Автор: Капитонова Нина Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования
Населённый пункт: Московская область, г. Раменское
Наименование материала: подготовка к написанию сочинения на морально - нравственную тему : "Что такое милосердие"
Тема: Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тема урока: подготовка к написанию сочинения на морально - нравственную
тему : «Что такое милосердие»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Технология обучения: развитие критического мышления через анализ
текста.
Цель урока: познакомить с системой работы сочинения по слову
Совершенствовать умение анализировать текст на морально-
нравственную тему , определять тему, основную мысль, выявлять пути
решения проблемы автором), отбирать материал для написания сочинения.
Развивать логическое мышление и языковое чутьё;
Обучать умению писать текст по заданной теме, привлекая аргументы из
разных источников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
раздаточный материал, тексты.
« Милосердие . Нужно ли оно в нашей жизни?»
Цели:
1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь
нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,
«гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов,
которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры
ведения беседы.
Задачи:
1.Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные
технологии, групповая технология.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире… ."
Урок начинается с проблемной ситуации, предложенной учителем в данном
тексте.
Слово учителя: «Ребята, в данном отрывке описана ситуация, которую
каждый из нас видит довольно часто. Но люди часто проходят мимо. почему?
Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля.
Подхожу ближе : земля шевелится .Да это брошенные людьми собаки ,и в
глазах их - горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою
собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит –дохода.
Что же получается : деньги вместо души? Почему дефицит милосердия
сегодня так велик?
Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта
навсегда? Ведь уже сегодня недостает нам всем! горе у товарища - мы не
спешим на помощь. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными
лапками мучается, не может приземлиться,- мы снова проходим мимо.
Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу .
Словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без
доброго отношения к меньшим своим братьям.
Космос, пограничная и милицейская службы. медицина,геология - сферы. в
которых жизнь собак и - подвиг во имя человека. Где же наша человеческая
благодарность, милосердие?.
Учитель: «Ребята, вы прочитали данный текст. Скажите, какие основные
проблемы можно выделить. (Жестокость по отношению к животным,
корысть, безразличие, равнодушие)
А какое слово можно назвать ключевым?. (милосердие).
Учитель: Что же такое милосердие? Как вы думаете? Нужно ли оно в наше
время?»
(Отвечают дети)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это
готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
(определение напечатано крупным шрифтом)
Назовите слова близкие по значению к слову милосердие (например: чуткий,
отзывчивый, внимательный).
Вот сколько понятий включает в себя всего одно слово, но какое слово.
Однажды учёные спросили многих людей: скажите, пожалуйста, каким
характером вы бы хотели обладать?
Большинство ответило: «я хотел бы быть твёрдым, решительным»
- А вы? (вопрос к ребятам)
Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»
и почти все ответили: добрыми, милосердными.
- А вы? (вопрос к ребятам)
Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около
500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и
эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего,
лежащего на земле, как будто это стало делом привычным.
(Чтение отрывка из очерка «О милосердии»Д. Гранина)...
•Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра
милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания
слов.
А какие слово синонимы есть к слову «милосердие» («нравственность»
«человечность»,»сострадание»)
Да, время жестоко. Многие люди живут в бедности, даже в нищете. Многие
взрослые не имеют работы, Алкоголизм, наркомания и очень много жестоких
людей.Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким,
уверяя себя: «если все люди злые, то и я буду таким же.»
Нет,нет и нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не
ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и
любить свой мир, свой век, своё время – потому что это же наше время,
другого для нас не будет.»
- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
Работа в тетради: милосердие. антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость,
бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость,
безжалостность.
-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры …)
- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
- Каких людей больше в нашей жизни: отзывчивых или равнодушных?
-Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной
части нашего будущего сочинения.
Учащимся предлагается письменно дать ответ на поставленные вопросы:
1.Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему? Если
«да», то где можно проявить акт милосердия? обосновать.
2. Нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам…?
обосновать. были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия к таким
людям? обосновать.
3.Как вы считаете, является ли проявлением милосердия помощь бездомным
животным? Были ли в вашей жизни подобные случаи? Расскажите о них..
Идет беседа
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной,
повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо
простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные,
бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное,
деликатное участие.
Вывод:
Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто
обделен вниманием. и тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем
сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая
возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих
силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в
больницу или детский дом всего только несколько раз, спасли от голодной
смерти бездомное животное . а потом поймем, что это нам не под силу —
главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь .
– Прочитайте цитаты.
Обдумайте их. объясните значение.
-Как сможем использовать в работе?
Цитаты:
1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
людских поступков скрывается только в человеческом сердце.
Де Сад
2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает
жить другим.
Д.С.Лихачёв
3.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно
куда-то ехать, то это едва ли милосердие.
Л.Н. Толстой
9. Рефлексия.
(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
Повторение схемы сочинения-рассуждения.
вспомните композицию такого сочинения.
1. Основная мысль (тезис).
2. Доказательства:
а)…
б)…
в)…
3.Вывод.
Памятка к выполнению домашнего задания.
- Сделать черновые наброски основной части сочинения –
рассуждения (свой исходный материал приветствуется).
-Разобрать предложенные цитаты. объяснить их значение.
- подумать, как сможем их использовать. ( цитаты , найденные самими,
приветствуются).
- написать текст сочинения.