовательного учреждения является

формирование

мышления

учащегося,

развитие

его

интеллекта.

Важной

составляющей

интеллектуального

развития

человека

я вл я е т с я

алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования

алгоритмического

мышления

школьников

среди

естественнонаучных

дисциплин обладает информатика. Анализ развития стандарта образования

по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического

мышления школьников – важная цель школьного образования на разных

ступенях изучения информатики.

Умения решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать

и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей

деятельности,

анализировать

и

находить

рациональные

способы

решения

задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма, представлять

алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяют судить

об

уровне

развития

алгоритмического

мышления

школьников.

Поэтому

необходимо

особое

внимание

уделять

алгоритмическому

мышлению

подрастающего поколения.

Исследования государственного образовательного стандарта учебных

программ

и

пособий,

заданий

ОГЭ

и

ЕГЭ

позволили

сделать

вывод

о

недостаточном

объеме

раздела

алгоритмизации

и

программирования

для

учащихся средней и старшей школы.

Отсюда возникает проблема: как эффективно использовать отведенное

время для изучения данного раздела информатики?

Изучив

методическую

литературу

по

данной

теме

можно

констатировать,

что

выделяют

три

уровня

развития

алгоритмического

мышления:

Операционный

уровень

характеризуется

тем,

что

ученик

имеет

представление об алгоритме.

Системный уровень характеризуется тем, что ученик имеет представления

об алгоритме, его свойствах, составляет небольшие линейные алгоритмы или

с простейшими ветвлениями и циклом; владеет конкретными операциями

классификации; знает способы решения некоторого класса алгоритмических

задач; имеет представление об исполнителе и системе команд исполнителя.

Методологический

уровень

характеризуется

тем,

что

ученик

имеет

представления

об

алгоритме,

знает

его

свойства,

умеет

составлять

и

записывать формальные и неформальные алгоритмы линейной структуры, с

простейшими ветвлениями и циклами; владеет операциями классификации,

легко

справляется

с

задачами

алгоритмического

характера;

имеет

представление об исполнителе, системе команд исполнителя.

В идеале к 10-11 классу учащиеся должны достичь 3 уровня.

Для того, чтобы достичь такого результата я на уроках информатики в

5-6 классах при изучении темы алгоритмизация использую электронную

рабочую тетрадь, которая позволяет индивидуализировать процесс обучения,

что

отражается

в

требованиях

ФГОС

к

организации

деятельности

обучающихся.

Данную

тетрадь

можно

использовать

не

только

для

закрепления

темы

урока,

но

и

в

качестве компьютерного

тестирования,

которое

в

свою

очередь,

повышает

эффективность

учебного

процесса,

активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность

быстрой

обратной

связи

преподавателя

с

обучаемым.

Немаловажным

преимуществом является немедленное после выполнения теста получение

оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в

объективности

результатов

у

самих

обучающихся,

а,

с

другой

стороны,

существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

Кроме

электронной

тетради,

использую

интерактивные

задания,

виртуальные

лаборатории

(групповая

работа),

традиционные

бумажные

дидактические материалы. Разумное их сочетание должно определяться как

методическими,

так

и

эргономическими

(санитарно-гигиеническими)

требованиями, но и конечно же уровнем развития класс или группы детей.

В

связи

с

внедрением

в

образовательный

процесс

нового

образовательного

стандарта

мной

разработан

и

апробируется

3

год

курс

внеурочной

деятельности

«Рисуем

средствами

программирования».

Курс

рассчитан на 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, имеет практико-

ориентированный характер деятельности.

Первая

часть

курса

(6

часов)

знакомит

учащихся

с

координатами,

координатной сеткой и программой KOODRAW, что носит метапредметный

характер.

Знания,

полученные

учащимися,

могут

быть

применены

в

математике, физике, географии. Завершающим этапом 1 части курса является

краткосрочный проект «Создай рисунок - отдай другу».

