Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 - 4-х классов с ФФНР, ОНР (3-й, 4-й уровень).
Автор: Стурова Людмила Степановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: Авторская программа Тема: Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 - 4-х классов с ФФНР, ОНР (3-й, 4-й уровень). Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени А. В. Кольцова
Рабочая программа
коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 – 4-х с фонетико-фонематическим,
общим недоразвитием речи (3, 4-м уровнем речевого развития)
Разработчик программы
учитель-логопед Стурова Л. С.
Пед. стаж 25 лет, 1КК
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Коррекционно – развивающее обучение учащихся начальных классов с ФФНР, ФНР, ОНР»
разработана на основе:
Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред.
А. В. Ястребовой, Т. Б. Бессоновой, М., 1996.
Методических рекомендаций «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразова-
тельного учреждния» / Авт.-сост. Т. П. Бессонова, М., 2010.
«Перспективного планирования коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи» / Авт.-сост.
Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина, Воронеж, 2003.
Программы «Коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 - 4-х классов с ФФНР, н/в ОНР» / Авт.-сост. С. Е. До-
рофеева, Л. В. Семенюта, Л. А. Маленьких, М.: ТЦ Сфера, 2011.
Основной целью коррекционно-развивающего обучения является коррекция дефектов устной и письменной речи
у учащихся начальных классов и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноцен-
ному усвоению общеобразовательной программы, и прежде всего, по русскому языку.
Программа коррекционно-развивающего обучения включает в себя три этапа.
Цели 1-го этапа коррекционно-развивающего обучения:
Формирование фонематических процессов: умений различать и узнавать фонемы русского языка; запоминать и
воспроизводить ряды звуков, слогов.
Формирование представлений о звукобуквенном составе слова.
Формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова с учётом программных требований.
2
Овладение навыками правильного произношения дефектных звуков (если такие имеются).
Цели 2-го этапа коррекционно-развивающего обучения:
Формирование умений и навыков образования слов при помощи различных аффиксов и активного, и адекватного
использования их в целях устного общения в разных учебных ситуациях.
Формирование представлений о родственных, однокоренных словах.
Формирование представлений о способах использования предлогов, различения написания предлогов и приставок.
Формирование умений подбирать к словам антонимы, синонимы и объяснять значения слов;
Формирование представлений о многозначных словах, их лексическом значении.
Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосо-
таниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Цели 3-го этапа коррекционно-развивающего обучения:
Основной целью 3-его этапа обучения является формирование и совершенствование умений и навыков построе-
ния связного высказывания:
Формирование умений программировать смысловую структуру высказывания.
Формирование умений устанавливать связность и последовательность высказывания.
Формирование умений отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных
целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Данный курс направлен на предупреждение и устранение неуспеваемости учащихся начальных классов, обуслов-
Ленной фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. В отличие от других программ, в данной рабочей
программе большое значение уделяется работе над гласными, т. к. учащиеся, имеющие ФФНР, ОНР (3, 4 ур.) часто
пропускают гласные, не могут выделять их в составе слова.
Особенностью данного курса является направленность на формирование универсальных учебных действий у обу-
чающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
3
В рабочей программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, пре-
дусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого
дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса,
предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (нагляд-
ность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитываю-
ющий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуаль-
ного подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основной формой коррекционно-развивающего обучения учащихся с ФФНР, ФНР, ОНР и учащихся, имеющих
нарушения письма и чтения, обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР является групповое занятие.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы наглядного
моделирования, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации коррегирующе-го
обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Всё это
отражается в содержании программы.
Учитывая, что у детей с ОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на про-
тяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации
учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и
памяти, самокон-
троля, контрольных действий, способности к переключению, развитие пространственных и временных представлений.
Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и
письма, обусловленными ФФНР, и первого этапа коррекционно-развивающей работы детей с ОНР (3, 4 ур.) примерно
4
одинаковы. Поэтому коррекционная работа с обучающимися с ФФНР предполагает обучение только по первому этапу
данной программы.
Программа рассчитана на 101-105 часов (3ч. в неделю) по 1-му этапу обучения; на 105 часов (3ч. в неделю) по
2 – 3 этапам (50 часов по 2-му этапу обучения, 55ч. по 3-ему этапу обучения).
Программой предусмотрено проведение контрольных работ. По 5 контрольных работ на каждом этапе обучения.
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей – логопедов:
Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Пособие для логопеда.
М., 2001;
Логопедия под ред. Л. С. Волковой. М., 2002;
Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.» Учебное пособие.
М., 1995;
Ястребова А. В., Бессонова Т. Б. «Обучаем читать и писать без ошибок.» М., 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
Мазанова Е. В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения.
