Напоминание

Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 - 4-х классов с ФФНР, ОНР (3-й, 4-й уровень).


Автор: Стурова Людмила Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 - 4-х классов с ФФНР, ОНР (3-й, 4-й уровень).
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени А. В. Кольцова

Рабочая программа

коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 – 4-х с фонетико-фонематическим,

общим недоразвитием речи (3, 4-м уровнем речевого развития)
Разработчик программы учитель-логопед Стурова Л. С. Пед. стаж 25 лет, 1КК 2016г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Коррекционно – развивающее обучение учащихся начальных классов с ФФНР, ФНР, ОНР» разработана на основе: Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А. В. Ястребовой, Т. Б. Бессоновой, М., 1996. Методических рекомендаций «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразова- тельного учреждния» / Авт.-сост. Т. П. Бессонова, М., 2010. «Перспективного планирования коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи» / Авт.-сост. Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина, Воронеж, 2003. Программы «Коррекционно-развивающего обучения учащихся 2 - 4-х классов с ФФНР, н/в ОНР» / Авт.-сост. С. Е. До- рофеева, Л. В. Семенюта, Л. А. Маленьких, М.: ТЦ Сфера, 2011. Основной целью коррекционно-развивающего обучения является коррекция дефектов устной и письменной речи у учащихся начальных классов и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноцен- ному усвоению общеобразовательной программы, и прежде всего, по русскому языку. Программа коррекционно-развивающего обучения включает в себя три этапа. Цели 1-го этапа коррекционно-развивающего обучения:  Формирование фонематических процессов: умений различать и узнавать фонемы русского языка; запоминать и воспроизводить ряды звуков, слогов.  Формирование представлений о звукобуквенном составе слова.  Формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова с учётом программных требований. 2
 Овладение навыками правильного произношения дефектных звуков (если такие имеются). Цели 2-го этапа коррекционно-развивающего обучения:  Формирование умений и навыков образования слов при помощи различных аффиксов и активного, и адекватного использования их в целях устного общения в разных учебных ситуациях.  Формирование представлений о родственных, однокоренных словах.  Формирование представлений о способах использования предлогов, различения написания предлогов и приставок.  Формирование умений подбирать к словам антонимы, синонимы и объяснять значения слов;  Формирование представлений о многозначных словах, их лексическом значении.  Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосо-  таниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Цели 3-го этапа коррекционно-развивающего обучения:  Основной целью 3-его этапа обучения является формирование и совершенствование умений и навыков построе-  ния связного высказывания:  Формирование умений программировать смысловую структуру высказывания.  Формирование умений устанавливать связность и последовательность высказывания.  Формирование умений отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных  целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Данный курс направлен на предупреждение и устранение неуспеваемости учащихся начальных классов, обуслов- Ленной фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. В отличие от других программ, в данной рабочей программе большое значение уделяется работе над гласными, т. к. учащиеся, имеющие ФФНР, ОНР (3, 4 ур.) часто пропускают гласные, не могут выделять их в составе слова. Особенностью данного курса является направленность на формирование универсальных учебных действий у обу- чающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). 3
В рабочей программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, пре- дусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся. Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (нагляд- ность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитываю- ющий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуаль- ного подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития». Основной формой коррекционно-развивающего обучения учащихся с ФФНР, ФНР, ОНР и учащихся, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР является групповое занятие. Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы наглядного моделирования, методы ролевого моделирования типовых ситуаций. Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации коррегирующе-го обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Всё это отражается в содержании программы. Учитывая, что у детей с ОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на про- тяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самокон- троля, контрольных действий, способности к переключению, развитие пространственных и временных представлений. Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФНР, и первого этапа коррекционно-развивающей работы детей с ОНР (3, 4 ур.) примерно 4
одинаковы. Поэтому коррекционная работа с обучающимися с ФФНР предполагает обучение только по первому этапу данной программы. Программа рассчитана на 101-105 часов (3ч. в неделю) по 1-му этапу обучения; на 105 часов (3ч. в неделю) по 2 – 3 этапам (50 часов по 2-му этапу обучения, 55ч. по 3-ему этапу обучения). Программой предусмотрено проведение контрольных работ. По 5 контрольных работ на каждом этапе обучения. Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей – логопедов: Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Пособие для логопеда. М., 2001; Логопедия под ред. Л. С. Волковой. М., 2002; Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.» Учебное пособие. М., 1995; Ястребова А. В., Бессонова Т. Б. «Обучаем читать и писать без ошибок.» М., 2007. Дополнительная литература для учащихся: Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006. Мазанова Е. В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения.

