Автор: Болихова Светлана Евгеньевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБУДО г. Москвы "ДШИ "Центр"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Сценарий
Тема: Сценарий проведения праздника "Международный день музыки"
Раздел: дополнительное образование
Департамент культуры города Москвы
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Москвы
Детская школа искусств "Центр"
Сценарий проведения праздника
"Международный день музыки"
"Путешествие в страну музыкальных инструментов".
для детей 7-9 лет
Автор:
педагог-организатор
Болихова Светлана Евгеньевна
Москва 2017
День Музыки
«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Детская школа искусств рада встрече с вами.
Сегодня замечательный день – Международный день Музыки. У каждого человека
есть День рождения. И музыка имеет свой День рождения.
«Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас?
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час?
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все – «спасибо!» говорим,
И, веря в торжество ее, - творим!»
В 1975 году по решению Всемирной организации ЮНЕСКО был учрежден
Международный
день
музыки,
который
проводится
1
октября.
Одним
из
основателей этого дня был Д.Д. Шостакович – великий композитор – классик
ХХ века.
- Я приглашаю вас заглянуть в нашу музыкальную гостиную и окунуться в
мир
звуков
и
мелодий!
Чтобы
музыка
звучала,
человеком
создано
множество
музыкальных инструментов. Каждый инструмент неповторим и звучит по-своему.
Предлагаю
вам
совершить
небольшое
путешествие
в
страну
музыкальных
инструментов.
Первая
страна,
в
которую
мы
с
вами
попали
–
это
страна
клавишных
музыкальных
инструментов.
В
ней
живут
пианино
и
рояль.
200
лет
назад
итальянский
мастер
Бартоломео
Кристофори
из
г.
Флоренция
изготовил
инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри
корпуса, извлекались как громкие звуки – форте, так и тихие – пиано. Поэтому
инструмент
получил
такое
название
– фортепиано.
А
этот
инструмент
–
его
родственник. Называется он – рояль, что означает «королевский». Он большой,
красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале.
1.
Жилинский «Веселые ребята»
Исполняет учащийся класса фортепиано.
Пианино иль рояль
С виду спутаешь едва-ль!
Ведь нельзя же со слоном
Спутать трехэтажный дом!
Все – и взрослые, и дети
Знают инструменты эти.
Не
забудьте!
Инструмент
Фортепиано
произошел
от
двух
слов:
форте
–
громко, пиано – тихо!
1.
Фибих «Поэма»
Исполняет учащийся класса фортепиано.
2.
Ф. Шопен «Ноктюрн»
Исполняет: учащийся класса фортепиано.
У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш … (Рояль)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет –
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян,
Голосистый мой … (Баян)
1.
Р.Н.П. «Перевоз Дуня держала»
Исполняют учащиеся класса баяна.
2. И. Дунаевский «Моя Москва»
Исполняет: учащийся класса баяна.
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовешь?... (Аккордеон)
Аккордеон состоит из двух корпусов и меха. Гармошка или мех находится в
центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части
корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только меньше.
А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением
рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки.
1.
С. Брендис «Юмореска»
Исполняет учащийся класса аккордеона.
2.
Пьяццолла «Либертанго»
Исполняет ансамбль аккордеонистов.
Следующая
страна
духовых
инструментов,
и
живет
там флейта.
Этот
инструмент самый древний, ему около 4000 лет. Предшественником флейты были
пастуший рожок и дудочка.
1.
Д. Шостакович «Шарманка»
Исполняет учащийся класса флейты.
Еще в этой стране живет труба.
Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят… (Трубы)
1.
В. Калинников «Журавль»
Исполняет: учащийся класса трубы.
Следующая страна струнных инструментов.
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет – заливается,
Как называется?... (Скрипка)
1.
Боккерини «Менуэт»
Исполняет учащийся класса скрипки.
Домра – русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя
или четырьмя струнами.
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
1.
А. Петров «Я шагаю по Москве»
Исполняет учащаяся класса домры.
2.
Д. Шостакович «Песня о встречном»
Исполняет учащаяся класса домры.
Название
инструмента балалайка
пришло
из
старины,
от
слов
«балакать»,
«балаболить».
На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам
сверху вниз и снизу вверх щипком. У балалайки треугольный корпус и 3 струны,
которые крепятся за колки. Появилась она в России при Петре I, в начале 18 века и
играли на ней скоморохи на праздниках и ярмарках.
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий… (Балалайка)
1.
«Полно-те, ребята»
Исполняет учащийся класса балалайки.
- Ребята, а вы знаете, что каждый человек от рождения наделен самым
уникальным, абсолютно неповторимым инструментом, каким? – голосом.
Только не каждый может пользоваться им как инструментов – для этого
необходимо иметь талант и огромное трудолюбие, как, впрочем, и при освоении
любого другого музыкального инструмента.
Я ваша подруга, я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же, песня!
1.
«Рок – Звезда»
Исполняет учащийся класса эстрадного вокала.
2. Ария на итальянском
Исполняет учащийся класса академического сольного пения.
Ребята,
вот
вы
и
познакомились
со
всеми
основными
музыкальными
инструментами, а наши юные артисты помогли нам окунуться в чарующий
мир волшебных звуков. Вместе мы убедились, что каждый инструмент имеет
свое особенное звучание.
Музыка всегда присутствует в нашей жизни! Она создает нам настроение,
приглушает
печаль,
вызывает
вдохновение
и
желание
творить.
Слушая
красивую музыку – человек становится добрее.
В
завершение
нашей
музыкальной
встречи
приведу
слова
известного
педагога
Василия
Александровича
Сухомлинского:
"Как
гимнастика
выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека."
Литература:
1. Алдонина Р. " Музыка, ее звуки и инструменты". Издат.дом: "Фома" 2011
2. Газарян С. " В мире музыкальных инструментов". Изд.: "Просвещение"
1985
3. Лунин В. "Волшебная мелодия" Изд: "Речь", 2014.
4. Шопен Ф. "Ноктюрны" тетр.2 Изд.: Композитор-Санкт-Петербург, 2014
5. Хрестоматия для ансамбля баянистов 2-5 класс Изд.: "Музыка".