Напоминание

"Школа здорового образа жизни"


Автор: Курлович Елена Леонидовна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Населённый пункт: пос.Алмазный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: программа по формированию здорового образа жизни"
Тема: "Школа здорового образа жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




«Утверждаю»:

_____________

Директор СОШ № 4

Н.Н.Жукова

ПРОГРАММА

«ШКОЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

МБОУ «СОШ № 4»

на 2017-2018 г.г.

«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний и вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества,

поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные

знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Проблема

сохранения

здоровья

детей

занимает

значительное

место

в

жизни

общества, становится приоритетной национальной проблемой. Поэтому, достаточно

закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»

здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики .

Сохранение здоровья школьника зависит от образа жизни , который ведет подросток ,

поэтому в школе нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребенка.

Цель программы

Развитие

деятельности

МБОУ

«Средняя

общеобразовательная

школа

№4»,

направленной

на

формирование

здорового

образа

жизни

основных

участников

образовательного процесса.

Задачи:

1.

Формировать у обучающихся и их родителей потребность к здоровому образу

жизни;

2.

Создать здоровую и безопасную среду (микроклимат, оптимальный режим учебной

нагрузки

,

освещенность,

мебель,

технические

средства

обучения,

организация

качественного питания с учетом состояния здоровья детей и т.д. );

3.

Совершенствовать

материально-техническую

базу

для

физического

развития

и

воспитания;

4.

Совершенствовать

психологическую

поддержку

школьников,

медицинское

обслуживание, осуществлять профилактику девиантных форм поведения

5.

Повысить двигательную активность обучающихся .

6.

Организовать

деятельность

образовательного

учреждения

с

использованием

здоровьесберегающих технологий

Согласно

определению

Всемирной

организации

здравоохранения, здоровье - это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только

отсутствие болезней или физических дефектов.

Различают:

Физическое здоровье:

это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических

процессов,

максимальная

адаптация

к

окружающей

среде

(педагогическое

определение);

это

состояние

роста

и

развития

органов

и

систем

организма,

основу

которого

составляют

морфологические

и

функциональные

резервы,

обеспечивающие

адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

это

высокое

сознание,

развитое

мышление,

большая

внутренняя

и

моральная

сила,

побуждающая

к

созидательной

деятельности

(педагогическое

определение);

это

состояние

психической

сферы,

основу

которой

составляет

статус

общего

душевного

комфорта,

адекватная

поведенческая

реакция

(медицинское

определение).

Социальное

здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для

каждого человека.

Нравственное

здоровье -

это

комплекс

характеристик

мотивационной

и

потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет

система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком

профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для

здоровья

условиях

и

определяет

направленность

усилий

личности

в

сохранении

и

укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает:

благоприятное социальное окружение;

духовно-нравственное благополучие;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

закаливание организма;

рациональное питание;

личная гигиена;

отказ

от

вредных

пристрастий

(курение,

употребление

алкогольных

напитков,

наркотических веществ);

положительные эмоции.

занятие спортом

В нашей школе понимают, что культура здорового образа жизни личности - это

часть

общей

культуры

человека,

которая

отражает

его

системное

и

динамическое

состояние,

обусловленное

определенным

уровнем

специальных

знаний,

физической

культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и

самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования,

воплощенных

в

практической

жизнедеятельности,

а

также

в

физическом

и

психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающая деятельность школы:

· Диспансеризация;

· Профилактические прививки;

. Треннинги и диагностики;

. Наркотестирование;

· Дни и Недели Здоровья;

· Спортивные школьные праздники;

· Беседы о здоровье с учащимися;

· Беседы о здоровье с родителями;

· Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».

Основные направления нашей работы:

• Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий;

• Изучение здоровьесберегающей инфраструктуры школы;

• Рациональная организация учебного процесса;

• Физкультурно-оздоровительная работа ;

• Просветительско-воспитательная работа;

• Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.

Формирование у обучающихся и их родителей потребности к здоровому образу

жизни

В школе организована работа по следующим направлениям:

- просветительская работа с обучающимися и их родителями ;

- организация и проведение прогулок в начальной школе;

- проведение «дней здоровья»;

- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;

- спортивные мероприятия.

Основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы,

классными воспитателями в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них

зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Для организации просветительской работы с обучающимися разработана система

классных часов. Классными воспитателями спланирована работа на классных часах по

формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема

правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна,

психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для

здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.

