Автор: Курлович Елена Леонидовна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Населённый пункт: пос.Алмазный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: программа по формированию здорового образа жизни"
Тема: "Школа здорового образа жизни"
Раздел: среднее образование
«Утверждаю»:
_____________
Директор СОШ № 4
Н.Н.Жукова
ПРОГРАММА
«ШКОЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
МБОУ «СОШ № 4»
на 2017-2018 г.г.
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний и вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества,
поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные
знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Проблема
сохранения
здоровья
детей
занимает
значительное
место
в
жизни
общества, становится приоритетной национальной проблемой. Поэтому, достаточно
закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»
здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики .
Сохранение здоровья школьника зависит от образа жизни , который ведет подросток ,
поэтому в школе нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребенка.
Цель программы
Развитие
деятельности
МБОУ
«Средняя
общеобразовательная
школа
№4»,
направленной
на
формирование
здорового
образа
жизни
основных
участников
образовательного процесса.
Задачи:
1.
Формировать у обучающихся и их родителей потребность к здоровому образу
жизни;
2.
Создать здоровую и безопасную среду (микроклимат, оптимальный режим учебной
нагрузки
,
освещенность,
мебель,
технические
средства
обучения,
организация
качественного питания с учетом состояния здоровья детей и т.д. );
3.
Совершенствовать
материально-техническую
базу
для
физического
развития
и
воспитания;
4.
Совершенствовать
психологическую
поддержку
школьников,
медицинское
обслуживание, осуществлять профилактику девиантных форм поведения
5.
Повысить двигательную активность обучающихся .
6.
Организовать
деятельность
образовательного
учреждения
с
использованием
здоровьесберегающих технологий
Согласно
определению
Всемирной
организации
здравоохранения, здоровье - это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов.
Различают:
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических
процессов,
максимальная
адаптация
к
окружающей
среде
(педагогическое
определение);
это
состояние
роста
и
развития
органов
и
систем
организма,
основу
которого
составляют
морфологические
и
функциональные
резервы,
обеспечивающие
адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
это
высокое
сознание,
развитое
мышление,
большая
внутренняя
и
моральная
сила,
побуждающая
к
созидательной
деятельности
(педагогическое
определение);
это
состояние
психической
сферы,
основу
которой
составляет
статус
общего
душевного
комфорта,
адекватная
поведенческая
реакция
(медицинское
определение).
Социальное
здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для
каждого человека.
Нравственное
здоровье -
это
комплекс
характеристик
мотивационной
и
потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет
система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для
здоровья
условиях
и
определяет
направленность
усилий
личности
в
сохранении
и
укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни предполагает:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ
от
вредных
пристрастий
(курение,
употребление
алкогольных
напитков,
наркотических веществ);
положительные эмоции.
занятие спортом
В нашей школе понимают, что культура здорового образа жизни личности - это
часть
общей
культуры
человека,
которая
отражает
его
системное
и
динамическое
состояние,
обусловленное
определенным
уровнем
специальных
знаний,
физической
культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и
самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования,
воплощенных
в
практической
жизнедеятельности,
а
также
в
физическом
и
психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающая деятельность школы:
· Диспансеризация;
· Профилактические прививки;
. Треннинги и диагностики;
. Наркотестирование;
· Дни и Недели Здоровья;
· Спортивные школьные праздники;
· Беседы о здоровье с учащимися;
· Беседы о здоровье с родителями;
· Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Основные направления нашей работы:
• Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий;
• Изучение здоровьесберегающей инфраструктуры школы;
• Рациональная организация учебного процесса;
• Физкультурно-оздоровительная работа ;
• Просветительско-воспитательная работа;
• Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.
Формирование у обучающихся и их родителей потребности к здоровому образу
жизни
В школе организована работа по следующим направлениям:
- просветительская работа с обучающимися и их родителями ;
- организация и проведение прогулок в начальной школе;
- проведение «дней здоровья»;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия.
Основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы,
классными воспитателями в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них
зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.
Для организации просветительской работы с обучающимися разработана система
классных часов. Классными воспитателями спланирована работа на классных часах по
формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема
правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна,
психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для
здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.
Кроме того, в содержательную часть уроков включены вопросы, связанные
со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.
Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка
понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому
образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение
учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т. д
Создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и
содействия
здоровому
образу
жизни.
В
различных
формах
учащиеся
получают
информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на
воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и
методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на
внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
Организована спортивная
работа
с
учащимися,
проводятся
спортивные
соревнования,
игры.
В
школе
регулярно
проходят
общешкольные
Дни
Здоровья
с
привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
Любое
мероприятие
в
школе
носит
положительный
эмоциональный
характер,
в
результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который
благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на
состоянии ребенка в целом.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели
рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как
состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию
можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных
трудовых условиях.
Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным
анкетирования
учащихся)
уже
начинает
давать
свои
плоды:
изменилось
отношение
учащихся
к
здоровому
образу
жизни,
к
спорту,
к
правильному
питанию.
Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим
сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку
Создание здоровой и безопасной среды и совершенствование материально-
технической базы для физического развития и воспитания.
Школа обеспечена нужными материалами и санитарно - гигиеническими средствами,
а также средствами электробезопасности и пожаротушения.
Особое
внимание
уделяется
санитарно
-
гигиеническому
состоянию
школы.
Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими,
дезинфицирующими средствами. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги,
мыла. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с
дезинфицирующими
и
моющими
средствами
мест
общего
пользования,
классов,
рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для
охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на
хорошем уровне.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь,
перед
едой
моют
руки.
Помещения,
в
которых
занимаются
учащиеся,
часто
п р о в е т р и в а ю т с я
и
и м е ю т
о п т и м а л ь н у ю
т е м п е р а т у р у .
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние
на
зрение
обучающихся
в
школе
детей,
поэтому
под
особым
контролем
находится
освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно
проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности.
Соблюдается питьевой режим, для чего в столовой имеется приспособление для
питьевой воды. Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения
здорового
режима
питания.98%
обучающихся
охвачены
горячим
питанием.
Режим
работы
общеобразовательного
учреждения
составляется
с
учетом
продолжительности
пребывания
детей
в
учреждении,
регламентируется
единым
расписанием
учебных
занятий,
самоподготовки,
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования
в
соответствии
с
требованиями
Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, строится на принципах
интеграции
основного
и
дополнительного
образования,
обеспечивает
научно-
обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.
Важнейшим
условием
деятельности
педагогического
коллектива
школы
стало
обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это
предполагает
наличие,
место,
содержание
и продолжительность
оздоровительных
моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная
гимнастика,
гимнастика
для глаз,
массаж
активных
точек;
соответствуют ли
условия
в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений.
Все учебные классы школы оснащены современным оборудованием: компьютерами,
мультимедийными
проекторами,
видеомагнитофонами,
телевизорами,
музыкальными
центрами.
Таким
образом,
в
школе
созданы
необходимые
условия
для
здоровой
и
безопасной жизнедеятельности.
Совершенствование психологической поддержки школьников
Учителя
следят
за
психологическим
климатом
на уроке,
наличием
на уроке
эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка,
поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения,
музыкальная минутка и т.п
Мероприятия по реализации программы «Школа здорового образа жизни»
1.
Мероприятия по привитию навыков ведения
безопасного образа жизни:
№
Планируемое мероприятие
Сроки
Ответственные
Примеч
ания
1
Смотр санитарного состояния
школьных помещений, соблюдение
техники безопасности.
август
2017г.
Администрация
школы.
2
Классные
часы
по
технике
безопасности.
В
теч е н и е
всего года
Классные
руководители.
Протоко
лы.
3
Рейд
по
проверке
внешнего
вида учащихся.
В
теч е н и е
всего года
С о ц .
П е д а г о г,
педагог-организатор.
1-11
классы
4
Организация
дежурств
по
ш кол е ,
бе с ед ы
о
п р а в и л а х
поведения в школе.
сентябрь
2017г.
Зам. директора по
В Р ,
к л а с с н ы е
руководители.
По
четвертям.
5
Инструктаж по ТБ «Дорога в
школу и домой. ПДД»
сентябрь
2017 г.
Классные
руководители
Оформле
ние
школьного
стенда.
6
Инструктаж по ТБ «Травмы и
раны.
Предупреждение
детского
травматизма»
октябрь
2016г.
Классные
руководители.
