Автор: Ишкабулов Алексей Андреевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Сарагашская сош"
Населённый пункт: с. Сарагаш, Боградский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО."
Раздел: среднее образование
«Нужно,
чтобы
дети,
по
возможности,
учились
самостоятельно,
а
учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д.
Ушинского отражают суть урока современного типа.
Стандарты второго поколения в современных условиях обучения в средней школе
требует
от
учеников
развитие
в
нем
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Развивать
такие
результаты
можно
через
познавательную
деятельность
и
исследовательскую культуру на уроках географии с 5 класса.
География
–
особенный
предмет,
при
освоении
которого
ведущей
является
познавательная
деятельность,
которая
требует
от
ученика
умения
составлять
характеристику,
объяснять,
сравнивать,
систематизировать,
выявлять
зависимость,
анализировать.
Познавательная
деятельность –
это
активное
изучение
человеком
окружающей
действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы
существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и
целенаправленно
воздействовать
на
него.
Познавательная
деятельность
–
единство
чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Исследовательская культура как качество личности, характеризующееся единством
знаний целостной картины мира, умений и навыков научного познания, ценностного
отношения к его результатам, а также обеспечивающее ее самоопределение и творческое
саморазвитие
(И.
Ф.
Исаев).
Фундамент
исследовательской
культуры
составляет
психологическая потребность в поисковой активности, физиологической основой которой
служит безусловный ориентировочный рефлекс.
Обучение начального курса географии в 5 классе я веду по учебнику УМК ИЦ "
Вентана Граф" А.А. Летягин.
Тематическое планирование к данному учебнику состоит из 6 разделов, в каждом
из
которых
есть
интересные
темы,
которые
способны
развивать
как
познавательную
деятельность, так и исследовательскую культуру.
Н а п р и м е р ,
р а з д е л
« П л а н е т а
З е м л я »
т е м а
у р о к а
«Движение Земли по околосолнечной орбите». Цель урока - сформировать у обучающихся
представления о нагревании Земли в дни солнцестояния и равноденствия,
Задачи урока:
1) в ходе урока учащиеся будут вести учебно-исследовательскую деятельность по теме
урока,
2)
развивать
у
учащихся
познавательные
процессы:
мышление,
умение
наблюдать,
сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,
3)
воспитывать
положительные
качества
личности:
умение
работать
в
коллективе,
взаимопомощь, творческую активность.
Данный урок строиться по следующему плану:
1.
Сообщения по теме фенологические сезоны года (заранее д\з);
2.
Мотивация к уроку через беседу и постановку проблемы;
3.
Освоение нового материала, используя учебный глобус, карты, презентации,
сообщения учащихся и самостоятельную работу учащихся по группам.
4.
Физическая минутка – игра «Вращайся Землюшка».
5.
Обобщение и систематизация знаний учеников.
Результатом такого урока служит формирование:
предметных результатов: использовать полученные на уроке термины для решения
учебных
задач
по
изучению
географических
следствий
движения
Земли
вокруг
Солнца; находить условные линии на глобусе и карте;
метапредметных результатов:
умение вести самостоятельный поиск информации, её
преобразование,
логические
УД
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
доказательство, установление причинно-следственных связей);умения организовывать
свою деятельность, целеполагание, планирование, оценка способов достижения цели;
умение
выражать
свои
мысли,
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в коллективе;
личностных
результатов:
формирование
толерантности,
как
нормы
осознанного
и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
Таких интересных уроков, где можно развивать как познавательная деятельность и
исследовательская
культура
много
в
моей
практике:
«Из
чего
состоит
земная
кора»,
«Воздушная оболочка Земли» и т.п.