Кроме того, в содержательную часть уроков включены вопросы, связанные

со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.

Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка

понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому

образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение

учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т. д

Создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и

содействия

здоровому

образу

жизни.

В

различных

формах

учащиеся

получают

информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на

воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и

методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на

внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

Организована спортивная

работа

с

учащимися,

проводятся

спортивные

соревнования,

игры.

В

школе

регулярно

проходят

общешкольные

Дни

Здоровья

с

привлечением всех детей, преподавателей и родителей.

Любое

мероприятие

в

школе

носит

положительный

эмоциональный

характер,

в

результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который

благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на

состоянии ребенка в целом.

Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели

рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как

состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию

можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных

трудовых условиях.

Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным

анкетирования

учащихся)

уже

начинает

давать

свои

плоды:

изменилось

отношение

учащихся

к

здоровому

образу

жизни,

к

спорту,

к

правильному

питанию.

Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим

сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку

Создание здоровой и безопасной среды и совершенствование материально-

технической базы для физического развития и воспитания.

Школа обеспечена нужными материалами и санитарно - гигиеническими средствами,

а также средствами электробезопасности и пожаротушения.

Особое

внимание

уделяется

санитарно

-

гигиеническому

состоянию

школы.

Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими,

дезинфицирующими средствами. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги,

мыла. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с

дезинфицирующими

и

моющими

средствами

мест

общего

пользования,

классов,

рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для

охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на

хорошем уровне.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь,

перед

едой

моют

руки.

Помещения,

в

которых

занимаются

учащиеся,

часто

п р о в е т р и в а ю т с я

и

и м е ю т

о п т и м а л ь н у ю

т е м п е р а т у р у .

В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние

на

зрение

обучающихся

в

школе

детей,

поэтому

под

особым

контролем

находится

освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно

проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности.

Соблюдается питьевой режим, для чего в столовой имеется приспособление для

питьевой воды. Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения

здорового

режима

питания.98%

обучающихся

охвачены

горячим

питанием.

Режим

работы

общеобразовательного

учреждения

составляется

с

учетом

продолжительности

пребывания

детей

в

учреждении,

регламентируется

единым

расписанием

учебных

занятий,

самоподготовки,

внеурочной

деятельности

и

дополнительного

образования

в

соответствии

с

требованиями

Санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, строится на принципах

интеграции

основного

и

дополнительного

образования,

обеспечивает

научно-

обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.

Важнейшим

условием

деятельности

педагогического

коллектива

школы

стало

обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это

предполагает

наличие,

место,

содержание

и продолжительность

оздоровительных

моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная

гимнастика,

гимнастика

для глаз,

массаж

активных

точек;

соответствуют ли

условия

в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений.

Все учебные классы школы оснащены современным оборудованием: компьютерами,

мультимедийными

проекторами,

видеомагнитофонами,

телевизорами,

музыкальными

центрами.

Таким

образом,

в

школе

созданы

необходимые

условия

для

здоровой

и

безопасной жизнедеятельности.

Совершенствование психологической поддержки школьников

Учителя

следят

за

психологическим

климатом

на уроке,

наличием

на уроке

эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка,

поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения,

музыкальная минутка и т.п

Мероприятия по реализации программы «Школа здорового образа жизни»

1.

Мероприятия по привитию навыков ведения

безопасного образа жизни:

Планируемое мероприятие

Сроки

Ответственные

Примеч

ания

1

Смотр санитарного состояния

школьных помещений, соблюдение

техники безопасности.

август

2017г.

Администрация

школы.

2

Классные

часы

по

технике

безопасности.

В

теч е н и е

всего года

Классные

руководители.

Протоко

лы.

3

Рейд

по

проверке

внешнего

вида учащихся.

В

теч е н и е

всего года

С о ц .

П е д а г о г,

педагог-организатор.

1-11

классы

4

Организация

дежурств

по

ш кол е ,

бе с ед ы

о

п р а в и л а х

поведения в школе.

сентябрь

2017г.

Зам. директора по

В Р ,

к л а с с н ы е

руководители.

По

четвертям.

5

Инструктаж по ТБ «Дорога в

школу и домой. ПДД»

сентябрь

2017 г.

Классные

руководители

Оформле

ние

школьного

стенда.