Предметные результаты.
При завершении 1-го этапа коррекционно-развивающего обучения
учащиеся должны:
правильно произносить все звуки речи и уметь их дифференцировать;
уметь различать и узнавать фонемы русского языка. Запоминать и воспроизводить ряды звуков, слогов;
иметь представление о звукобуквенном составе слова с учётом программных требований;
иметь навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
5
знать, необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, гласные, согласные,
твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, предложение и т.д.;
уметь дифференцировать согласные по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости;
уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
уметь соотносить звук с буквой;
уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ь;
уметь определять место ударения в слове;
уметь определять границы предложения, вычленять слова из предложений;
уметь чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
уметь различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки; подбирать слова – предметы,
действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой? употреблять в
речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, состоянию и т. д..
По истечении 2-го этапа коррекционно-развивающего обучения
учащиеся должны уметь:
ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. определять, с помощью каких частей слова, стоящих перед
общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их
значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать
связь между формой и значением);
образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;
производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;
находить безударную гласную в корне слова и уметь её проверять;
6
находить парные по звонкости-глухости согласные и уметь их проверять;
различать написание предлогов и приставок;
подбирать к словам антонимы, синонимы и объяснять значения слов;
объяснять лексическое значение многозначных слов.
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в раз-
вёрнутом высказывании.
К концу 3-его этапа коррекционно-развивающего обучения
учащиеся должны уметь:
находить словосочетания в предложениях, определять связь слов в словосочетании, предложении;
согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе. Определять окончания
имён прилагательных;
согласовывать имена существительные с глаголами в роде и числе. Определять окончания глаголов;
изменять имена существительные по падежам;
конструировать различные виды предложений;
различать типы текстов, устанавливать связность и последовательность предложений в тексте;
составлять различные виды пересказов текста;
строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);
устанавливать логику (связность, последовательность), точное и чёткое формирование мысли в процессе
подготовки связного высказывания;
отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных
целях общения (доказательство, повествование, рассуждение). правильно списывать слова и предложения,
написанные букварным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
7
программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность;
анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию;
ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетен-
тности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
самостоятельно определять высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и
сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, ка-
кой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на логопедическом занятии;
высказывать своё мнение, сравнивать его с другим;
определять последовательность действий для решения проблемы;
давать оценку и самооценку своей работы и работы других учащихся;
умение пользоваться информацией: искать и находить информацию в разных источниках;
записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т. д.;
пользоваться словарями;
умение мыслить: наблюдать и самостоятельно делать выводы;
8
сравнивать и группировать предметы, явления;
определять причины явлений, событий;
обобщать знания и делать выводы;
умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения;
слушать других;
умение работать в коллективе: работать в паре (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать
последствия коллективных решений);
умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя;
уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.
составлять связные высказывания, используя различные «опоры».
Содержание коррекционно-развивающего обучения
1 этап коррекционно-развивающего обучения
Речь. Предложение. Слово. (10-13 ч.)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем.
Пространственные представления. Временные представления. Слова – предметы. Слова – признаки. Слова –
действия.
Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный, звукослоговой анализ и синтез. Ударение. (22-24 ч. )
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие
преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звукобуквенный анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соот-
несение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
9
Образование гласных звуков 1-го и 2-го ряда. Обозначение их буквами. Выделение гласных в слогах, словах и пред-
ложениях; их дифференциация. Образование согласных звуков, соотнесение их с буквами. Выделение согласных зву-
ков в словах.
Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный ь. ( 5 ч. )
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь (в середине и на конце
слова). Уточнение правил правописания разделительного ь.
Звонкие и глухие согласные. ( 37-39 ч. )
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных соглас-ных
в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение
этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ( [з ] – [с ], [ж ] – [ш ], [в ] – [ф ], [б ] – [п ],
[д ] – [т ], [г ] – [к ] ). Сравнение букв п – т, б – д по кинетическим признакам.
Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, заднеязычные. ( 26-28 ч. )
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ( [с ] – [ш ], [з ] – [ж],
[ч ] – [т’], [щ] – [с’ ], [щ ] – [ч ], [ц ] – [с ], [ц] – [т], [ц ] – [ч ] ). Дифференциация г – к – х (по необходимости).
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (по необходимости ).
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных
по оптическим и кинетическим признакам ( ш – щ, и – ш, л – м, к – н, н – п и др.).
2-ой этап коррекционно-развивающего обучения
Корень. Однокоренные слова. Родственные слова. ( 5 ч. )
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Нахождение и обозначение корня в группах слов. Подбор
однокоренных, родственных слов. Разделение слов на группы по родственности. Однокоренные, но не родственные
слова.
