Напоминание

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.


Авторы: Серикова Анна Андреевна, Токарева Людмила Иванована
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №175
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола,

одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей

в современном обществе.

Гендерный

подход

в

образовании

это

индивидуальный

подход

к

проявлению

ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора

и

самореализации,

помогает

быть

достаточно

гибким

и

уметь

использовать

разные

возможности поведения.

Гендерное воспитание это - формирование у детей представлений о настоящих

мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации

личности.

Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль,

или

гендерную

модель

поведения,

которой

придерживается

человек,

чтобы

его

определяли, как женщину или мужчину.

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление

программы

гендерного

воспитания

учитывает

и

то,

что

современное

общество

категорически

против

того,

чтобы

мужчины

и

женщины

располагали

лишь

набором

преимуществ

по

своему

половому

признаку.

Это

отражено

в

приказе

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного

вопроса в системе образования».

Поэтому

тема

гендерной

идентификации

детей

дошкольного

возраста

в

ДОУ

в

условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.

На

сегодняшний

день

существует

ряд

проблем,

которые

негативно

влияют

на

развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели

к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых,

в

условиях

образовательного

пространства

девочки

и

мальчики

воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости

применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи

имеют

статус

полной

семьи,

следовательно,

ребенок

не

имеет

возможности

видеть

взаимоотношения

родителей,

распределений

между

ними

бытовых

обязанностей

и

социальных

ролей,

что

также

влияет

на

формирование

у

ребенка

неправильного

гендерного самосознания.

Наблюдая

за

современными

детьми,

можно

отметить,

что

девочки

становятся

агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших

группах

многие

девочки

лишены

скромности,

нежности,

терпения,

не

умеют

мирно

разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя,

слабы

физически,

лишены

выносливости

и

эмоциональной

устойчивости,

у

них

отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же

вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу

ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе

трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с

учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам

тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где

нужна тщательность и аккуратность.

Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам

зависят, с одной стороны, от поло ролевой дифференциации, от того, к какой деятельности

готовят детей, а с другой – от гендерного символизма: какие морально-психологические

качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации –

родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется

гендерная социализация, каковы методы обучения ребенка половой гендерной роли и

психологические механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального

развития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса.

Формирование

мужского

и

женского

начал

осуществляется

с

помощью

слова,

чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные

архетипы,

образы,

на

основании

которых

у

них

работает

эмоциональная

сфера

и

формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика,

архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами.

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В

подсознании

любого

человека

присутствуют

так

называемые

архетипы

фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных

народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в

детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно,

горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды,

корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч,

копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в

снах

и

рисунках

проступает

совсем

другая

система

символов:

символы

материнства

(куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества,

легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего

уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи,

грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже

различаются

достаточно

сильно.

Девочки

при

решении

пространственных

задач

используют

речевые

опоры,

а

при

решении

речевых,

логических

образные

и

эмоциональные.

Мальчикам

пространственные

задачи

легче

решать

чисто

пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать

процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так,

как воспитывали меня".

Рекомендации по воспитанию девочек:

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были

теплые,

доверительные

отношения.

В

свою

очередь

родителям

необходимо

подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились

впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу

следует

находить

время

на

общение

с

дочерью:

показывать,

что

дочь

отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и

благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать

личность

дочери,

проявляя

удовлетворённость

её

поступками,

формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить

время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая

забота

друг

о

друге

демонстрируется

через

уважение

к

старшему

поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты

своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что

они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы

даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что

они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть.

Восхищайтесь ими!

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не

повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное

за хороший поступок.

Мальчики должны быть естественными и проявлять свою эмоциональность (не

ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЕТ, как нужно

воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно

должен

быть

физический,

телесный

контакт

-

для

повышения

самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, принятия и

одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-

разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять

наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему

прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить

эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Используемая литература:

1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм -Евро знак, 2002. - 320 с.

3. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.

4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.

5. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.

6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

8. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.

9. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.

10. Столярчук. Л.И. Гендерное образование. учеб. пособ. Краснодар: Просвещение-Юг,

2011. – 387 с



В раздел образования