Напоминание

Программа и тематическое планирование по дополнительному образованию "Лего-конструирование"


Автор: Зелинская Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Югорск
Наименование материала: Программа дополнительного образования "Лего-конструирование"
Тема: Программа и тематическое планирование по дополнительному образованию "Лего-конструирование"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Югорска

Дополнительная общеобразовательная программа

технической направленности

«Лего - конструирование»

Конструктор LEGOMINDSTORMS EV3»

Возраст учащихся: 9 - 12 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель: Зелинская Ирина Владимировна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Продолжительность реализации программы: 9 месяцев

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.

Краткое содержание: программа состоит из 2- образовательных модулей.

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности.

Статус программы: дополнительная общеобразовательная программа по основам программирования.

Направленность: техническая

Цель программы:создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техническо-

му творчеству посредством.

Контингент обучающихся: учащиеся МБОУ “СОШ № 6».

Программа рассчитана на детей 9 - 12 лет

Краткое содержание :программа состоит из 2- образовательных модулей.

Модуль 1 – « Конструирование».

Дети знакомятся с компанией «Lego», узнают конструкторские решения для применения в Лего. Изучают детали и узлы.

Происходит

практическая

работа

по

сборке

роботов. Для

реализации

программы

используются

образовательные

конструкторы фирмы Lego, конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он представляет собой набор конструк-

тивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и микро-

компьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией.

Модуль 2 – «Программирование» . Дети знакомятся с программированием в среде LEGO MINDSTORMS на компьютере.

Изучают работу датчиков . Изучают и применят конструкции программирования. Учатся работать с данными.

Ожидаемый результат: стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую

личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям,

формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов. Сфор-

мировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем.

Содержание

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка.....................................................................................5

1.2 Цель и задачи программы.................................................................................9

1.3 Содержание программы....................................................................................9

1.4 Планируемые результаты...............................................................................14

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график.......................................................................15

2.2 Условия реализации........................................................................................22

2.3 Формы аттестации (контроля)........................................................................23

2.4 Оценочные материалы....................................................................................24

2.5 Методические материалы...............................................................................31

2.6 Список литературы..........................................................................................

36

I. Комплекс основных характеристик программы.

1.1 Пояснительная записка.

Направленность программы – техническая.

Актуальность программы .

Рабочая программа кружка «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3

составлена в оответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№6». Использование конструктора LEGO EV3 позволяет со-

здать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В

процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструи-

рованию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимо-

действовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.

LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в преде-

лах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход

позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Программное обес-

печение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести

рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.

Отличительные особенности программы

Программа имеет выраженную практическую направленность, которая определяет логику построения материала

учебных занятий и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государ-

ственного образовательного стандарта начального общего образования.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает комплексное освоение совре-

менных технологий в процессе сборки Лего. Дети получают представления о том, что роботом можно управлять с помо-

щью программирования. Ребята получают азы инженерного образования.

Осваивая данную программу, каждый ребенок имеет возможность

приобрести опыт в создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Адресат программы.

Программа разработана для детей 9 – 12 лет и составлена с учетом возрастных психофизиологических особенно -

стей учащихся. Учащиеся этого возраста очень активен, любит игры, исследовать что-то новое и незнакомое, свободно

выражает свои эмоции, начинает быть самостоятельным.

Набор основного состава детей производится в свободной форме в установленные сроки. Во время учебного года

предусмотрен дополнительный набор учащихся, так как происходит отсев детей по объективным причинам (смена места

жительства, интересов деятельности и т.д.).

Объем и срок освоения программы.

Программа соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образова-

тельным технологиям и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

- Конвенцией о правах ребенка;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера -

ции»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики без-

надзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об

утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-

ции режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-

Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 - оз «О государственно-обществен-

ном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;

- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образо -

вание: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-

Югры №229 от 06.03.2014);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразова-

тельным программам, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 29 августа 2013 г. № 1008;

- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Мини-

стерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);

- Лицензией на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6»от 07.09.2017г № 2266;

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы –

34ч.

Прогнозируемые результаты: : Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творче-

скую личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким техноло-

гиям, формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов.

Сформировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем.

Программа рассчитана на 9 месяцев обучения 8 – 10 детей.

Формы обучения по программе - очная.

Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, групповые, фронтальные. Виды занятий:

лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа,

просмотры и обсуждение мультипликационных фильмов, экскурсии, выставки, игры, соревнования.

Режим занятий

Общее количество часов в год –34 ч. (1 раза в неделю).

Продолжительность занятий 40 минут.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель : создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техни-

ческому творчеству посредством

обучения основам робототехники, программирования с ориентацией их на получе-

ние

специальностей связанных с программированием, создание условий,

обеспечивающих социально-лич-

ностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием

компьютерных технологий.