10
Парные звонкие и глухие согласные. (3ч.)
Проверка написания парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Безударная гласная. ( 7 ч. )
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и
того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном
слоге корня. Общее представление об орфограмме.
Образование слов при помощи суффиксов и приставок. Состав слова. Приставки и предлоги. (21ч.)
Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования
слов. Развитие способности проводить разбор слов по составу. Дифференциация предлогов и приставок.
Антонимы, синонимы, многозначные слова. (14ч.)
Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы, многозначные слова).
3-ий этап коррекционно-развивающего обучения
Согласование. ( 6ч.)
Словосочетание. Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи
вопросов. Конструирование самостоятельных словосочетаний.
Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам.
Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным.
Согласование имён существительных с именем прилагательным в числе и роде. Согласование глагола с
существительным в числе, роде и во времени.
Управление. ( 6ч. )
Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи
вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование
11
предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах.
Предложение. ( 10ч.)
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи
от речевой ситуации. Деление сплошного текста на предложения. Смысловая и интонационная законченность
предложения. Обозначение границ предложения. Составление различных видов предложений. Распространение
предложений.
Текст. ( 11ч. )
Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текста – повествования, текста – описания, текста – рассуждения.
Связная речь. ( 20ч.)
Различные виды пересказов текста. Составление различных видов рассказов по коллективно или самостоятельно
составленному плану.
Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении занятий используются
беседы, работа в группах, организационные игры и т. д.
Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списывания.
Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой, являются
примерными и определяются конкретным составом группы, т. е. зависит от того, каков уровень сформированности речи
у детей.
Календарно-тематическое планирование
1-й этап коррекционно-развивающего обучения
Календарные сроки
Раздел. Тема урока.
Количество
часов
Вид контроля
По плану
По факту
12
Речь. Предложение. Слово.
13
Пространственные представления.
1
Временные представления.
1
Временные представления.
1
Речь. Предложение.
1
Предложение. Слово.
1
Анализ предложения.
1
Слова-предметы.
1
Слова-предметы.
1
Слова-действия.
1
Слова-действия.
1
Слова-признаки.
1
Слова-признаки.
1
Контрольная работа № 1 по теме: «Речь.
Предложение, Слово».
1
К/р.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Звукобуквенный, звукослоговой анализ и
синтез. Ударение.
22-24
Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
1
Гласные звуки и буквы первого ряда.
1
Звук [а], строчная буква «а».
1
Звук [о], строчная буква «о».
1
Дифференциация гласных звуков [а], [о],
строчных букв «а», «о».
1
Дифференциация гласных звуков [а], [о],
1
13
строчных букв «а», «о».
Звук [ы], буква «ы».
1
Звук [у], строчная буква «у».
1
Гласные второго ряда.
1
Звук [и], строчная буква «и».
1
Дифференциация гласных звуков [у], [и],
строчных букв «у», «и».
1
Дифференциация гласных звуков [у], [и],
строчных букв «у», «и».
1
Дифференциация гласных звуков [ы], [и].
1
Дифференциация гласных звуков [ы], [и].
1
Дифференциация гласных строчных букв
«ё», «ю» (по необходимости).
1
Дифференциация гласных строчных букв
«ё», «ю» (по необходимости).
1
Согласные звуки и буквы.
1
Звукобуквенный анализ и синтез слова.
1
Деление слов на слоги.
1
Слоговой анализ и синтез слова.
1
Ударение. Смысло-различительная роль ударе-
ния.
1
Ударение. Безударная гласная.
1
Ударение. Безударная гласная.
1
Контрольная работа № 2 по теме: «Гласные и
согласные звуки и буквы. Звукобуквенный,
звукослоговой анализ и синтез. Ударение».
1
К/р
Твёрдые и мягкие согласные.
5
14
Разделительный ь.
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение
мягкости согласных буквой ь.
1
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение
мягкости согласных с помощью гласных 2-го
ряда.
1
Разделительный ь.
1
Разделительный ь.
1
Контрольная работа № 3 по теме: «Твёрдые и
мягкие согласные. Разделительный ь».
1
К/р
Звонкие и глухие согласные.
признакам (по необходимости).
Дифференциация букв У – Ч.
1
Дифференциация букв У – Ч.
1
Дифференциация букв и – ш.
1
Дифференциация букв и – ш.
1
Дифференциация букв ш – щ.
1
Дифференциация букв ш – щ.
1
Дифференциация букв л – м, Л – М.
1
Дифференциация букв л – м, Л – М.
