Автор: Зелинская Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Югорск
Наименование материала: Программа дополнительного образования "Лего-конструирование"
Тема: Программа и тематическое планирование по дополнительному образованию "Лего-конструирование"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Югорска
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«Лего - конструирование»
Конструктор LEGOMINDSTORMS EV3»
Возраст учащихся: 9 - 12 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель: Зелинская Ирина Владимировна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Продолжительность реализации программы: 9 месяцев
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.
Краткое содержание: программа состоит из 2- образовательных модулей.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности.
Статус программы: дополнительная общеобразовательная программа по основам программирования.
Направленность: техническая
Цель программы:создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техническо-
му творчеству посредством.
Контингент обучающихся: учащиеся МБОУ “СОШ № 6».
Программа рассчитана на детей 9 - 12 лет
Краткое содержание :программа состоит из 2- образовательных модулей.
Модуль 1 – « Конструирование».
Дети знакомятся с компанией «Lego», узнают конструкторские решения для применения в Лего. Изучают детали и узлы.
Происходит
практическая
работа
по
сборке
роботов. Для
реализации
программы
используются
образовательные
конструкторы фирмы Lego, конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он представляет собой набор конструк-
тивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и микро-
компьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией.
Модуль 2 – «Программирование» . Дети знакомятся с программированием в среде LEGO MINDSTORMS на компьютере.
Изучают работу датчиков . Изучают и применят конструкции программирования. Учатся работать с данными.
Ожидаемый результат: стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую
личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям,
формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов. Сфор-
мировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем.
Содержание
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.....................................................................................5
1.2 Цель и задачи программы.................................................................................9
1.3 Содержание программы....................................................................................9
1.4 Планируемые результаты...............................................................................14
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.......................................................................15
2.2 Условия реализации........................................................................................22
2.3 Формы аттестации (контроля)........................................................................23
2.4 Оценочные материалы....................................................................................24
2.5 Методические материалы...............................................................................31
2.6 Список литературы..........................................................................................
36
I. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы .
Рабочая программа кружка «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3
составлена в оответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№6». Использование конструктора LEGO EV3 позволяет со-
здать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В
процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструи-
рованию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимо-
действовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в преде-
лах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход
позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Программное обес-
печение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести
рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.
Отличительные особенности программы
Программа имеет выраженную практическую направленность, которая определяет логику построения материала
учебных занятий и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государ-
ственного образовательного стандарта начального общего образования.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает комплексное освоение совре-
менных технологий в процессе сборки Лего. Дети получают представления о том, что роботом можно управлять с помо-
щью программирования. Ребята получают азы инженерного образования.
Осваивая данную программу, каждый ребенок имеет возможность
приобрести опыт в создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Адресат программы.
Программа разработана для детей 9 – 12 лет и составлена с учетом возрастных психофизиологических особенно -
стей учащихся. Учащиеся этого возраста очень активен, любит игры, исследовать что-то новое и незнакомое, свободно
выражает свои эмоции, начинает быть самостоятельным.
Набор основного состава детей производится в свободной форме в установленные сроки. Во время учебного года
предусмотрен дополнительный набор учащихся, так как происходит отсев детей по объективным причинам (смена места
жительства, интересов деятельности и т.д.).
Объем и срок освоения программы.
Программа соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образова-
тельным технологиям и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера -
ции»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики без-
надзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-
ции режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-
Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 - оз «О государственно-обществен-
ном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;
- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образо -
вание: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-
Югры №229 от 06.03.2014);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразова-
тельным программам, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008;
- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Мини-
стерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);
- Лицензией на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6»от 07.09.2017г № 2266;
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы –
34ч.
Прогнозируемые результаты: : Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творче-
скую личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким техноло-
гиям, формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов.
Сформировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем.
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения 8 – 10 детей.
Формы обучения по программе - очная.
Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, групповые, фронтальные. Виды занятий:
лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа,
просмотры и обсуждение мультипликационных фильмов, экскурсии, выставки, игры, соревнования.
Режим занятий
Общее количество часов в год –34 ч. (1 раза в неделю).
Продолжительность занятий 40 минут.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель : создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техни-
ческому творчеству посредством
обучения основам робототехники, программирования с ориентацией их на получе-
ние
специальностей связанных с программированием, создание условий,
обеспечивающих социально-лич-
ностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием
компьютерных технологий.
Задачи программы по формированию и развитию следующих качеств учащихся:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, собы-
тия), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; · на-
зывать и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нрав-
ственных ценностей; · самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
-уметь работать в паре и в коллективе;
-уметь рассказывать о своей проделанной работе.
-уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности .
1.3Содержание программы.
Учебный план
№
п/п
Назва-
ние мо-
дуля
Количество часов
Формы органи-
зации занятий
Формы аттестации
(контроля)
Тео-
рия
Прак
тика
Всег
о
1
Модуль
1
«Констр
уирова-
ние»
2
13
15
Групповая, инди-
видуальная, ком-
бинированное,
повторение и
усвоение прой-
денного, новый
Творческая работа
материал.
2
Модуль
2 «Про-
гра-
мирова-
ние»
8
11
19
Групповая, инди-
видуальная, ком-
бинированное,
повторение и
усвоение прой-
денного, новый
материал.
Тест
Итого
часов:
10
24
34
Содержание учебно-тематического плана.
Модуль 1 «Конструирование».
1.Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Правила ра-
боты с конструктором LEGO
2.Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGOMINDSTORMSEV3.
3.Виды узлов и соединений. Основы конструирования.
4.Датчики . касания. Практикум.
5.Подключение датчиков и моторов. Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мо-
тором.
6.Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами
LEGOMINDSTORMS».
Модуль 2 «Программирование».
1.Среда программирования модуля
2. Решение задач на движение вдоль линии.
3. Программирование модулей.
4. Соревнование роботов на тестовом поле.
5.Измерениеосвещенности. Определение цветов.
6.Измерение расстояний до объектов.
Календарный учебный график
№
п/п
Д
ат
а
М
е-
ся
ц
Тема занятия
Форма прове-
дения занятия
Количество часов
Место
прове-
дения
Форма
контро-
ля
теория
прак-
тика
все
го
Модуль 1 «Конструирование»
1
Ф
ев
ра
Введение в ро-
бототехнику
Вводное заня-
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый матери-
1
1
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
ль
тие.
ал.
2
Роботы. Виды
роботов. Значе-
ние роботов в
жизни челове-
ка. Основные
направления
применения ро-
ботов. Правила
работы с
конструктором
LEGO
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый матери-
ал.
1
1
3
МБОУ
«СОШ
№ 6»
3
ма
рт
Управление ро-
ботами. Мето-
ды общения с
роботом. Со-
став конструк-
тора
LEGOMINDST
ORMSEV3.
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый матери-
ал.
2
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
4
Датчик каса-
ния. Практикум
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый материал
2
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
5
А
п-
ре
Датчик цвета,
режимы работы
Групповая, ин-
дивидуальная,
2
2
МБОУ
«СОШ
ль
датчика.
новый материал
№ 6»
6
Ультразвуковой
датчик.
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый материал
2
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
7
Подключение
датчиков и
моторов.
Интерфейс
модуля EV3.
Приложения
модуля.
Представление
порта.
Управление
мотором.
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый материал
2
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
8
ма
й
Проверочная
работа № 1 по
теме
«Знакомство с
роботами
LEGOMINDST
ORMS».
Индивидуаль-
ная
1
1
МБОУ
«СОШ
№ 6»
тест
Модуль 2 «Программирование»
№
п/п
Д
ат
а
М
е-
Тема занятия
Форма прове-
дения занятия
Количество часов
Место
прове-
дения
Форма
контро-
ля
теория
прак-
тика
все
го
ся
ц
1
се
н-
тя
бр
ь
Среда програм-
мирования мо-
дуля.
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый матери-
ал.
2
1
3
МБОУ
«СОШ
№ 6»
2
Решение задач
на движение
вдоль линии.
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый матери-
ал.
2
1
3
МБОУ
«СОШ
№ 6»
3
О
кт
яб
рь
Программирова
ние модулей.
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый матери-
ал.
2
1
3
МБОУ
«СОШ
№ 6»
4
Соревнование
роботов на те-
стовом поле
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый материал
1
1
МБОУ
«СОШ
№ 6»
5
Н
о-
яб
рь
Измерениео-
свещенности.
Определение
цветов
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый материал
1
1
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
6
Измерение рас-
стояний до
объектов
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый материал
1
1
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
7
Д
е-
ка
бр
ь
Сила. Плечо
силы.
Подъемный
кран.
Групповая, ин-
дивидуальная,
новый материал
2
2
МБОУ
«СОШ
№ 6»
8
Проектная
работа. Защита.
Групповая
3
3
МБОУ
«СОШ
№ 6»
Защита
проек-
тов
2.2 Условия реализации
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигие-
ническим требованиям и нормам. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и
приспособления, необходимые для организации занятий, хранения материалов, литературы и наглядных пособий.