Задачи программы по формированию и развитию следующих качеств учащихся:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, собы-

тия), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; · на-

зывать и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нрав-

ственных ценностей; · самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

-уметь работать в паре и в коллективе;

-уметь рассказывать о своей проделанной работе.

-уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности .

1.3Содержание программы.

Учебный план

п/п

Назва-

ние мо-

дуля

Количество часов

Формы органи-

зации занятий

Формы аттестации

(контроля)

Тео-

рия

Прак

тика

Всег

о

1

Модуль

1

«Констр

уирова-

ние»

2

13

15

Групповая, инди-

видуальная, ком-

бинированное,

повторение и

усвоение прой-

денного, новый

Творческая работа

материал.

2

Модуль

2 «Про-

гра-

мирова-

ние»

8

11

19

Групповая, инди-

видуальная, ком-

бинированное,

повторение и

усвоение прой-

денного, новый

материал.

Тест

Итого

часов:

10

24

34

Содержание учебно-тематического плана.

Модуль 1 «Конструирование».

1.Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Правила ра-

боты с конструктором LEGO

2.Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGOMINDSTORMSEV3.

3.Виды узлов и соединений. Основы конструирования.

4.Датчики . касания. Практикум.

5.Подключение датчиков и моторов. Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мо-

тором.

6.Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами

LEGOMINDSTORMS».

Модуль 2 «Программирование».

1.Среда программирования модуля

2. Решение задач на движение вдоль линии.

3. Программирование модулей.

4. Соревнование роботов на тестовом поле.

5.Измерениеосвещенности. Определение цветов.

6.Измерение расстояний до объектов.

Календарный учебный график

п/п

Д

ат

а

М

е-

ся

ц

Тема занятия

Форма прове-

дения занятия

Количество часов

Место

прове-

дения

Форма

контро-

ля

теория

прак-

тика

все

го

Модуль 1 «Конструирование»

1

Ф

ев

ра

Введение в ро-

бототехнику

Вводное заня-

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый матери-

1

1

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

ль

тие.

ал.

2

Роботы. Виды

роботов. Значе-

ние роботов в

жизни челове-

ка. Основные

направления

применения ро-

ботов. Правила

работы с

конструктором

LEGO

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый матери-

ал.

1

1

3

МБОУ

«СОШ

№ 6»

3

ма

рт

Управление ро-

ботами. Мето-

ды общения с

роботом. Со-

став конструк-

тора

LEGOMINDST

ORMSEV3.

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый матери-

ал.

2

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

4

Датчик каса-

ния. Практикум

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый материал

2

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

5

А

п-

ре

Датчик цвета,

режимы работы

Групповая, ин-

дивидуальная,

2

2

МБОУ

«СОШ

ль

датчика.

новый материал

№ 6»

6

Ультразвуковой

датчик.

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый материал

2

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

7

Подключение

датчиков и

моторов.

Интерфейс

модуля EV3.

Приложения

модуля.

Представление

порта.

Управление

мотором.

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый материал

2

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

8

ма

й

Проверочная

работа № 1 по

теме

«Знакомство с

роботами

LEGOMINDST

ORMS».

Индивидуаль-

ная

1

1

МБОУ

«СОШ

№ 6»

тест

Модуль 2 «Программирование»

п/п

Д

ат

а

М

е-

Тема занятия

Форма прове-

дения занятия

Количество часов

Место

прове-

дения

Форма

контро-

ля

теория

прак-

тика

все

го

ся

ц

1

се

н-

тя

бр

ь

Среда програм-

мирования мо-

дуля.

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый матери-

ал.

2

1

3

МБОУ

«СОШ

№ 6»

2

Решение задач

на движение

вдоль линии.

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый матери-

ал.

2

1

3

МБОУ

«СОШ

№ 6»

3

О

кт

яб

рь

Программирова

ние модулей.

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый матери-

ал.

2

1

3

МБОУ

«СОШ

№ 6»

4

Соревнование

роботов на те-

стовом поле

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый материал

1

1

МБОУ

«СОШ

№ 6»

5

Н

о-

яб

рь

Измерениео-

свещенности.

Определение

цветов

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый материал

1

1

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

6

Измерение рас-

стояний до

объектов

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый материал

1

1

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

7

Д

е-

ка

бр

ь

Сила. Плечо

силы.

Подъемный

кран.

Групповая, ин-

дивидуальная,

новый материал

2

2

МБОУ

«СОШ

№ 6»

8

Проектная

работа. Защита.

Групповая

3

3

МБОУ

«СОШ

№ 6»

Защита

проек-

тов

2.2 Условия реализации

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигие-

ническим требованиям и нормам. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и

приспособления, необходимые для организации занятий, хранения материалов, литературы и наглядных пособий.