1
Дифференциация букв К – Н.
1
Дифференциация букв К – Н.
1
Дифференциация букв х – ж.
1
Дифференциация букв х – ж.
1
Дифференциация букв Г – Р.
1
Дифференциация букв Г – Р.
1
Дифференциация букв ч – ъ.
1
Дифференциация букв н – ю.
1
18
Дифференциация букв л – я.
1
Дифференциация букв а – д.
1
Дифференциация букв З – Е.
1
Дифференциация букв З – Е.
1
Буквы, сходные по оптическим признакам
(по необходимости).
Дифференциация букв с – е.
1
Дифференциация букв о – с.
1
Дифференциация букв у – д – з.
1
Дифференциация букв л – и.
1
Дифференциация букв м – ш.
1
Дифференциация букв в – д.
1
Контрольная работа № 6 по теме: «Буквы,
сходные по кинетическим и оптическим
признакам» (по необходимости).
1
К/р
Резерв
3
ИТОГО
105
Календарно-тематическое планирование
2-й этап коррекционно-развивающего обучения
19
Календарные сроки
Раздел. Тема урока.
Количество
часов
Вид контроля
По плану
По факту
Родственные слова. Корень слова.
5
Родственные, однокоренные слова. Корень
сло-ва.
1
Родственные, однокоренные слова. Корень
сло-ва.
1
Однокоренные, но не родственные слова.
1
Однокоренные, но не родственные слова.
1
Контрольная работа № 1 по теме:
«Родственные слова. Корень слова».
1
К/р.
Парные звонкие и глухие согласные в
корне слова.
3
Парные звонкие и глухие согласные в корне
слова.
1
Парные звонкие и глухие согласные в корне
слова.
1
Контрольная работа № 2 по теме: «Парные
звонкие и глухие согласные в корне слова».
1
К/р.
Безударная гласная в корне слова.
7
Фонетическая и смыслоразличительная роль
ударения.
1
Фонетическая и смыслоразличительная роль
ударения.
1
Безударная гласная в корне слова, проверяемая
1
20
ударением.
Безударная гласная в корне слова, проверяемая
ударением.
1
Безударная гласная в корне слова, проверяемая
ударением.
1
Сложные слова.
1
Контрольная работа № 3 по теме: «Безударная
гласная в корне слова».
1
К/р.
Образование слов при помощи суффиксов и
приставок. Состав слова. Приставки и
пред-
логи.
21
Образование слов при помощи уменьшитель-
но-ласкательных суффиксов: -ик-, -ек-, -ок-,
-к--чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ишк-, -ушк-,
-очк- -юшк-, -ечк-.
1
Образование слов при помощи уменьшитель-
но-ласкательных суффиксов: -ик-, -ек-, -ок-,
-к--чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ишк-, -ушк-,
-очк- -юшк-, -ечк-.
1
Образование слов при помощи суффиксов,
обо-значающих детёнышей животных: -онок-,
-ат-, -ёнок-, -ят-.
1
Образование слов при помощи суффиксов,
обо-значающих лиц по профессии: -чик-, -ик-,
-ец-, -щик-, -тель-, -ник-, -ист-, -ниц-, -ер-.
1
Образование слов при помощи суффиксов,
1
21
обо-значающих лиц по профессии: -чик-, -ик-,
-ец-, -щик-, -тель-, -ник-, -ист-, -ниц-, -ер-.
Образование при помощи суффиксов увеличе-
ния: -ищ-, -ущ-, -ющ-.
1
Образование слов при помощи суффиксов
прилагательных и глаголов.
1
Образование слов при помощи приставок,
обо-значающих направленность движения: в-,
вы-, до-, за-, на-.
1
Образование слов при помощи приставок с
гласной о: со-, про-, во-, об-, обо-, о-, по-, под-,
подо-, ото-, от-.
1
Образование слов при помощи приставок с
гласной а: над-, за-, на-.
1
Образование слов при помощи неизменяемых
приставок: у-, в-, вы-.
1
Образование слов при помощи приставок,
оканчивающихся на з/с: из-/ис-, без-/бес-,
вз-/вс-, через-/черес-, воз-/вос-, раз-/рас-.
1
Образование слов при помощи приставок:
пре-, при-.
1
Состав слова.
1
Состав слова.
1
Предлоги.
1
Предлоги.
1
Дифференциация предлогов и приставок.
1
Дифференциация предлогов и приставок.
1
22
Дифференциация предлогов и приставок.
1
Контрольная работа № 4 по теме: «Образова-
ние слов при помощи суффиксов и приставок.
Состав слова. Приставки и предлоги.