Материалы и инструменты:
1.
Ноутбук.
2.
Поле.
3. Конструктор LEGOMINDSTORMSEV3.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.
1. Сборник дидактических материалов: разработка внеклассных мероприятий; открытые занятия; родительские со-
брания; технологические карты; творческие тесты; методические разработки.
2. Методическая литература.
3. Дидактические и развивающие игры.
4. Репродукции.
5. CD, DVD - диски.
Кадровое обеспечение: учитель начальных классов, первой квалификационной категории.
2.3 Формы аттестации (контроля)
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:
- Беседа в форме «вопрос - ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного.
Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.
- Игра - данный вид контроля позволяет повысить интерес учащихся и обеспечить дух соревнования.
- Тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам).
- Конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их родители).
- Открытое занятие.
- Защита творческих проектов.
- Участие в научно-исследовательских конференциях.
Участие в городских, окружных, всероссийских выставках и конкурсах, представляет собой форму контроля,
направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, разви-
тие и реализацию индивидуальных способностей каждого ребенка.
По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:
- Начальный или входной контроль (начало учебного года), для определения уровня развития детей, их творческих
способностей проходит в виде беседы и теста.
- Текущий контроль (в течение учебного года), для определения степени усвоения учащимися учебного материала
и готовности к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения. Контроль проходит в виде наблюдения, опроса, итоговых занятий, самостоя-
тельной работы.
- Промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела), для определения степени усвоения учащи-
мися учебного материала, проводится в форме творческой работы, конкурса, теста.
- Итоговый контроль (в конце учебного года), для определения результатов обучения, ориентирование учащихся на
дальнейшее обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Проводится в форме тестового задания, творческой работы, игры-испытания.
По итогам аттестации заполняются таблицы диагностики и мониторинга в начале, середине и конце учебного года.
2.4 Оценочные материалы
В качестве критериев мониторинга и диагностических исследований учащихся, в программе применена классифи-
кация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому, которая утверждена методическим советом и разработана с
учетом данного направления деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом увидеть и проанали-
зировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы, что позволяет в
дальнейшем вносить корректировку в программу.
Оценка результатов выставляется по трехбалловой шкале: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1
балл – низкий уровень.
В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, ко-
торые предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы. Диагностические таблицы фиксируют результаты
детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем сум-
мирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров (табл.1 ).
Таблица 1
Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся творческого объединения
«Лего конструирование»
Показатели (оцени-
ваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возмож-
ное кол-
во
баллов
Методы
диагно-
стики
.Теоретическая под-
готовка:
1.1 Теоретические
знания
1.2 Владение специ-
альной терминологи-
ей
Соответствия
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии
Минимальный уровень(ребенок овладел менее чем
½ объема знаний, предусмотренных программой);
Средний уровень(объем усвоенных знаний состав-
ляет более 1/2);
Максимальный уровень(ребенок усвоил практиче-
ски весь объем знаний, предусмотренных програм-
мой за конкретный период);
Минимальный уровень(как правило, избегает упо-
треблять специальные термины);
Средний уровень(сочетает специальную термино-
логию с бытовой);
Максимальный уровень(специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с
их содержанием).
1
2
3
1
2
3
Наблюде-
ние, тести-
рование,
контроль-
ный опрос
II. Практическая под-
готовка:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
2.2. Владение специ-
альным оборудовани-
ем и оснащением
2.3. Творческие на-
выки
Соответствие
практических
умений и навы-
ков программ-
ным требовани-
ям
Отсутствие за-
труднений в ис-
пользовании спе-
циального обору-
дования и осна-
щения
Креативность в
выполнении
практических
заданий
Минимальный уровень(ребенок овладел менее чем
1/2 предусмотренных умений и навыков);
Средний уровень(объем усвоенных умений и на-
выков более1/2);
Максимальный уровень(овладел практически все-
ми умениями и навыками, предусмотренными про-
граммой за конкретный период.)
Минимальный уровень(ребенок испытывает се-
рьезные затруднения при работе с оборудованием);
Средний уровень(работает с оборудованием с по-
мощью педагога);
Максимальный уровень(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудно-
стей);
-Начальный (элементарный) уровень развития кре-
ативности (ребенок в состоянии выполнить лишь
простейшие практические задания педагога);
-Репродуктивный уровень (выполняет в основном
задания на основе образца);
-Творческий уровень (выполняет практические за-
2
3
1
2
3
1
2
3
Контроль-
ное зада-
ние
Контроль-
ное зада-
ние
Контроль-
ное зада-
ние