6

Инструктаж по ТБ «Травмы и

раны.

Предупреждение

детского

травматизма»

октябрь

2016г.

Классные

руководители.

1-11

классы

7

Правила

перехода

ч е р е з

проезжую часть дороги.

В с т р еч а

с

и н с п е к т о р о м

ГАИОВД.

ноябрь 2017

г.

Зам. директора по

В Р ,

к л а с с н ы е

руководители,

с о ц .

Педагог.

4-7

классы

8

1

декабря

день

борьбы

со

СПИДом.

Бе седа

с

в р ач ом -

наркологом «Формула здоровья».

декабрь

2017 г.

Зам. директора по

ВР, соц.Педагог

5-11

классы .

9

Конкурс

агитбригад

«Я

выбираю здоровый образ жизни».

январь 2018 г.

Зам. директора по

В Р ,

п е д а г о г -

организатор,

классные

руководители.

5-8

классы.

1

0

Профилактика

инфекционных

заболеваний.

февраль

Ст. медсестра,

5-10

2018 г.

классы.

1

1

П р о ф и л а к т и к а

р а н н е й

беременности

март 2018

акушер-гинеколог

8-11

классы

1

2

К о н ф е р е н ц и я

д л я

старшеклассников

« В ли я н и е

алкоголя

на

организм

человека.

С о ц и а л ь н ы е

п о с л е д с т в и я

употребления алкоголя».

март 2018

г.

Зам. директора по

В Р,

с о ц .

П е д а г о г,

психолог.

9-11

классы.

1

3

Викторина

«Знаем

ли

мы

ПДД»

апрель 2018

г.

классные

руководители

1-6

классы.

1

4

Беседа с инспектором ГИБДД

по правилам дорожного движения

для пешеходов.

май

2018 г.

Зам. директора по

ВР .

Беседы,

викторины

по

возрастным

группам.

1

5

общешкольный

медицинский

осмотр

май 2018 г.

специалисты

МРЦБ

2. Мероприятия, направленные на профилактику

правонарушений и безнадзорности среди учащихся:

Планируемое мероприятие

Сроки

Ответственные

Примеч

ания

1

Утверждение

состава

Совета

Профилактики,

плана

работы

на

год.

сентябрь

2017г.

С о ц .

П е д а г о г ,

классные руководители.

4 -

1 1

классы

2

У с т р о й с т в о

д е т е й ,

оказавшихся в социально опасном

положении,

в

«Харысхал».

Выездные комиссии КДН

В

течение

всего года

Соц. Педагоги

3

Д е н ь

п р о ф и л а к т и к и

правонарушений.

З а с е д а н и е

Совета Профилактики

Ежемесячн

о

(по следняя

пятница).

Зам.

директора

по

ВР,

психолог,

с о ц .

Педагог.

По

заявкам

классных

руководител

е й

и

соц.педагога

4

Наркотестирование

ноябрь

2017

социальный

педагог

4

Встреча с инструктором МЧС

№ 5 «Пиротехника и последствия

шалости с пиротехникой».

декабрь

2017г.

зам. по ВР

6-10

классы

5

Открытые

классные

часы

январь

Зам.

директора

по

По

«Мои права и обязанности».

2018г.

В Р ,

к л а с с н ы е

руководители.

особому

графику.

5-

11 классы

6

Тр е н и н го в ы е

з а н я т и я

в

среднем звене «Час общения».

март

2018г.

П с и хо л о г,

с о ц .

Педагог.

По

особому

графику.

5-8

классы

7

Тр е н и н го в ы е

з а н я т и я

в

старшем звене «Час общения».

апрель

2018г.

П с и хо л о г,

с о ц .

Педагог.

По

особому

графику 9-11

классы

8

Р е й д ы

с о ц и а л ь н о -

психологической службы

В

течении

всего года

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц .

П е д а г о г,

классные руководители.

По

особому

графику.

9

О р г а н и з а ц и я

л е т н е й

занятости.

ЛОУ

«Лучики»

с

социальным уклоном

июнь 2018

зам

директора

по

ВР

програм

ма

3.Физическое воспитание. Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни,

алкогольной и наркотической профилактике:

Планируемое мероприятие

Сроки

Ответственные

Примечан

ия

1

Кросс Наций – 2017

сентябрь

2017 г.

Учителя

физической культуры.

По

особому

графику.

