Напоминание

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе


Автор: Капитонова Нина Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования
Населённый пункт: Московская область, г. Раменское
Наименование материала: подготовка к написанию сочинения на морально - нравственную тему : "Что такое милосердие"
Тема: Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема урока: подготовка к написанию сочинения на морально - нравственную

тему : «Что такое милосердие»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Технология обучения: развитие критического мышления через анализ

текста.

Цель урока: познакомить с системой работы сочинения по слову

Совершенствовать умение анализировать текст на морально-

нравственную тему , определять тему, основную мысль, выявлять пути

решения проблемы автором), отбирать материал для написания сочинения.

Развивать логическое мышление и языковое чутьё;

Обучать умению писать текст по заданной теме, привлекая аргументы из

разных источников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,

раздаточный материал, тексты.

« Милосердие . Нужно ли оно в нашей жизни?»

Цели:

1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь

нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,

«гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов,

которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры

ведения беседы.

Задачи:

1.Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».

2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Технологии: технология проблемного обучения, информационные

технологии, групповая технология.

Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире… ."

Урок начинается с проблемной ситуации, предложенной учителем в данном

тексте.

Слово учителя: «Ребята, в данном отрывке описана ситуация, которую

каждый из нас видит довольно часто. Но люди часто проходят мимо. почему?

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля.

Подхожу ближе : земля шевелится .Да это брошенные людьми собаки ,и в

глазах их - горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою

собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит –дохода.

Что же получается : деньги вместо души? Почему дефицит милосердия

сегодня так велик?

Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта

навсегда? Ведь уже сегодня недостает нам всем! горе у товарища - мы не

спешим на помощь. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными

лапками мучается, не может приземлиться,- мы снова проходим мимо.

Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу .

Словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без

доброго отношения к меньшим своим братьям.

Космос, пограничная и милицейская службы. медицина,геология - сферы. в

которых жизнь собак и - подвиг во имя человека. Где же наша человеческая

благодарность, милосердие?.

Учитель: «Ребята, вы прочитали данный текст. Скажите, какие основные

проблемы можно выделить. (Жестокость по отношению к животным,

корысть, безразличие, равнодушие)

А какое слово можно назвать ключевым?. (милосердие).

Учитель: Что же такое милосердие? Как вы думаете? Нужно ли оно в наше

время?»

(Отвечают дети)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это

готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

(определение напечатано крупным шрифтом)

Назовите слова близкие по значению к слову милосердие (например: чуткий,

отзывчивый, внимательный).

Вот сколько понятий включает в себя всего одно слово, но какое слово.

Однажды учёные спросили многих людей: скажите, пожалуйста, каким

характером вы бы хотели обладать?

Большинство ответило: «я хотел бы быть твёрдым, решительным»

- А вы? (вопрос к ребятам)

Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»

и почти все ответили: добрыми, милосердными.

- А вы? (вопрос к ребятам)

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около

500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и

эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего,

лежащего на земле, как будто это стало делом привычным.

(Чтение отрывка из очерка «О милосердии»Д. Гранина)...

•Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра

милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания

слов.

А какие слово синонимы есть к слову «милосердие» («нравственность»

«человечность»,»сострадание»)

Да, время жестоко. Многие люди живут в бедности, даже в нищете. Многие

взрослые не имеют работы, Алкоголизм, наркомания и очень много жестоких

людей.Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким,

уверяя себя: «если все люди злые, то и я буду таким же.»

Нет,нет и нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не

ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и

любить свой мир, свой век, своё время – потому что это же наше время,

другого для нас не будет.»

- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Работа в тетради: милосердие. антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость,

бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость,

безжалостность.

-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры …)

- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

- Каких людей больше в нашей жизни: отзывчивых или равнодушных?

-Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной

части нашего будущего сочинения.

Учащимся предлагается письменно дать ответ на поставленные вопросы:

1.Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему? Если

«да», то где можно проявить акт милосердия? обосновать.

2. Нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам…?

обосновать. были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия к таким

людям? обосновать.

3.Как вы считаете, является ли проявлением милосердия помощь бездомным

животным? Были ли в вашей жизни подобные случаи? Расскажите о них..

Идет беседа

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной,

повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо

простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные,

бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное,

деликатное участие.

Вывод:

Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто

обделен вниманием. и тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем

сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая

возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих

силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в

больницу или детский дом всего только несколько раз, спасли от голодной

смерти бездомное животное . а потом поймем, что это нам не под силу —

главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь .

– Прочитайте цитаты.

Обдумайте их. объясните значение.

-Как сможем использовать в работе?

Цитаты:

1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах

людских поступков скрывается только в человеческом сердце.

Де Сад

2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает

жить другим.

Д.С.Лихачёв

3.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно

куда-то ехать, то это едва ли милосердие.

Л.Н. Толстой

9. Рефлексия.

(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).

Повторение схемы сочинения-рассуждения.

вспомните композицию такого сочинения.

1. Основная мысль (тезис).

2. Доказательства:

а)…

б)…

в)…

3.Вывод.

Памятка к выполнению домашнего задания.

- Сделать черновые наброски основной части сочинения –

рассуждения (свой исходный материал приветствуется).

-Разобрать предложенные цитаты. объяснить их значение.

- подумать, как сможем их использовать. ( цитаты , найденные самими,

приветствуются).

- написать текст сочинения.



В раздел образования