1-11
классы
7
Правила
перехода
ч е р е з
проезжую часть дороги.
В с т р еч а
с
и н с п е к т о р о м
ГАИОВД.
ноябрь 2017
г.
Зам. директора по
В Р ,
к л а с с н ы е
руководители,
с о ц .
Педагог.
4-7
классы
8
1
декабря
–
день
борьбы
со
СПИДом.
Бе седа
с
в р ач ом -
наркологом «Формула здоровья».
декабрь
2017 г.
Зам. директора по
ВР, соц.Педагог
5-11
классы .
9
Конкурс
агитбригад
«Я
выбираю здоровый образ жизни».
январь 2018 г.
Зам. директора по
В Р ,
п е д а г о г -
организатор,
классные
руководители.
5-8
классы.
1
0
Профилактика
инфекционных
заболеваний.
февраль
Ст. медсестра,
5-10
2018 г.
классы.
1
1
П р о ф и л а к т и к а
р а н н е й
беременности
март 2018
акушер-гинеколог
8-11
классы
1
2
К о н ф е р е н ц и я
д л я
старшеклассников
« В ли я н и е
алкоголя
на
организм
человека.
С о ц и а л ь н ы е
п о с л е д с т в и я
употребления алкоголя».
март 2018
г.
Зам. директора по
В Р,
с о ц .
П е д а г о г,
психолог.
9-11
классы.
1
3
Викторина
«Знаем
ли
мы
ПДД»
апрель 2018
г.
классные
руководители
1-6
классы.
1
4
Беседа с инспектором ГИБДД
по правилам дорожного движения
для пешеходов.
май
2018 г.
Зам. директора по
ВР .
Беседы,
викторины
по
возрастным
группам.
1
5
общешкольный
медицинский
осмотр
май 2018 г.
специалисты
МРЦБ
2. Мероприятия, направленные на профилактику
правонарушений и безнадзорности среди учащихся:
№
Планируемое мероприятие
Сроки
Ответственные
Примеч
ания
1
Утверждение
состава
Совета
Профилактики,
плана
работы
на
год.
сентябрь
2017г.
С о ц .
П е д а г о г ,
классные руководители.
4 -
1 1
классы
2
У с т р о й с т в о
д е т е й ,
оказавшихся в социально опасном
положении,
в
«Харысхал».
Выездные комиссии КДН
В
течение
всего года
Соц. Педагоги
3
Д е н ь
п р о ф и л а к т и к и
правонарушений.
З а с е д а н и е
Совета Профилактики
Ежемесячн
о
(по следняя
пятница).
Зам.
директора
по
ВР,
психолог,
с о ц .
Педагог.
По
заявкам
классных
руководител
е й
и
соц.педагога
4
Наркотестирование
ноябрь
2017
социальный
педагог
4
Встреча с инструктором МЧС
№ 5 «Пиротехника и последствия
шалости с пиротехникой».
декабрь
2017г.
зам. по ВР
6-10
классы
5
Открытые
классные
часы
январь
Зам.
директора
по
По
«Мои права и обязанности».
2018г.
В Р ,
к л а с с н ы е
руководители.
особому
графику.
5-
11 классы
6
Тр е н и н го в ы е
з а н я т и я
в
среднем звене «Час общения».
март
2018г.
П с и хо л о г,
с о ц .
Педагог.
По
особому
графику.
5-8
классы
7
Тр е н и н го в ы е
з а н я т и я
в
старшем звене «Час общения».
апрель
2018г.
П с и хо л о г,
с о ц .
Педагог.
По
особому
графику 9-11
классы
8
Р е й д ы
с о ц и а л ь н о -
психологической службы
В
течении
всего года
Зам.
директора
по
В Р,
с о ц .
П е д а г о г,
классные руководители.
По
особому
графику.
9
О р г а н и з а ц и я
л е т н е й
занятости.
ЛОУ
«Лучики»
с
социальным уклоном
июнь 2018
зам
директора
по
ВР
програм
ма
3.Физическое воспитание. Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни,
алкогольной и наркотической профилактике:
№
Планируемое мероприятие
Сроки
Ответственные
Примечан
ия
1
Кросс Наций – 2017
сентябрь
2017 г.
Учителя
физической культуры.
По
особому
графику.