Предметные результаты.

При завершении 1-го этапа коррекционно-развивающего обучения

учащиеся должны:
 правильно произносить все звуки речи и уметь их дифференцировать;  уметь различать и узнавать фонемы русского языка. Запоминать и воспроизводить ряды звуков, слогов;  иметь представление о звукобуквенном составе слова с учётом программных требований;  иметь навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова; 5
 знать, необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, гласные, согласные,  твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, предложение и т.д.;  уметь дифференцировать согласные по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости;  уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;  уметь соотносить звук с буквой;  уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ь;  уметь определять место ударения в слове;  уметь определять границы предложения, вычленять слова из предложений;  уметь чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;  уметь различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки; подбирать слова – предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой? употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, состоянию и т. д..
По истечении 2-го этапа коррекционно-развивающего обучения

учащиеся должны уметь:
 ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. определять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;  активно пользоваться различными способами словообразования;  правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);  образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;  производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;  находить безударную гласную в корне слова и уметь её проверять; 6
 находить парные по звонкости-глухости согласные и уметь их проверять;  различать написание предлогов и приставок;  подбирать к словам антонимы, синонимы и объяснять значения слов;  объяснять лексическое значение многозначных слов.  передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в раз- вёрнутом высказывании.
К концу 3-его этапа коррекционно-развивающего обучения

учащиеся должны уметь:
 находить словосочетания в предложениях, определять связь слов в словосочетании, предложении;  согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе. Определять окончания  имён прилагательных;  согласовывать имена существительные с глаголами в роде и числе. Определять окончания глаголов;  изменять имена существительные по падежам;  конструировать различные виды предложений;  различать типы текстов, устанавливать связность и последовательность предложений в тексте;  составлять различные виды пересказов текста;  строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);  устанавливать логику (связность, последовательность), точное и чёткое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;  отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, повествование, рассуждение). правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;  грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты; 7
 программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность;  анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.
Личностные результаты:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;  сформированность мотивации к учению и познанию;  ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетен- тности, личностные качества;  сформированность основ российской, гражданской идентичности;  самостоятельно определять высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);  в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, ка- кой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
 умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на логопедическом занятии;  высказывать своё мнение, сравнивать его с другим;  определять последовательность действий для решения проблемы;  давать оценку и самооценку своей работы и работы других учащихся;  умение пользоваться информацией: искать и находить информацию в разных источниках;  записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т. д.;  пользоваться словарями;  умение мыслить: наблюдать и самостоятельно делать выводы; 8
 сравнивать и группировать предметы, явления;  определять причины явлений, событий;  обобщать знания и делать выводы;  умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения;  слушать других;  умение работать в коллективе: работать в паре (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений);  умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя;  уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.  составлять связные высказывания, используя различные «опоры».
Содержание коррекционно-развивающего обучения

1 этап коррекционно-развивающего обучения

Речь. Предложение. Слово. (10-13 ч.)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем. Пространственные представления. Временные представления. Слова – предметы. Слова – признаки. Слова – действия.
Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный, звукослоговой анализ и синтез. Ударение. (22-24 ч. )
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звукобуквенный анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соот- несение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его звукослоговую структуру. 9
Образование гласных звуков 1-го и 2-го ряда. Обозначение их буквами. Выделение гласных в слогах, словах и пред- ложениях; их дифференциация. Образование согласных звуков, соотнесение их с буквами. Выделение согласных зву- ков в словах.
Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный ь. ( 5 ч. )
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь (в середине и на конце слова). Уточнение правил правописания разделительного ь.
Звонкие и глухие согласные. ( 37-39 ч. )
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных соглас-ных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ( [з ] – [с ], [ж ] – [ш ], [в ] – [ф ], [б ] – [п ], [д ] – [т ], [г ] – [к ] ). Сравнение букв п – т, б – д по кинетическим признакам.
Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, заднеязычные. ( 26-28 ч. )
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ( [с ] – [ш ], [з ] – [ж], [ч ] – [т’], [щ] – [с’ ], [щ ] – [ч ], [ц ] – [с ], [ц] – [т], [ц ] – [ч ] ). Дифференциация г – к – х (по необходимости).
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (по необходимости ).
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам ( ш – щ, и – ш, л – м, к – н, н – п и др.).
2-ой этап коррекционно-развивающего обучения