Во

второй

части

формируются

предметная

составляющая,

которая

активно

формирует

у

учащихся

информационную

и

алгоритмическую

культуры. Результатом этой части является проект «Нарисуй», направленный

на

развитие

умений

составить

и

записать

алгоритм

для

конкретного

исполнителя

С рабочей программой данного курса участвовала в конкурсе участник

Всероссийского конкурса для учителей информатики и ИКТ на лучшую

авторскую программу элективного курса педагогического сообщества «Мое

образование» портала УРОК.РФ, 2017 г.

При

проведении

регулярных

развивающих

занятий,

систематически

организованных занимательных заданий создаются благоприятные условия

для формирования такого ценного качества как алгоритмическое мышление,

что подтверждается результатами мониторинговых исследований

В

7-9

класс ах

обучение

школьников

алгоритмизации

и

программированию с методической точки зрения является одной из самых

трудных задач.

Для

решения

обозначенной

проблемы

применяю

в

работе

метод

обучения

на

основе

реальных

ситуаций.

Преимуществом

этого

является

возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется

достаточно

важным

при

подготовке

учеников.

Внедрение

такой

формы

обучения

информатике

и

информационным

технологиям

позволяет

на

практике реализовать компетентностный подход.

Довольно часто в своей работе использую

портал «Решу ОГЭ» при

помощи которого возможно организовать дистанционную работу по данной

теме.

Считаю, что результаты ОГЭ доказывают правильность применяемых

мною методик.

В

старшем

звене

применяю

следующий

метод

работы

создание

тестов для

учеников,

создание

тестов

ими

самими

для

одноклассников,

Стараюсь показать, что знания основных алгоритмических структур можно

применять и в других программах, например, Excel. Из практического опыта

могу

сказать,

что

в

старшем

звене

целесообразно

применять

объектно-

ориентированный

язык

Visual

Basic.

Язык

Visual

Basic

отличается

своей

простотой и, кроме того, некоторая свобода в действиях, присущая данному

языку, упрощает работу преподавателя и позволяет школьнику достаточно

быстро добиться результата.

Достаточно часто мы в своей практике используем метод рецензий,

когда

учащимся

предлагается

самостоятельно

аргументировано

оценить

работу одноклассника (листинг программы, готовое приложение на одном из

языков

программирования).

Учащиеся

сами

ищут

ошибки,

отмечают

достоинства и недостатки в программах, развивают критическое мышление.

Этот метод содействует выработке таких качеств личности, как честность и

справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает учителю лучше

осуществить

проверку

знаний

учащихся. Все

вышеизложенное

позволяет

значительно повысить интерес учащихся к освоению темы «Алгоритмизация

и программирование». И как результат успешно сдавать ЕГЭ по информатике

и выбирать своей будущей профессией информатику и все что с ней связано.

Таким образом, используя весь арсенал доступных форм и методов

работы

с

учащимися,

основываясь

на

разных

технологиях

обучения,

и

применяя

широкую

интеграцию

с

предметами

школьного

цикла,

можно

получить

значительные

результаты

в

развитии

познавательного

интереса

школьников, что не сможет не сказаться на общих результатах успеваемости

и качества знаний.

- стабильное качество знаний по предмету (65- 88%), 100%-ный уровень

обученности учащихся. Все результаты в пределах одного класса имеют

стабильные показатели, это говорит о правильной направленности работы.

-

важной

составляющей

деятельности

учителя

является

привлечение

школьников к участию в предметных олимпиадах и других всероссийских и

международных олимпиадах и конкурсах.

- в олимпиадах участвуют не только успешные ученики, но и учащиеся со

средним уровнем познавательной активности. Как результат, 20 % учащихся

являются постоянными участниками олимпиадного движения. В основном,

это международная олимпиада «Инфознайка» (благодарность за многолетний

труд), всероссийская олимпиада ФГОСтест, викторины и олимпиады портала

МИНОБР.ОРГ, муниципальный

конкурс

мультимедиа-проектов

в

рамках

Муниципального фестиваля семейного творчества «Артемовский сувенир»,

областной конкурс мультимедийных презентаций «Семья в моей жизни» и

другие конкурсы.

Современное

общество

требует

от

нового

поколения

умения

планировать

свои

действия,

находить

необходимую

информацию

для

решения

задачи,

моделировать

будущий

процесс.

Поэтому

курс,

развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий

стиль мышления, является важным и актуальным.



В раздел образования