Автор: Балабанова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 47
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Организация обучения детей разных возрастов с помощью аутентичных песен
Раздел: начальное образование
Организация обучения детей разных возрастов с
помощью аутентичных песен
Выполнила:
Учитель английского языка
Балабанова Екатерина Юрьевна
МБОУ СОШ № 47
Г.Белгород
Современное обучение подразумевает, что человек ставится в центр процесса обучения и
формируется как гуманная личность независимо от будущей специальности и изучаемых
дисциплин. Гуманизация обучения является частью общего процесса гуманизации
системы образования и связана с получением необходимого для каждого культурного
человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного
народа, о его литературе, искусстве, то есть о нравственно-эстетических ценностях,
оказывающих влияние на формирование личности учащегося в целом.
Одной из важных проблем современной методики преподавания иностранных языков
является организация обучения детей разных возрастов с помощью аутентичных песен.
Для повышения уровня образования и развития интеллекта учащихся необходимо
использовать методику, основанную на эмоциональном восприятии учебного материала и
способной повысить эффективность обучения иностранному языку. В этом плане очень
успешным является использование песен на изучаемом языке.
Изучение английского языка с помощью песен способствует развитию навыков
коммуникативной речи учащихся, даёт возможность овладеть звуковой системой
английского языка: его фонемным составом, ритмом, интонацией. Песни ориентируют
учеников на высказывание собственного мнения, своего отношения к услышанному.
Использование песен на изучаемом языке весьма актуально на начальном этапе
обучения иностранному языку. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к
культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов,
особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим
своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для
всестороннего развития личности учащегося, так как специально отобранные песни
стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.
Таким образом, с точки зрения методики песня на английском языке может
рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно
отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с
другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может
формировать и духовную культуру учащегося.
В песнях есть все - и готовые фразы, и живой язык, и та же грамматика. Они дают
умение вслушиваться в речь, понимать и запоминать на слух. Коммуникативная
лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков,
обратив внимание на проблемы ситуативно обусловленного обучения устным видам
речевой деятельности, типологии текстов и ситуаций, разработки коммуникативно
ориентированных упражнений, широкого использования аутентичных материалов, в том
числе песен. Использование песни в учебном процессе способствует а) укреплению
мотивов, обеспечивая благоприятный психологический климат на уроке, б) расширению
лингвокультурологического кругозора за счет получения информации о культуре страны и
воспитания эстетических вкусов в) совершенствованию аудитивных и речевых
продуктивных умений. Роли песни в обучении иностранным языкам посвящен целый ряд
работ отечественных и зарубежных авторов (И. Н. Балунец, В.Ф. Аитов, Г. Н. Доля, Д. И.
Евладова, Е. П. Карпиченкова, Н. Д. Куметова, И. В. Лабутова, Е. В. Любавина, Д. Бирн.
Дж. Уэлман. К. Уилсон. Т. Ллойд и др.). Тем не менее, нельзя сказать, что все вопросы
использования песенного материала в учебном процессе достаточно исследованы.
Работая с песней, учащийся с первых минут вовлекается в процесс работы над
аутентичным документом, который носит глубоко когнитивный подход: идентификация,
классификация, понимание письменного текста, аудирование, рассуждение над самой
песней (музыкой, исполнителем, темой). Учащийся при этом занимает свою собственную
позицию, высказывает свое мнение. Что относется преподавателя, он определяет этапы
работы, анимирует совместную самостоятельность, оказывает влияние на формирование
культурных ценностей учащихся.
Песня на иностранном языке выходит далеко за рамки учебного процесса и является
связующим звеном между обучением, умственным развитием и воспитанием личности.
Песня является действительным инструментом преподавания, который активизирует
мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс
привлекательным и интересным, доставляет учащимся эстетическое наслаждение, а
потому пожжет быть признана стимулом к овладению языком.
По мнению А.А.Леонтьева эстетическая мотивация, создаваемая песенным материалом,
должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной,
познавательной и игровой. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения.
Песня на уроке - это увлекательное занятие. Среди разнообразных приемов организации
занятий песни вызывают большой интерес у школьников. Атмосфера радости и
увлеченности, ощущение посильности заданий способствуют развитию детей, помогают
преодолеть стеснительность, которая мешает употреблять иноязычные слова в речи.
Таким образом, можно сделать выводы:
Песни на уроке английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные
эмоции, служат лучшему усвоению лексико- грамматического материала.
· Песни должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане,
эмоциональны, проблемны и актуальны, а также песни должны отвечать возрастным
особенностям учащихся.
· Использование песен способствует развитию у детей интереса к изучению английского
языка.
· Песни активизируют учебную деятельность и являются способом расширения и
обогащения словаря учащихся.
· Использование песен на уроках английского языка способствует развитию музыкального
слуха, а также эстетическому воспитанию учащихся.
· Использование песен на уроках английского языка обогащает учащихся знаниями
страноведческого характера, даёт возможность узнать про культуру страны, язык которой
изучается.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леви В. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. - 1966. - № 8
2. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в
содержании обучения английскому языку в начальной школе. // Иностранные языки в
школе. - 1993. - № 3
3. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в
обучении английскому языку младших школьников. // Иностранные языки в школе. - 1994.
- № 5
4. Науменко С.И. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально -
творческих способностей учащихся общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1982
5.Моргулева А.А. Гуманизация обучения общению на французском языке на основе
поэтических и музыкальных произведений. – «Иностранные языки в школе», № 1, 2004г.
6.Саранова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как
специальности. Автореферат диссертации. – М.,1993.
7.Синькевич Г.С. Песня на уроке английского языка. – «Иностранные языки в школе», №
1, 2002 г.