Корень. Однокоренные слова. Родственные слова. ( 5 ч. )
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Нахождение и обозначение корня в группах слов. Подбор однокоренных, родственных слов. Разделение слов на группы по родственности. Однокоренные, но не родственные слова. 10

Парные звонкие и глухие согласные. (3ч.)
Проверка написания парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Безударная гласная. ( 7 ч. )
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Общее представление об орфограмме.
Образование слов при помощи суффиксов и приставок. Состав слова. Приставки и предлоги. (21ч.)
Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слов по составу. Дифференциация предлогов и приставок.
Антонимы, синонимы, многозначные слова. (14ч.)
Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы, многозначные слова).
3-ий этап коррекционно-развивающего обучения

Согласование. ( 6ч.)
Словосочетание. Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов. Конструирование самостоятельных словосочетаний.

Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Согласование имён существительных с именем прилагательным в числе и роде. Согласование глагола с существительным в числе, роде и во времени.
Управление. ( 6ч. )
Изменение имён существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование 11
предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах.
Предложение. ( 10ч.)
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Деление сплошного текста на предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения. Обозначение границ предложения. Составление различных видов предложений. Распространение предложений.
Текст. ( 11ч. )
Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста – повествования, текста – описания, текста – рассуждения.
Связная речь. ( 20ч.)
Различные виды пересказов текста. Составление различных видов рассказов по коллективно или самостоятельно составленному плану. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении занятий используются беседы, работа в группах, организационные игры и т. д. Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списывания. Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой, являются примерными и определяются конкретным составом группы, т. е. зависит от того, каков уровень сформированности речи у детей.
Календарно-тематическое планирование

1-й этап коррекционно-развивающего обучения

Календарные сроки

Раздел. Тема урока.

Количество

часов

Вид контроля



По плану

По факту
12

Речь. Предложение. Слово.

13
Пространственные представления. 1 Временные представления. 1 Временные представления. 1 Речь. Предложение. 1 Предложение. Слово. 1 Анализ предложения. 1 Слова-предметы. 1 Слова-предметы. 1 Слова-действия. 1 Слова-действия. 1 Слова-признаки. 1 Слова-признаки. 1 Контрольная работа № 1 по теме: «Речь. Предложение, Слово». 1 К/р.
Гласные и согласные звуки и буквы.

Звукобуквенный, звукослоговой анализ и

синтез. Ударение.

22-24
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. 1 Гласные звуки и буквы первого ряда. 1 Звук [а], строчная буква «а». 1 Звук [о], строчная буква «о». 1 Дифференциация гласных звуков [а], [о], строчных букв «а», «о». 1 Дифференциация гласных звуков [а], [о], 1 13
строчных букв «а», «о». Звук [ы], буква «ы». 1 Звук [у], строчная буква «у». 1 Гласные второго ряда. 1 Звук [и], строчная буква «и». 1 Дифференциация гласных звуков [у], [и], строчных букв «у», «и». 1 Дифференциация гласных звуков [у], [и], строчных букв «у», «и». 1 Дифференциация гласных звуков [ы], [и]. 1 Дифференциация гласных звуков [ы], [и]. 1 Дифференциация гласных строчных букв «ё», «ю» (по необходимости). 1 Дифференциация гласных строчных букв «ё», «ю» (по необходимости). 1 Согласные звуки и буквы. 1 Звукобуквенный анализ и синтез слова. 1 Деление слов на слоги. 1 Слоговой анализ и синтез слова. 1 Ударение. Смысло-различительная роль ударе- ния. 1 Ударение. Безударная гласная. 1 Ударение. Безударная гласная. 1 Контрольная работа № 2 по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный, звукослоговой анализ и синтез. Ударение». 1 К/р
Твёрдые и мягкие согласные.