Материалы и инструменты:

1.

Ноутбук.

2.

Поле.

3. Конструктор LEGOMINDSTORMSEV3.

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

1. Сборник дидактических материалов: разработка внеклассных мероприятий; открытые занятия; родительские со-

брания; технологические карты; творческие тесты; методические разработки.

2. Методическая литература.

3. Дидактические и развивающие игры.

4. Репродукции.

5. CD, DVD - диски.

Кадровое обеспечение: учитель начальных классов, первой квалификационной категории.

2.3 Формы аттестации (контроля)

На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:

- Беседа в форме «вопрос - ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного.

Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.

- Игра - данный вид контроля позволяет повысить интерес учащихся и обеспечить дух соревнования.

- Тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам).

- Конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их родители).

- Открытое занятие.

- Защита творческих проектов.

- Участие в научно-исследовательских конференциях.

Участие в городских, окружных, всероссийских выставках и конкурсах, представляет собой форму контроля,

направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, разви-

тие и реализацию индивидуальных способностей каждого ребенка.

По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:

- Начальный или входной контроль (начало учебного года), для определения уровня развития детей, их творческих

способностей проходит в виде беседы и теста.

- Текущий контроль (в течение учебного года), для определения степени усвоения учащимися учебного материала

и готовности к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее

эффективных методов и средств обучения. Контроль проходит в виде наблюдения, опроса, итоговых занятий, самостоя-

тельной работы.

- Промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела), для определения степени усвоения учащи-

мися учебного материала, проводится в форме творческой работы, конкурса, теста.

- Итоговый контроль (в конце учебного года), для определения результатов обучения, ориентирование учащихся на

дальнейшее обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Проводится в форме тестового задания, творческой работы, игры-испытания.

По итогам аттестации заполняются таблицы диагностики и мониторинга в начале, середине и конце учебного года.

2.4 Оценочные материалы

В качестве критериев мониторинга и диагностических исследований учащихся, в программе применена классифи-

кация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому, которая утверждена методическим советом и разработана с

учетом данного направления деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом увидеть и проанали-

зировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы, что позволяет в

дальнейшем вносить корректировку в программу.

Оценка результатов выставляется по трехбалловой шкале: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1

балл – низкий уровень.

В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, ко-

торые предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы. Диагностические таблицы фиксируют результаты

детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем сум-

мирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров (табл.1 ).

Таблица 1

Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся творческого объединения

«Лего конструирование»

Показатели (оцени-

ваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож-

ное кол-

во

баллов

Методы

диагно-

стики

.Теоретическая под-

готовка:

1.1 Теоретические

знания

1.2 Владение специ-

альной терминологи-

ей

Соответствия

теоретических

знаний ребенка

программным

требованиям

Осмысленность

и правильность

использования

специальной

терминологии

Минимальный уровень(ребенок овладел менее чем

½ объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень(объем усвоенных знаний состав-

ляет более 1/2);

Максимальный уровень(ребенок усвоил практиче-

ски весь объем знаний, предусмотренных програм-

мой за конкретный период);

Минимальный уровень(как правило, избегает упо-

треблять специальные термины);

Средний уровень(сочетает специальную термино-

логию с бытовой);

Максимальный уровень(специальные термины

употребляет осознанно и в полном соответствии с

их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюде-

ние, тести-

рование,

контроль-

ный опрос

II. Практическая под-

готовка:

2.1. Практические

умения и навыки,

предусмотренные

программой

2.2. Владение специ-

альным оборудовани-

ем и оснащением

2.3. Творческие на-

выки

Соответствие

практических

умений и навы-

ков программ-

ным требовани-

ям

Отсутствие за-

труднений в ис-

пользовании спе-

циального обору-

дования и осна-

щения

Креативность в

выполнении

практических

заданий

Минимальный уровень(ребенок овладел менее чем

1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень(объем усвоенных умений и на-

выков более1/2);

Максимальный уровень(овладел практически все-

ми умениями и навыками, предусмотренными про-

граммой за конкретный период.)

Минимальный уровень(ребенок испытывает се-

рьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень(работает с оборудованием с по-

мощью педагога);

Максимальный уровень(работает с оборудованием

самостоятельно, не испытывает особых трудно-

стей);

-Начальный (элементарный) уровень развития кре-

ативности (ребенок в состоянии выполнить лишь

простейшие практические задания педагога);

-Репродуктивный уровень (выполняет в основном

задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические за-

2

3

1

2

3

1

2

3

Контроль-

ное зада-

ние

Контроль-

ное зада-

ние

Контроль-

ное зада-

ние



В раздел образования