2

Сдача норм ГТО

в

т е ч е н и е

года

учителя физической

культуры

по

особому плану

2

Всероссийский день ОБЖ.

сентябрь

2017 г.

Зам.

директора

по

ВР, педагог организатор,

учителя

физкультуры,

классные руководители.

По

особому

графику.

1-11

классы

3

Совместные мероприятия с МЧС

5 .

И н с т р у к т а ж и ,

у ч е б н ы е

эвакуации, лекции, экскурсии

в

т е ч е н и е

года

зам

директора

по

ВР, инструктор МЧС

план

совместной

деятельности

3

Соревнования

по

футболу

5-9

классы.

сентябрь

2017 г.

Учителя

физкультуры.

По

особому

графику.

4

А н к е т и р о в а н и е .

Ур о в е н ь

информированности

и

отношения

п о д р о с т к о в

к

а л к о г о л ю

и

наркотическим веществам.

октябрь

2017 г.

С о ц .

П е д а г о г ,

психолог,

к л а с с н ы е

руководители.

По

особому

графику.

8-10

классы

5

Соревнования

по

стрельбе

9-11

классы.

октябрь

2017 г.

Руководитель

вск

«Молодая Гвардия».

По

особому

графику.

6

Соревнования

по

разборке

и

сборке учебного автомата.

октябрь

2017 г.

Преподаватель

ОБЖ.

По

особому

графику.

7

Цикл мероприятий «Молодежь за

здоровый

образ

жизни».

Конкурс

агитбригад

ноябрь

2017 г.

Зам.

директора

по

ВР, педагог-организатор,

соц. Педагог, психолог.

Мероприят

ия по классам и

параллелям

по

особому плану.

8

м е с я ч н и к

п с и х и ч е с ко го

и

психологического здоровья

ноябрь 2017

г

зам.директора

по

ВР, психолог

по

особому плану

9

Игры для младших школьников

«Зимние забавы».

январь

2018г.

педагог-

организатор,

руководители кружков и

с е к ц и й ,

к л а с с н ы е

руководители.

1-4 классы

1

0

Профилактические

беседы

о

вреде

табакокурения

и

алкоголя.

Заседание поста ЗОЖ

январь

2018г.

С о ц .

П е д а г о г ,

классные руководители.

По

особому

графику.5-8

классы

1

1

Соревнования по баскетболу 9-11

классы.

февраль

2018 г.

Учителя

физкультуры.

По

графику.

1

2

«Веселые

старты»,

во енно-

спортивные игровые встречи.

Военизированная игра «Зарница»

военно-спортивные

старты

«А,

ну-ка,парни»

с

приглашением

СОШ

№6

февраль,

2018 г.

зам.по

ВР,

учителя

физкультуры

1-11

классы

1

3

Соревнования

допризывной

молодежи

февраль

2018 г

учителя физической

культуры

8-10 кл

1

4

Спартакиада сельских школ

март 2018

оргкомитет

по

особой

программе

1

5

Зимний туристический слет

апрель 2018

зам по ВР, учителя

физической культуры

1

6

Весенний кросс «Лыжня -2017»

апрель 2018

г

Учителя

физкультуры

1

7

Дружеские футбольные матчи 5-

8 классы.

апрель

2018г.

Учителя

физкультуры.

По

графику.

1

8

Районная

военизированная

игра

«Зарница»

оргкомитет

По

Май 2018г.

графику.

1

9

р а й о н н ы й

и

ш к о л ь н ы й

туристический слет

май 2018 г.

оргкомитет

2

0

Военные сборы учащихся

июнь, 2018г.

Учитель ОБЖ

10 классы

2

1

Военно-спортивный

л а ге р ь

«Витязь-2017»

июнь 2018

зам

директора

по

ВР

6-8 кл

2

2

наркотестирование

май 2018

социальный педагог

Ожидаемые результаты программы:

Повышение функциональных возможностей организма обучающихся.

Рост физического развития и физической подготовленности школьников.

Повышение приоритета здорового образа жизни.

Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в

сохранении и укреплении здоровья школьников.

Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей

Методы контроля:

• Отчёт на заседаниях методического совета школы .

• Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ .

• Изучение и анализ опыта работы педагогов, работающих по здоровьесберегающим

технологиям.

• Создание методической копилки по проблеме здоровьесбережения.

• Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в

школе .

• Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

• Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,

объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.

• Анкетирование родителей и обучающихся



В раздел образования