5
14

Разделительный ь.
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. 1 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. 1 Разделительный ь. 1 Разделительный ь. 1 Контрольная работа № 3 по теме: «Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный ь». 1 К/р
Звонкие и глухие согласные.

37
Звонкие и глухие согласные. 1 Звонкие и глухие согласные. 1 Звуки [п], [п’]. Буква Пп. 1 Звуки [б], [б’]. Буква Бб. 1 Дифференциация [п - б] 1 Дифференциация [п’ – б’] 1 Дифференциация [п - б], [п’ – б’]. 1 Звуки [т], [т’]. Буква Тт. 1 Дифференциация звуков [п], [т], строчных букв «п», «т». 1 Дифференциация звуков [п], [т], строчных букв «п», «т». 1 Дифференциация звуков [п], [т], строчных букв «п», «т». 1 Звуки [д], [д’]. Буква Дд. 1 15
Дифференциация [д - т]. 1 Дифференциация [д’ – т’]. 1 Дифференциация [д - т], [д’ – т’]. 1 Дифференциация звуков [б], [д], строчных букв «б», «д». 1 Дифференциация звуков [б], [д], строчных букв «б», «д». 1 Дифференциация звуков [б], [д], строчных букв «б», «д». 1 Звуки [к], [к’]. Буква Кк. 1 Звуки [г], [г’]. Буква Гг. 1 Дифференциация [г - к]. 1 Дифференциация [г’ – к’]. 1 Дифференциация [г - к], [г’ – к’]. 1 Звуки [с], [с’]. 1 Звуки [з], [з’]. 1 Дифференциация [с - з]. 1 Дифференциация [с’ – з’]. 1 Дифференциация [с - з], [с’ – з’]. 1 Звук [ш]. Буква Шш. 1 Звук [ж]. Буква Жж. 1 Дифференциация [ж - ш]. 1 Дифференциация [ж - ш]. 1 Звуки [в], [в’]. 1 Звуки [ф], [ф’]. 1 Дифференциация [в - ф]. 1 Дифференциация [в’ – ф’]. 1 16
Контрольная работа № 4 по теме: «Звонкие и глухие согласные». 1 К/р.
Свистящие и шипящие звуки, сонорные,

аффрикаты, заднеязычные.

26
Дифференциация [г –к – х]. (по необходимости). 1 Дифференциация [г –к – х] (по необходимости). 1 Дифференциация [с - ш]. 1 Дифференциация [с - ш]. 1 Дифференциация [с - ш]. 1 Дифференциация [з - ж]. 1 Дифференциация [з - ж]. 1 Звуки [л], [л’]. Буква Лл. 1 Звуки [р], [р’]. Буква Рр. 1 Дифференциация [р - л]. 1 Дифференциация [р’ – л’]. 1 Дифференциация [р - л], [р’ – л’]. 1 Звук [ч]. Буква Чч. 1 Дифференциация [ч – т’]. 1 Дифференциация [ч – т’]. 1 Звук [щ]. Буква Щщ. 1 Дифференциация [с’ – щ]. 1 Дифференциация [с’ – щ]. 1 Дифференциация [ч - щ]. 1 Дифференциация [ч - щ]. 1 Звук [ц]. Буква Цц. 1 17
Дифференциация [ц - с]. 1 Дифференциация [ц - с]. 1 Дифференциация [ц - т]. 1 Дифференциация [ц - т]. 1 Дифференциация [ц - ч]. 1 Дифференциация [ц - ч]. 1 Контрольная работа № 5 по теме: «Свистящие и шипящие звуки, сонорные, аффрикаты, зад- неязычные». 1 К/р
Буквы, сходные по кинетическим