2
Сдача норм ГТО
в
т е ч е н и е
года
учителя физической
культуры
по
особому плану
2
Всероссийский день ОБЖ.
сентябрь
2017 г.
Зам.
директора
по
ВР, педагог организатор,
учителя
физкультуры,
классные руководители.
По
особому
графику.
1-11
классы
3
Совместные мероприятия с МЧС
№
5 .
И н с т р у к т а ж и ,
у ч е б н ы е
эвакуации, лекции, экскурсии
в
т е ч е н и е
года
зам
директора
по
ВР, инструктор МЧС
план
совместной
деятельности
3
Соревнования
по
футболу
5-9
классы.
сентябрь
2017 г.
Учителя
физкультуры.
По
особому
графику.
4
А н к е т и р о в а н и е .
Ур о в е н ь
информированности
и
отношения
п о д р о с т к о в
к
а л к о г о л ю
и
наркотическим веществам.
октябрь
2017 г.
С о ц .
П е д а г о г ,
психолог,
к л а с с н ы е
руководители.
По
особому
графику.
8-10
классы
5
Соревнования
по
стрельбе
9-11
классы.
октябрь
2017 г.
Руководитель
вск
«Молодая Гвардия».
По
особому
графику.
6
Соревнования
по
разборке
и
сборке учебного автомата.
октябрь
2017 г.
Преподаватель
ОБЖ.
По
особому
графику.
7
Цикл мероприятий «Молодежь за
здоровый
образ
жизни».
Конкурс
агитбригад
ноябрь
2017 г.
Зам.
директора
по
ВР, педагог-организатор,
соц. Педагог, психолог.
Мероприят
ия по классам и
параллелям
по
особому плану.
8
м е с я ч н и к
п с и х и ч е с ко го
и
психологического здоровья
ноябрь 2017
г
зам.директора
по
ВР, психолог
по
особому плану
9
Игры для младших школьников
«Зимние забавы».
январь
2018г.
педагог-
организатор,
руководители кружков и
с е к ц и й ,
к л а с с н ы е
руководители.
1-4 классы
1
0
Профилактические
беседы
о
вреде
табакокурения
и
алкоголя.
Заседание поста ЗОЖ
январь
2018г.
С о ц .
П е д а г о г ,
классные руководители.
По
особому
графику.5-8
классы
1
1
Соревнования по баскетболу 9-11
классы.
февраль
2018 г.
Учителя
физкультуры.
По
графику.
1
2
«Веселые
старты»,
во енно-
спортивные игровые встречи.
Военизированная игра «Зарница»
военно-спортивные
старты
«А,
ну-ка,парни»
с
приглашением
СОШ
№6
февраль,
2018 г.
зам.по
ВР,
учителя
физкультуры
1-11
классы
1
3
Соревнования
допризывной
молодежи
февраль
2018 г
учителя физической
культуры
8-10 кл
1
4
Спартакиада сельских школ
март 2018
оргкомитет
по
особой
программе
1
5
Зимний туристический слет
апрель 2018
зам по ВР, учителя
физической культуры
1
6
Весенний кросс «Лыжня -2017»
апрель 2018
г
Учителя
физкультуры
1
7
Дружеские футбольные матчи 5-
8 классы.
апрель
2018г.
Учителя
физкультуры.
По
графику.
1
8
Районная
военизированная
игра
«Зарница»
оргкомитет
По
Май 2018г.
графику.
1
9
р а й о н н ы й
и
ш к о л ь н ы й
туристический слет
май 2018 г.
оргкомитет
2
0
Военные сборы учащихся
июнь, 2018г.
Учитель ОБЖ
10 классы
2
1
Военно-спортивный
л а ге р ь
«Витязь-2017»
июнь 2018
зам
директора
по
ВР
6-8 кл
2
2
наркотестирование
май 2018
социальный педагог
Ожидаемые результаты программы:
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся.
Рост физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в
сохранении и укреплении здоровья школьников.
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей
Методы контроля:
• Отчёт на заседаниях методического совета школы .
• Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ .
• Изучение и анализ опыта работы педагогов, работающих по здоровьесберегающим
технологиям.
• Создание методической копилки по проблеме здоровьесбережения.
• Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в
школе .
• Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
• Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,
объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.
• Анкетирование родителей и обучающихся