1
Антонимы, синонимы, многозначные слова.
6
Словосочетание. Связь слов в словосочетании,
1
24
предложении.
Согласование прилагательных с
существитель-ными в числе.
1
Согласование прилагательных с
существитель-ными в роде.
1
Согласование глагола с существительным в
числе.
1
Согласование глагола с существительным в
роде.
1
Контрольная работа № 1по теме: «Согласова-
ние».
1
К/р.
Управление.
6
Винительный падеж имени существительного.
1
Родительный падеж имени существительного.
1
Дательный падеж имени существительного.
1
Творительный падеж имени
существительного.
1
Предложный падеж имени существительного.
1
Контрольная работа № 2 по теме: «Управле-
ние».
1
К/р.
Предложение.
10
Предложение. Деление сплошного текста на
предложения.
1
Составление предложений по вопросам. Рас-
пространение предложений.
1
25
Составление предложений по картинке с ис-
пользованием опорных слов.
1
Составление предложений из слов. Объедине-
ние их в связный текст.
1
Предложения с однородными членами.
Состав-ление предложений с однородными
членами.
1
Простые и сложные предложения. Сложносо-
чинённое предложение. Составление сложно-
сочинённого предложения из 2-х простых пре-
дложений.
1
Сложноподчинённое предложение. Составле-
ние сложноподчинённого предложения из 2-х
простых предложений.
1
Деформированные предложения. Редактирова-
ние этих предложений.
1
Деформированные предложения. Редактирова-
ние этих предложений.
1
Контрольная работа № 3 по теме: «Предложе-
ние».
1
К/р.
Текст.
11
Текст. Выделение признаков текста. Определе-
ние темы, главной мысли текста. Озаглавлива-
ние текста.
1
Структура текста (начало, основная часть, кон-
цовка). Деление текста на части. Составление
1
26
плана текста.
Тип текста. Текст-повествование.
Характерные признаки текста-повествования.
Схема постро-ения текста-повествования.
1
Тип текста. Текст-повествование.
Характерные признаки текста-повествования.
Схема постро-ения текста-повествования.
1
Текст-описание. Характерные признаки
текста-описания. Схема построения текста-
описания.
1
Текст-описание. Характерные признаки
текста-описания. Схема построения текста-
описания.
1
Текст-рассуждение. Характерные признаки
текста-рассуждения. Схема построения текста-
рассуждения.
1
Текст-рассуждение. Характерные признаки
текста-рассуждения. Схема построения текста-
рассуждения.
1
Редактирование текста.
1
Редактирование текста.
1
Контрольная работа № 4 по теме: «Текст».
1
Связная речь.
20
Последовательный пересказ текста с опорой
на вопросы.
1
Последовательный пересказ текста с ярко вы-
1
27
раженной причинно-следственной связью с
опорой на предметные картинки и вопросы.
Пересказ текста описательного характера с
опорой на картинки, вопросы, графические
схемы.
1
Последовательный пересказ текста описатель-
но-повествовательного характера с
использова-нием опорных предметных
картинок, сюжет- ной картинки. Составление
плана пересказа.
1
Последовательный пересказ текста с использо-
ванием серии сюжетных картинок и слов-дей-
ствий.
1
Выборочный пересказ текста. Составление
пла-напересказа.
1
Краткий пересказ текста. Составление плана
пересказа.
1
Творческий пересказ по по обозначенному на-
чалу рассказа. Составление плана рассказа.
1
Творческий пересказ по обозначенному концу
рассказа. Составление плана рассказа.
1
Творческий пересказ по обозначенной середи-
не рассказа. Составление плана рассказа.
1
Устное сочинение. Составление рассказа пове-
ствовательного характера по демонстрацион-
ным действиям и картинкам.
1
Устное сочинение. Составление рассказа по
1
28
во-просам и картинке.
Устное сочинение. Составление рассказа по
опрным словам и картинкам.
1
Устное сочинение. Составление рассказа по
се- рии картинок с использованием
вопросного плана.
1
Устное сочинение. Составление сравнительно-
го рассказа описательного характера по кар-
тинкам с использованием графических схем.
1
Устное сочинение. Составление рассказа по
сюжетной картинке с использованием
опорных слов.
1
Устное сочинение. Составление рассказа по
материалам текущих наблюдений с элемента-
ми описания, с использованием вопросного
плана и опорных слов.
1
Сочинение-рассуждение «Моё любимое заня-
тие».
1
Анализ и редактирование рассказов,
сочинений.
1
Анализ и редактирование рассказов,
сочинений.
1
Контрольная работа № 5 по теме: «Связная
речь».
1
Резерв.
1
ИТОГО
54
29
30