признакам (по необходимости).
Дифференциация букв У – Ч. 1 Дифференциация букв У – Ч. 1 Дифференциация букв и – ш. 1 Дифференциация букв и – ш. 1 Дифференциация букв ш – щ. 1 Дифференциация букв ш – щ. 1 Дифференциация букв л – м, Л – М. 1 Дифференциация букв л – м, Л – М. 1 Дифференциация букв К – Н. 1 Дифференциация букв К – Н. 1 Дифференциация букв х – ж. 1 Дифференциация букв х – ж. 1 Дифференциация букв Г – Р. 1 Дифференциация букв Г – Р. 1 Дифференциация букв ч – ъ. 1 Дифференциация букв н – ю. 1 18
Дифференциация букв л – я. 1 Дифференциация букв а – д. 1 Дифференциация букв З – Е. 1 Дифференциация букв З – Е. 1
Буквы, сходные по оптическим признакам

(по необходимости).
Дифференциация букв с – е. 1 Дифференциация букв о – с. 1 Дифференциация букв у – д – з. 1 Дифференциация букв л – и. 1 Дифференциация букв м – ш. 1 Дифференциация букв в – д. 1 Контрольная работа № 6 по теме: «Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам» (по необходимости). 1 К/р Резерв 3 ИТОГО
105

Календарно-тематическое планирование

2-й этап коррекционно-развивающего обучения
19

Календарные сроки

Раздел. Тема урока.

Количество

часов

Вид контроля

По плану

По факту

Родственные слова. Корень слова.

5
Родственные, однокоренные слова. Корень сло-ва. 1 Родственные, однокоренные слова. Корень сло-ва. 1 Однокоренные, но не родственные слова. 1 Однокоренные, но не родственные слова. 1 Контрольная работа № 1 по теме: «Родственные слова. Корень слова». 1 К/р.
Парные звонкие и глухие согласные в

корне слова.

3
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 1 Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 1 Контрольная работа № 2 по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». 1 К/р.
Безударная гласная в корне слова.

7
Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. 1 Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. 1 Безударная гласная в корне слова, проверяемая 1 20
ударением. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. 1 Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. 1 Сложные слова. 1 Контрольная работа № 3 по теме: «Безударная гласная в корне слова». 1 К/р.
Образование слов при помощи суффиксов и

приставок. Состав слова. Приставки и

пред-

логи.

21
Образование слов при помощи уменьшитель- но-ласкательных суффиксов: -ик-, -ек-, -ок-, -к--чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ишк-, -ушк-, -очк- -юшк-, -ечк-. 1 Образование слов при помощи уменьшитель- но-ласкательных суффиксов: -ик-, -ек-, -ок-, -к--чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ишк-, -ушк-, -очк- -юшк-, -ечк-. 1 Образование слов при помощи суффиксов, обо-значающих детёнышей животных: -онок-, -ат-, -ёнок-, -ят-. 1 Образование слов при помощи суффиксов, обо-значающих лиц по профессии: -чик-, -ик-, -ец-, -щик-, -тель-, -ник-, -ист-, -ниц-, -ер-. 1 Образование слов при помощи суффиксов, 1 21
обо-значающих лиц по профессии: -чик-, -ик-, -ец-, -щик-, -тель-, -ник-, -ист-, -ниц-, -ер-. Образование при помощи суффиксов увеличе- ния: -ищ-, -ущ-, -ющ-. 1 Образование слов при помощи суффиксов прилагательных и глаголов. 1 Образование слов при помощи приставок, обо-значающих направленность движения: в-, вы-, до-, за-, на-. 1 Образование слов при помощи приставок с гласной о: со-, про-, во-, об-, обо-, о-, по-, под-, подо-, ото-, от-. 1 Образование слов при помощи приставок с гласной а: над-, за-, на-. 1 Образование слов при помощи неизменяемых приставок: у-, в-, вы-. 1 Образование слов при помощи приставок, оканчивающихся на з/с: из-/ис-, без-/бес-, вз-/вс-, через-/черес-, воз-/вос-, раз-/рас-. 1 Образование слов при помощи приставок: пре-, при-. 1 Состав слова. 1 Состав слова. 1 Предлоги. 1 Предлоги. 1 Дифференциация предлогов и приставок. 1 Дифференциация предлогов и приставок. 1 22
Дифференциация предлогов и приставок. 1 Контрольная работа № 4 по теме: «Образова- ние слов при помощи суффиксов и приставок. Состав слова. Приставки и предлоги. 1
Антонимы, синонимы, многозначные слова.

