Напоминание

"Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО."


Автор: Ишкабулов Алексей Андреевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Сарагашская сош"
Населённый пункт: с. Сарагаш, Боградский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО."
Раздел: среднее образование





Назад




«Нужно,

чтобы

дети,

по

возможности,

учились

самостоятельно,

а

учитель

руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д.

Ушинского отражают суть урока современного типа.

Стандарты второго поколения в современных условиях обучения в средней школе

требует

от

учеников

развитие

в

нем

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов.

Развивать

такие

результаты

можно

через

познавательную

деятельность

и

исследовательскую культуру на уроках географии с 5 класса.

География

особенный

предмет,

при

освоении

которого

ведущей

является

познавательная

деятельность,

которая

требует

от

ученика

умения

составлять

характеристику,

объяснять,

сравнивать,

систематизировать,

выявлять

зависимость,

анализировать.

Познавательная

деятельность –

это

активное

изучение

человеком

окружающей

действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы

существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и

целенаправленно

воздействовать

на

него.

Познавательная

деятельность

единство

чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Исследовательская культура как качество личности, характеризующееся единством

знаний целостной картины мира, умений и навыков научного познания, ценностного

отношения к его результатам, а также обеспечивающее ее самоопределение и творческое

саморазвитие

(И.

Ф.

Исаев).

Фундамент

исследовательской

культуры

составляет

психологическая потребность в поисковой активности, физиологической основой которой

служит безусловный ориентировочный рефлекс.

Обучение начального курса географии в 5 классе я веду по учебнику УМК ИЦ "

Вентана Граф" А.А. Летягин.

Тематическое планирование к данному учебнику состоит из 6 разделов, в каждом

из

которых

есть

интересные

темы,

которые

способны

развивать

как

познавательную

деятельность, так и исследовательскую культуру.

Н а п р и м е р ,

р а з д е л

« П л а н е т а

З е м л я »

т е м а

у р о к а

«Движение Земли по околосолнечной орбите». Цель урока - сформировать у обучающихся

представления о нагревании Земли в дни солнцестояния и равноденствия,

Задачи урока:

1) в ходе урока учащиеся будут вести учебно-исследовательскую деятельность по теме

урока,

2)

развивать

у

учащихся

познавательные

процессы:

мышление,

умение

наблюдать,

сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,

3)

воспитывать

положительные

качества

личности:

умение

работать

в

коллективе,

взаимопомощь, творческую активность.

Данный урок строиться по следующему плану:

1.

Сообщения по теме фенологические сезоны года (заранее д\з);

2.

Мотивация к уроку через беседу и постановку проблемы;

3.

Освоение нового материала, используя учебный глобус, карты, презентации,

сообщения учащихся и самостоятельную работу учащихся по группам.

4.

Физическая минутка – игра «Вращайся Землюшка».

5.

Обобщение и систематизация знаний учеников.

Результатом такого урока служит формирование:

предметных результатов: использовать полученные на уроке термины для решения

учебных

задач

по

изучению

географических

следствий

движения

Земли

вокруг

Солнца; находить условные линии на глобусе и карте;

метапредметных результатов:

умение вести самостоятельный поиск информации, её

преобразование,

логические

УД

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

доказательство, установление причинно-следственных связей);умения организовывать

свою деятельность, целеполагание, планирование, оценка способов достижения цели;

умение

выражать

свои

мысли,

самостоятельно

организовывать

учебное

взаимодействие в коллективе;

личностных

результатов:

формирование

толерантности,

как

нормы

осознанного

и

доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Таких интересных уроков, где можно развивать как познавательная деятельность и

исследовательская

культура

много

в

моей

практике:

«Из

чего

состоит

земная

кора»,

«Воздушная оболочка Земли» и т.п.



В раздел образования