14
Антонимы. 1 Антонимы. 1 Антонимы. 1 Антонимы. 1 Синонимы. 1 Синонимы. 1 Синонимы. 1 Синонимы. 1 Многозначные слова. 1 Многозначные слова. 1 Многозначные слова. 1 Многозначные слова. 1 Многозначные слова. 1 Контрольная работа № 5 по теме: «Антонимы, синонимы, многозначные слова». 1 К/р. Резерв. 1 ИТОГО
51
23

Календарно-тематическое планирование

3-й этап коррекционно-развивающего обучения

Календарные сроки

Раздел. Тема урока.

Количество

часов

Вид контроля

По плану

По факту

Согласование.

6
Словосочетание. Связь слов в словосочетании, 1 24
предложении. Согласование прилагательных с существитель-ными в числе. 1 Согласование прилагательных с существитель-ными в роде. 1 Согласование глагола с существительным в числе. 1 Согласование глагола с существительным в роде. 1 Контрольная работа № 1по теме: «Согласова- ние». 1 К/р.
Управление.

6
Винительный падеж имени существительного. 1 Родительный падеж имени существительного. 1 Дательный падеж имени существительного. 1 Творительный падеж имени существительного. 1 Предложный падеж имени существительного. 1 Контрольная работа № 2 по теме: «Управле- ние». 1 К/р.
Предложение.

10
Предложение. Деление сплошного текста на предложения. 1 Составление предложений по вопросам. Рас- пространение предложений. 1 25
Составление предложений по картинке с ис- пользованием опорных слов. 1 Составление предложений из слов. Объедине- ние их в связный текст. 1 Предложения с однородными членами. Состав-ление предложений с однородными членами. 1 Простые и сложные предложения. Сложносо- чинённое предложение. Составление сложно- сочинённого предложения из 2-х простых пре- дложений. 1 Сложноподчинённое предложение. Составле- ние сложноподчинённого предложения из 2-х простых предложений. 1 Деформированные предложения. Редактирова- ние этих предложений. 1 Деформированные предложения. Редактирова- ние этих предложений. 1 Контрольная работа № 3 по теме: «Предложе- ние». 1 К/р.
Текст.

11
Текст. Выделение признаков текста. Определе- ние темы, главной мысли текста. Озаглавлива- ние текста. 1 Структура текста (начало, основная часть, кон- цовка). Деление текста на части. Составление 1 26
плана текста. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема постро-ения текста-повествования. 1 Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема постро-ения текста-повествования. 1 Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения текста- описания. 1 Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения текста- описания. 1 Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения текста- рассуждения. 1 Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения текста- рассуждения. 1 Редактирование текста. 1 Редактирование текста. 1 Контрольная работа № 4 по теме: «Текст». 1
Связная речь.

20
Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. 1 Последовательный пересказ текста с ярко вы- 1 27
раженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. 1 Последовательный пересказ текста описатель- но-повествовательного характера с использова-нием опорных предметных картинок, сюжет- ной картинки. Составление плана пересказа. 1 Последовательный пересказ текста с использо- ванием серии сюжетных картинок и слов-дей- ствий. 1 Выборочный пересказ текста. Составление пла-напересказа. 1 Краткий пересказ текста. Составление плана пересказа. 1 Творческий пересказ по по обозначенному на- чалу рассказа. Составление плана рассказа. 1 Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. 1 Творческий пересказ по обозначенной середи- не рассказа. Составление плана рассказа. 1 Устное сочинение. Составление рассказа пове- ствовательного характера по демонстрацион- ным действиям и картинкам. 1 Устное сочинение. Составление рассказа по 1 28
во-просам и картинке. Устное сочинение. Составление рассказа по опрным словам и картинкам. 1 Устное сочинение. Составление рассказа по се- рии картинок с использованием вопросного плана. 1 Устное сочинение. Составление сравнительно- го рассказа описательного характера по кар- тинкам с использованием графических схем. 1 Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов. 1 Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элемента- ми описания, с использованием вопросного плана и опорных слов. 1 Сочинение-рассуждение «Моё любимое заня- тие». 1 Анализ и редактирование рассказов, сочинений. 1 Анализ и редактирование рассказов, сочинений. 1 Контрольная работа № 5 по теме: «Связная речь». 1 Резерв. 1 ИТОГО
54
29
30


В раздел образования